Точная дата создания К. м. определяется историками на основании анализа череды недатированных событий, изложенных в Житии прп. Сергия Радонежского: введения в Троицком мон-ре общежительного устава (см. Троице-Сергиева лавра), конфликта прп. Сергия с братией и его уход в Махрищский мон-рь, а затем на р. Б. Киржач. В дореволюционной историографии считалось, что введение общежития в Троицкой обители относится к 1354 г., к периоду 1-го Патриаршества на К-польском престоле Филофея Коккина († 1379), отправившего послание прп. Сергию с рекомендацией «составить общее житие». Поскольку, по преданию, мон-рь строился на протяжении 4 лет, то его основание датировалось 1358 г. К 1371 г. устроение обители относит Р. Г. Скрынников, полагавший, что введение «общего жития» в Троицком монастыре состоялось после вторичного вступления Филофея на Патриарший престол в 1364 г. Принятые датировки пересмотрел Б. М. Клосс: на основании углубленного исследования деталей Первой Пахомиевской редакции Жития прп. Сергия он предложил датировать устроение К. м. 1373-1374 гг. В. А. Кучкин, указывая, что К. м. находился на Переславской земле, после 1362 г. состоявшей в юрисдикции вел. кн. Московского Димитрия Иоанновича Донского, полагал, что основание К. м. произошло не ранее 1374 г., после назначения прп. Сергия духовником вел. князя. Поскольку в событиях, связанных с монастырем, фигурирует митр. всея Руси свт. Алексий († 1378), хронологические рамки ограничиваются 1374-1378 гг. Обращение патриарха Филофея к прп. Сергию с предложением ввести общежительный устав совр. историки датируют временем после 1375 г. Возможно, в результате конфликта с братией прп. Сергий покинул Троицкую обитель в 1-й пол. сент. 1375 г., К. м. основал поздней осенью-зимой 1375/76 г. В кон. марта - нач. апр. 1376 г. преподобный вернулся в Троицкий мон-рь.
С XIV в. и до упразднения в 1764 г. вотчинный, по терминологии с кон. XVII в. приписной, К. м. управлялся властями Троице-Сергиевой обители. В 1438 г. К. м. управлял строитель, но жалованную грамоту на монастырские владения вел. кнг. София Витовтовна выдала троицкому игумену. В 1744-1764 гг. К. м. относился к Переславской епархии, в 1764 г. был упразднен, храмы обращены в приходские церкви казенного с. Киржач Переславского у. С 1778 г., при образовании Владимирского наместничества, с. Киржач и располагавшееся рядом с. Селиванова Гора были преобразованы в уездный г. Киржач. В 1796 г. Киржач стал заштатным городом Покровского у. Владимирской губ.
Численность насельников К. м. в XIV - 1-й пол. XVI в. неизвестна. Однако в Житии прп. Сергия отмечается, что мон-рь достаточно быстро «наполнился множеством братии». Как писал агиограф, в обитель к прп. Сергию постоянно переходили троицкие монахи: «овогда два, овогда три, иногда же и множае». В первые годы существования К. м. управляли игумены. В XVI-XVIII вв. мон-рь возглавляли строители, к-рые, так же как и игумены, назначались властями Троице-Сергиевой обители. Впервые данные о численности монашествующих указываются в сотной грамоте из писцовой книги 1562/63 г.: в монастыре числились строитель Варлаам и 90 иноков. Очевидно, К. м. пострадал в голодные годы 2-й пол. XVI в. (по писцовым книгам 1592-1593 гг., в обители проживали строитель, 4 черных священника и 29 старцев) и был разорен в Смутное время, в нач. XVII в. Писцовая книга 1626-1629 гг. фиксирует 8 монашеских келий. К 1764 г. насельники К. м. проживали в 3 кельях, в богадельне при обители находились 6 женщин.
Первым настоятелем мон-ря был прп. Исаакий, Радонежский молчальник, поставленный прп. Сергием. Но, «любя безмолвие и молчание», он отказался управлять К. м. Вместо него прп. Сергий назначил своего ученика прп. Романа Киржачского, к-рого благословил и на священство. В XVII в. лит. трудами прославился строитель старец Александр, составивший Житие прп. Даниила, основателя и игумена переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы мон-ря, и службу ему.
Сведения о монастырских служителях, проживавших в Подмонастырской слободе, известны с XVII в. В Смутное время слобода была разорена и восстановлена только в 20-х гг. XVII в. По писцовой книге 1626-1629 гг., в ней находилось 10 дворов стрельцов и 6 дворов монастырских служек. По первой ревизии (1719), значится 208 чел. муж. пола, по второй (1744) - 179 служителей и бобылей. Офицерская опись монастыря 1764 г. сообщает, что «жительство оные служители и бобыли имеют работою своею, а некоторые от своего рукоделия и от торговых разных промыслов».
