Располагался в г. Твери, на левом берегу Волги, при впадении в нее р. Тверцы.
В ряде справочных изданий в качестве 1-го упоминания О. У. м. указывается 1205/06 г., что является ошибкой. При описании похорон 1-й жены владимирского кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо блгв. кнг. Марии Шварновны († 19 марта 1205) в ряде летописей упоминается игум. Отроча мон-ря Михаил (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 425; Т. 7. С. 112; Т. 25. С. 104), однако в данном случае речь идет о смоленском Отроче мон-ре. Автор «Повести о Тверском Отроче монастыре» (согласно исследованиям С. А. Семячко, ее первоначальный вариант датируется приблизительно 70-80-ми гг. XVII в. (Семячко. 1994. С. 39)) заимствовал данные об основании О. У. м. из поздней (2-я пол. XVII в., списки XVIII и XIX вв.) легенды об отроке вел. кн. Тверского Ярослава (Афанасия) Ярославича Григории (в «Сказании о Отроче мон-ре, еже есть во Твери» Пискаревского летописца речь идет об отроке вел. кн. мч. Михаила Ярославича Феодоре, см.: ПСРЛ. Т. 34. С. 98-99), к-рый из-за несчастной любви удалился от мира и при содействии князя устроил эту обитель. Хотя уже в заглавии «Повести...» датой основания обители указан 1265 год, далее в тексте говорится, что это произошло «на четвертое лето» после заключения брака вел. кн. Ярослава Ярославича и блгв. вел. кнг. Ксении Юрьевны. Однако, по летописным данным, их брак был заключен именно в нач. 1265 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 145), а женился вел. князь в Новгороде на дочери не пономаря (как гласит легенда), а влиятельного новгородского боярина. «Повесть...», как отмечает Семячко, содержит топографические подробности, к-рые «характерны не для 2-й пол. XIII в. (время действия П.), а для 2-й пол. XVII в.» (Семячко. 1998. С. 197). В «Повести...» также говорится об основании Ярославом Ярославичем и Ксенией Юрьевной каменного Успенского собора в О. У. м., к-рый, если считать эти сведения верными, должен был быть построен в уже существовавшем мон-ре. Если следовать «Повести...», то храм должен был быть построен до смерти Ярослава Ярославича в 1271 г. В «Повести...» фигурирует митрополит Киевский и всея Руси (1308-1326; назван митрополитом Московским) свт. Петр, причем уже в качестве почитаемого святителя (канонизирован в 1339), есть и др. анахронизмы.
Е. Л. Хворостова, изучавшая в 1982 г. вновь открытые кладки 1-го каменного собора О. У. м., первоначально отнесла постройку собора ко времени, «скорее всего, ранее 1570 года» и, возможно, нач. XVI в. (Хворостова Е. Л. Отчет об архитектурно-археол. исследованиях в Успенском соборе Отроча мон-ря в г. Калинине. М., 1983 // Архив ТОКГ. С. 8), однако к 2001 г. с большими оговорками согласилась с его датировкой посл. третью XIII в. и более конкретно - 60-70-ми гг. XIII в. (Хворостова. 2001. С. 346, 348). Изучавшие в 1986-1987 гг. остатки древнего памятника В. А. Булкин, О. М. Иоаннисян и А. М. Салимов предложили рассматривать датировку постройки собора кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIII в. как допустимую (Булкин, Иоаннисян, Салимов. 1989. С. 99, 106). В новейших исследованиях Салимов обосновал широкий вариант датировки постройки собора: сер.- 2-й пол. XIII в. (Салимов. 2015. С. 70, 71).
Дополнительным аргументом в пользу существования О. У. м. в XIII в. могут служить изученные Т. И. Макаровой и Т. В. Николаевой дробницы с епитрахили из обители, к-рые, по мнению исследовательниц, датируются 2-й пол. XIII в. (Макарова, Николаева. 1976. С. 102-106).
