[груз. ბანა; тур. Penek], ц. на территории исторических областей - арм. Тайк (до VIII-IX вв.) и груз. Тао (с VIII-IX вв.) (совр. иль Эрзурум, Турция). По единственному средневек. свидетельству груз. историка XI в. Сумбата Давитисдзе, Б. была основана царем картвелов куропалатом Адарнасе (888-923), сыном убитого Давида куропалата: «Построил [он] Бану рукою Квирике Банели, который стал первым епископом Банели» (КЦ, I. 379). Груз. историк XVIII в. Вахушти Багратиони называет Б. кафедрой епископа, чья юрисдикция распространялась на Панаскерти, Тао и Олтиси (КЦ, IV. 683), а также резиденцией и усыпальницей Таосской ветви рода Багратиони. Здесь венчались груз. царь Баграт IV с Еленой, сестрой визант. имп. Романа Аргира, похоронены груз. царь Вахтанг (1442-1445) и его супруга.
Во время русско-тур. войны Б. была сильно повреждена. Ее первоначальный облик достаточно точно реконструирован по сохранившимся описаниям, обмерам и фотографиям. Первое описание и эскиз храма издал К. Кох (1843). Е. Г. Вейденбаум (1879) и Д. З. Бакрадзе (1881), оставившие также описания храма, видели его уже без купола. В 1902 и 1907 гг. Б., находившуюся в руинах, посетил Е. С. Такаишвили с группой архитекторов и тщательно изучил уцелевшие части храма, во 2-й пол. XX в. ею занимались западноевроп. и амер. исследователи. Такаишвили еще застал фрагменты фресок и неск. букв на асомтаврули; наличие груз. надписей подтверждают Вейденбаум и Бакрадзе.
План памятника образует близкий к кругу полигон наружной стены и вписанный в него тетраконх, вост. конха к-рого служила алтарной апсидой. Прямоугольные помещения между 4 конхами образовывали круг внутренней стены кольцевого обхода. Конхи в нижней части были прорезаны аркадами на колоннах. Аркады на пилонах, примыкающие изнутри к наружной стене, являются поздними добавлениями, укрепившими наружную стену. Общий объем памятника представлял собой трехъярусную пирамиду, образованную полигоном наружной стены, тетраконхом и куполом на барабане. Т. о., Б. принадлежала к типу т. н. тетраконхов с обходом, к-рые, возможно, построены по подобию «Золотого октагона» в Антиохии и были распространены от Италии на западе до Месопотамии на востоке и представлены в странах Закавказья памятниками VII в.: Звартноц около Эчмиадзина (Армения), церковь в Леките (Кавказская Албания).
По мнению Г. Н. Чубинашвили, В. В. Беридзе, Т. А. Марутян, сообщение Сумбата Давитисдзе следует понимать как свидетельство об обновлении в IX-X вв. храма, основанного еще в VII в. Именно в этот период епископом в Тайке был буд. Католикос Армении Нерсес III, армянин-дифизит, прозванный Шинол (Строитель) в связи с активным церковным строительством как в Тайке (напр., Ишхани), так и за его пределами (напр., Звартноц) во время своего епископства. Но Такаишвили, Ш. Я. Амиранашвили, С. Х. Мнацаканян утверждают, что сообщение Сумбата Давитисдзе должно трактоваться буквально, т. е. как свидетельство об основании храма в IX-X вв., когда он находился на территории Грузии.