Первый храм, построенный прп. Сергием по благословению митр. Алексия, был освящен в честь Благовещения Пресв. Богородицы, возможно 25 марта 1376 г. Согласно Житию, «сребро довольно» на его возведение пожертвовали вкладчики, князья и бояре. Описания зданий церкви XIV-XV вв. не сохранились; очевидно, они были «клецкие», деревянные. Первые документальные сведения о Благовещенском соборе в писцовых книгах 1562-1563 и 1592-1593 гг. лаконичны: упоминается каменная «церковь Благовещение Пречистые Богородицы да придел царя Костянтина» (РГАДА. Ф. 281. № 203/8927; ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 841). Возможно, придел храма устроен в 1526 г. в связи с браком вел. кн. Василия III Иоанновича и княжны Елены Васильевны Глинской. Аналогичный текст приведен и в писцовой книге 1627-1629 гг. В 1608 г. храм неоднократно разоряли: «от воинских людей» «престол порушен и осквернен, и сосуды церковные поломаны». Ростовский митр. Филарет (Романов) распорядился выдать новый антиминс и благословил «тот храм освящати» (АИ. Т. 2. № 106. С. 136; РИБ. Т. 2. № 171. С. 693-694).
Архитектурные особенности 2-этажного каменного Благовещенского собора, построенного, вероятно, в 1-й трети XVI в., стали известны в ходе реставрационных работ 1963-1964 гг. Здание кубической формы, одноглавое, 4-столпное, поставлено на подклете, завершение позакомарное. Арки, несущие барабан главы, ступенчато повышены, благодаря этому глава поднята кверху, а в ее основании находился украшенный кокошниками восьмерик. Фасады собора делились пилястрами и полуколонками на 3 части, внутри церкви соответствующих этому делению лопаток не было. С 3 сторон - северной, южной и западной - храм окружала галерея-гульбище. Архитектурные и конструктивные особенности здания сближают его с соборами суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря.
На верхнем этаже собора была освящена ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. По описи 1764 г., в ней стоял 5-ярусный иконостас; в результате перестройки 1837 и 1895 гг. он стал 3-ярусным и состоял из 47 икон. Алтарь отделен от остального пространства каменной стеной. По описи 1764 г., над престолом находилась деревянная резная сень. В 1857 г. стены храма расписал А. П. Соловьёв, галерею в 1878 г.- И. Я. Яковлев. В 1885 г. росписи были поновлены московским живописцем А. Я. Стороженко. На нижнем этаже собора под сводами находились палатки. В палатке под алтарем почивали под спудом мощи прп. Романа Киржачского. Над местом его погребения стояла деревянная гробница, обитая медью, с живописным изображением на верхней доске лика преподобного и текстом из тропаря и кондака ему. С 1874 г. по инициативе братьев Соловьёвых обсуждался вопрос о пересмотре статуса Благовещенской ц. и об открытии в Киржаче собора. Инициатива была поддержана епархиальным начальством, и дело было направлено на рассмотрение в Синод. Указом Синода от 15 окт. 1875 г. храм стал соборным и получил новое штатное расписание. Но торжественное открытие было перенесено на лето следующего года. 22 июля 1876 г. Благовещенская ц. была торжественно переименована в городской собор Киржача в присутствии архиеп. Владимирского Антония (Павлинского).
Согласно писцовым книгам 2-й пол. XVI - 1-й трети XVII в., вероятно, рядом с Благовещенским храмом стояла деревянная колокольня. В описи 1642 г. указано, что: «...колокольница деревянная рубленная, брусеная. А шатер, крест и глава паяна железом немецким». Она упразднена в сер. XVII в. в связи с возведением в К. м., очевидно на ее месте, каменного храма во имя Всемилостивого Спаса со звонницей.
Вторым по древности храмом К. м. является теплая ц. во имя прп. Сергия Радонежского, построенная, вероятно, в 1-й пол. XVI в., при царе Иоанне IV Васильевиче. В писцовой книге 1562-1563 гг. отмечена каменная «церковь Сергей Чудотворец с трапезою». Это был теплый одноглавый храм, имевший вид прямоугольника с апсидой. В его подвальных помещениях хранились монастырские припасы. В 1846-1847 гг. храм был перестроен. Верхний этаж с трапезной снесен и построен заново над бывш. подвальными помещениями. Храм венчали 2 главы, в середине на барабане и над алтарем. Во 2-й пол. XIX в. с сев. стороны была устроена ризница. На средства прихожан позолотили иконостас, выложили чугунный узорчатый пол, купол и стены украсили росписями. Под полом и под папертью, где обычно сидели нищие, устроены духовые печи.
