Жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Браничевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в Моравской долине, у подножия Кучайских гор, на правом берегу р. Раваница, по к-рой получил название, близ с. Сене, около г. Чуприя (Сербия). Как свою задужбину Р. основал сербский кн. мч. Лазарь († 1389), о чем сообщалось в ктиторской грамоте, т. н. Раваницкой повелье, текст которой был написан на стене притвора храма (надпись не сохр.) и известен по 2 поздним спискам, вероятно выполненным с оригинала в кон. XVII - нач. XVIII в. Согласно болонскому списку, Р. была возведена в 1376-1377 гг., а по врдницкому - в 1380-1381 гг. (Младеновић. 2003. С. 49-127; Вуловић Б. Архитектура Раваници // Ман-р Раваница: Споменица. 1997. С. 19-32). Исследователи датируют памятник более широким периодом - с 1376 по 1386 г. (Петковић. 1922; Вуловић. 1966; Мадас. 1974; Николић. 1983; Љубинковић. 1989; Богдановић Д. Смисао Раванице // Ман-р Раваница: Споменица. 1997. С. 9-17; Медаковић Д. Две Раванице // Там же. С. 195-200; Беловић. 1999. С. 20). Основатель вместе с супругой кнг. прп. Милицей и сыновьями блгв. Стефаном (см. Стефан Лазаревич) и Вуком представлен на ктиторской композиции.
Кон. 1375 или нач. 1376 г. традиционно датируется приход в Р. прп. Ромила Видинского с 7 учениками (о нек-рых из них см. в ст. Синаиты сербские). Исследователи предполагают, что кн. мч. Лазарь разрешил им здесь поселиться для утверждения в духовной жизни сербов афонских традиций исихазма. Вскоре прп. Ромил скончался (между 1376 и 1391) и был похоронен у юж. стены храма (ныне его мощи пребывают под спудом в припрате храма).
Согласно изначальному замыслу, комплекс Р. (одним из первых среди серб. обителей) должен был представлять укрепленную крепость и, возможно, помимо княжеской усыпальницы был призван стать духовным центром и епископской резиденцией. Трагическая гибель в Косовской битве и канонизация кн. Лазаря обусловили роль Р. как центра его почитания: в 1390/91 г. его мощи были торжественно положены в монастырском соборе и на протяжении почти 3 веков привлекали к себе многочисленных паломников. Именно в Р. были составлены богослужебные последования в честь князя, а впосл. переписывались посвященные ему тексты.
Во время османского нашествия Р. неоднократно подвергалась разграблениям (1398, 1427, 1438), после падения г. Смедерево и Сербского гос-ва (1459) пришла в запустение, но продолжала упоминаться в тур. документах (напр., в описях 1467 г.). В 1516 г. в мон-ре проживали 20 монахов, в сер. XVI в.- игумен и 32 насельника. В обители переписывались богослужебные книги, проводились строительные работы. В период австро-тур. войны (1683-1699) мон-рь был разорен: надпись на стене нартекса (1721) сообщает о голоде в 1686 г. Монахи покинули Р. во время т. н. Великого переселения сербов, в 1690-1691 гг., взяв с собой ценную утварь и мощи мч. Лазаря, и поселились в венгерском г. Сентендре. К 1697 г., согласно сообщениям иером. Стефана Даскала († 1729), они перешли в опустевший мон-рь Врдник, к-рый с тех пор стал именоваться Раваница Новая, а его ц. во имя Иоанна Предтечи была переосвящена в честь Вознесения Господня. Перед подписанием мирного договора между Австрией и Османской империей (1718), согласно которому серб. земли, где находится Р., перешли под австр. владычество, в 1717 г. иером. Стефан Даскал вернулся в Р. и нашел ее здания заросшими кустарником, даже внутри храма высились деревья. В 1719 г. он начал восстановление храма, в 1721 г.- экзонартекса и келий и вскоре открыл школу для священников и монашествующих, к-рая действовала на протяжении XVIII в. В 1737-1739 гг., во время очередной австро-тур. войны, братия вновь укрылась во Врднике. Но вскоре Р. была возрождена и во время нового столкновения Австрии и Турции, в 1788-1791 гг., стала центром борьбы сербов против тур. владычества, за что впосл. подверглась опустошению. Не ранее XVIII в. в обитель передали частицу мощей кн. мч. Лазаря.