Первым упоминанием О. У. м. в письменных источниках, по всей видимости, следует считать летописную запись под 1289 г., в к-рой говорится, что игум. Андрей «отъ святыя Богородица изъ общего манастыря» (ПСРЛ. Т. 18. С. 82) ставится на епископскую кафедру в Твери. Предположение ряда исследователей о том, что речь в данном случае шла об Астраганском (Строганском) в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре на р. Шоше, остается менее предпочтительным, поскольку название «Отроч» указывает на особый характер обители: здесь принимали постриг представители элиты, по разным причинам ушедшие с политической арены или княжеской службы. Об Андрее в той же летописной статье говорится, что он «бяше родомъ Литвинъ, сынъ Ерденевъ, Литовскаго князя» (т. е. сын княжившего ок. 1264-1267 в Полоцке Герденя). При таком составе насельников определение мон-ря как «общего» логично понимать как «мужской и женский», а не как «общежительный». По мнению Макаровой и Николаевой, название обители связано с характерным для XII-XIII вв. культом Трех отроков в пещи огненной (Макарова, Николаева. 1976. С. 110), что также подтверждает возникновение обители в XIII в.
Т. о., можно считать, что О. У. м. возник во 2-й пол. XIII в., сразу став высокостатусной обителью, находившейся под патронатом тверских князей (нередко занимавших и владимирский великокняжеский стол).
Не позднее нач. 60-х гг. XIV в. в О. У. м.- единственном на тот момент среди мон-рей Тверского великого княжества - была введена архимандрития (Давиденко. 2012. С. 305-306). На возможное участие архимандрита обители в примирении тверского кн. Василия Михайловича с его племянниками (холмским кн. Всеволодом Александровичем и микулинским кн. блгв. Михаилом Александровичем (впосл. вел. князь Тверской)) указывает их совместная жалованная тарханная несудимая грамота, данная обители в 1362-1364 гг. (АСЭИ. Т. 3. № 116. С. 152-153). В ней, в частности, упомянуты 6 мон-рей, к-рые «тягнут» (т. е., по всей видимости, были приписными) к О. У м.: в честь Воскресения Христова «за Волгою» (не локализован), в честь Рождества Пресв. Богородицы на Бору (ныне дер. Красный Бор Калининского р-на Тверской обл.), в честь Преображения Господня на р. Сози (ныне дер. Спас-на-Сози Калининского р-на), в честь Воскресения Христова на р. Шоше (ныне дер. Шоша Конаковского р-на Тверской обл.), Астраганский в честь Успения Пресв. Богородицы на р. Шоше (ныне его местонахождение затоплено Иваньковским водохранилищем), в честь Покрова Пресв. Богородицы «на Гостомле» (ныне, вероятно, дер. Гастовня Зубцовского р-на Тверской обл.) (Там же. С. 152). В жалованной тарханной и несудимой грамоте вел. кн. Тверского Бориса Александровича с братией (ок. 1435-1437) к указанным 6 добавлен еще один монастырь - в честь Воскресения Христова «в Бардинском» на р. Шоше (точно не локализуется; С. С. Кутаков высказал предположение о том, что он находился на месте совр. дер. Шоши, однако этот вариант сомнителен в связи с уточнением «в Бардинском») (Там же. № 117. С. 153).
Между 1532 и 1537 гг. в О. У. м. под стражу был определен прп. Максим Грек, к-рый пробыл здесь до перевода в Чудов мон-рь в Московском Кремле в 40-х гг. XVI в. Во время опричнины, в 1568-1569 гг., в обители в заключении содержался сведенный с митрополии свт. Филипп II (Колычев), к-рый, по наиболее распространенной версии, был умерщвлен в своей келье Г. Л. Скуратовым-Бельским.
Большой урон понес О. У. м. в Смутное время. В 1608 г. по указу царя Василия Иоанновича Шуйского монастырские ценности были перевезены в Москву, но после занятия столицы польско-литов. войсками они исчезли. В 1609 г. монастырь пострадал во время захвата Твери отрядом Я. Кернозицкого. После Смутного времени обитель достаточно быстро восстановилась.