Каменная ц. во имя Всемилостивого Спаса (1656) возведена на средства боярина Ивана Андреевича Милославского у алтаря Благовещенского собора, «над родителями своими и по своей душе в вечный поминок». Являлась фамильной церковью-усыпальницей. Спасский храм представляет собой оригинальный тип шатровой церкви, «иже под колоколы». Простой и четкий четверик поставлен на подклети и вместо традиц. глав завершен шатровой колокольней. Верх четверика, перекрытый позднее железной кровлей, сначала был плоским, покрыт плитами и огражден белокаменным параклитом - крытой галереей. По углам зап. части храма возвышались 2 башенки: северо-западная со звоном и юго-западная, прикрывавшая выход из внутристенной лестницы на верхнюю площадку и к каменной звоннице (где находились 2 больших колокола - весом в 100 и 46 пудов). В 1699 г. был отлит колокол, к-рый окольничий А. И. Ржевский передал в храм Всемилостивого Спаса. Внизу храм примыкал к апсидам Благовещенской ц., но его ось сдвинута к северу по отношению к продольной от собора. С запада и севера церковь окружена открытой галереей-гульбищем на арках подклета. С сев. стороны галерея сообщается с галереей Благовещенского храма. Такой прием соединения церквей одной площадкой-гульбищем является редким в древнерус. архитектуре.
На 2-м этаже находилась церковь, единственный престол к-рой освящен в честь Происхождения честных древ Креста Господня. Алтарь полукруглый, без разделений. Позолоченный иконостас прямой, с тяблами в 3 яруса. Нек-рые из 74 икон были написаны придворным иконописцем XVII в. Симоном Ушаковым. В храме находилась усыпальница Милославских и их родственников, могилы отмечены белокаменными гробницами, украшенными художественной резьбой.
В 1865-1866 гг., спустя почти век после упразднения монастыря, на его территории на средства братьев Петра и Александра Соловьёвых была построена и в 1869 г. освящена теплая ц. во имя Всех святых. Храм имеет форму правильного квадрата с выступающим алтарем, отмеченным главкой, одноглавый, со шлемовидным куполом на приподнятом барабане в середине здания. Обе главы венчают кресты, окованные медью и позолоченные. Роспись купола, стен и иконы для иконостаса выполнены московским художником Н. Г. Степановым. К нач. XX в. в храме было 3 придела: главный - во имя Всех святых, во имя святителей Петра и Алексия, митрополитов Московских, и во имя св. Петра и мц. Феклы. С зап. стороны Всехсвятского храма по проекту владимирского архит. Н. А. Артлебена выстроена 5-ярусная каменная колокольня. На колокольне находилось 9 колоколов; наиболее крупные отлиты на средства братьев Соловьёвых: один весил 549 пудов, полиелейный - 182 пуда.
В XVI в. близ трапезной Сергиевского храма находилась «часовня деревянная», назначение к-рой в описях не уточняется. Позднее за оградой К. м., на склоне р. Б. Киржач, над колодцем, ископанным, по преданию, прп. Сергием, была построена каменная часовня, покрытая железом, с крестом на куполе. Колодец оказался в середине часовни. Сруб его был окован с наружной стороны медью.
Не позднее сер. XVI в., возможно в связи со строительством первых каменных храмов, мон-рь был обнесен каменной оградой. В писцовой книге 1592-1593 гг. указывалось, что «около всего монастыря ограда каменная, а в длину монастыря 100 сажен. А на святых воротех шатер каменной вверх да по углам 2 башни камены, круглы, крыты тесом» (ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 841). К 1642 г. церковь на св. воротах запустела. К кон. XIX в. территория бывшего мон-ря по-прежнему была обнесена кирпичной, крытой железом оградой с башнями на 3 углах. Южные св. ворота «с высоким верхом» были покрыты белой жестью и украшены живописными изображениями, над створами имелась надпись об обстоятельствах основания монастыря. К кон. XIX в. ограда имела в окружности 237 саж., включая вост. и зап. ворота, а также пространство, занимаемое по линии ограды уч-щем и церковным домом. Пространство внутри ограды составляло десятину и 1 тыс. кв. саж. земли.
