К редакции Мученичества, изданной Момбрицио, близка гомилия на день памяти Канция, Канциана и Канцианиллы (BHL, N 1549; изд.: PL. 17. Col. 705-706 = PL. 57. Col. 701-702). Авторство гомилии приписывалось свт. Амвросию Медиоланскому, но с бóльшим основанием ее относят к сочинениям св. Максима Тавринского (V в.) (см.: Merkt. 1997). Гомилия начинается рассуждением о сходстве имен мучеников, об их одинаковом призвании во Христе и одновременной кончине. После обращения ко Христу телесное родство братьев Канция и Канциана и сестры Канцианиллы было подкреплено духовным родством. Во время гонений на христиан они попытались скрыться на повозке, запряженной мулами. По дороге пал один из мулов, преследователи настигли святых и повлекли их на мучения. Как и в редакции Мученичества, опубликованной Момбрицио, в гомилии содержится уподобление «триумфальной» повозки мучеников колеснице прор. Илии, а также утверждение, что мученики добровольно приняли смерть (см.: Merkt. 1997. S. 254-255). Описание кончины и погребения святых в гомилии отсутствует.
Далее, как и в редакции Мученичества, опубликованной Момбрицио, сообщается об отказе Канция, Канциана и Канцианиллы от идолослужения и о получении имп. разрешения на их казнь, но об аресте мучеников рассказано иначе. Согласно редакции, изданной болландистами, перед смертью они решили посетить могилу Хрисогона «у Ступенчатых вод», и комит Сисинний схватил их там, когда они молились. Затем дословно приведены рассуждения о повозке, на к-рой их везли на суд, после чего говорится об отказе мучеников воскурить благовония идолам, о вынесенном приговоре, о предсмертной молитве и казни. Пресв. Зен забрал тела мучеников, умастил благовониями и положил в мраморную гробницу рядом с могилой Хрисогона. В заключительной фразе сообщается, что Канций, Канциан и Канцианилла «пострадали перед июньскими календами [т. е. 31 мая] на 12-й миле от Аквилеи, за рекой Изонций, в месте, называемом Ступенчатые воды» (Passi sunt... pridie Kal. Junias, duodecimo milliario ad urbe Aquilegia, trans flumen Hysontio, loco qui vocatur Aquas Gradatas).
В 3-й редакции Мученичества (BHL, N 1545), опубликованной Ж. Мабильоном, также содержится пролог в защиту сказаний о мучениках. Начальная часть повествования (до поездки к «Ступенчатым водам») соответствует редакции болландистов, последующее изложение - редакции Момбрицио. В начальной части отсутствует ряд деталей, напр., не упоминается о раздаче имущества бедным и освобождении рабов; указание принудить мучеников к поклонению богам в редакции Мабильона дает только имп. Диоклетиан, хотя ранее упоминается и Максимиан. Неопубликованные редакции Мученичества (BHL, N 1543-1544, 1548), по-видимому, в целом совпадают с редакцией болландистов (см.: Dufourcq. 1907. P. 214-215).
Мнения исследователей о лит. истории текста Мученичества и датировке сохранившихся редакций расходятся. И. Делеэ отметил, что история текста необычайно сложна и слабо изучена (Delehaye. 1936. P. 166), тогда как историческая ценность произведения невелика (MartRom. Comment. P. 217). Согласно Ф. Ланцони, первоначальная версия Мученичества не сохранилась, но она была использована при составлении гомилии (Lanzoni. Diocesi. P. 867-868; ср.: Merkt. 1997. S. 253). По мнению А. Дюфурка, в гомилии получила отражение древнейшая версия легенды, согласно к-рой мученики спаслись от преследователей (Dufourcq. 1907. P. 214-215). В. Саксер считал, что краткость повествования в гомилии не может рассматриваться как свидетельство близости к предполагаемой первоначальной версии сказания, т. к. в проповедях подробности агиографических сказаний, как правило, сокращались. По мнению исследователя, отсутствие упоминаний о казни и погребении мучеников может указывать на то, что гомилия сохранилась не полностью, возможно, ее концовка была утрачена (Saxer. 1980. P. 376-377).
