[Груз. ოშკი; тур. Öşk Vank], муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), с XIII в.- ставропигиальный. Расположен в груз. исторической провинции Имиер-Тао (Юж. Тао) на левом высоком берегу р. Тортомисцкали (тур. Тортум) близ ее впадения в оз. Тортум (образовалось ок. 1791 в результате запружения реки из-за горного обвала) в сел. Чамлыямач (до нач. XX в.- Ошк; иль Эрзурум, Турция). Ныне эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. Название Ошки производят от мегрельского слова შჟა (середина; ოშჟალი - средний) (Кипшидзе. 1994. С. 562; Силогава. 2006. С. 113). Помимо кафоликона сохранились принадлежавшие О. руины 2 малых церквей, трапезной (или скриптория), дворца епископа (в 30 м к северу от кафоликона).
По мнению П. Мурадяна, О. как Ашунк (арм. A\\runq ) упомянут во «Всеобщей истории» арм. историка Вардана Великого (XIII в.): в кон. IX в. Тайкский еп. Саак из Ашунка претерпел от груз. властей притеснения за веру и перешел в Армению (Thomson. 1989. P. 186; Мурадян. 2010. С. 64). Пров. Тао (арм. Тайк), являвшаяся пограничной областью между восточногруз. царством Картли и Арменией, с нач. IV в. подчинялась арм. Аршакидам; после Крещения Армении (318) на этих территориях была образована Тайкская епархия Армянской Апостольской Церкви. В 591 г. Тао вошла в состав Византии, в VIII в. провинцией завладели груз. Багратиони. Утверждение в Тао юрисдикции Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ было ознаменовано строительством больших храмов, в т. ч. кафоликона О. в сер. X в. То, что в груз. летописях сведения об этом отсутствуют, послужило поводом для недостаточно аргументированного предположения о том, что О. и близлежащий мон-рь Хахули были объединены в один монастырский комплекс - Хахули (КГН. 1980. Т. 1. С. 46).
О. был воздвигнут как царская обитель таойской ветви груз. Багратиони (Там же. С 55; Силогава. 2006. С. 60). Помимо строительных надписей об этом свидетельствуют поминальные надписи на стелах и фасадах кафоликона, содержавшие точные даты кончины представителей рода Багратиони и определявшие дни для их поминовения (агапы) (Такаишвили. 1952. С. 64; Силогава. 2006. С. 64-81, 215; Джобадзе. 2007. С. 155-160; 163). Эпиграфика О. противоречит мнению исследователей, считающих, что О. был собственностью рода Чордванели (Метревели. 1996. С. 23, 29, 35).
Время строительства О. можно определить по надписи на тимпане входа юж. рукава кафоликона, в которой упомянуты куропалат Адарнасе, эристав эриставов Баграт и магистр Давид (Такаишвили. 1952. С. 57; Силогава. 2006. С. 92-96; Джобадзе. 2007. С. 156-157). М. И. Броссе ошибочно отождествил упомянутого Адарнасе с Адарнасе II (888/91-923) и датировал завершение строительства кафоликона периодом до 923 г. (Inscriptions géorgiennes et autres. 1864. P. 8). И. Джавахишвили и прав. Евфимий Такаишвили считали, что речь идет об Адарнасе III (куропалат с 958; Ɨ 961), эриставе эриставов Баграте (Ɨ 966) и Давиде III (куропалат с 979; Ɨ 1001). Джавахишвили датировал надпись и соответственно время окончания строительства кафоликона 958-966 гг. (Джавахишвили. 1949. С. 169-171); Такаишвили, основывавшийся на надписи на барельефе с изображением ангела: «Десять лет строил»,- 950-961 гг. (также он считал, что Адарнасе был насильно пострижен в монашество и последние годы жизни провел в О.) (Такаишвили. 1952. С. 59-61, 65-66). Датировка Такаишвили в основном принята в научной лит-ре; лишь Г. Чубинашвили считал, что строительство началось в 958 г. и, возможно, продолжалось 50 лет с перерывами (Чубинашвили. 1959. С. 258). В надписях на мемориальных стелах (хранятся в Эрзурумском музее археологии, Турция) эристава эриставов Баграта (выявлена В. Джобадзе в 1973, утрачена) и царя Давида III (выявлена В. Силогавой в 2003) в качестве начала строительства О. было указано 25 марта (Благовещение Пресв. Богородицы) 963 г. (Джобадзе. 2007. С. 149-150, 159; Силогава. 2006. С. 72-73, 81, 205-206). Т. о., историки датируют строительство кафоликона 963-973 гг.