При подавлении 1-го Сербского восстания (1804-1813) Р. была сожжена. Игум. Дионисий (Попович), управлявший обителью с 1842 по 1864 г., провел реконструкцию всех монастырских зданий и возвел конак. После него настоятельствовал архим. Иосиф (Гаврилович; † 1905), а с 1908 г.- игум. Макарий (Милетич), организовавший в 1939 г. мероприятия в память 550-летия Косовской битвы. Во время второй мировой войны мон-рь был разграблен, а игум. Макарий арестован и 25 янв. 1943 г. расстрелян фашистами на полигоне в Яинци (ныне на окраине Белграда). В межвоенный период в Р. иногда подвизались рус. монахи, уехавшие из России после революции; с 1929 г. здесь жил иером. Ювеналий (Николаевич), а после второй мировой войны - иером. Варсава (Тепленичев; 1875-1953) и иером. Тихон (Шкатов; 1880-1961), оба похоронены на монастырском кладбище (Ивановић Д. Руски монаси у епархиjи браничевскоj у ХХ в. // Саборност. Пожаревац, 2017. Бр. 11. С. 143-155). 30 окт. 1946 г. Р. была восстановлена как жен. обитель, в ней поселилась игум. Евфимия (Мичич; † 1958), сестричество насчитывало до 25 монахинь. Почти полвека (46 лет) обителью управляла игум. Гавриила (Игнатович; † 2005), после ее смерти настоятельницей является игум. Мария (Чеперкович). 9 сент. 1989 г., после мероприятий в память о 600-летии Косовской битвы, в Р. были возвращены мощи кн. Лазаря и поставлены на солее близ алтаря собора.
При возведении монастырский комплекс задумывался как крепость в форме неправильного многоугольника, окруженная поясом мощных, сложенных из неотесанных камней стен, с въездными воротами и 7 башнями (Вуловић. 1966. С. 130; сохр. лишь часть сев. стены и развалины 3 башен). Внутри комплекса находятся кафоликон, здания бывших трапезной и больницы и 2-этажные развалины башни-пирга, служившей, вероятно, и придворной капеллой. Вместо келий, изначально примыкавших к монастырским стенам, появились 2 конака.
Церковь Вознесения Господня в Р. относится к последнему, т. н. моравскому, этапу развития средневек. серб. зодчества и является самым крупным строением эпохи кн. Лазаря. Во время восстановительных работ (1719-1721 и 1844-1855) облик храма подвергся значительным искажениям, к-рые были устранены в процессе реставрации, проводившейся в неск. этапов с 1955 по 1970 г. (Вуловић Б. Архитектура Раваници // Ман-р Раваница: Споменица. 1997. С. 22-23). Это 4-столпный крестово-купольный 5-главый храм с боковыми конхами-певницами. Традиция возведения 5-главых соборов существовала в Сербии и ранее, однако не стала доминирующей: напр., храмы Пресв. Богородицы Левишки в Призрене (1306-1307), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1312-1313), Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1315), Пресв. Богородицы мон-ря Матейге (ок. 1352), арх. Михаила около Призрена (не сохр., 1348-1352). Наиболее близким архитектурным аналогом храму в Р. является собор в Грачанице. С запада и востока все 5 глав храма в Р. выглядят как единый компактный объем и представляют ступенчато развивающуюся ярусную композицию с ярко выраженной вертикальной ориентацией, где 4 близко поставленные 8-гранные малые боковые главы (диаметр западных - 1,6 м, восточных - 1,5 м) плотно обступают 10-гранную высокую центральную главу (диаметр 3,58 м). Стройные пропорции центрального барабана подчеркиваются детальной профилировкой окон и полуколонками с изящными капителями. Для усиления вертикальной составляющей боковые главы поставлены на постаменты с кокошниками - новый элемент, до сих пор не встречавшийся ни в сербской, ни в греч. традиции. Центральное ядро воспринимается как столпообразное. На юж. и сев. фасадах композиция более уравновешенная. Еще один новый декоративный элемент, к-рый способствует созданию дополнительных членений по горизонтали и подчеркивает ступенчатую организацию объемов,- карнизы.
В плане храм представляет собой компактный, слегка вытянутый по оси «запад-восток» прямоугольник с 3-частным алтарным пространством. Алтарная апсида, северная и южная конхи наоса поднимаются вровень друг с другом чуть ниже сводов рукавов креста, создавая ступенчатую композицию. Жертвенник и диаконник, фланкирующие центральную апсиду, имеют довольно маленькие размеры. Вост. часть отделялась алтарной преградой.
В интерьере доминирует центральное ядро, образованное подкупольным квадратом с главой на высоком барабане, прорезанном окнами. С востока и запада барабан центральной главы опирается на полуциркульные своды западной и восточной травей, а с севера и юга - на арки боковых конх.