Среди важных критериев датировки редакций Мученичества - наличие пролога, в к-ром оспариваются попытки причислить сказания о мучениках к апокрифической лит-ре. Этот пролог включен в ряд произведений о мучениках, созданных в Риме, в т. ч. в Мученичества святых Анастасии (BHL, N 400-401), Пуденцианы (BHL, N 6991) и Фиделия, Эксанция и Карпофора (не изд.). Согласно Б. де Геффье, пролог был составлен в V-VI вв. для Мученичества Анастасии и направлен против т. н. Декрета Геласия (см.: Dufourcq A. Étude sur les «Gesta martyrum» romains. P., 1900. T. 1. P. 312-313; Gaiffier. 1964; Mimouni S. C. Les «Transitus Mariae» sont-ils vraiment des apocryphes? // StPatr. 1993. Vol. 25. [Pt. 4]. P. 125-127; Lizzi Testa. 2007. P. 287-288).
В редакциях Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы, изданных болландистами и Мабильоном, заметно влияние рим. Мученичества св. Анастасии - пространного «агиографического романа», персонажами к-рого кроме св. Анастасии являются мученики Хрисогон (BHL, N 1795), Агапия, Хиония и Ирина (BHL, N 118) и Теодота (BHL, N 8093) (изд.: Delehaye. 1936. P. 221-249). Исследователи обычно относят составление Мученичества св. Анастасии к кон. V или к 1-й четв. VI в. (Lizzi Testa. 2007. P. 288-289, 294), но П. Ф. Моретти датировала его примерно сер. V в. (Moretti P. F. La Passio Anastasiae: Introd., testo crit., trad. R., 2006). Согласно Мученичеству св. Анастасии, Хрисогон, ее наставник, был схвачен гонителями в Аквилее, приговорен имп. Диоклетианом к смерти, казнен в «Ступенчатых водах» (ad locum qui dicitur Aquas Gradatas) и похоронен пресв. Зоилом. В др. частях Мученичества среди гонителей упоминаются презид Дульцитий и комит Сисинний. Эти и др. черты сходства текстов позволили исследователям предположить, что составитель болландистской редакции Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы использовал Мученичество св. Анастасии (Dufourcq. 1907. P. 217-218; Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 868-870; Delehaye. 1936. P. 165). Связь между текстами Мученичеств подчеркивается также тем обстоятельством, что в болландистской редакции мученики представлены как члены знатного рим. рода Анициев. С покровительством, к-рое Аниции оказывали рим. «титулам» (церквам) Анастасии и Хрисогона, исследователи связывают составление Мученичества св. Анастасии (Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 869; Mazzarino. 1966. P. 217-247; Cracco Ruggini. 1988. P. 76-82; Lizzi Testa. 2007). По-видимому, св. Хрисогон, о котором сообщается в Мученичестве св. Анастасии, первоначально почитался в Аквилее, центром почитания св. Анастасии был г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия). Поводом для составления Мученичества св. Анастасии стало отождествление мучеников из Аквилеи и Сирмия с основателями рим. «титулов» Анастасии и Хрисогона (Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 869-870; Delehaye. 1936. P. 158-161; MartHieron. Comment. P. 618-619; Diefenbach. 2007. S. 372-376). О рим. «титуле Анастасии» в последний раз упоминается в актах Римского Собора 499 г., после чего церковь именовалась «титул св. Анастасии» (Duchesne L. Notes sur la topographie de Rome au Moyen-Âge. 3: Sainte-Anastasie // Idem. Scripta minora: Études de topographie romaine et de géographie ecclésiastique. R., 1973. P. 45-71; Delehaye. 1936. P. 158-160; Lizzi Testa. 2007. P. 288-289). Т. о., по мнению большинства исследователей, болландистская редакция Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы является вторичной по отношению к редакции Момбрицио и не могла быть создана ранее 2-й пол. V в. Согласно Дюфурку, Мученичество св. Анастасии и болландистская редакция Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы были созданы в Риме почти одновременно, во 2-й пол. или в кон. V в. (Dufourcq. 1907. P. 217-220). Исследователи отмечали, что в Мученичестве Канция, Канциана и Канцианиллы имеются также заимствования из др. агиографических произведений. Так, образ наставника Прота мог быть заимствован из рим. Мученичества святых Евгении, Прота и Гиацинта (ранняя редакция - BHL, N 2667; изд.: Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 2. P. 391-397; см.: Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 868). На параллели с др. Мученичествами указывал Дюфурк (Dufourcq. 1907. P. 216-217).