В 12-строчной надписи на тимпане входа юж. рукава кафоликона указаны ежегодные расходы (20 тыс. драхм, вино, железо и пшеница) на содержание 80 каменщиков и рабочих и 30 вьючных волов (единственный пример в груз. эпиграфике, в к-ром упом. использованные при строительстве животные). Водяной туф из Григолцминды (неидентифицирована) возили также 60 мелких вьючных животных (мулы и др.) (Такаишвили. 1952. С. 57-59). Строительством О. руководил некий Григол: рельефное изображение его коленопреклоненной фигуры в длинном одеянии представлено под Деисусом (зап. грань орнаментированного столба в юж. галерее); его имя упоминается также в строительной надписи на тимпане двери юж. рукава и в 4-строчной лапидарной надписи над окном вост. апсиды, а также в надписи на стеле с изображением Пресв. Богородицы «Никопея» и царя Давида III (Там же. С. 51, 57, 61; Силогава. 2006. С. 43-46, 205). К. Кекелидзе и Такаишвили ошибочно отождествляли его с известным переводчиком Григорием Ошкели.
О., основанный как центр груз. духовности и культуры, называли великой (великолепной) лаврой (Ath. Iver. georg. 1. Fol. 213v; Ath. Iver. georg. 3. Fol. 141-141v; Ath. Iver. georg. 9. Fol. 377 v; Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1. С. 29, 47; Рукописное наследие. 2018. С. 220, 225). В надписи над окном вост. апсиды кафоликона упомянуты современники строительства кафоликона священники Михаил и Иоанн - предположительно настоятель и руководитель книжников О.; в колофонах рукописей Ath. Iver. georg. 3 и Ath. Iver. georg. 9 упомянут настоятель О. «святой» Савва (кон. 70-х гг. X в.).
После кончины Давида III (1001) его владения, в т. ч. О., Отхтаэклесиа и Пархали, перешли под власть Византии. В груз. 8-строчной надписи под окном средней арки юж. рукава кафоликона (утрачена) было указано, что при настоятелях Григории и Давиде кафоликон на средства визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII был покрыт кровлей; также там упомянуты Григол (возможно, руководитель строительством О.) и каменщик Иесе. Такаишвили датирует это событие 1022-1025 гг. Василий II также упомянут в надписи над юж. входом. В 1036 г. по заказу патрикия Джоджика (груз. сановник на службе Византии) интерьер храма был расписан: дата росписи и портрет ктитора сохранялись на вост. стене алтаря (Такаишвили. 1952. С. 63-64; Джобадзе. 2007. С. 162-163). Особенное культурно-историческое значение имеет фреска со сценой бракосочетания царя Грузии Баграта IV с визант. царевной Еленой в храме Бана (рядом с Баной изображен кафоликон Отхтаэклесиа) (Thierry. 1986. P. 135-153), свидетельствующая о возвращении мон-ря Грузии.
Пограничные территории, на которых находился О., неск. раз захватывали сельджуки и затем отвоевывали груз. цари (напр., в кон. XI в.- св. Давид IV Строитель (1089-1125)). В нач. XIII в. Хахули, О. и Бана были окончательно возвращены в состав Грузии (Летопись времен царя Лаши Георгия. 1955. С. 368; То же. 2008. С. 215). В центральной части южного рукава храма сохранилась 2-строчная ктиторская надпись покровительствовавшего О. царя Грузии прп. Дамиана-Димитрия (1124-1156) (Схиртладзе. 1993. С. 97-99). О мон-ре заботились и местные феодалы: в надписи в юж. рукаве сказано, что некие Свимеон, Варнама (sic!) и Ткома Гедаонисдзе (по др. источникам неизвестны) 2 раза в год обязывались снабжать братию О. вином и пшеницей (Там же. С. 99-102). Особое значение для О. имело приобретение статуса ставропигиального мон-ря (не позже нач. XIII в.) (Силогава. 2006. С. 62). Ок. 1516 г. атабаги (князья) Джакели, владевшие Юго-Зап. Грузией с кон. XIII в., подтвердили права Мцхетского Католикосата на О., Пархали и Вардзию (ПГП. 1970. Т. 3. С. 242-244; Корпус груз. ист. док-тов. 2016. Т. 4. С. 56).
