[греч. Καῖσαρ; лат. Caesar] (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов). В НЗ этот святой не упоминается. Примерно с V-VI вв. в христ. агиографической и литургической традиции возникло представление о К. как об одном из 70 апостолов, основанное, вероятно, на ошибочном толковании заключительной части Послания ап. Павла к Филиппийцам: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» (ἀσπάζονται ὑμᾶς πάντες οἱ ἅγιοι μάλιστα δὲ οἱ ἐκ τῆς Καίσαρος οἰκίας) (Флп 4. 22). При этом в святоотеческой экзегетике под «кесаревым домом» (ἐκ τῆς Καίσαρος οἰκίας) обычно подразумевался императорский дворец, а под христианами, от имени к-рых апостол передает приветствия,- приближенные и придворные императора (Mar. Vict. In Philip. 4. 22 // Marii Victorini Afri Commentarii in Epistulas Pauli ad Galatas, ad Philippenses, ad Ephesios / Ed. A. Locher. Lpz., 1972. S. 121; Ephraem Syr. Comm. in ep. Paul. 4. 21 // Idem. Comment. in epistolas divi Pauli. Venetiis, 1893. P. 168; Ioan. Chrysost. In Philip. 15. 4 [In 4. 22] // PG. 62. Col. 294; Theodoret. Interpretatio Epistolae ad Philippenses 4. 22 // PG. 82. Col. 589).
В Новое время Дж. Б. Лайтфут доказал, что выражение Καίσαρος οἰκίας соответствует лат. понятию Familia Caesaris и что речь идет не о родственниках императора и царедворцах (как считал, напр., Ж. Кальвин: Calvin. 1851. P. 129), а об имп. рабах и вольноотпущенниках, работавших во внутренних и адм. службах империи (Lightfoot. 1869. P. 169-176; 1888. P. 171-178). Их численность составляла неск. тысяч чел. только в Риме, и еще тысячи состояли на гос. гражданской службе в провинциальных городах; внутри Familia Caesaris существовала значительная социальная дифференциация (Weaver. 1972; Ascough. 2003. Р. 127-128). Большая часть ее членов были уроженцами Греции, Анатолии, Сирии и Египта, среди них были и евреи, нек-рые из них могли быть христианами (Vincent. 1902. P. 153; Plummer. 1919. P. 107). Высказывались предположения, что у членов Familia Caesaris существовала особая связь с филиппийцами или что они были имп. курьерами, осуществлявшими связь между столицей и Филиппами (Hawthorne. 1983. P. 215; Llewelyn S. Sending Letters in the Ancient World: Paul and the Philippians // Tyndale Bulletin. 1995. Vol. 46. N 2. P. 337-356; Dunn. 1997. P. 16). Последнее предположение критиковал Дж. Рьюман (Reumann. 2008. Р. 730).
В визант. период также формировалось представление о том, что К. был одним из последователей ап. Павла и апостолом от 70. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V-VI вв.), Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) и Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) К. назван епископом Диррахия (ныне Дуррес, Албания) (PG. 10. Col. 956; Schermann. 1907. S. 124, 141; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. P. 479), также сказано, что о «нем упоминал апостол» (вероятно, речь идет о Флп 4. 22 - Schermann. 1907. S. 141). Эта информация повторяется в ряде византийских Синаксарей под 30 июня (SynCP. Col. 787), но под 8 дек. К. именуется епископом Короны (PG. 117. Col. 197; SynCP. Col. 290), к-рую обычно отождествляют с г. Корона (ныне Корони) на Пелопоннесе (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; Νικόδημος. Συναξαριστής. 2003. Σ. 266). Высказывалось также предположение, что речь идет об искаженном названии Кирены (Киринеи) Ливийской (Μακάριος Σιμωνοπετρίτης. 2005. Σ. 89).
