Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИУЛИЯ
28, С. 567-569 опубликовано: 24 октября 2016г.


ИУЛИЯ

[Юлия; лат. Iulia; франц. Jule, Jules], мц. (пам. зап. 21 июля), пострадавшая в г. Трикассы (ныне Труа, Франция). Основной источник сведений об И.- ее Мученичество (BHL, N 4518), известное в неск. редакциях. Ранняя редакция Мученичества сохранилась в рукописи кон. VIII-IX в. (Montpellier. École de Médecine. 55. Fol. 101-102v; сб. житий святых происходит из ц. св. Стефана в Отёне; описание см.: AnBoll. 1915/1916. T. 34/35. P. 251-254; поправки: Straeten. La Passion. 1962. P. 362-363). Ж. Верден и болландист Ж. ван дер Стратен указали еще 6 рукописей X-XIV вв., в к-рых содержатся более поздние редакции произведения. Мученичество И. впервые опубликовано Н. Камюза (Camuzat N. Promptuarium sacrarum antiquitatum Tricassinae dioecesis. Augustae Trecarum, 1610. P. 381-384), в 1727 г. текст был перепечатан болландистом Ж. Б. дю Солье в «Acta Sanctorum». Текст Мученичества И., опубликованный Камюза, в нек-рых деталях расходится с рукописными редакциями. В частности, в публикации утверждается, что смертный приговор мученице вынес имп. Аврелиан (270-275). По мнению ван дер Стратена, это добавление мог сделать Камюза, готовивший текст к публикации. Ж. ван дер Стратен всесторонне исследовал и опубликовал текст Мученичества с учетом всех известных к сер. XX в. рукописей (Straeten. La Passion. 1962). Он выделил 2 редакции Мученичества. Редакция А (известна по единственной рукописи, хранящейся в Монпелье) является более ранней, однако сохранность текста издатель признает неудовлетворительной из-за «варварского» языка, обилия грамматических ошибок и стилистических погрешностей, нек-рые выражения в рукописном тексте не вполне понятны «либо по вине переписчика, работавшего небрежно и пропускавшего слова, либо из-за вмешательства безграмотного редактора». Более поздняя редакция В, к-рая отличается от ранней версии наличием риторических вставок, опубликована ван дер Стратеном по рукописи Paris. lat. 17002 (легендарий из мон-ря Муасак; кон. X в.). Этот текст Мученичества И. без значительных изменений распространялся в рукописях до кон. XIV в.

Мц. Иулия. Скульптура. XVI в. (ц. Сен-Мартен-эс-Винь, Труа)
Мц. Иулия. Скульптура. XVI в. (ц. Сен-Мартен-эс-Винь, Труа)

Мц. Иулия. Скульптура. XVI в. (ц. Сен-Мартен-эс-Винь, Труа)
Согласно Мученичеству, И., монахиня из Трикасс, была захвачена в плен Клавдием, «императором варваров», который пожелал вступить с ней в брак. И. отказалась стать его женой, указав на то, что у нее есть Небесный Жених - Христос, Который защитит ее честь от посягательств. Узнав о том, что И. исповедует христианство, Клавдий проникся к ней уважением, велел устроить для нее особое помещение и приставил к деве служанок. По молитвам И. в доме Клавдия все обстояло благополучно, а после того как правитель обратился к ней с просьбой о помощи на войне, его воинство никогда не терпело поражений. Через 28 лет И. явился Господь и повелел ей вернуться в Трикассы и принять мученическую смерть. Клавдий пытался убедить святую остаться с ним, но И. посоветовала ему уверовать во Христа и оставить все земные заботы. Тогда Клавдий решил сопровождать И. «не как чужеземец, но как служитель (domesticus) святых, не как варвар, но как римский гражданин, не как волк, но как овца Христова». Вскоре после возвращения в Трикассы И. была схвачена и предстала перед префектом Элидием, к-рый велел пытать ее на дыбе и жечь огнем. Как только палачи приступили к пыткам, то немедленно ослепли, и префект велел привести И. к императору (в рукописи имя не указано). Тот приказал ей принести жертвы богам, а получив отказ, велел обезглавить И. Когда Клавдий узнал об этом, то явился к императору и потребовал для себя смертной казни, рассказав о добродетелях И. и исповедовав веру во Христа. После казни Клавдия к префекту пришли 20 его спутников, к-рые также объявили себя христианами и приняли мученическую кончину.

