Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БАНА
4, С. 298 опубликовано: 7 апреля 2009г.


БАНА

Руины храма
Руины храма

Руины храма
[груз. ბანა; тур. Penek], ц. на территории исторических областей - арм. Тайк (до VIII-IX вв.) и груз. Тао (с VIII-IX вв.) (совр. иль Эрзурум, Турция). По единственному средневек. свидетельству груз. историка XI в. Сумбата Давитисдзе, Б. была основана царем картвелов куропалатом Адарнасе (888-923), сыном убитого Давида куропалата: «Построил [он] Бану рукою Квирике Банели, который стал первым епископом Банели» (КЦ, I. 379). Груз. историк XVIII в. Вахушти Багратиони называет Б. кафедрой епископа, чья юрисдикция распространялась на Панаскерти, Тао и Олтиси (КЦ, IV. 683), а также резиденцией и усыпальницей Таосской ветви рода Багратиони. Здесь венчались груз. царь Баграт IV с Еленой, сестрой визант. имп. Романа Аргира, похоронены груз. царь Вахтанг (1442-1445) и его супруга.

Во время русско-тур. войны Б. была сильно повреждена. Ее первоначальный облик достаточно точно реконструирован по сохранившимся описаниям, обмерам и фотографиям. Первое описание и эскиз храма издал К. Кох (1843). Е. Г. Вейденбаум (1879) и Д. З. Бакрадзе (1881), оставившие также описания храма, видели его уже без купола. В 1902 и 1907 гг. Б., находившуюся в руинах, посетил Е. С. Такаишвили с группой архитекторов и тщательно изучил уцелевшие части храма, во 2-й пол. XX в. ею занимались западноевроп. и амер. исследователи. Такаишвили еще застал фрагменты фресок и неск. букв на асомтаврули; наличие груз. надписей подтверждают Вейденбаум и Бакрадзе.

Реконструкция храма
Реконструкция храма

Реконструкция храма
План памятника образует близкий к кругу полигон наружной стены и вписанный в него тетраконх, вост. конха к-рого служила алтарной апсидой. Прямоугольные помещения между 4 конхами образовывали круг внутренней стены кольцевого обхода. Конхи в нижней части были прорезаны аркадами на колоннах. Аркады на пилонах, примыкающие изнутри к наружной стене, являются поздними добавлениями, укрепившими наружную стену. Общий объем памятника представлял собой трехъярусную пирамиду, образованную полигоном наружной стены, тетраконхом и куполом на барабане. Т. о., Б. принадлежала к типу т. н. тетраконхов с обходом, к-рые, возможно, построены по подобию «Золотого октагона» в Антиохии и были распространены от Италии на западе до Месопотамии на востоке и представлены в странах Закавказья памятниками VII в.: Звартноц около Эчмиадзина (Армения), церковь в Леките (Кавказская Албания).

По мнению Г. Н. Чубинашвили, В. В. Беридзе, Т. А. Марутян, сообщение Сумбата Давитисдзе следует понимать как свидетельство об обновлении в IX-X вв. храма, основанного еще в VII в. Именно в этот период епископом в Тайке был буд. Католикос Армении Нерсес III, армянин-дифизит, прозванный Шинол (Строитель) в связи с активным церковным строительством как в Тайке (напр., Ишхани), так и за его пределами (напр., Звартноц) во время своего епископства. Но Такаишвили, Ш. Я. Амиранашвили, С. Х. Мнацаканян утверждают, что сообщение Сумбата Давитисдзе должно трактоваться буквально, т. е. как свидетельство об основании храма в IX-X вв., когда он находился на территории Грузии.

Ист.: სუმბატ დავითის-მე. ცხორება და უწყება ბაგრატონიანთა // КЦ. Т. 1. С. 379; ვახუშტი ბაგრატიონi. აღწერა სამეფოსა საჟართველოსა // Там же. Т. 4. С. 683.
Лит.: Такаишвили Е. Христианскиe памятники // Материалы по археологии Кавказа. Т. 12. 1909. С. 88-117; ჩუბინაშვილი გ. ჟართული ხელოვნების ისტორია. თბილისი, 1936. Т. 1. С. 169-179; Амиранашвили Ш. История грузинского искусства. М., 1963. С. 149-151; Мнацаканян С. Х. Звартноц. М., 1971. С. 65-70; Беридзе В. Архитектура Тао-Кларджети. Тбилиси, 1981. С. 52-56, 136-138; Edwards R. Medieval Architecture in the Oltu-Penek Valley // Dumbarton Oaks Papers. 1985. Vol. 39. P. 27-32; Меписашвили Р., Туманишвили Д. Храм в Бана. Тбилиси, 1989 (на груз., рус. и англ. яз.); Марутян Т. А. Архитектурные памятники. Ереван, 1989. С. 167-203; Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klarjeti and Šavšeti. Stuttg., 1992. P. 78-85.
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Грузия) Бана, церковь VII в. на территории современной Турции Церковная архитектура. Храмы (Турция) Грузия. История
См.также:
АНИ столица арм. гос-ва Багратидов, в X-XII вв. кафедра арм. католикоса
АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Грузинская Православная Церковь)
АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии)
АНТИОХИЯ ц. в Грузии - см. Мцхета
АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)
АНЧИСХАТИ древнейш. храм Тбилиси (нач. VI в.), освящ. в честь Рождества Пресвятой Богородицы
АРМАЗИ КСАНСКИЙ ц. во имя вмч. Георгия в исторической пров. Шида-Картли (ныне Ахалгорский р-н Грузии)
АРЧИЛ († ок. 744 г.), св. блгв. царь, мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 21 июня)