На территории К. м. располагались жилые постройки. В кон. XVI в. в обители находились келарская келья, 21 келья строителей, священников и старцев. В 1627-1629 гг. кроме келарской имелось 8 братских келий. В 1764 г. в мон-ре значились каменная настоятельская келья и 3 деревянные братские. По описаниям, начиная с XVI в. известно о хозяйственных постройках на территории мон-ря: каменной казенной палате и сушиле, а под ними был погреб, ледник, каменная поварня и хлебная изба. Имелся конюшенный двор с избой и амбаром, 8 сенников с конюшнями. В описи 1764 г. при упразднении мон-ря отмечены хлебенная, 6 житниц, погреб, кухня, баня и сторожка. К обители примыкала Подмонастырская слобода, к-рая впервые упоминается в разъезжей грамоте 1541 г. В кон. XVI в. в ней находились 3 «служних» двора и «воловый» двор. Под мон-рем, на р. Б. Киржач, работала 2-колесная мельница («большие колеса немецкие»).
Основным источником содержания К. м. в XV-XVIII вв. являлись доходы, полученные с пожалованных и купленных населенных земельных владений, наиболее ранние из которых с 1-й пол. XV в. находились близ обители, в Борисоглебском стане волости Маринина Слобода Переславского у. В 1545-1547 гг. переславская вотчина К. м. увеличилась почти вдвое. По писцовым книгам 1562/63 г., в ее состав входили: село, 8 селец, 3 погоста, 113 деревень, 4 пустоши. В них находились 594 двора (607 чел. муж. пола) и 18 пустых дворов. В писцовых книгах 1592-1593 гг. после эпидемии чумы 1571 г. числятся слободка служняя, село, 6 селец, 17 деревень, 60 пустошей, в них 6 монастырских дворов, двор попа, 2 двора служек, 3 коровника, 165 чел., «20 дворов бобыльских с 20 бобылями», 6 дворов и 62 «мест запустевших» (ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 849; РГАДА. Ф. 281. № 203/8927). К XVII в. относится единственный скромный земельный вклад в К. м. в Переславском у. братьев И. А. и Б. А. Милославских - луг полпустоши Фофановой с кулишкой.
В XVI-XVII вв. вотчины К. м. располагались также в Дмитровском, Владимирском, Нижегородском и Юрьев-Польском уездах. По духовной грамоте (ок. 1472 г.) кн. Дмитровского Юрия Васильевича, мон-рю пожаловано «село Радково и с хлебом, что в земле... и з животиною» (ДДГ. С. 223). Однако условия завещания удельного родственника не были выполнены вел. кн. Иоанном III Васильевичем и К. м. так и не получил в свое распоряжение указанную вотчину. По поминальному вкладу 1526/27 г. Антониды, вдовы Ивана Никифоровича Басенкова, внука Федора Васильевича Басенка, известного политического деятеля при дворах вел. князей Василия II Васильевича и Иоанна III Васильевича, во владения К. м. перешло находившееся в Троицком стане Дмитровского у. с. Старобислово с 5 деревнями и 13 пустошами (АРГ, 1505-1526. № 284. С. 285, 337-338).
В 60-70-х гг. XVI в. во Владимирском у. обитель приобрела в Ильмехотском стане в вол. Санницкой с. Ваганово с деревнями (ранее вотчина казненного в 1571 царского казначея Никиты Афанасьевича Фуникова-Курцева (Черкасова. 1996. С. 147-148)). В том же стане монастырем куплено сельцо Свитиничи (Казаково) с деревнями у вотчинника Василия Коробова и дер. Бырдино (запустевшая к кон. XVI в.) у Фотиньи, супруги Григория Прокудина. В стане Малый Рог мон-рю перешла дер. Муравино, ранее бывшая во владении Юрия Прокудина. Продажу земель К. м. исследователи связывают со временем массовых казней и конфискаций в период опричнины. В 1-й пол. XV-XVII в. К. м. владел двором в г. Владимире (АСЭИ. Т. 1. № 312; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 71. Л. 16-16 об.).
В 1587/88 г. царь Феодор Иоаннович выдал мон-рю жалованную грамоту на с. Чёрное Нижегородского у. В Тихотине стане Юрьев-Польского у. обитель владела с. Нов. Скоморохово с деревней на р. Шерноге (Шерне) - по данной грамоте это вклад Ивана Григорьевича Нагого, сделанный в 1572 г. В грамоте оговаривалось условие, по к-рому строитель обители должен выплатить вкладчику «здачу» в 350 р. Но право собственности К. м. на этот вклад не было закреплено в писцовых книгах. Поэтому эти земли позднее были временно отписаны (т. е. конфискованы) «на царя Федора Ивановича» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 913. Л. 33-34 об., 166-167). Очевидно, изъятие вотчины последовало вскоре после кончины царя Иоанна IV и опалы на род Нагих. Впосл. вклад был возвращен мон-рю по жалованной грамоте царя Бориса Феодоровича Годунова 1598/99 г. в соответствии с «духовной» И. Т. Нагого от 25 авг. 1598 г. В 1607/08 г. законность владения подтвердил царь Василий Иоаннович Шуйский (Черкасова. 2004. С. 108-109).