Память К. вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Тихиком, Епафродитом и Онисифором в визант. Синаксарях празднуется 8 дек. Под этой датой содержатся краткие сведения о К.: он и чествуемые вместе с ним апостолы «добро житие проживя, преподобнически пася и управляя врученными им Церквами и народом, претерпели множество искушений и мучений за Христа и были убиты идолопоклонниками» (SynCP. Col. 290). Иногда память этих апостолов помещалась под соседними датами: 7 или 9 дек. (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; PG. 117. Col. 197). Также память К. вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой и Епафродитом отмечалась в ряде агиографических памятников 29 марта (Порфириева Минея. РНБ. Греч. 227, XIII в.; стишной Синаксарь. Paris. Coislin. 223, 1301 г.; греч. печатная Минея (Венеция, 1596); рус. стишной Пролог. РГБ. Троиц. № 715, 1429 г.) или 30 марта (греч. печатная Минея (Венеция, 1596); Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 162). В совр. календарях греч. Церквей память этих апостолов в последние дни марта отсутствует, а в календаре РПЦ их память утвердилась 30 марта.
Под 8 дек. во всех сохранившихся списках нестишных славяно-рус. Прологов краткой редакции, за исключением древнейшего - РНБ. Соф. № 1324. Л. 82а, кон. XII - нач. XIII в.,- пропущено имя К., в результате чего занимаемая им кафедра приписана ап. Епафродиту. В Прологе РНБ. Соф. № 1324 и нек-рых других (Лобковском, Псковском, РГАДА. Тип. № 163 и 158) К. ошибочно назван Римским епископом («епископ Римскыи бысть»), а в нестишных Прологах пространной редакции - епископом Киренским (Киринейским) (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сентябрь-февраль. М., 2010. Т. 1. С. 445)). В ВМЧ под 8 дек. вслед за Прологами повторены пропуск имени К. и ошибочное именование ап. Епафродита епископом Киренским (Киринейским) (ВМЧ. Дек. Дни 6-17. Стб. 753, 762). Свт. Димитрий Ростовский при составлении Четьих-Миней отдал предпочтение сведениям о кафедре К., содержащимся в греч. источниках не под 8 дек., где он назван еп. Короны, а под 30 июня, где он именуется еп. Диррахия (ЖСв. Дек. С. 251).
Кроме того, в визант. календарях К. включен в Собор 70 апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 787), однако в Соборе 70 апостолов, празднуемом 4 янв., имя К. не упоминается. Тем не менее в наст. время К., как епископ Диррахия, почитается в числе святых Сев. Эпира (Δεσπότης Κ. ῾Η. ῞Αγιοι τῆς ᾿Ηπείρου. Θεσσαλονίκη, 2009. Σ. 137).
В иконописных подлинниках о внешности К. говорится редко. В Строгановском лицевом иконописном подлиннике кон. XVI - нач. XVII в. К. изображен под 4 янв. (Большаков. Подлинник иконописный. С. 252) в рост, средовеком с короткими, слегка вьющимися волосами и недлинной бородой, правую руку он прижимает к груди, левой придерживает складки одеяния. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (1730-1733) К. предписано изображать молодым, без бороды (Ерминия ДФ. С. 157).
Самое древнее дошедшее до наст. времени изображение К.- миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 231; 1-я четв. XI в.), где он представлен с омофором и со свитком в руке вместе с 5 учениками ап. Павла, апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой, Епафродитом и Онисифором.
В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) К. изображен под 29 марта в группе с апостолами от 70 Епафродитом, Сосфеном, Аполлосом и Кифой (РНБ. O.I.58. Л. 107). Он показан в облике старца с недлинной округлой бородой, в голубом хитоне и зеленом гиматии (Евсеева. Афонская книга. С. 290).
На иконе «Апостольские деяния» 1698 г. (частное собрание) К.- средовек с короткими, слегка вьющимися русыми волосами и недлинной округлой бородой. Он в красном хитоне и зеленом гиматии; левая рука с перекинутым через нее омофором в молении, правая прижата к груди.