За счет добавления 2 мощных полукружий боковых апсид, полностью открытых в подкупольный квадрат, возникает ощущение зального пространства, известного и в византийской и в серб. архитектуре. Своды над угловыми компартиментами узких боковых нефов несколько понижены по сравнению с центральным крестом. Сильное уменьшение боковых нефов - редкая особенность в Византии, распространенная на Афоне и встречавшаяся на серб. землях в правление царя Стефана IV Душана (1331-1355) лишь в нек-рых храмах, напр. в мон-рях Лесново и Люботин. Интерьер ассоциируется с к-польскими образцами, которые повлияли на появление подобных решений в кафоликонах афонских мон-рей, начиная с Великой Лавры и заканчивая более близким по времени Хиландаром.
Церковь, возможно, является 1-м серб. храмом в Моравском регионе, имеющим структуру триконха с боковыми певницами, впосл. ставшим ведущим среди памятников этого региона. Появление данного типа храма принято связывать с влиянием на серб. архитектуру афонских триконхов, возводившихся на Св. Горе на протяжении средневековья и Нового времени. Причинами распространения данного типа храма в эпоху кн. Лазаря могли стать как желание продемонстрировать восстановление связей Сербии с Византией и Афоном, так и стремление возродить серб. традиции, в соответствии с к-рыми боковые конхи наоса могли использоваться как приделы, связанные с культами местных святых.
В Р. также впервые встречается особая конфигурация несущих столпов, имеющих сложную профилировку. Каждый из них представляет собой круглую опору с как будто приставленными по 4 сторонам полуколонками, хотя в действительности столпы выложены из цельных, фигурно вырезанных плит белого известняка. Скругленные опоры усиливают впечатление зальности пространства, а дополнительные вертикальные тяги подчеркивают развитие композиции вверх. Такие опоры не встречаются в визант. храмах и напоминают европ. готику.
Первоначальный купольный экзонартекс храма предположительно появился на 2-м этапе строительства - в 80-х гг. XIV в., еще при кн. Лазаре (Вуловић. 1966. С. 67-89; Мандић С. Стари раванички нартекс // Ман-р Раваница: Споменица. 1997. С. 33-38), о чем свидетельствует ктиторская композиция, на к-рой князь и его супруга вместе держат модель храма с прорисованным экзонартексом. Его ширина совпадает с зап. фасадом храма, однако экзонартекс значительно ниже. В плане экзонартекс близок к квадрату с 4 отдельно стоящими опорами и куполом в центре. С севера и юга видны большие двойные проемы с колонками посередине. Снаружи экзонартекс был украшен сложными перспективными профилировками и роскошной резьбой. В сев.-вост. стене на месте декоративной ниши слева от входа был пробит проем, а в юго-вост. части экзонартекса устроено оформленное аркосолием захоронение прп. Ромила Видинского (Вуловић. 1966. С. 159; Мандић С. Стари раванички нартекс // Ман-р Раваница: Споменица. 1997. С. 33-38). Во время восстановительных работ иером. Стефан Даскал в 1721 г. «зашил» остатки экзонартекса в новые стены, покрыл штукатуркой, а вместо купола устроил полуциркульный свод, придав этой части храма иной облик.
Обширный экзонартекс-лити с куполом или без был обязательной частью рашских монастырских комплексов - напр., Радославов нартекс (1234) в ц. Пресв. Богородицы в монастыре Студеница, в мон-рях Жича (ок. 1228-1230) и Милешева (1235-1236). В нач. XIV в. этот компартимент исчезает и возвращается только в сер. XIV в. в архитектуру косовско-македон. мон-рей - Дечаны (1334/35), Лесново (1349), Псача (1354). Наиболее близкая аналогия с раваницким западным компартиментом - экзонартекс мон-ря Хиландар, время возведения к-рого связывают с кн. Лазарем большинство исследователей, кроме С. Джурджича, к-рый относит его к более раннему времени - правлению царя Стефана IV Душана (Ćurčić. 1971; Idem. 2010).
Декоративное оформление фасадов Р. поражает сложностью: оно включает и кресты, выложенные из керамических горшочков с крестообразными горлышками, и обильный каменный резной декор (оконницы, профилированные горизонтальные тяги, полуколонки, в т. ч. витые), многообразные наборные орнаменты из кирпича и камня разных сортов, полуколонны и вертикальные тяги из лекального кирпича. На выступающих апсидах триконха расположен фриз слепых аркад, для каждой из к-рых выбран особый орнамент. Об этом свидетельствует сохранившаяся в первоначальном виде боковая сев. певница (оригинальное убранство алтарной апсиды и юж. боковой певницы исчезло или было заменено в XVIII-XIX вв.). В декоре храма и экзонартекса почти ни один мотив не повторяется. Полихромность фасадов достигается благодаря комбинации природных цветов строительных материалов и керамической декорации. Судя по частично сохранившейся окраске резных птиц в тимпане окна протесиса, многоцветной могла быть и остальная скульптурная декорация.