В 1764 г. при введении штатов О. У. м. был отнесен к обителям 2-го класса. Мон-рь пострадал при пожаре в Твери в 1773 г. В 1810 г. в О. У. м. было размещено Тверское уездное ДУ (Гавриил (Голосов). 1894. С. 270). В XIX в. обитель посещали представители династии Романовых: 6 мая 1839 г.- вел. кн. Александр Николаевич (буд. имп. Александр II Николаевич), а 10 авг. 1850 г.- вел. князья Михаил Николаевич и Николай Николаевич Старший (Там же. С. 309). Управлявший О. У. м. в 1883-1886 гг. еп. Старицкий Антонин (Державин) организовал проведение иноками обители внебогослужебных чтений и собеседований, для этого приглашали также священников из храмов Заволжской и Затверецкой частей Твери (Там же. С. 31, 361).
В нояб. 1918 г. О. У. м. был закрыт.
По мнению В. А. Кучкина, игуменом О. У. м. в правление тверского князя (не позднее 1285-1318) и вел. кн. Владимирского (1305-1317) Михаила Ярославича был его духовник Александр (Кучкин. 1974. С. 230-233). Д. Г. Давиденко выдвинул предположение о том, что архим. Корнилий, к-рый приходил в авг. 1399 г., перед самой кончиной, к постригшемуся в схиму вел. кн. Тверскому Михаилу Александровичу, был настоятелем О. У. м. (Давиденко. 2012. С. 305-306). Несколько настоятелей О. У. м. во 2-й пол. XV - нач. XVI в. последовательно становились епископами Тверскими: Моисей (архимандрит до 1458; в 1461-1467/68 жил в обители на покое и был там погребен), Геннадий (Кожин; архимандрит в 1458-1461), Вассиан (Стригин-Оболенский; архимандрит в 1461-1477).
Среди др. известных настоятелей О. У. м.- архим. Авраамий (Юхов; 1680-1681), впосл. возглавлял Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь в Москве (1681-1684), затем хиротонисан во митрополита Белгородского и Обоянского (1684-1702). В 1740-1741 гг. обитель возглавлял архим. Серапион (Лятошевич; впосл. епископ Можайский и Волоколамский, викарий Переславль-Залесской епархии в 1745-1753, епископ Переславль-Залесский и Дмитровский в 1753, Вологодский и Белозерский в 1753-1761). В 1760-1761 гг. настоятелем О. У. м. был свт. Тихон Задонский, в 1768-1771 гг.- архим. Арсений (Верещагин; впосл. архиепископ), в 1771-1774 гг.- архим. Тихон (Малинин; впосл. епископ), в 1823-1831 гг.- архим. Михаил (Добров; впосл. епископ Оренбургский и Уфимский в 1831-1836), в 1831-1832 гг.- архим. Арсений (Москвин; впосл. митрополит), в 1857-1866 гг.- архим. Серафим (Протопопов; впосл. епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии в 1866-1869, епископ Смоленский и Дорогобужский в 1869-1874, Рижский и Митавский в 1874-1877, Самарский и Ставропольский в 1877-1891). В 1866-1872 гг. мон-рь возглавлял архим. Нафанаил (Соборов; впосл. епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии в 1872-1879, епископ Архангельский и Холмогорский в 1879-1882 и 1885-1890, Псковский и Порховский в 1882-1885, управляющий московским Спасо-Андрониковым монастырем на правах настоятеля в 1896-1907).
В 1883-1918 гг. настоятелями О. У. м. считались главы Старицкого викариатства Тверской епархии, при этом непосредственное управление мон-рем находилось, за некоторыми небольшими исключениями, в руках казначеев обители. Еп. Антонин (Державин) и еп. Гавриил (Голосов) (настоятель О. У. м. в 1886-1897) подготовили ряд работ по истории обители.
