[лат. Cantionale, от cantio - [духовная] песня; нем. Cantional, Kantional; польск. kancjonał; чеш. kancionál], в зап. христ. традиции название сборников литургических песнопений и церковных песен.
с XV в. стал употребляться сборник избранных григорианских песнопений из Градуала, Антифонария, Ритуала, Процессионала и др. литургических книг, получивший название «Церковный канционал» (Cantionale ecclesiasticum). Среди ранних образцов такого сборника - краковский К., переписанный в кон. XV в. каноником Я. Гаславским: Cantionale ecclesiasticum complectens omnia quibus ex praescripto et approbatione synodorum provincialium ecclesia Polonia utitur (Церковный канционал, содержащий все, что употребляется в Польской Церкви согласно предписанию и одобрению местных синодов; см.: Reiss J. Mała encyklopedia muzyki. Warsz., 1960. S. 316).
В отличие от Антифонария и Градуала К. не был четко регламентирован по составу песнопений. Т. н. Франусов К. (Cantionale Franus; переписан в чеш. г. Градец-Кралове в 1505 Яном Франусом; Hradec Králové. Muzeum východních Čech. Hr 06 (Hr 6; II A 6, B 1), название сборника отсутствует) включает следующие группы произведений (соответствующие содержанию лат. литургических книг или их разделов): избранные григорианские песнопения ординария (Kyriale) и проприя (Graduale) мессы, Символ веры (Patriamina, Creda seu Symbola), собрание секвенций (Sequentiale), лат. и чеш. одноголосные песни, 2-4-голосные песни и мотеты (Cantionale), песнопения оффиция (Antiphonale), а также полные циклы вотивных месс в честь Божией Матери, служившихся рано утром в будние дни Адвента (Missae «Rorate» in adventu Domini). В последнем разделе вместе с нек-рыми частями ординария («Kyrie») и проприя («Alleluia») содержатся группы одноголосных лат. песен (Cantio) и секвенций (Prosa). Т. о., в ранних католич. К. значительную часть репертуара составляли одноголосные григорианские песнопения с добавлением песен на лат. (преимущественно) и национальных языках, а также многоголосные композиции - мотеты, в т. ч. многотекстовые. В тех К., которые содержат обширный песенный репертуар, имеются указания о включении в католич. богослужение духовных песен, в т. ч. на национальных языках. Со временем название «Cantionale», первоначально относившееся к одной из частей книги, закрепилось за всем сборником избранных песнопений мессы и оффиция.
В период Контрреформации на основе средневеково-ренессансного К. появляется 2 типа сборников: церковный К. и песенник. Основой церковного К. остаются одноголосные григорианские песнопения, но в него включены и одноголосные песенные сочинения, а в нек-рых случаях - многоголосные композиции. К этой разновидности К. относится, напр., «Cantionale Catholicum: Régi, és uj, deák, és Magyar aítatos egyházi énekek» (Католический Канционал: Cтарые и новые венгерские благочестивые церковные песнопения), составленный и подготовленный к печати трансильванским францисканцем Яношем Кайони в Чикшомьо (ныне Шумулеу, Румыния) в 1676 г. (переизд.: 1719, 1805-1806, 1921) и содержащий как григорианские песнопения, так и песенные сочинения на венг. языке. В издании есть также разд. «Ad сantores et musicos» (К канторам и музыкантам), где содержатся описание хоральной линейной нотации (см. в ст. Невмы) и др. сведения из муз. теории. В XVIII в. рукописные церковные К. стали одной из наиболее распространенных литургических книг. Из монашеских орденов особое предпочтение К. отдавали жен. и муж. ветви францисканцев, бернардинцев, цистерцианцев, бенедиктинцев. Рукописные К. XVIII в. (напр., ряд К. мон-ря бенедиктинок в Станёнтках, совр. Величский повят Малопольского воеводства, Польша) содержали как григорианскую монодию, так и многоголосные сочинения.
Григорианское пение было основой католич. К. и в XIX в. Напр., в изданный свящ. Павлом Римским в 1856 г. в Варшаве «Cantionale ecclesiasticum» входят григорианские процессиональные и другие антифоны, гимны, песнопения заупокойных служб, а также популярные песни на польск. языке; в издании приведены сведения о хоральной нотации и особенностях исполнения григорианских песнопений.
К. как разновидность литургических книг издавались до Ватиканского II Собора. В Польше в кон. XIX - 1-й пол. XX в. получили распространение издания с названием «Cantionale ecclesiasticum», подготовленные свящ. Яном Седлецким (Краков, 1882, переизд.: 1922, 1925) и свящ. Вацлавом Гебуровским (Познань, 1926; Познань; Варшава; Люблин, 1950; переработанные изд. на польском яз.: Познань, 1952, 1954).