Также в храме Р. появляются большие и сложные по рисунку каменные резные розетки, к-рые впосл. станут визитной карточкой моравских церквей. Единственная профилированная розетка с богатым растительным и геометрическим орнаментом находится на зап. фасаде храма, остальные вырезаны в виде медальонов. Имена мастеров, как и клейма камнерезной мастерской, не сохранились. Хотя декор храма выполнен в русле общей для всех визант. территорий тенденции, конкретных прототипов ни для отдельных элементов, ни для всей декоративной программы не найдено. Исследователи отмечают здесь творческое переосмысление византийских и романо-готических традиций, ставших основой оригинального стиля каменной резьбы моравских памятников, окончательно сложившегося в ц. во имя блгв. Стефана в г. Крушевац (Лазарица; 70-е гг. ХIV в.) (Вуловић Б. Архитектура Раваници // Ман-р Раваница: Споменица. 1997. С. 26).
Типология, строительная техника с чередованием камня и кирпича, богатый декор фасадов, характерный для всей позднепалеологовской архитектуры, свидетельствуют об обращении к визант. традиции, однако мн. греч. черты получили в Р. оригинальную интерпретацию. Свести это явление только к визант. традиции, как и вывести его из неск. более ранних серб. прототипов, невозможно. Художественные особенности памятника создают впечатление новой программы, собранной из разных источников в единую систему.
Исследователи относят росписи Вознесенской ц. к периоду между 1376-1377 гг. и сер.- кон. 80-х гг. XIV в. (Джурич. 2000. С. 277, 429; Мандић С. Стари раванички нартекс // Ман-р Раваница: Споменица. 1997. С. 33-38; Николић. 1961 и др.). В новейших исследованиях выдвигаются предположения о росписи храма ок. 1385 г. (Стародубцев. 2016. Књ. 2. С. 32). От первоначальной живописи, занимавшей поверхность ок. 800 кв. м, сохранилось ок. 500 кв. м. Расчистка и консервация фресок проводились в 1962-1964 гг. (Живковић. 1969). Иконографическая программа храма Р. впосл. воспроизводилась в поздних памятниках моравского круга.
Скуфья центрального купола включает образ Христа Пантократора, вписанный в медальон. Изображение почти полностью утрачено, однако хорошо видна закрытая книга в левой руке Пантократора. Эта деталь отсылает к видению Апокалипсиса, в к-ром св. Иоанн Богослов узрел Господа сидящим на престоле с книгой, запечатанной 7 печатями (Откр 5. 1). Примеры данной иконографии встречаются в серб. храмах времени кор. Милутина (Стефана Уроша II) (1282-1321): ц. Пресв. Богородицы Левишки (1307-1313), Кралевой церкви (Иоакима и Анны) в Студенице (1313-1314), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), Грачанице (1320-1321)).
Вокруг образа Пантократора развертывается сцена Небесной литургии - процессия ангелов в диаконских одеяниях с литургическими атрибутами направляется к небесному престолу. Она символизирует великий вход - торжественное шествие клира с евхаристическими Дарами во время литургии из жертвенника к алтарю через царские врата - и подчеркивает единство земной и небесной литургии. В визант. живописи «Небесная литургия» известна с XII в. по росписям храмов Кипра: ц. Панагии Теотокос в Трикомо (нач. XII в.), Панагии Канакарии в Литрангоми (XII в.), св. Епифания в Лиси (XIII в.) (Смолчић-Макуљевић. 2002. С. 468). В серб. памятниках она впервые появляется в 1-е десятилетие XIV в. в милутиновских храмах и во время правления Стефана Душана - в Лесново, Дечанах, ц. Пресв. Богородицы Одигитрии мон-ря Печская Патриархия (до 1337).