Принято считать, что именно в О. У. м. подвизался ученый мон. Акиндин, к-рый в Послании вел. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому (между 1310 и 1314) назвал себя «мнихом лавры светые Богородицы». Пострижеником О. У. м. был архиепископ Новгородский свт. Моисей. В 1360-1367 гг. на покое в обители жил епископ Тверской свт. Феодор II Добрый, к-рому св. блгв. кнг. Анна Кашинская (вдова кн. мч. Михаила Ярославича) «села... подавала въ монастырь» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 72). В 1702-1704 гг. на покое в О. У. м. жил бывш. архиепископ Тверской и Кашинский (1682-1702) Сергий.
Численность братии составляла: 18 чел. (1764), 16 чел. (из них 5 послушников; 1808 (Мон-ри и монашествующие. 2009. С. 28-30)), 18 чел. (из них 1 послушник; 1816 (Там же. С. 163-165)), 19 чел. (из них 12 послушников (1901; см.: Добровольский. 1901. С. 605)), 21 чел. (из них 13 послушников; 1907).
По всей видимости, первые материальные привилегии обитель получила уже в XIII в., в 1-й четв. XIV в. они были закреплены грамотами кн. тверского и Владимирского вел. кн. Михаила Ярославича, к-рые не сохранились, но о них имеются упоминания в документах сер. XIV в. Жалованная тарханная несудимая грамота О. У. м. тверского кн. Василия Михайловича и др. тверских Рюриковичей (1362-1364) подтверждала широкие финансово-экономические полномочия архимандрита обители, «кто ни будет у святое Богородицы» (АСЭИ. Т. 3. № 116. С. 152). О. У. м., архимандрития и приписные к О. У. м. мон-ри освобождались от налогов и пошлин, что было подтверждено и грамотой вел. кн. Тверского Бориса Александровича с братией (ок. 1435-1437).
К 1-й пол.- сер. XVI в. О. У. м. имел значительные земельные владения в Тверском у. Согласно писцовой книге 1539/40 г., ему принадлежала половина дер. Городиславля в вол. Каве (Писцовые мат-лы. 2005. С. 55). Согласно дозорной книге 1551-1554 гг., О. У. м. принадлежали: в Микулинском уезде-стане - с. Воскресенское на р. Тверце с 14 деревнями (Там же. С. 201-202), в вол. Воловичи - сельцо Помясово (ныне дер. Помисово Калининского р-на Тверской обл.) с 26 деревнями и 3 пустошами (Там же. С. 228), в вол. Чаглово - 3 деревни (Мороково, Уйково, Михеево; см.: Там же. С. 268), с. Новое и с. Новинки (ныне деревня Калининского р-на) на р. Тьме с 24 деревнями и лесными угодьями (Там же. С. 271), в вол. Каве - сельцо Великое (ныне дер. Великое Село Калининского р-на) на р. Каве с 10 деревнями и 1 починком (Там же. С. 305), сельцо Рылово (ныне деревня Калининского р-на) на р. Тверце, сельцо Вешняково (ныне дер. Вишняково Калининского р-на) на р. Видимле (ныне Ведемья) с 27 деревнями, 3 пустошами и погостом с ц. Рождества Пресв. Богородицы на Бору на р. Тверце (ранее был приписным к О. У. м. мон-рем; Там же. С. 305-306), в вол. Видимле - 3 деревни (Там же. С. 309). Как принадлежащий О. У м. отмечен также мон-рь Преображения Господня на Сози с 3 деревнями и 1 пустошью в вол. Каве (Там же. С. 300).
В 1584 г. царь Феодор Иоаннович дал архим. Елевферию грамоту на сформировавшуюся близ обители Подмонастырскую слободу (Шумаков. 1896. С. 6). Несомненно, что еще до нач. XVII в. О. У. м. имел двор (Дозорная книга. 1890. С. 15) и земли (Выпись. 1901. С. 28) в Твери. В 1622 г. владения мон-ря были подтверждены жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича.
Обитель имела владения и в Кашинском у.: на них в 1658 г. царь Алексей Михайлович дал О. У. м. новую грамоту взамен сгоревшей в 1656 г. (Гавриил (Голосов). 1894. С. 163).
К 1764 г. монастырь владел 1275 крестьянами (Там же. С. 224).