Лит. и историческая ценность Мученичества И. была низко оценена Камюза и Л. С. Тиймоном (Tillemont. Mémoires. 1701. T. 4. P. 348), тогда как дю Солье считал его «подлинным и достоверным». Верден впервые отметил близкое сходство Мученичества И. с Мученичеством святых Луцеи и Авцеи и др. (BHL, N 4980) и указал на дословные совпадения агиографических произведений (Verdin. 1924. P. 185-189). В Мученичестве И. повторен сюжет Мученичества Луцеи и Авцеи, изменены лишь некоторые детали и имена персонажей (Клавдий вместо Авцеи, Элидий вместо Элия и т. д.). Вопрос о связи Мученичества И. с Мученичеством Луцеи и Авцеи подробно изучил ван дер Стратен. Почитание Луцеи и Авцеи впервые засвидетельствовано в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.), где мученицы упоминаются под 7 числами в разных местах (Рим, Александрия, Фессалоника). По мнению И. Делеэ, Мученичество Луцеи и Авцеи восходит к греческому (вероятно, греко-италийскому) житийному сочинению, известному по краткому сказанию в Синаксаре Великой ц. (SynCP. Col. 801-802; MartHieron. Comment. P. 654). В греч. сказании и в нек-рых рукописях лат. Мученичества местом подвига святых названа обл. Кампания (de territorio Campaniae - ActaSS. Iun. T. 5. P. 12), что могло быть понято агиографом, работавшим в Труа, как указание на обл. Шампань (Straeten. La Passion. 1962. P. 362). Мученичество святых Луцеи и Авцеи (Эваиды) под 25 дек. сохранилось в составе той же рукописи из Монпелье, что и ранняя редакция Мученичества И. О популярности агиографического сюжета, основанного на мотиве пленения св. девы варварским правителем, свидетельствует рим. Мученичество святых Луциллы и Флоры (BHL, N 5017), также основанное на Мученичестве Луцеи и Авцеи. Т. о., Мученичество И. не представляет ценности для изучения истоков почитания святой в Труа.

Самое раннее упоминание о почитании И. содержится в Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) (запись под 21 июля: Trecas sanctae Juliae virginis et martyris). Отсутствие упоминаний о Клавдии и др. спутниках И. указывает на то, что Узуард не был знаком с текстом Мученичества и знал о почитании св. девы из др. источников (скорее всего из предания). Вероятно, культ И. следует связывать с почитанием ее гробницы в пригородном некрополе в Труа (Straeten. La Passion. 1962. P. 365). Гробница И. предположительно находилась на кладбище (некрополь в квартале Сент-Жюль), к-рое возникло в эпоху Римской империи к западу от города и частично существовало до XIX в. (кладбище Кламар). Систематического исследования некрополя не проводилось (Denajar L. L'Aube. P., 2005. P. 577-578, 583-584. (Carte archéologique de la Gaule; 10); Crété-Protin. 2002). До XII в. сведения о гробнице и о посвященных И. храмах отсутствуют. О капелле св. И. в Труа, которая существовала до XIX в., впервые упоминается в документах, датированных 1117 и 1137 гг. (Collection des principaux cartulaires du diocèse de Troyes / Éd. Ch. Lalore. P.; Troyes, 1890. T. 7: Cartulaire de l'abbaye de Montiéramey. P. 33, 49). С XII в. литургическое поминовение (commemoratio) И. фиксируется в календарях и бревиариях, происходящих из еп-ства Труа или из монастырей, приписанных к цистерцианскому аббатству Молем. Более торжественное празднование памяти святой (festum) указано в богослужебных книгах XIV-XVI вв., предназначенных для городских храмов Труа. В XIII в. основным центром почитания И. стал мон-рь Жуар, куда были перенесены мощи мученицы. В источниках нет точных сведений о времени и об обстоятельствах этого события. Согласно позднему монастырскому преданию, перенесение мощей состоялось 29 янв. 1111 г. В лит-ре XIX в. без указания источников приводятся сведения о том, что ок. 1223 г. мощи И. были перенесены в Жуар монахинями, жившими при гробнице святой, ввиду того что г. Труа подвергался угрозе во время военных действий. В Жуаре святыню приняла аббатиса Алиса, к-рая велела изготовить драгоценную раку для мощей. На раке И. сохранилась надпись о ее изготовлении по указанию аббатисы Евстафии II, о к-рой в др. источниках не упоминается (см.: Grésy E. La châsse de S. Jule à Jouarre (Seine-et-Marne) // Annales archéologiques. P., 1848. T. 8. P. 295-303). В наст. время рака с мощами И. хранится в приходской ц. святых Петра и Павла в Жуаре. В мон-ре Жуар празднование памяти И. было особенно торжественным, с октавой (монастырский бревиарий XIII в.- Paris. lat. 750. Fol. 125v-130). Известно о чудесах от мощей И., которые произошли при аббатисе Жанне VI Лотарингской (1624-1638). В анонимном описании празднеств в Жуаре (составлено ок. 1830) упоминается о предании, согласно которому И. была основательницей обители. После возобновления монашеской жизни в Жуаре и реформы проприя святых еп-ства Мо (1837) празднование памяти И. временно прекратилось, однако было восстановлено в Жуаре в 1892 г., а в 1926 г. включено в проприй еп-ства Мо (Straeten. La Passion. 1962. P. 367-369).