В барабане центрального купола церкви в Р. в 2 рядах располагаются фигуры 20 пророков: 4 великих (Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила), 9 малых (Иоиля, Аввакума, Ионы, Софонии, Наума, Захарии Младшего, Захарии, Михея и Осии), 6 царей и первосвященников (Аарона, Моисея, Илии, Елисея, Давида и Соломона) и св. Иоанна Предтечи. Из образов евангелистов в парусах наилучшую сохранность имеет изображение Марка, тогда как портреты Матфея, Луки и Иоанна сохранились фрагментарно. Иконографической особенностью является присутствие рядом с евангелистами крылатого образа Софии Премудрости Божией, хорошо просматривающегося за спинами Марка и Матфея. Между парусами помещены Мандилион (с востока) и Керамион (с запада) и 2 изображения благословляющей Десницы Божией (с севера и с юга) в прямоугольном сегменте неба, а также символы евангелистов с книгами.
В скуфьях малых куполов помещены образы Пресв. Богородицы с воздетыми руками (юго-вост. купол), Христа Еммануила (сев.-вост. купол), Христа Ветхого денми (юго-зап. купол) и арх. Михаила (сев.-зап. купол). В барабанах представлены силы небесные (8 ангелов в царских одеяниях с лабарумами и со сферами, херувимы-тетраморфы и серафимы) и 12 ветхозаветных праотцев в 2 ряда. Иконографическая программа всех куполов, акцентируя разные образы Христа и тайну Боговоплощения, представляет один из главных богословских догматов - о единстве божественной и человеческой природы во Христе.
В конхе главной апсиды находится изображение Пресв. Богородицы с Младенцем на престоле и с поклоняющимися архангелами Михаилом (справа) и Гавриилом (слева). Ниже расположена композиция «Причащение апостолов», фланкируемая фигурами 2 неизвестных архиереев. Сцена «Евхаристия» дана в необычном иконографическом изводе: Христос, облаченный в епископские одеяния, как первосвященник-архиерей стоит перед алтарем фронтально с воздетыми в благословляющем жесте руками, Св. Дары преподносят апостолам ангел-диакон (хлеб) и неизвестный священник (вино), за ним изображены 2 ангела в диаконских стихарях с зажженными свечами на подсвечниках. Образ Христа Архиерея в «Евхаристии» можно также встретить в росписях церквей св. Никиты в Чучере (ок. 1316), Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319), Христа Пантократора в Дечанах (ок. 1348). Данному иконографическому типу соответствует текст из Послания к Евреям ап. Павла, где Христос упоминается как «Первосвященник по чину Мелхиседекову» (Евр 6. 20).
Ниже расположен регистр из 10 медальонов с поясными фигурами св. отцов с богато орнаментированными Евангелиями в руках. Над центральным окном апсиды - медальон со Христом Агнцем в потире, символом Жертвы Христа. К апсиде направляется процессия архиереев с развернутыми свитками литургических молитв из композиции «Служба св. отцов» из нижнего регистра росписей. Иерархи представлены в епископских одеяниях, в 3/4-ном развороте. В простенках алтарного окна - ангелы.
Конхи боковых алтарных апсид отведены под изображения св. диаконов в полный рост с кадилами и дарохранительницами в руках: в жертвеннике - архидиак. Стефана Первомученика, в диаконнике - сщмч. Евпла. Рядом с первомч. Стефаном, в отделяющем протесис от алтаря простенке, представлен прав. Мелхиседек, рядом со сщмч. Евплом - неизвестный ветхозаветный праотец. В средней зоне жертвенника и диаконника продолжается медальонный фриз со святыми, а нижний регистр отведен для шествия св. отцов к алтарю в процессии великого входа.
Медальоны со святыми в разноцветных обрамлениях, расположенные между регистром с композициями и фигурами в рост, а также на столбах - новая иконографическая особенность серб. живописи, распространившаяся из Р. на др. церкви Моравской Сербии: Велуче (ок. 1387), Любостиня (1402-1405), Сисоевац (ок. 1402), Каленич (1413, 1418-1427), Манасия (Ресава, 1406-1418), Рамача (ок. 1395). Ленты медальонов встречаются в искусстве комниновского времени со 2-й пол. XII в. (напр., в мозаиках собора в Монреале на Сицилии, на фресках ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, где медальоны расположены сходным образом, но не связаны между собой) и в памятниках XIII и XIV вв. (фрагменты таких же медальонов сохр. в росписях Баньска монастыря во имя святого Стефана, ц. Преображения в с. Мескла на Крите, Митрополии в Мистре, см.: Джурич. 2000. С. 277-278). Образы в медальонах в Р. разделяются на неск. категорий в соответствии с чинами святости праведников, изображенных в полный рост регистром ниже: в алтарной части над епископами из «Службы святых отцов» в медальонах также изображены архиереи, в боковых апсидах наоса над св. воинами проходит лента медальонов с мучениками, а в зап. части наоса в обоих регистрах - в медальонах и в самой нижней зоне - образы св. монахов. Лента медальонов, идущая по всему периметру церкви, объединяет внутреннее пространство храма и программу росписей.