К 1640 г. мон-рь владел 6521 четв. земли, по данным переписных книг 1653-1661 гг.- 318 дворами, в 1678 г.- 397-450 дворами, в 1700 г.-521 двором. К 1764 г. вотчина К. м. состояла из Подмонастырской слободы, с. Селиванова Гора и 26 деревень в Переславском у., с. Ваганова с деревнями во Владимирском у., в которых проживали 2105 чел. муж. пола. У мон-ря имелось 3256 четв. пахотной земли, 3840 копен села и 296 дес. непашенного леса.
Кроме доходов с населенных земельных владений с 1-й трети XV в. по жалованным грамотам вел. кн. Василия II Васильевича и вел. кнг. Софии Витовтовны К. м. получил право на рыбные ловли в р. Б. Киржач, подтвержденное в 1554 г. царем Иоанном IV. Из грамоты 1537 г. известно, что в это время «под их монастырем Пречистой на Киржаче торгуют в год на три праздники». По-видимому, речь идет о монастырских престольных праздниках (АИ. Т. 1. № 138. С. 200-201). Из документов неизвестно, когда появились и какой доход получал мон-рь с т. н. торжков на вотчинной земле. Грамотой царя Алексея Михайловича 1668 г. в пользу К. м. собирались пошлины уже с 5 торжков, учрежденных при мон-ре. Обитель владела 2 солеварнями: в Балахне и (с 1549) «у Новые Соли», на посаде в Холуе, в Стародубе Ряполовском Суздальского у. Доход К. м. приносили и 6 мельниц, находившихся в монастырских владениях. О наличии поминальных вкладов вещами и деньгами свидетельствуют сохранившиеся синодики К. м. По-видимому, особенно значительными были поступления от Милославских и их многочисленных родственников, многие из к-рых были похоронены в мон-ре.
С упразднением К. м. и преобразованием его храмов в приходские постепенно складывался штат духовенства. С 1875 г. в храмах было положено служить протоиерею, 2 священникам, диакону, 3 псаломщикам (один выполнял обязанности диакона) и 2 просфорням (по указу Владимирской духовной консистории одна определена на должность в 1886, другая - в 1903). Просфорням полагалось жалованье: одной - 120 р. в год, 2-й - 90 р. Остальным членам причта жалованье не полагалось. Содержание священно- и церковнослужителей складывалось из денег, полученных за исполнение треб, процентов с капитала, сложившегося из пожертвований купца А. А. Соловьёва и др. лиц (по указу Синода на содержание причта при открытии собора в 1875 и при назначении особого причта кладбищенской церкви в 1883 - 587 р.). В нач. XX в. дополнительно причт пользовался процентами с капитала вечных вкладов (420 р. 57 к. в год). Церковный капитал «неподвижной суммы» в ценных кредитных бумагах составлял 101 738 р. 61 к. Из них 63 тыс. р. резервировалось на «построение нового храма».
Причту принадлежало 29 дес. 1894 кв. саж. пахотной земли, 3 дес. 310 кв. саж. сенокосов. Пахотная земля ежегодно за 80 р. сдавалась в аренду под выпас скота, сенокосами причт пользовался сам. Церковных домов для причта не полагалось. Общине принадлежал каменный 2-этажный флигель, оставшийся от мон-ря, в к-ром к кон. XIX в. располагалась приходская б-ка, к 1910 г. на 1-м этаже - сторожка, на 2-м - певч. б-ка и келья диакона. Кроме того, на территории находился деревянный, крытый железом сарай; в юго-зап. углу ограды - 2-этажное каменное здание жен. уч-ща. По клировым ведомостям в кон. XIX в. в приходе числилось 1345 лиц муж. пола и 1513 женского, большая часть которых горожане, остальные проживали в 3 окрестных деревнях, в 1910 г.- 467 дворов (1371 чел. муж. пола и 1462 чел. жен. пола).
Архив К. м. формировался на протяжении многовекового периода, но известно и об утратах документов. Так, в жалованных грамотах царей Бориса Годунова от 13 янв. 1599 г., Василия Шуйского от 18 мая 1607 г. сообщалось, что при пожаре 1598 г. сгорели казенные кельи, а вместе с ними «на монастырские вотчины жалованные грамоты и данные, которые давали вкладчики, и всякие вотчинные крепости». При упразднении К. м. подлинники и списки жалованных грамот царей и др. публично-правовых актов XV-XVII вв., происходящие из архива монастыря, были переданы в Троице-Сергиеву лавру; в наст. время хранятся в ОР РГБ (Троиц. Ф. 303, 304). Нек-рые документы ок. 1764 г. поступили в Коллегию экономии и в составе особой коллекции средневек. документов «Грамоты Коллегии экономии» хранятся в РГАДА (Ф. 281).