Во 2-й пол. XVI в. Самцхе-Саатабаго завоевали турки, Тортомское ущелье вошло в Эрзурумский вилайет Османской империи. По сведениям арм. историка Акопа Карнеци († 1673?), местное груз. население под тяжестью налогов стало принимать ислам или монофизитство (Hakovb Karnétsi. 1919. P. 176-177; Он же. 1956. С. 554). В юж. рукаве кафоликона между 1861 и 1917 гг. была устроена мечеть, остальные части храма были отведены под хлев, конюшню и сеновал. В 1917 г. разрушения кафоликона описал Такаишвили (Такаишвили. 1952. С. 46). В 40-х гг. XX в. храм был частично взорван, камни использованы для строительства местной школы (Кантакузино. 1979. С. 70).
Со времен Давида III О. был крупным культурно-богословским центром. Здесь подвизались известные каллиграфы, богословы, гимнографы, переводчики-толкователи. Работами скриптория руководил Иоанн (Варазваче, Чордванели), брат прп. Иоанна-Торникия. В 70-х гг. X в. в О. для грузинской братии, подвизавшейся на Афоне, были созданы сб. «Рай» (სამოთხე), Ошкская Библия и сборник о свт. Иоанне Златоусте, вошедшие в золотой фонд грузинской культуры (Ath. Iver. georg. 9. Fol. 374 v).
«Рай» (Ath. Iver. georg. 9. 377 fol.; 34,7×28 см; белый пергамен, полотняный на деревянной основе переплет, письмо асомтаврули) является аскетическо-гомилетическим сборником, созданным в 977 г. деканозом Стефаном (Fol. 374v, 377v) по заказу Иоанна (Варазваче) (Fol. 54v, 59, 94v, 167, 374v). Содержит 40 произведений, в т. ч. гомилии свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, прп. Ефрема Сирина и др. В 979 г. по заказу прп. Иоанна-Торникия с целью увековечить заслуги царя Давида III в подавлении восстания Варды Склира мон. Давид из мон-ря Шатберди, племянник гимнографа Микаела Модрекили (Fol. 377 v), написал «Завещание» (ანდერმი) (Fol. 375-377v). Начальная часть произведения посвящена рассуждениям о Троичности Бога, непорочности Пресв. Богородицы и др. богословским темам; далее содержится восхваление Давида III и прп. Иоанна-Торникия, говорится о победе груз. войск; заключение отведено под молитвенное прошение о членах дома Чордванели (Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1. С. 34-49; Метревели. 1996. С. 7-16). Е. Метревели на базе кодикологического и палеографического анализа доказала аутентичность произведения (ее мнение разделили Ж. Норе, Ж. Лефор, Д. Папахрисанту), долгое время ставившуюся под сомнение (Н. Акинян, Н. Адонц, П. Пеетерс).
В состав сборника о свт. Иоанне Златоусте (Ath. Iver. georg. 3. 141 fol.; 36×24,7 см; пергамен, кожаный на деревянной основе с тиснением переплет, письмо нусхури), созданного каллиграфом Иоанном Чираем по заказу прп. Иоанна-Торникия и Иоанна (Варазваче), входят Житие свт. Иоанна, написанное патриархом Георгием I Александрийским (Fol. 1-131), и энкомий Космы Веститора на перенесение мощей свт. Иоанна (Fol. 131-141). Упоминание прп. Иоанна-Торникия как патрикия (Fol. 26, 35) позволяет определить, что рукопись начали переписывать ок. 978 г. (Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1. С. 28-30; Метревели. 1996. С. 22-24). По мнению Н. Акиняна, в О. также был переписан трактат «Сокровище» свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Однако в современной грузинской историографии считается, что, несмотря на то что рукопись переписал деканоз О. каллиграф Стефан, сборник был создан в одном из мон-рей, расположенных во владениях прп. Иоанна-Торникия в окрестностях Карина-Эрзурума (Метревели. 1996. С. 24-34).