Расположение сцен «Тайная вечеря» (нижняя зона сев. стены) и «Омовение ног» (нижняя зона юж. стены) в пределах вимы акцентирует тему установления таинства Евхаристии в Церкви и подчеркивает роль священства (Ђурић В. Раванички живописи и литургиjа // Ман-р Раваница: Споменица. 1981. С. 61-62). Верхние части этих стен отведены под чудеса и проповеди Христа: «Воскрешение дочери Иаира» (сев. стена), «Христос у Марфы и Марии» и «Христос успокаивает морскую бурю» (юж. стена). В простенках окон изображены архангел и 2 архиерея (окно сев. стены) и св. отцы (окно юж. стены).
Роспись наоса включает неск. циклов: великие праздники, земное служение Христа, Страстной и Протоевангельский (Богородичный). Нижняя зона отведена под фронтальные изображения святых в полный рост. Праздничный цикл сохранился фрагментарно: «Вход Господень в Иерусалим» (конха юж. певницы), «Успение Пресв. Богородицы» (центральная часть зап. стены над главным входом в храм), сильно поврежденная сцена «Жены-мироносицы у гроба Господня», разделенная каменной розеткой (верхняя часть зап. стены наоса). Страстной цикл помимо упомянутых сцен в виме представлен «Предательством Иуды» (вост. часть свода юж. певницы). Протоевангельский цикл включает 2 сцены - «Рождество Пресв. Богородицы» (юж. часть вост. свода вимы) и редко встречающуюся композицию «Мария и Иосиф отправляются на перепись в Вифлеем» (зап. часть свода юж. конхи наоса), что позволяет предположить существование в Р. оригинального Богородичного цикла.
Наилучшую сохранность имеет цикл земного служения Христа (чудеса, притчи и проповеди), сцены из к-рого расположены в основном над лентой медальонов. Кроме уже названных композиций этого цикла в пространстве вимы сюда входят также «Исцеление больного у источника Вифезда» и «Исцеление слепорожденного» (средняя зона юж. певницы), «Исцеление больного водянкой» и «Притча о брачном пире» (средняя зона сев. апсиды). Сцены исцелений и чудес в боковых конхах наоса фланкируются изображениями полуфигур, вырастающих из форм, напоминающих чашу цветка. В среднем регистре юж. стены зап. части наоса расположена подробная сцена «Умножение хлебов», к-рой на сев. стене соответствуют композиции «Исцеление расслабленного» и «Христос и самарянка». «Успение Пресв. Богородицы» в центре зап. стены фланкируется композицией «Исцеление бесноватого» (юж. часть) и сценой, к-рая идентифицируется по-разному: «Беседа Христа с учениками» (Беловић. 1999. С. 75, 133) или «Христос в Гефсиманском саду» (сев. часть) (Живковић Б. Раваница: Распоред живописа // Ман-р Раваница: Споменица. 1981). В своде в зап. части наоса, над аркой и вокруг нее над юго-зап. столбом,- сильно поврежденная композиция «Брак в Кане Галилейской».
К Христологическому циклу также относится редкая сцена «Свидетельство св. Иоанна Крестителя», представленная в 2 вариантах. Содержание композиций основано на евангельских текстах и иконографически близко к сцене «Крещение Господне». Частично сохранившаяся сцена «Первое свидетельство Иоанна» (Ин 1. 19-28) занимает верхнюю зону юж. стены зап. части наоса и разделена окном. В наименее сохранившейся ее части находятся фрагменты группы свидетелей пророчества св. Иоанна о Христе (сохр. нижние части фигур священника и левитов, во 2-й части - на берегу Иордана представлен св. Иоанн Предтеча с 2 учениками. Близкие аналогии с данной сценой можно найти в живописи афонского мон-ря Протат (90-е гг. XIII в., см. Карея) и к-польского мон-ря Хора (1315-1321). «Второе свидетельство Иоанна» (Ин 1. 29-34), также разделенное окном в верхней зоне зап. стены наоса, сохранилось лучше. У юж. части окна изображен св. Иоанн Креститель, указывающий на Христа, стоящего по др. сторону оконного проема и благословляющего св. Иоанна. Лик Предтечи повернут в сторону иудейских священников и левитов. За Христом изображены 2 ученика, которых идентифицируют как апостолов Иоанна и Андрея (Беловић. 1999. С. 136-138).