В период секуляризационных реформ 2-й пол. XVIII в. в Троице-Сергиеву лавру поступила и монастырская б-ка, содержавшая более 20 рукописных книг XIV-XVII вв., а также богослужебные книги, творения отцов Церкви, житийная лит-ра. Возможно, в то же время из храмов бывш. мон-ря были изъяты и переданы в лавру нек-рые святыни и памятники церковных древностей. К нач. XX в. в храмах Киржача хранилось сравнительно небольшое число старинных икон и утвари. В Благовещенском соборе находился напрестольный серебряный вызолоченный крест с частицами мощей первомч. Стефана, царицы Феодоры, святых Космы и Дамиана, великомучеников Пантелеимона и Иакова Персиянина, мц. Татианы, мч. Прокопия, свт. Иоанна Златоуста и др.- вклад 1635 г. архим. Новоспасского московского мон-ря Иосифа. Упоминаются также икона Успения Пресв. Богородицы, частицы мощей в 2 крестах св. Иоанна Предтечи, евангелиста Марка, ап. Иакова Алфеева, преподобных Антония и Феодосия Печерских, прп. Нестора Летописца, прп. Сергия Радонежского, вмц. Варвары, преподобных Антипы Чудотворца, Иеремии Прозорливого, прп. Иоанна Киево-Печерского Многострадального, прп. Исаакия Киево-Печерского, мч. Лукиана, свт. Арсения, еп. Тверского, архиеп. Стефана. Здесь хранились также частицы от Гроба Господня, часть древа Креста Господня.
Чудотворной считалась храмовая икона прп. Сергия Радонежского в серебряной вызолоченной ризе, изготовленной в 1892 г. в память 500-летия преставления преподобного. Икону украшал оклад 1632 г., устроенный старцем строителем Малахией (Ржевитиным) «по себе и своих родителях». Сохранилась одна из святынь К. м.- Владимирская икона Божией Матери (XV в., ГИМ), которую к 1917 г. украшал серебряный оклад (ГА Владимирской обл. Ф. № 556. Оп. 1. № 57. Д. 5040. Л. 8. № 79). Из древних образов следует отметить находившуюся в Спасской ц. местную икону Спасителя с преподобными Сергием и Никоном (1659) работы иконописца С. Ушакова; Нерукотворный образ Спасителя (1548/49) - вклад старца Паисия из Благовещенского собора. Почитаемой была храмовая икона «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня» с 20 праздничными клеймами в серебряном позолоченном окладе из Спасской ц.
Реликвиями К. м. являлись деревянный посох с железным наконечником, принадлежавший настоятелям, хоругвь с образами равноапостольных Константина и Елены, вышитыми по малиновому бархату золотом и серебром в медном позолоченном круге с сиянием,- вклад 1635 г. новоспасского архим. Иосифа «по родителях своих в вечной поминок».
В окт. 1917 г. началось разорение городских церквей. В 1918 г. строения и все имущество бывш. монастыря и Всехсвятская ц. были реквизированы властями военного ведомства, хотя в том же году Киржачский УИК передал в пользование общине верующих наиболее ценное имущество, хранившееся в церквах. Оно было взято на учет Главмузеем Наркомпроса РСФСР, до 1923 г. часть его хранилась в опечатанном Спасском храме, другая была вывезена в Троице-Сергиеву лавру. Весной 1922 г. под предлогом помощи голодающим Поволжья было проведено изъятие из храмов предметов для богослужения из серебра и золота, за исключением тех, к-рые состояли на учете Главнауки. Были вскрыты 2 захоронения в усыпальнице Милославских, но ценностей там не обнаружили. 23 мая 1923 г. Киржачская ликвидационная комиссия закрыла Благовещенский, Спасский и Сергиевский храмы, но т. к. здания и находившееся в них имущество были «историческими по своей древности», они вместе с часовней прп. Романа были переданы в ведение Главмузея. Благодаря энтузиазму местного учителя Н. В. Синичкина на территории бывш. монастыря организовали Киржачский церковно-бытовой музей, впоследствии филиал Владимирского гос. музея. Музейными стали здания братского корпуса XVII в. и 2-этажный кирпичный дом причта, «сарай для хозяйственных нужд» и построенный в нач. XX в. в ограде церковный магазин. В 1924 г. древние храмы были внесены в «Список сохраняемых государством памятников истории и архитектуры Владимирской губернии» и поставлены на учет в Музейном отделе Главнауки. Музейная экспозиция располагалась в Благовещенском соборе и Спасской церкви. В Благовещенском соборе разместились памятники церковного искусства: иконы XIV-XVII вв., церковная утварь и шитье XV-XIX вв., резьба по дереву и каменные могильные плиты в основном XVII в., рукописные и старопечатные книги преимущественно из ризницы собора, а также др. церквей Киржачского у. В подклети Спасской ц. экспонировалось «бытовое» собрание: картины, мебель, одежда, монеты и др. вещи, конфискованные в усадьбах местных землевладельцев, в частности кн. И. Н. Вадбольского, гр. Салтыкова и др. В музее хранилось более 100 набивных досок, изъятых с фабрики Соловьёвых. До кон. 1928 г. ремонтные работы в храмах не проводились, и они разрушались. Вскоре после увольнения летом 1928 г. основателя и бессменного заведующего музеем Синичкина началось расхищение ценностей. Летом 1930 г. по инициативе Киржачского горсовета была предпринята попытка разрушить храм, но сотрудники Главнауки Наркомпроса РСФСР, на учете которого находились памятники, не дали разрешения на снос церковных зданий. В годы Великой Отечественной войны собор использовался под склад боеприпасов. Позднее в его помещениях находились колбасный цех, керосинная лавка. Из усыпальницы Спасского храма были расхищены резные надгробья, была уничтожена даже вмурованная в южную часть стены храма закладная плита. Здания не реставрировались, настенная роспись осыпалась.