Григорианские песнопения в К. записывались с помощью хоральной линейной нотации, песни - хоральной или мензуральной нотацией. Песенные сочинения имели 3 варианта фиксации мелоса: мелодия записывалась целиком; указывался текстовый инципит сочинения, на мелодию к-рого нужно было исполнять песню (без записи мелодии); перед текстом песни приводился ее начальный мелодический фрагмент.
Разновидностью К. в католической литургической и паралитургической практике стали песенники, не называющиеся К., однако включающие сочинения для богослужений как хорального, так и песенного (в т. ч. на национальных языках) репертуара с преобладанием последнего. В отличие от церковных К. такие песенники не имели офиц. литургического статуса, содержащийся в них репертуар относился к разряду «благочестивой практики» (pia exercitia), а не «литургических действий» (actiones liturgicae). Тем не менее со временем духовные песни на лат. и национальных языках все чаще звучали на богослужении, постепенно вытесняя традиционные церковные К., а последние под влиянием изданий нового типа включали сочинения песенного жанра. Один из ранних сборников, «Партеномелика, или Благочестивые песни о Пресвятой Владычице» Валентия Бартошевского (Вильно, 1613), содержал григорианские песнопения, польск. и лат. песни; часть песенных текстов помещалась под пустыми нотными линейками, на которых можно было записать любой вариант мелодии. Сб. «Католические песни» (Cantus сatholici; венг. изд.: Лёче, 1651, 1703; Кашша, 1674; Надьсомбат, 1675, 1738; Буда, 1792; Вач, 1797; словац. изд.: Левоча, 1655; Трнава, 1700) включал песни на латинском и национальных языках; григорианский репертуар в сборнике отсутствовал или был сведен до минимума. В песенных изданиях сочинения печатались преимущественно в одноголосном виде. Католические песенники имели разнообразные названия (польск. «Благочестивые песни на праздники» (Краков, 1627), «Ангельские симфонии» Яна Жабчица (Краков, 1630); венг. «Небесная лира» архидиак. Дьёрдя Нараи (Трнава, 1695); чеш. «Чешский декахорд» Иржи Шипаржа (Прага, 1642), «Чешская музыка Деве Марии» Адама Вацлава Михны (Прага, 1647), «Чешский канционал» Матея Вацлава Штейера (Прага, 1683), «Райский соловей» Яна Йосефа Божана (Градец-Кралове, 1719)), в ХIХ в. для изданий с песенным репертуаром закрепилось название «Церковный песенник» (напр., польск. сборники свящ. Михала Мёдушевского (1838) и свящ. Я. Седлецкого (1876; первые 11 изданий назывались «Малый песенник, содержащий церковные песни»; всего выдержал 40 изданий)). При издании песен, как правило, использовалась совр. 5-линейная нотация, в т. ч. для григорианских мелодий. В церковных песенниках кон. ХIХ - нач. ХХ в. публиковались церковные песни в обработке для хора или для исполнения с органом. После II Ватиканского Собора именно сборники песен, а не церковные К. стали основой для совр. католич. музыкально-литургических изданий и богослужебного пения.
гл. обр. в Центр. Европе, К. называются сборники песнопений богослужебного и внебогослужебного назначения, появившиеся в XV в. и получившие широкое распространение с XVI в. К. разных протестантских деноминаций имели свои отличия, при этом значительная часть песенного репертуара принадлежала к общей традиции. Первые протестантские К. содержали песнопения на лат. языке, в т. ч. с григорианскими мелодиями, однако со временем доля католических песнопений в протестантских изданиях уменьшается. Большинство изданий К. XVI в. содержали одноголосные духовные песни и адаптированные григорианские мелодии. В К. песнопения записывались 2 типами нотаций - хоральной и мензуральной. Ненотированные песенники встречались достаточно редко.
В Чехии одним из первых рукописных сборников этого типа является гуситский Йистебницкий К. (20-е гг. XV в.), содержащий гл. обр. григорианские песнопения оффиция и мессы, переведенные на чеш. язык, а также 14 лат. и латинско-чеш. песен (подробнее см. в ст. Гуситское пение). Йистебницкий К., как и ненотированный К., изданный в 1501 г. в Праге (наиболее вероятно - общиной чешских братьев), по структуре и содержанию близок скорее к католич. К. XV - нач. XVI в., содержащим преимущественно григорианские песнопения. Позднее в К. стали помещать песни строфической формы, образцами для таких изданий послужили немецкие протестантские сборники XVI и последующих веков.