В иконографической программе наоса присутствует сцена, к-рая выпадает из контекста традиц. циклов,- «Рождественская стихира», расположенная под «Входом Господним в Иерусалим» в юж. певнице. Утрата аналогичного регистра росписей в противоположной сев. певнице не дает возможности составить полное представление о значении этих сцен в программе. Иконография «Рождественской стихиры», исполняемой на рождественском богослужении, сформировалась в контексте композиции «Рождество Христово». Наиболее ранняя живописная интерпретация песнопения «Что Ти принесем, Христе» встречается в росписях нартекса ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (1294/1295). Согласно словам Богородичного гимна, все сотворенное Христом поет Ему хвалу и благодарит за Воплощение. На фреске в церкви Р. к Пресв. Богородице в мандорле со Христом на коленях приближаются мудрецы с дарами (сохр. только нижние части их одежд) и певцы во главе с гимнографом прп. Иоанном Дамаскином, славящие Христа и Богоматерь. Справа от Нее - персонификации Земли и Пустыни в виде жен. фигур, также приносящие дары: Земля - пещеру, Пустыня - ясли. В отличие от ранних примеров данной сцены присутствие среди персонажей певцов во главе с автором песнопения представляет не иллюстрацию текста стихиры, а ее создание (Джурич В. Портреты в изображениях Рождественских стихир // Византия, Юж. славяне и Древняя Русь, Зап. Европа. М., 1973. С. 246).
Рядом с «Рождественской стихирой» находится сцена «Проповедь двенадцатилетнего Христа в храме», основанная на евангельском повествовании (Лк 2. 40-50). В монументальной живописи она может изображаться и как отдельная композиция, и как начальный эпизод цикла земного служения Христа. Соседство «Проповеди в храме» с «Рождественской стихирой» обычно объясняется стремлением акцентировать важность ветхозаветных пророчеств о рождении Мессии в Вифлееме.
Нижние зоны наоса отведены под изображения фигур святых в полный рост. В боковых певницах - св. воины (в юж. певнице - великомученики Феодор Стратилат, Георгий, Феодор Тирон, Никита, Артемий и 3 неизвестных; в северной - великомученики Евсевий, Прокопий, Димитрий, Меркурий и 4 неизвестных). Традиция размещения св. воинов в боковых конхах наоса могла быть связана с влиянием росписей кафоликонов на Афоне (Беловић. 1999. С. 143).
В зап. части наоса находятся образы св. иноков и пустынножителей (преподобных Антония Великого, Арсения, Евфимия Великого, Макария, Саввы Освященного, Ефрема Сирина, Феодосия Великого, Пахомия, Максима Исповедника, Симеона Немани и др.).
В росписи 4 подкупольных столбов представлены мученики, чем подчеркивается их роль в утверждении и укреплении христ. Церкви. Все названные выше чины святости упоминаются в молитвах чина проскомидии.
В нижнем ярусе зап. стены рядом с монахами-пустынниками, к северу от главного входа, расположена ктиторская композиция. Между кн. Лазарем и кнг. Милицей, держащими модель храма, стоят их сыновья Стефан и Вук. В верхней части сцены изображен благословляющий Христос в сегменте неба, что является визуальным выражением визант. концепции о божественном начале дарованной правителю власти. Все члены семьи, кроме младшего Вука, облачены в пурпурные саккосы с драгоценными камнями. Верхние туники князя и княгини украшены медальонами с двуглавыми орлами, тогда как синий саккос Вука - медальонами со стилизованными лилиями. На головах родителей - короны, у детей - венцы.
В откосах окон храма - изображения святых, многие не сохранились.
Остатки живописи XIV в. в экзонартексе немногочисленны. На вост. стене в тимпане над центральным порталом находится образ Пресв. Богородицы «Живоносный Источник», над сев. входом - возможно, изображение архим. Вадима и 7 его учеников, претерпевших мученичество за Христа в IV в. (Там же. С. 77, 213), в юж. нише стены - фигура неизвестного святого, ниже - фрагмент сцены с прп. Герасимом Иорданским и со львом: с прп. Герасимом сравнивается погребенный в данном компартименте прп. Ромил в тексте Жития, написанного его учеником прп. Григорием (см. Григорий Новый) в кон. XIV в. (Там же. С. 157).