Более трагической оказалась судьба Сергиевской ц. По распоряжению Киржачского УИК с 1923 г. музей сдал храм в аренду немногочисленной обновленческой общине (20 чел.). При обновленцах храм обветшал и пришел в запустение. В ночь на 2 марта 1928 г. в церкви осквернили переданную обновленцам раку прп. Романа Киржачского, из храма похитили серебряную ризу, украшавшую раку, венец с иконы «Страсти Божией Матери», венец с иконы прп. Сергия, а также 3 серебряные и медные лампады. 25 авг. по решению Киржачского горсовета в связи с нарушением общиной верующих условий договора, допустившей хищение имущества, имеющего музейную ценность, и отсутствием ремонта здания договор с обновленцами был расторгнут. Неск. лет храм пустовал, в 1932-1934 гг. был взорван. Одновременно с Сергиевской ц. разрушили часовню прп. Сергия, дом причта, где с 1923 г. находилась школа 2-й ступени, и значительную часть монастырской стены.
Всехсвятский храм с 1923 г. и до кон. нояб. 1929 г. арендовала каноническая тихоновская община верующих. Первоначально в ней числилось 779 прихожан. Община пыталась предотвратить закрытие церкви, направляя жалобы в различные инстанции и посылая ходоков в Москву. Служба в храме продолжалась до февр. 1930 г. Вскоре Киржачское ОГПУ арестовало священнослужителей и наиболее активных членов церковного совета. Они были осуждены за антисоветскую деятельность, а храм был закрыт. Опустевшее здание Киржачский горсовет намеревался разрушить и продать «на щебень» конторе «Ивстрой». Но, не получив разрешения областного руководства, в церкви устроили общественную столовую. С колокольни были сняты колокола. К 1936 г. храм был переоборудован под пекарню местной потребкооперации. Хлебокомбинат просуществовал до 90-х гг. XX в.
Братский корпус, служивший церковной сторожкой, с 1923 по 1927 г. находился в ведении музея. Верхний этаж использовался под б-ку, часть помещения занимал сторож Всехсвятской ц., к-рый за жилплощадь и покос на территории музея охранял и музей. С 1927 г. нижний этаж стал сдаваться внаем квартирантам. Здания, остававшиеся без ремонта более 30 лет, ветшали и разрушались. В нач. 60-х гг. XX в. было принято решение о реставрации фасадов Благовещенского собора и Спасской ц. Работы проводились в 1963-1964 гг. владимирскими реставраторами под рук. архит. И. А. Столетова. Внутри зданий помещения только побелили. 20 лет храмы оставались бесхозными. В 1983 г. городские власти приняли решение об использовании памятников под общественные нужды. В Благовещенском соборе планировалось открыть музей; на 1-м этаже Спасской ц.- молодежный клуб, на 2-м - установить игровые автоматы; в зап. части галереи собора - обустроить киоски для продажи сувениров и напитков. В защиту памятников архитектуры выступила общественность города. После серии статей в прессе храмы были переданы РПЦ.
