[Евр. ,
букв.- «большие», «старшие»], наставники, ученые, мудрецы, прошедшие специальную подготовку в традиц. учебных заведениях (см. ст. Иешива), часто потомственные носители высшего вероучительного, морального и судебного авторитета в иудаизме раввинистическом. Р. обладают монополией на устную Тору и представляют собой традиц. институт с посвящениями, линиями передачи, тайными учениями мистического и магического характера (см. ст. Каббала). Движение Р. зародилось в эпоху эллинизма вслед. повышения интереса евреев к точному соблюдению заповедей после окончания вавилонского плена, быстро распространилось в Палестине и диаспоре. Талмуд характеризует ранних Р. как мирян-уставщиков, начетчиков, следивших за правильным отправлением священниками своих функций (напр.: Песахим V 8). Известные Р. происходили, как правило, не из священнических семей, что позволяет видеть в институте Р. оппозицию иерусалимской клерикальной знати (Чериковер. 2010. С. 197). Однако Р. никогда не ставили под сомнение привилегии левитского священства, установленные в Торе. По-видимому, ошибочно сводить происхождение Р. к сословию писцов, скорее их авторитет был внесословным явлением. Со временем потомки левитских сословий интегрировались в среду Р., фактически ставшую сословной. Отдельные Р. имели свой круг учеников: ап. Павел учился у прав. Гамалиила I; апостолы ходили за Иисусом Христом первоначально как за учителем, термин ῥαββί, ῥαββουνί (букв.- «учитель мой», греч. эквивалент Διδάσκαλος) употребляется в Евангелии только в отношении к Иисусу, исключая Мф 23. 7-8, где Иисус говорит, что книжники и фарисеи желают называться так, и предостерегает апостолов, чтобы они не назывались ῥαββί. В качестве доминировавшей в раннее время формы движения Р. можно рассматривать партию фарисеев; к установлениям этих Р. можно отнести «предания старцев», упоминаемые в Евангелии (Мф 15. 2 и др.).
Раввинистическим в истории иудаизма называется период между II и IV вв., поскольку письменные источники об этом периоде оставили почти исключительно Р. (Коэн. 2014. С. 25). Совр. Р. возводят свою сакральную генеалогию к неск. точкам отсчета, среди к-рых главные - дарование прор. Моисею письменной и устной Торы на Синае; работа Великого собрания от Ездры до первосвященника Симона Праведного; деятельность Гиллеля и Шаммая, основателей 2 основных школ галахи; создание «академии» в Явне (Ямнии) в год разрушения Второго храма (см. ст. Израиль); деятельность Р. Акивы бен Йосефа, к-рый «распределил всю Тору, точно монеты» (Авот де-рабби Натан I. XVIII); окончание редакции Мишны в нач. III в. и Талмуда в VII в. В ранних слоях традиции эта цепочка оценивается в целом как нисходящая: со времени смерти пророков «удалился Дух Святой из Израиля» (Тосефта. Сота. 13. 2) и на смену водительству Бога пришла кодификация обычая. Итогом собирания галахических и агадических преданий с комментариями стал Талмуд - свод, регулирующий все стороны жизни ортодоксального иудея. Он включил в себя, однако, не весь объем предания, но материал, отобранный ввиду определенной программы (Neusner. 2002. P. 185). Исторически сложились 2 редакции Талмуда, по центрам его кодификации - школам Палестины и Вавилонии (в то время иран. сатрапии). Первоначально выше ставились мудрецы Палестины, только на земле Израиля Р. мог получить посвящение; но к концу периода амораев (VI в.) вавилонские школы стали пользоваться высшим авторитетом. Нормативным в совр. иудаизме стал Вавилонский Талмуд (Ibid. P. IX). В I тыс. в иудейских общинах Р. централизованно назначались гаоном (главой школы) или эксилархом (главой диаспоры); они обычно не получали жалованья и зарабатывали на жизнь ремеслом или пользовались помощью меценатов. В этот период связь между центром и периферией евр. мира поддерживалась посредством «респонсов» (Броди. 2006. С. 219) - письменных ответов гаонов на галахические недоумения руководителей местных общин. С ослаблением в кон. Х в. централизованных вавилонских институтов местные общины начинают чаще избирать себе Р., и последние приобретают самодостаточный авторитет. С XIV в. статус Р. приближается к должности, общины начинают содержать их, вместе с тем повышаются требования к их документально подтвержденной научной квалификации. Это ведет к восстановлению централизма уже на локальном уровне: со временем верховные Р., или раввинаты, появляются в Османской, Британской империях, Египте, Молдавии, Польше («сеньорат») и др. странах. Наряду с религиозными признанные гос. властью Р. должны были исполнять фискальные и др. адм. функции. В Российской империи не было централизованного раввината, местные Р. избирались общинами и утверждались губ. властями, причем с 1857 г.- на основании образовательного ценза. Такие Р. назывались «казенными», наряду с ними существовали неофициальные, «духовные» Р., как правило пользовавшиеся большим авторитетом. В совр. мире в большинстве гос-в с крупными евр. общинами есть главные Р., в Израиле их 2 - сефардский и ашкеназский, возглавляющие Верховный раввинат и являющиеся гос. должностными лицами; Р. на местах утверждаются с учетом позиции Мин-ва по делам религии. В традиц. общинах действует раввинский суд; в реформистском иудаизме произошло перераспределение функций Р. от галахических к ритуальным. В традиции хасидизма существует практика почитания особо авторитетных Р. как цадиков (праведников) - не просто праведных людей, но мистических посвященных; в антропологии каббалы они наделены способностью перерождаться и возвращаться в наш мир; нек-рых из них (напр., любавичского раввина М. М. Шнеерсона) часть их последователей почитает как явившегося в мир, но не до конца раскрывшего свои потенции мессию. «Ультраортодоксы» (харедим) имеют собственные раввинские структуры, влиятельность которых в Израиле коррелирует с влиятельностью самой «ультраортодоксальной» общины.