Фрески частично сохранились в парекклисионе в башне-пирге: в алтарной апсиде в нижней зоне Христос Агнец, справа от Которого представлены ангел-диакон и архидиак. Стефан Первомученик, слева сохранился только образ ангела, а 2-е изображение утрачено. В конхе находится образ Пресв. Богородицы с Младенцем и ангелом с сев. стороны (изображение ангела не сохр.) (Стародубцев. 2016. Књ. 1. С. 127; Књ. 2. С. 45). Над апсидой - часть надписи 8-го стиха 25 (26) псалма.
Живописное убранство храма Р. не является целостным ни в стилистическом, ни в хронологическом плане, тем не менее единство и логика построения ансамбля сохраняются. Исследователи выделяют 3 живописные манеры и 3 группы работавших там мастеров. К наиболее ранним и слабым в художественном отношении росписям относятся фрески центрального купола с непропорциональными фигурами, далекими от классического идеала, с нескладными движениями скрытых под драпировками тел, с недостаточно продуманным колоритом и резкими цветовыми переходами. Способ работы художника мощной линией рисунка и интенсивным цветом, как и др. особенности его манеры, дает основание полагать, что эти фрески выполнил местный мастер (Там же. Књ. 1. С. 300).
Вторая группа мастеров расписала паруса, малые купола, алтарную часть, своды и наос. Сложные, продуманные архитектурные фоны, гармоничное соотношение фигур с пейзажем, колористические градации, смелые движения и позы персонажей в многолюдных сценах свидетельствуют о высоком мастерстве авторов этих фресок. У персонажей слегка удлиненные лики, карнация со светло-зелеными тенями по основе бледно-охристого цвета. Моделировка осуществляется посредством наложения коротких энергичных вертикальных мазков белого и красного цветов на определенные части ликов (лоб, нос, щеки, скулы). Исключительны по выразительности лики святых в медальонах в алтаре - с яркими и запоминающимися чертами. Появление античных антропоморфных и анималистических масок, написанных в технике гризайли на щите св. воина и в изображениях архитектурных кулис, свидетельствует об ориентации на классические образцы эллинистической и визант. живописи. Нек-рые имена праотцев в северо-вост. куполе написаны по-гречески, что позволяет предположить, что один из живописцев мог быть греком. Этот факт, как и высокое художественное качество наряду со стилистическими параллелями в визант. живописи, дает основание исследователям связывать живописцев 2-й группы с мастерской Фессалоники (Ђурић. 1960. С. 119-124) и предполагать их греч. происхождение (Стародубцев. 2016. Књ. 1. С. 325).
С 3-й группой изографов связывают такие композиции, как «Тайная вечеря» и «Омовение ног» в виме, фигуры св. воинов, мучеников и отшельников в наосе, а также ктиторскую композицию и фриз медальонов со святыми, опоясывающий храм (за исключением медальонов в алтаре). О принадлежности росписей этой группы к более позднему этапу свидетельствует шов между средним и нижними регистрами и ряд отличий в живописной манере. Так, лики святых в нижнем ярусе моделированы иначе, нежели в среднем: единство цветового решения создается за счет сочетания санкирных и оливковых теней с темной охрой, тогда как пробела наносятся не вертикально, а горизонтально. Глаза у персонажей ýже, чем у святых, написанных мастерами 2-й группы. Рельефность практически идеальных по пропорциям фигур св. воинов достигается с помощью более мощной и широкой моделировки и детального изображения их парадного воинского облачения. На орнаменте одежд одного из св. воинов некогда существовала надпись: «Константин писал», характерная для художников палеологовской эпохи, свои имена изографы оставили на одеждах св. воинов в церквах: св. Никиты в Чучере и в Старо-Нагоричино (Беловић. 1999. С. 163-164; Джурич. 2000. С. 277). На юж. грани юго-зап. столба отдельные подписи, так же как и в малом куполе, сделаны на греч. языке, однако долгое время это не казалось исследователям достаточным основанием для признания греч. происхождения мастеров 3-й группы, но в наст. время преобладает именно такая т. зр. (Стародубцев. 2016. Књ. 1. С. 325).
В целом фрески храма в Р. выглядят декоративными благодаря орнаментальным лентам на колонках подкупольных столбов, нарядной одежде св. воинов в певницах и общему колористическому решению росписей, основанному на сочетании голубого фона и отдельных голубых одежд иного оттенка с золотыми нимбами и украшениями драпировок.
В притворе работали 2 мастера, хорошо знакомые с классическими традициями, тогда как фрески в башне создал местный художник (Там же. С. 163-164).
Особенности большей части росписи храма в Р. свидетельствуют о прекрасном знании мастерами актуальных тенденций в визант. живописи, а также демонстрируют результат соединения прогрессивных и консервативных традиций в искусстве кон. XIV в.