Предметом особого внимания исследователей стали упоминания в болландистской редакции Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы о родственных связях между аквилейскими мучениками, имп. Карином и родом Анициев. По-видимому, составитель Мученичества был связан с Анициями, к-рые стремились доказать родство с императорами Каром (282-283) и Карином, а также с почитаемыми аквилейскими мучениками (Cracco Ruggini. 1988. P. 75-82). Согласно С. Маццарино, Мученичество Канция, Канциана и Канцианиллы было создано в контексте соперничества между христианами Анициями и язычниками Симмахами, к-рые были инициаторами составления «Жизнеописаний августов» (Mazzarino. 1966). В «Жизнеописаниях августов» Карин представлен как дурной правитель и порочный человек (Scr. hist. Aug. Carus. VII 2-3; XVI 1; Firmus. III 5-6), тогда как в Мученичестве Канция, Канциана и Канцианиллы он охарактеризован положительно. Утверждение, что Карин якобы правил в Галлии, частично подтверждается сведениями «Жизнеописаний августов», где сообщается, что он был направлен отцом, имп. Каром, для защиты Галлии от варваров (Ibid. Carus. VII 2-3). В «Жизнеописаниях августов» сказано, что Кар принадлежал к куриалам г. Аквилея, но приводятся различные версии его происхождения (Ibid. IV 1-5). В действительности Кар скорее всего был родом из Нарбонской Галлии (PLRE. Vol. 1. P. 183; Lizzi Testa. 2007. P. 283). Отрицая связь между Мученичеством Канция, Канциана и Канцианиллы и «Жизнеописаниями августов», Р. Лицци Теста высказала предположение, что болландистская версия Мученичества была составлена в нач. VI в. в Риме, а ее автор был связан с Анициями (Lizzi Testa. 2007. P. 283).
Несмотря на весомость приведенных Дифенбахом аргументов, лит. особенности основных редакций Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы свидетельствуют о первичности редакции Момбрицио. В ряде случаев составитель болландистской редакции пытался объяснить противоречия и устранить неясности, которые содержались в редакции Момбрицио. Так, он усматривал противоречие между описанием бегства святых из Аквилеи и утверждением, что они приняли мученическую смерть добровольно (ср.: Dufourcq. 1907. P. 215). Для устранения этого противоречия агиограф внес в повествование изменения: мученики не пытались спастись от гонителей, но по Божиему повелению направлялись для молитвы к могиле св. Хрисогона. Господь явился им и обещал мученические венцы, поэтому они заранее знали о своей гибели. В др. эпизоде, где рассказывается о донесении аквилейских наместников императорам, первоначальная версия текста также представлена в редакции Момбрицио. Составитель болландистской редакции не понял, почему наместники были вынуждены испрашивать указаний императоров, вместо того чтобы сразу арестовать и казнить Канция, Канциана и Канцианиллу. Для объяснения этой подробности агиограф вставил в текст донесения упоминания о родстве мучеников с имп. Карином, о том, что они проповедовали Христа, распятого иудеями при Понтии Пилате, о совершенных ими чудесах и проч. Т. о., причинами, побудившими наместников просить императоров дать указания, были знатность мучеников, их рим. происхождение, усердие в деле проповеди христианства и дар чудотворений. Согласно Мученичеству в редакции Момбрицио, присутствовавшим при казни Канция, Канциана и Канцианиллы показалось, что их пролитая кровь разлилась подобно озеру; в болландистской редакции уточняется, что следы крови «сохранились до сих пор». Указывая на то, что образ пресв. Зоила, к-рый похоронил тело св. Хрисогона, заимствован из Мученичества св. Анастасии, Дифенбах не уделяет внимания образу пресв. Зена, похоронившего мучеников. Упоминание о Зене, к-рое не имеет отношения к легенде о св. Анастасии, содержится в редакциях Момбрицио и болландистов, поэтому его нельзя считать ошибочным (в редакции Мабильона и в неизданных версиях Мученичества вместо Зена говорится о Зоиле). Т. о., гипотеза о первичности редакции болландистов предполагает грубую порчу текста при составлении редакции Момбрицио.