1 июля 1990 г., в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери, в Спасском храме свящ. Стефан Бензюк отслужил Божественную литургию. По благословению архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова; с 2013 митрополит) от 4 июля 1995 г. решением Синода от 27 дек. 1996 г. на территории К. м. был учрежден жен. монастырь, старшей сестрой (позднее настоятельница) назначена инокиня александровского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря Фотина (Сташевская). 15 июля 1995 г., в день празднования Положения честной ризы Пресв. Богородицы, монастырский свящ. Андрей Зацепин совершил первое всенощное бдение в храме Всемилостивого Спаса; на клиросе пели инокиня Фотина и послушница Ирина Лушина (в постриге Магдалина; впосл. настоятельница восстанавливаемого Хмелевского в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» жен. мон-ря в Киржачском р-не Владимирской обл.). 19 июля, в день празднования Собору Радонежских святых, К. м. посетил правящий архиерей и совершил совместную с сестрами молитву.
11 авг. 1995 г. при большом стечении горожан и гостей состоялись архиерейское богослужение, посвященное прп. Роману Киржачскому, и крестный ход. В тот же день архиеп. Евлогий, духовенство и настоятельница встретились с главой администрации города и руководителями местных предприятий и сообщили об открытии жен. монастыря. 31 марта 1996 г. состоялся первый монашеский постриг: старшая сестра Фотина была наречена в честь прп. Марии Египетской. До 24 дек. 2010 г. она возглавляла К. м., с 22 марта 2011 г.- игум. Феодора (Трубач). К 2014 г. в обители проживало ок. 30 сестер.
12 июля 1996 г. по благословению архиеп. Евлогия группа археологов начала раскопки в усыпальнице Благовещенского собора, на месте погребения прп. Романа Киржачского. 24 нояб. состоялось открытие мощей прп. Романа. По благословению архиеп. Евлогия храм-усыпальницу прп. Романа обустроили в соборном приделе во имя равноапостольных Константина и Елены. 23-25 нояб. 1997 г. в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия и большого количества верующих прошли церковные торжества, посвященные прославлению мощей прп. Романа: освящен храм-усыпальница прп. Романа и состоялся общегородской крестный ход к Никольской ц. в Заболотье.
Монастырю передано здание Всехсвятского храма, самого большого в городе. Весной 2001 г. на колокольне была восстановлена медная глава с позолоченным крестом. В мае 2007 г. начались работы по восстановлению Всехсвятской ц., весной-летом 2008 г. была проведена внешняя реставрация храма и благоустроена галерея между Благовещенским и Спасским храмами. В 30-х гг. XX в. сохранялась часовня над источником прп. Сергия, но впосл. она была разрушена. После продолжительных поисков ее местоположения сестрами были обнаружены остатки стен и фундамента строения. 15 марта 2003 г. состоялся молебен по случаю начала строительства новой часовни над источником прп. Сергия Радонежского. Часовня и колодец были восстановлены, и 11 авг. 2005 г., в день памяти прп. Романа, освящены архиеп. Евлогием.
Первые насельницы жили в холодном и сыром подклете храма Всемилостивого Спаса, т. к. здание бывших покоев настоятеля занимало отделение вневедомственной охраны г. Киржача. В 1996 г. за оградой монастыря был приобретен небольшой дом, куда после ремонта и переселились сестры. В 2000 г. были выстроены восточные въездные ворота и домик вратарниц. В него переселились 4 сестры, но большинство насельниц жили вне стен обители. В 2001-2005 гг. построили келейный корпус, в котором разместили трапезную, кухню, швейную мастерскую и кельи. В мон-ре имеется также иконописная мастерская. В 1997 г. К. м. получил разрешение на аренду земельного участка площадью 20 га близ дер. Ефаново Киржачского р-на. С 1998 г. было начато строительство домика на участке и велись сельскохозяйственные работы, позднее заложен фундамент для фермы, устроены теплицы и возведены др. необходимые постройки. К 2007 г. восстановлена ограда мон-ря.
Регулярные богослужения совершаются монастырским клиром, состоящим из 3 священников и диакона. В дни престольных праздников - Благовещения Пресв. Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, памяти преподобных Сергия Радонежского и Романа Киржачского, а также в 1-е воскресенье по Пятидесятнице и в день Всех святых устраиваются крестные ходы вокруг храмов обители с окроплением св. водой, освященной в колодце часовни прп. Сергия Радонежского.
Насельницы и прихожане К. м. помогают местным детскому дому и приюту. Летом 2006 г. по благословению архиерея при мон-ре было основано Свято-Тихвинское сестричество, его сестры (в основном миряне и прихожане) служили в Палатах милосердия при Центральной районной больнице, помогали одиноким и престарелым жителям города. В больнице имеется часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Монастырский священник служил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в исправительном учреждении для заключенных. С 1999 г. при мон-ре действует детская воскресная школа. Прихожане мон-ря преподают воспитанникам Закон Божий, историю Церкви, рукоделие, пение. Школу посещает 30-35 детей.