В 70-х гг. X в. в О. работали также каллиграфы Георгий, сын Геласия, и Микаел, сын Иоанна (Варазваче). Деятелем X или XI в. являлся Григорий Ошкели, переводивший и переписывавший сочинения свт. Григория Богослова. Известно слово «Против евномиан» (НЦРГ. A 87, XI в. Л. 387-393 об.). Прп. Ефрем Мцире писал, что этот перевод был осуществлен с арм. текста, восходившего к греч. прототипу (НЦРГ. A 292, 1800 г. Л. 314; Описание груз. рукописей. 1980. Т. 1. Вып. 3. С. 189). По мнению К. Кекелидзе, Григорий Ошкели также перевел слово свт. Григория «Надгробное брату Кесарию» (НЦРГ. A 87. Л. 394-415 об.; Описание груз. рукописей. 1973. Т. 1. Вып. 1. С. 308-309). Переводы Григория Ошкели отличаются высоким лит. уровнем и существенно разнятся с известными арм. переводами (Абуладзе. 1944. С. 034-035; 0194-0199). В 1033 г. по заказу еп. Ишханского Илариона каллиграф Гавриил переписал в О. Четвероевангелие, известное как Местийское (ИЭМС. 1; см. в ст. Ишханская епархия).
Братия О. нередко подвизались в др. мон-рях Грузии и за рубежом. В 995 г. в Тбети Давид Ошкели и Архип переписали Тбетское I Четвероевангелие (РНБ; ротокопия: НЦРГ. Rt. 3. № 21). В 978 г. Иоанн Ошкели (по мнению нек-рых исследователей, Иоанн-Зосим) по заказу деканоза Михаила переписал в Екатерины великомученицы монастыре на Синае Псалтирь (Sinait. iber. 15. Fol. 39, 68, 115v). В XI в. в мон-ре Езры на Чёрной Горе работал Ефрем Ошкели, сподвижник прп. Ефрема Мцире (НЦРГ. Q 37) (Силогава. 2006. С. 47-59; Рукописное наследие. 2018. С. 95, 98-102).
Ц. во имя св. Иоанна Предтечи - крестово-купольный храм типа триконх (42×28 м, высота 33 м), один из наиболее крупных и богато украшенных храмов своего времени на христ. Востоке. Церковь стоит на выровненной платформе, возведена из желтого песчаника на растворе; купол покрыт черепицей. Храм имеет 3 апсиды; удлиненный зап. неф разделен на 5 неравных частей, в западной устроены хоры (подобные встречаются в Отхтаэклесиа и Пархали) (Djobadze. 1992. Р. 165, 185). Купол опирается на свободно стоящие массивные пилоны сложной формы. Переход от квадрата основания к куполу выполнен с помощью парусов с тромпами. В груз. архитектуре традиция возведения купола на опорах восходит к храму типа вписанного креста Цроми (VII в.) (Чубинашвили. 1969). Зодчий О., объединив 2 архитектурных типа (триконх и свободный крест), создал обширное пространство, характерное как для кафедральной архитектуры (Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня , Баграта храм), так и для монастырских церквей, и заложил основу новой традиции в архитектуре. После О. царь Давид III и таойские Чордванели (прп. Иоанн-Торникий, прп. Евфимий Святогорец, отец прп. Евфимия прп. Иоанн Святогорец) основали на Афоне груз. Иверский монастырь (980) с близким по архитектуре кафоликоном, созданным, вероятно, по примеру О. Есть мнение, что это строение послужило образцом для остальных церквей Афона - также триконхов (Castelfranchi. 1986).
По обе стороны каждого рукава устроены 2-этажные комнаты: северная имеет вход в жертвенник; в южной, по мнению Г. Гагошидзе, была устроена гробница эристава эриставов Баграта (Гагошидзе. 2003. С. 35; Skhirtladze. 2010/2011. P. 108-110). К зап. рукаву прилегают 2 удлиненных помещения: северное - темная комната, где, по предположению В. Джобадзе, хранили вино для Евхаристии (при расчистных работах в 2018 были обнаружены 3 квеври). В храм ведут 4 входа: 2 южных и по одному в центре западного и северного рукавов. Множество окон помещены в стенах нефа и в барабане.