В Труа центром почитания И. стала ц. Сен-Мартен-эс-Винь, в к-рой хранились частицы мощей святой. После разрушения этой и др. церквей во время подготовки к осаде города (см. ст. Религиозные войны во Франции) в 1590 г. святыня была утеряна (в 1599 по инициативе прихожан из Жуара была доставлена другая частица мощей). В приходе ц. Сен-Мартен-эс-Винь существовали капелла, по преданию построенная на месте погребения мученицы, а также источник св. И. В 1833 г. капелла была разрушена, источник засыпан. В ц. Сен-Мартен-эс-Винь сохранились капелла св. Николая и И., статуя святой (XVI в.), а также витражи (1-я четв. XVII в.) со сценами из ее Мученичества.

Ж. де Ла Моль в издании Мартиролога Узуарда указал память И. вместе с памятью Клавдия, Иуста, Иукундина и др. 15 мучеников (Usuardi Martyrologium, quo Romana Ecclesia, ac permultae aliae utuntur // Opera Ioannis Molani. Lovanii, 1573. Fol. 121). Вероятно, де Ла Моль был знаком с той же версией Мученичества И., что и Камюза, т. к. он датировал кончину мучеников правлением имп. Аврелиана. На основании издания де Ла Моля кард. Цезарь Бароний включил память И., Клавдия и др. мучеников в Римский Мартиролог (Martyrologium Romanum ad novam kalendarii rationem et Ecclesiasticae historiae veritatem restitutum. Venetiis, 15872. P. 322-323; MartRom. Comment. P. 298-299). Память И., Клавдия и 20 мучеников, с ними пострадавших, была внесена Андре дю Соссе в Галльский Мартиролог (Saussay A., du. Martyrologium Gallicanum. P., 1637. P. 450-451). В наст. время память И. отмечается в епископствах Труа и Мо, а также в мон-ре Жуар.

Ист.: BHL, N 4518; ActaSS. Iul. T. 5. P. 132-134.
Лит.: Légende de S. Jule, vierge et martyre. Plancy; P., 1850; Defer E., abbé. Vie des saints du diocèse de Troyes et histoire de leur culte jusqu'à nos jours. Troyes, 1865. P. 37-45; Verdin G. Légendes hagiographiques troyennes: Les pseudo-martyrs de la persécution d'Aurélien // RHR. 1924. Vol. 90. P. 175-192; Morin L. Les monuments du culte de S. Jule à S.-Martin-ès-Vignes, près de Troyes. Troyes, 1935; Héliot P. Le trésor et les reliques de l'ancienne abbaye de Jouarre d'après les inventaires // Revue Mabillon. P., 1957. Vol. 47. P. 262-263; Straeten J., van der. Actes des martyrs d'Aurélien en Gaule // AnBoll. 1962. T. 80. P. 124-125; idem. La Passion de S. Jule // Ibid. P. 361-381; Marilier J. Giulia // BiblSS. Vol. 6. Co l. 1169-1170; Crété-Protin I. Église et vie chrétienne dans le diocèse de Troyes du IVe au IXe siècle. Villeneuve d'Ascq, 2002. P. 62, 104-107, 211-212; Aubert R. Jule // DHGE. T. 28. Col. 469-470.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученицы Римско-католической Церкви Иулия, мученица (пам. зап. 21 июля)
См.также:
АВДАКТА мученица Кесарийская (пам. зап. 28 марта)
АВКСИЛИЯ мц. (пам. зап. 4 сент.)
АГАПИЯ мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта)
АГАПИЯ († ок. 400), мц. Брешианская (пам. зап. 16 авг.)
АГАПИЯ († ок. 273), мц. Тернийская (пам. зап. 15 февр.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)