Лит. особенности Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы позволяют предположить, что среди его источников была гомилия на день их памяти, автором к-рой считается св. Максим Тавринский. На связь обеих основных редакций Мученичества с гомилией указывает то обстоятельство, что разделенный на 2 части текст гомилии почти полностью включен в редакцию Момбрицио. В тексте Мученичества цитаты из гомилии, стилистически выделяющиеся из повествования, выполняют функцию риторических вставок. В 1-м фрагменте говорится о схожести имен и судьбы мучеников, во 2-м приводится оправдание их бегства и сравнение их повозки с колесницей прор. Илии. В болландистской редакции и в редакции Мабильона сохранен только 2-й фрагмент. Предположения, что гомилия основана на болландистской редакции Мученичества (Mesnard. 1935. P. 37) и что она скомпилирована из риторических фрагментов Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы (Gaiffier. 1964. P. 343), не вполне убедительны.
Влияние Мученичества св. Анастасии на Мученичество Канция, Канциана и Канцианиллы заметно во всех редакциях, и это не позволяет с уверенностью судить о лит. истории произведения. По-видимому, справедливо предположение Делеэ о том, что имело место взаимное влияние основных редакций (Delehaye. 1936. P. 166). Так, составитель редакции Мабильона скорее всего пользовался редакциями Момбрицио и болландистов. Вероятно, одной из поздних интерполяций в редакции Момбрицио является 1-я фраза, в которой автором Мученичества назван свт. Амвросий Медиоланский (атрибуция не подтверждается др. версиями произведения). Возможно, интерполяцией является и цитата из пролога в защиту сказаний о мучениках, помещенная в начале версии Момбрицио. Тем не менее указанные соображения не дают оснований для восстановления предполагаемого содержания агиографической легенды о мучениках до того, как она подверглась влиянию рим. сказания о святых Анастасии и Хрисогоне.
Сведения о раннем почитании святых Канция, Канциана и Канцианиллы сохранились в Иеронимовом мартирологе, первоначальная редакция к-рого, согласно Дж. Б. Де Росси и Л. Дюшену, была составлена в 1-й пол. V в. в Сев. Италии, возможно в Аквилее (MartHieron. P. LXXIII-LXXV; Duchesne L. Les sources du martyrologe hiéronymien // Mélanges de l'École française de Rome. 1885. Vol. 5. P. 120-160). Под 31 мая в мартирологе указано поминовение в Аквилее святых Канция, Канциана, Прота, Хрисогона и Канцианиллы, под 17 июня - поминовение там же святых Канция, Канциана и Канцианиллы. В разных рукописях память мучеников также отмечена под 30 мая и 17 июня, 15 июня (вместе со святыми Протом и Хрисогоном), под 14 июня указано поминовение Прота и Канцианиллы. По мнению Делеэ, большинство этих дат ошибочны, правильная дата памяти Канция, Канциана и Канцианиллы - 31 мая, памяти Прота - 14 июня (MartHieron. Comment. P. 284, 318). Однако расхождения имеются и в разных редакциях Мученичества: согласно редакции Момбрицио, мученики пострадали 14 июня, по редакции болландистов - 31 мая. Вероятно, поминовение Канцианов в Аквилее совершалось 2 раза в год, 31 мая и 14 июня (Saxer. 1980. P. 379).