Во внешнем облике храма также ярко выражена форма креста. Увенчанный высоким фронтоном центр соответствует апсидам, а части склонов - боковым 2-этажным комнатам; между ними расположены треугольные ниши, обрамленные веерообразными рельефными лучами. На всех 3 фасадах расположена аркатура с более высокой аркой по центру. Эта фасадная система, характерная для груз. архитектуры, впервые была применена именно в О. (Беридзе. 1981. С. 84-85). По традиции, юж. фасад парадный, украшен рельефами, здесь же расположен главный вход. Фасады зап. рукава глухие. На зап. фасаде помещено двойное окно. Сплошной аркатурный пояс украшает барабан: на парные крученые полупилястры перекинуты 24 арки с капителями тонкой обработки.
Юго-зап. притвор раскрывается аркадой. Декоративной разработкой колонны отличаются друг от друга, среди них особенно богато украшена 8-гранная колонна. Перекрытие юго-зап. притвора напоминает т. н. нервюрную систему западноевроп. готики. Ее последующее развитие осталось лишь декоративной функцией и потеряло ту конструктивность, которая так наглядно была достигнута в О. и характерна для архитектуры Зап. Европы. С востока неф завершен апсидой. В западном притворе расположен спуск в крипту церкви, к-рый, по сведениям Такаишвили, связан дверью со 2-й криптой, находящейся под храмом в юж. части (Такаишвили. 1952. С. 46).
Кафоликон О. богато украшен рельефом: фигурные скульптуры, геометрический и растительный орнамент размещены как на фасадах церкви, так и в интерьере (Winfield. 1968. P. 38-57; Djobadze. 1992. P. 112-125; Dadiani. 2017. P. 125-127). В тао-кларджетской архитектуре, в О. и в Хахули, произошло восстановление монументальной скульптуры, восходящей к рельефам мцхетского Джвари (585/6-604/5). В О. возникла скульптура в человеческий рост: несмотря на то что это созданный на плоскости стены рельеф, он настолько отличается монументальностью и горельефностью, что создает впечатление отдаленности от стены.
Особым образом украшен юж. фасад. В середине центральной арки помещена главная декоративная композиция: орел, к-рый держит в когтях мелкое животное. Подобная композиция встречается на фасаде кафоликона Хахули (Dadiani. 2017. P. 121). Над орлом - фигуры архангелов Гавриила и Михаила и надписи. Hа зап. фасаде сдвоенное окно украшают крученые валики, капители которых оформлены растительным орнаментом и венчаются плоскими полуарками, украшенными низкими растительными и фигурными рельефами; над сдвоенным окном помещена массивная плетеная бровка. Центром композиции является горельефная скульптура св. Симеона Столпника в позе оранта, расположенная на состоящем из 10 радиальных лучей фоне, окрашенных красной краской. Остальные рельефы, украшающие фасады и барабан, относительно низкие. Среди них следует отметить такие установившиеся в христ. иконографии сцены, как охота, олени у источника, а также фигуры быка, льва, зайцев, фантастических животных и птиц.
Восьмигранная колонна юго-зап. притвора полностью покрыта как растительными, так и фигурными рельефами. На западном краю опоры, в верхней части, была высечена миниатюрная композиция Деисус - этот рельеф считается выдающимся шедевром груз. пластики средних веков (в 2006 обломан вандалами). Справа находились фигуры св. Нины с воздетыми к небу руками (по мнению А. Окропиридзе, это аллюзия на историю возведения мцхетского кафедрального собора Светицховели) и Григория Ошкели. На боковых гранях опор были изображены св. бессребреники Косма и Дамиан. Со всех сторон массивной капители высечены ангелы, херувимы и серафимы. С зап. стороны колонны, над капителью и по краям арок, вставлена прямоугольная плита с рельефным изображением прп. Симеона Столпника, т. о. сообщающая колонне дополнительное символическое значение столпа преподобного.