Несохранившиеся К. чеш. братьев с названием «Písnĕ chval božských» (Песни во славу Божию; Прага, 1505; Литомышль, 1519), ставшим позднее традиционным, представляли собой значительные по объему печатные собрания духовных песен, которые были сгруппированы по праздникам церковного года. По мнению исследователей, эти К. не были нотированы. Сохранился нем. перевод этого типа К.- «Новая песенная книжечка» (Ein new Geseng Buchlen), подготовленный Михаэлем Вайсе в 1531 г. в г. Юнгбунцлау (Млада-Болеслав) для нем. членов братства. Этот сборник считается 1-м нотированным протестант. К. на чеш. землях.
Печатные издания утраквистов, как и ранние К. чеш. братьев, обычно не содержали нотного текста. В рукописные утраквистские К. помимо григорианских мелодий помещали многоголосные полифонические сочинения, в т. ч. чеш. песни с cantus firmus в теноре.
Количество песен в К. со временем увеличивалось, репертуар пополнялся новыми сочинениями. К. «Písnĕ chval božských» Яна Рога (Прага, 1541) содержал 482 текста песен, из них 305 нотированных, «Písnĕ duchovní evangelistské» епископа Церкви чеш. братьев Яна Благослава (Иванчице, Моравия, 1564) - 725 текстов, из них 440 с мелодиями, в т. ч. 96 новых текстов с новыми напевами.
Первым лютеран. певч. сборником в Чехии стал «Kancionál český» Якуба Кунвальдского (Оломоуц, 1576) с 324 мелодиями, за ним последовало издание «Písnĕ chval božských» Тобиаша Заворки Липенского (Прага, 1602), в к-ром содержится уже 770 мелодий. В словац. евангелистский К. «Cithara sanctorum» Юрая Трановского (Левоча, 1636) вошло 158 одноголосных мелодий. Репертуар последнего типичен для протестант. К. XVII в.: включает переведенные на словацкий язык григорианские песнопения (строфической и нестрофической формы), старочешские песни, переводы латинских дореформационных песен и лютеранских гимнов, мелодии народного происхождения, тексты к которым сочинил составитель сборника.
В XVI - 1-й пол. XVII в. издавались многочисленные польск. К. (часть изданий - на территории Белоруссии), преимущественно кальвинистские, среди них - «Pieśni chwał boskich» Яна Зарембы (Брест, 1558), называемый Брестским К. Сборник сохранился не полностью - 11 одноголосных песен целиком, 5 переводов заимствованных мелодий (4 лат. гимна и 1 фрагмент, в т. ч. нем. песня). Из авторского предисловия следует, что в сборнике были многоголосные сочинения. Название Брестского К. отсылает к муз. традиции чеш. братьев. Польск. «Cancionał albo księgi chwał boskich» свящ. Валентина из Бжозува (Кролевец, 1554) является переводом чеш. К. «Písnĕ chval božských» Рога. В 1563 г. в Несвиже (ныне Беларусь) в типографии Матея Кавечинского вышел нотный сборник польск. антитринитариев «Катехизис, или Краткое собрание веры в одном месте. Псалмы и песни», подготовленный Даниэлем Ленчицким; последняя, песенная часть этого издания включала 54 псалма и 110 песен. Муз. основа польско-белорусских кальвинистских К.- мелодии франц. гугенотов, нем. лютеран, чеш. братьев.
Нем. протестант. богослужебные песенники с самого начала содержали произведения строфической формы на нем. языке, в т. ч. переводы псалмов и лат. гимнов. Первые издания, в к-рые вошли в т. ч. сочинения М. Лютера, не назывались К.: «Избранные христианские песни, хвалебные песнопения и псалмы» (Etlich Cristlich lider, Lobgesang und Psalm. Nürnberg, 1524; 8 одноголосных песен), «Энхиридион или книжечка» (Eyn Enchiridion oder Handbüchlein. Erfurt, 1524; 25 одноголосных песен), «Книжечка духовных песнопений» (Geystliche gesangk Buchleyn. Wittenberg, 1524; 43 четырехголосных обработки). Сборники 2-й пол. XVI - нач. XVIII в., названные «Cantional» или описанные так в предисловии, содержат либо в основном одноголосные лат. и нем. песнопения с добавлением неск. многоголосных композиций («Церковные песнопения» Иоганнеса Койхенталя (Виттенберг, 1573)), либо преимущественно полифонические сочинения (напр., «Канционал, или Певческая книга Аугсбургского исповедания» Иоганна Германа Шейна (Лейпциг, 1627), состоящий из 312 обработок лат. и нем. гимнов для 4-6-голосного хора). Впосл. песнопения протестант. хорала стали публиковаться в 4-голосном изложении с мелодией в верхнем голосе и тождественной ритмикой (напр., «Священная псалмодия» Мельхиора Франка, Нюрнберг, 1631). «Священная псалмодия, или Благочестивые и прекрасные песнопения» Кристиана Фридриха Витта (Гота, 1715) - это песенник с 356 мелодиями в сопровождении цифрованного баса.