Наличие в Иеронимовом мартирологе совместного поминовения святых Канция, Канциана и Канцианиллы со святыми Протом и Хрисогоном позволило Ланцони предположить, что составитель мартиролога опирался на те версии Мученичества, которые подверглись влиянию рим. сказания о св. Анастасии (Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 868, 870). Однако эта гипотеза противоречит датировке ранней редакции мартиролога по Де Росси и Дюшену, т. к. болландистская редакция Мученичества была создана не ранее сер. V в. Более вероятно предположение Саксера о том, что традиция совместного поминовения святых сложилась благодаря близкому расположению их гробниц (Saxer. 1980. P. 379). Почитавшийся в Аквилее св. Хрисогон скорее всего был епископом, предшественником еп. Теодора, который занимал кафедру к 314 г. (Paschini. 1909. P. 60; Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 869-871, 884-885). Совместное поминовение святых Канция, Канциана и Канцианиллы и св. Хрисогона в Аквилее могло способствовать влиянию римского сказания о св. Анастасии, в котором сообщалось о св. Хрисогоне, на агиографическое предание об аквилейских мучениках.
Данные о почитании святых Канция, Канциана и Канцианиллы в Аквилее в IV-V вв. получили подтверждение в результате археологических раскопок, которые начались в 60-х гг. XX в. На территории сел. Сан-Канциан-д'Изонцо (пров. Гориция) были найдены следы значительного христ. храмового комплекса, сложившегося вокруг захоронений мучеников в «Ступенчатых водах». К IV в. в этой местности находился обширный пригородный некрополь, расположенный вдоль дороги из Аквилеи в г. Тергест (ныне Триест). В непосредственной близости от места захоронения мучеников обнаружены остатки крупной виллы, вероятно построенной в III в. В IV в. часть виллы была разобрана, а материал использован при строительстве христианского храма - прямоугольного сооружения зального типа (32×16 м), полы которого украшены мозаикой с геометрическими узорами. Во 2-й пол. V в. храм был перестроен в безапсидную базилику, тогда же изготовлено новое мозаичное напольное покрытие. В алтарной части храма под мраморной плитой обнаружили гробницу с останками 3 чел.- взрослого мужчины, юноши и девушки, которые по результатам исследования могли быть близкими родственниками (см.: Mirabella Roberti M. Una basilica paleocristiana a Canzian d'Isonzo // Studi Goriziani. 1966. Vol. 39. P. 43-62; Corrain C. Resti scheletrici umani dagli scavi di San Canzian d'Isonzo // Ibid. P. 63-72).
В 70-х гг. VI в. Венанций Фортунат упоминал «Господних друзей Канцианов» (Cantianos domini... amicos) и мч. Фортуната как наиболее известных аквилейских святых (Venantius Fortunatus. Vita S. Martini. IV 658-659 // MGH. AA. T. 4. Pars 1. P. 369). Свидетельством почитания святых Канция, Канциана и Канцианиллы является серебряный реликварий, обнаруженный в 1871 г. под главным алтарем собора св. Евфимии в Градо (см.: BACr. Ser. 2. 1872. Vol. 3. P. 41-42, 156-158). Реликварий имеет овальную форму, на его стенках в 8 медальонах помещены гравированные поясные изображения: с одной стороны Христос в облике юноши между апостолами Петром и Павлом, с другой - 4 безбородых мученика и мученица в диадеме и с ожерельем. В надписи указаны имена святых, чьи мощи находились в реликварии (Канций, Канциан, Канцианилла, Квирин и Латин), и донаторов (Лаврентий, Иоанн и Никифор). Реликварий, содержимое которого не сохранилось, был изготовлен скорее всего ок. 500 г. (Noga-Banai. 2008. P. 97-120).
