Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН
54, С. 523-525 опубликовано: 19 декабря 2023г.


Содержание

ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН

Мученичество Папия, Диодора, Канона, Клавдиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 369)
Мученичество Папия, Диодора, Канона, Клавдиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 369)

Мученичество Папия, Диодора, Канона, Клавдиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 369)
[Греч. Παπίας, Διόδωρος, Κόνων κα Κλαυδιανός], мученики Памфилийские (Атталийские) (пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия). Сохранилось небольшое Мученичество П., Д. и Клавдиана (ВHG, N 2332), в к-ром приводятся сведения об их допросе у правителя Памфилии Поплия (в «Житиях святых» Димитрия Ростовского ошибочно - Павлина). Во время допроса мученики сначала отказываются назвать свои имена, утверждая, что они - христиане (такой ответ часто встречается в древних мученичествах), затем говорят, как их зовут, и сообщают, что они пастухи. За проповедь Христа и отказ отречься от веры Поплий приказал подвесить П., Д. и Клавдиана и строгать их железными орудиями. Палачи были столь жестоки, что разрывали плоть мучеников на куски. После пыток П., Д. и Клавдиан были обезглавлены.

Мученичество издано П. Франки де Кавальери и В. В. Латышевым (Franchi de' Cavalieri P. Note agiografiche. R., 1909. T. 3. P. 118-119. (ST; 22); Laty ev. Menol. T. 1. P. 12-14). В визант. Синаксарях под 4 февр. помещен краткий пересказ этого текста (SynCP. Col. 443; PG. 117. Col. 293 [Минологий Василия II]), под этим же числом (28 аратца) - в арм. Синаксаре Тер-Исраэля (Le Synaxaire arménien de Ter Israël / Éd. G. Bayan. P., 1925. Vol. 6: Mois d'Aratz. P. 140. (PO; T. 19. Fasc.1). В палестино-груз. календаре (Sinait. iber. 34) память П. и Д. (без Клавдиана) указана под 27 февр. (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 166), в сиро-яковитском Мартирологии - под 28 шебата (28 февр.) (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Ed. F. Nau. P., 1913. P. 73. (PO. T. 10. Fasc. 1).

В древних зап. Мартирологах памяти этой дружины нет. Кард. Ц. Бароний внес ее в Римский Мартиролог, добавив имя Конона, под 26 февр.; это день, когда отмечается память сщмч. Нестора, еп. Магиддийского. Святой Нестор также пострадал в Памфилии при Деции и правителе Пуплии (Поплии), только не в Атталии, а в Перге. Франки де Кавальери полагает, что у мученичеств Нестора, Конона Градаря и П., Д. и Клавдиана - один и тот же автор.

Имена Папия, Диодора и Клавдиана есть также среди имен мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона, Папия (31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.); Ж. М. Соже полагает, что скорее всего это именно П., Д. и Клавдиан и в данном случае наблюдается путаница в именах и датах, к-рая присутствует и в вост. Синаксарях. Однако в Мученичестве дружины Виктора и Викторина приводятся др. обстоятельства казни, поэтому твердых аргументов в пользу того, что это одни и те же мученики, нет.

Ист.: BHG, N 2331-2332; ActaSS. Febr. T. 3. P. 488-490; MartRom. P. 100. MartRom. Comment. P. 77. Not. 2; ЖСв. Февр. С. 36.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 53; Delehaye H. Les Martyrs d'Égypte // AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 51-54; Sauget J.-M. Papia, Diodoro e Claudiano // BiblSS. Vol. 10. Col. 316-317; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 374.
О. Н. А.

Иконография

Изображение мученической кончины святых вошло в минейные циклы лицевых рукописей и настенных росписей храмов. На миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 369, 1-я четв. XI в.), как и в Императорском минологии из ГИМ (Греч. № 376 (Син. греч. 183), 2-я четв. XI в.), показан момент усекновения глав 3 мучеников: П., Д. и Клавдиана. Обе миниатюры близки по композиции: святой справа лежит в неестественной позе возле темной горки, голова усечена, из раны еще хлещет кровь; святой в центре опускается на колено, над его шеей занесен меч палача; святой слева взирает на происходящее, ожидая своей череды; облачены в разных цветов хитоны, руки связаны за спиной. В 1-м Минологии все мученики темноволосые (в рукописи из ГИМ поврежден живописный слой у головы святого справа), градация возрастной характеристики дана по наличию и длине бороды: от молодого безбородого юноши слева к более старшему, с короткой клиновидной бородой (средовеку?), справа; у молодого человека в центре также короткая борода. На миниатюре в рукописи из ГИМ имеются ценные дополнения в виде надписания имени (на греч. языке, перед именем - «Агиос») у фигуры каждого из мучеников (слева направо): Папий, Диодор, Клавдиан.

На фреске в Старо-Нагоричино (1317/18) (Миjовић. Менолог. С. 274) показана кончина П. и Д.: первый - седовласый, обликом напоминающий свт. Николая,- лежит на земле с усеченной головой; над головой второго - средовека с темными вьющимися волосами и с короткой бородой - палач, размахнувшись, заносит меч; одежды обоих святых составляют длинные хитоны и плащи.

В подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова память П., Д. и Клавдиана отмечена под 3 февр. без сведений об их облике (кроме указания, что они были пастухами) (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 264-265). Акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев, изданном в 1910 г., буквально сочинил описание внешности мучеников, основываясь на их Житии (под. 3 февр.): «…можно допустить, что Папий был с проседью, со средней величины бородой, Диодор с небольшою бородой, Клавдиан с очень малою бородой; одежды пастушеския, рубашки немного ниже колен и плащи из грубой ткани. В руках посохи, за поясами свирели» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 177-178).

Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иконография мучеников и мучениц Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей Святые неразделенной Церкви Папий, Диодор, Конон и Клавдиан, мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия)
См.также:
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
ГЛИКЕРИЯ мц. Ираклийская (пам. 13 мая)
НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)
ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АНТОНИНА (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня)
ВАЛЕРИЯ, КИРИАКИЯ, МАРИЯ мученицы (пам. 7 июня, пам. греч. 6 июня)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ мученики Коринфские (пам. 31 янв., 10 марта, пам. греч. 5 апр., пам. зап. 25 февр.)
ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)