Отдельно следует отметить рельефные изображения ктиторов Давида III и его брата эристава эриставов Баграта в 5-фигурной композиции Деисус в вост. части юж. фасада: Давид III - слева, после Пресв. Богородицы, Баграт - справа, после св. Иоанна Предтечи. Ктиторы одеты в визант. царское платье и держат в руках модели церкви. Во время выполнения рельефа оба донатора, согласно сопровождающей надписи, были живы (Такаишвили. 1952. С. 62; Dadiani. 2017. Р. 125-126). Центральное изображение Христа хранится в Эрзурумском музее, а фигура Пресв. Богородицы была утрачена в 2006 г. Поясные портреты Давида III и Баграта в царской одежде помещены в интерьере кафоликона, на капителях арки в нише в юго-западной подкупольной в колонне. Они держат царскую инсигнию - скипетр с крестом.
Роспись кафоликона охватывает неск. хронологических слоев. Наиболее ранняя живопись, выполненная красной краской по камню, была аниконной, ее следы сохранились в куполе, на парусах, в конхе и своде. Особенно следует отметить окно купола, украшенное большими голгофскими крестами. Современной постройке церкви считается также фресковая живопись юго-вост. комнаты (Skhirtladze. 2010/2011. Р. 101).
В конхе пастофория изображена композиция «Спас в силах». На стенах апсиды, под конхой, можно различить фигуры апостолов. В интерьере церкви все 3 апсиды были украшены фресковой живописью 1036 г. (утрачена практически полностью). В конхе был изображен Христос Пантократор, фланкированный фигурами летящих архангелов. В нижнем регистре в центре стены апсиды была изображена Пресв. Богородица «Оранта», по сторонам - апостолы Петр, Павел и др. апостолы. Были также изображены вмц. Екатерина, св. Стефан и другие святые; Такаишвили смог идентифицировать сщмч. Петра I, еп. Александрийского, и свт. Иоанна Златоуста (Такаишвили. 1952. С. 54). В юж. апсиде, где встроена мечеть, сохранились фрагменты многофигурной композиции «Распятие Господне» (слева); фигуры вмц. Марины и мц. Феклы (на стенах юж. окна); композиция (в центре между 2 окнами) с изображением св. Иоанна Предтечи и молящихся ему донаторов росписи (патрикий Джоджик и др.), сопровождаемая надписью асомтаврули с цитатой из Евангелия от Иоанна (1.29).
В правой части стены фрагментарно сохранилась сцена, которую прочитывают по-разному: как сцену коронации Баграта IV (1027), как сцену его венчания с Еленой (1032) либо как сцену возвращения Багратом IV Грузии земель Тао, принадлежавших до этого Византии (1034) (Eastmond. 1998. Р. 233; Skhirtladze. 2010/2011. P. 101). Также фрагментарно сохранилась сцена «Успение Пресв. Богородицы» (сев. апсида), лучше всего видна фигура летящего ангела.
Занимают отдельное место в архитектуре О. Две стелы (высотой 1,7 и 1,5 м) идентичной формы, увенчанные фронтонами, были встроены в юж. рукав кафоликона О., в стену мечети XIX в.; выявлены в 2003 г. (Силогава. 2006. С. 203-242). На одной грани каждой стелы расположены фигуры, на остальных - длинные надписи асомтаврули. На более высокой стеле в верхнем регистре изображена фронтальная фигура Пресв. Богородицы «Никопея» с Младенцем, в нижнем представлен Давид III в позе оранта. На другой стеле изображены св. Иоанн Креститель (в верхнем регистре) и эристав эриставов Баграт в позе оранта (в нижнем).
К северо-востоку от кафоликона находятся 3-нефное здание (трапезная или семинария) и квадратный зал с куполом и большим отверстием в центре (монастырская кухня). В др. мон-рях Тао-Кларджети (Отхтаэклесиа, Опиза, Хандзта, Берта, Шатберди) также встречаются просторные монастырские здания, архитектура к-рых похожа на постройки О.
В селе к юго-востоку от кафоликона сохранились 2 небольшие зальные церкви, выстроенные из хорошо тесанного камня. Качество строительства и архитектурные детали (капители, карнизы, украшение окон) позволяют установить, что храмы были возведены теми же мастерами, что и кафоликон О. (Такаишвили. 1952. С. 55-57).