Поминовение святых Канция, Канциана и Канцианиллы 31 мая указано в «исторических» мартирологах IX в. (без сказания о мучениках; см.: Quentin. 1908. P. 334, 429, 482). Краткое сказание, основанное на Мученичестве (BHL, N 1543-1546), приведено в Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) (MartUsuard // PL. 124. Col. 105-106; см.: Saxer. 1980. P. 389). С незначительными изменениями оно было внесено кард. Цезарем Баронием в Римский мартиролог (1-е изд.- 1583).
В средние века святых Канция, Канциана и Канцианиллу почитали в Сев.-Вост. Италии, Истрии и Словении (эти земли входили в состав Аквилейского Патриархата). Болландисты собрали сведения о почитании мощей мучеников в кафедральном соборе в Милане, в ц. Санта-Мария-ин-Органо в Вероне, в Хильдесхайме (Германия) и в др. местах, особенно в г. Этамп (Франция) (ActaSS. Mai. T. 7. P. 423-427). По преданию, мощи мучеников были перенесены из Италии в Этамп кор. Робертом II (996-1031) и хранились в коллегиальной ц. Нотр-Дам-дю-Фор до 1793 г. Часть мощей была передана в кафедральный собор в г. Санс.
В Италии почитание святых Канция, Канциана и Канцианиллы утратило прежнее значение; среди вероятных причин этого - упадок Аквилеи после нашествия лангобардов, т. н. аквилейская схизма и конфликт между патриаршими престолами в Аквилее и Градо, а также распространение почитания ап. Марка как просветителя Аквилеи и св. Ермагоры как 1-го Аквилейского епископа (см. ст. Ермагора и Фортунат). Тем не менее сохранились данные о существовании в IX в. мон-ря на месте казни и погребения мучеников. В грамоте имп. Людовика Благочестивого от 17 февр. 819 г. упоминается о «селении святых Канцианов» (vicus sanctorum Cantianorum), где находился бенедиктинский монастырь Девы Марии, «построенный в честь святых Канцианов» (monasterium sanctae Mariae... constructum in honorem sanctorum Cantianorum) (Die Regesten des Kaiserreichs unter den Karolingern, 751-918 / Bearb. E. Mühlbacher. Innsbruck, 1908. S. 284; см.: Tavano. 1962/1964). В грамоте имп. Людовика II (865) место издания указано как «святой Канциан» (actum sancto Cantiano - MGH. Dipl. Karol. T. 4: Ludovici II diplomata. Münch., 1994. P. 154-155). Вероятно, мон-рь подвергся разорению во время нападений на Италию венгров в 1-й пол. X в., но строительная деятельность возобновилась, в XI-XII вв. (по др. версии - в IX-X вв.) была сооружена округлая в плане ц. Св. Духа, вероятно, служившая баптистерием. В 1247 г. упоминается о ц. св. Андрея (существующая приходская церковь построена в кон. XVI в.; см.: Bovini. 1973. P. 22). Тем не менее в сел. Сан-Канциан-д'Изонцо сохранялись традиции, связанные с почитанием мучеников. Так, в 1-е воскресенье июня совершалась процессия из приходской церкви в мест. Гродате (название происходит от лат. Aquae Gradatae), где, по преданию, были казнены мученики.
В обл. Фриули и особенно в архиеп-стве Гориция почитание святых Канция, Канциана и Канцианиллы укрепилось во 2-й пол. XX в., после раскопок базилики в Сан-Канциан-д'Изонцо и обретения мощей мучеников. Их поминовение указано в календаре архиеп-ства Гориция 30 мая, но в сел. Сан-Канциан-д'Изонцо празднование памяти мучеников и процессия в Гродате совершаются 31 мая. Приходская церковь, где хранятся мощи мучеников и мраморные плиты, к-рыми была покрыта их гробница, является местом паломничества.