После секуляризации церковных имуществ и введения монастырских штатов О. У. м. утратил земельные владения, ему была отведена земля под огороды и для выгона скота, сохранен монастырский сад. К 1901 г. О. У. м. владел землями под огороды вокруг обители, ему принадлежали поселье Литвиново (ок. 24 га), пустоши Опупок (свыше 4,9 га; закреплена за О. У. м. указом Тверской духовной консистории от 26 дек. 1776), Исаковка (Исаково) (свыше 102 га; закреплена за О. У. м. указом из казенной палаты Тверского наместничества от 12 дек. 1781), Желвотка (свыше 8,5 га), Калицынская лесная дача Пукинево (ок. 173 га; получена в 1890 (Там же. С. VII)), а также оз. Сучковское в Корчевском у. (от его аренды обитель получала 30 р. в год) (Добровольский. 1901. С. 604-605).
На протяжении XIX в. в обитель поступали средства от частных вкладчиков (в т. ч. 5 тыс. р. по завещанию гр. А. А. Орловой-Чесменской). Монастырский капитал к 1901 г. составлял 39 037 р. (Там же. С. 605).
Размеры казенного содержания монастыря менялись: так, в 1892 г. О. У. м. получил 1349 р. 40 к. (Гавриил (Голосов). 1894. С. IV).
Без сомнения, О. У. м. обладал богатой б-кой, при этом рукописи, происходившие из обители, в настоящее время неизвестны. Писцовая книга Твери 1626 г. свидетельствует о наличии в мон-ре печатных книг, рукописных книг, написанных на бумаге, а также пергаменных («на харатье») книг (Псалтирь толковая, Триодь следованная, труды Иоанна Лествичника и др.) (Выпись. 1901. С. 126). В Писцовой и межевой книге 1685-1686 гг. упоминаются «тринадцать книг письменных, ветхи, в десть и в пол» (Писцовая и межевая книга. 2014. С. 198) и особо выделяется «Книга сенадик письменной, в полдесть» (Там же. С. 199).
Архив обители формировался с момента основания. Дела монастыря с кон. XVII в. составляют фонд 190 в ГАТвО.
Главной святыней обители являлась икона Успения Пресв. Богородицы, находившаяся в местном ряду иконостаса собора (впервые упом. в описании О. У. м. в 1626). В 40-х гг. XIX в. на нее сделана медная вызолоченная риза, в 1858 г. «усердием… Тверских граждан» - серебряная риза.
Также в обители почиталась икона вмц. Варвары (по устному преданию, келейная икона свт. Филиппа II (Колычева)). Зимой эта икона находилась в теплом храме, а в летнее время ее вносили в Успенский собор и ставили близ иконостаса. При ней хранились частицы мощей вмц. Варвары и самого святителя, вложенные в особый серебряный ковчежец. Каждый вторник перед этим образом в обители пели молебен с акафистом. В Успенском соборе находилась рака свт. Филиппа II (Колычева) (Гавриил (Голосов). 1894. С. 24-25) с его изображением и частицей св. мощей. В 1900 г. в подвале трапезной в предполагаемой келье святителя была устроена часовня в древнерус. стиле, а в 1902 г. перед входом в часовню возведена деревянная «часовня-тамбур» (Салимов. 2015. С. 463). Близ Успенского собора на месте могилы свт. Филиппа II (Колычева) была сооружена часовня.
В обители находилась серебряная дарохранительница, устроенная свт. Тихоном Задонским в 1761 г. (Гавриил (Голосов). 1894. С. 28).
Ежегодно 15 авг., в праздник Успения Пресв. Богородицы, из Преображенского кафедрального собора Твери совершался крестный ход в О. У. м.
I. Архитектурной доминантой обители являлся Успенский собор. Согласно новейшим исследованиям, каменный одноглавый 4-столпный собор был возведен в сер.- 2-й пол. XIII в. (Салимов. 2015. С. 70, 71). По всей видимости, первоначально собор был задуман как 3-апсидный (Там же. С. 60), однако в ходе работ план постройки был изменен, и он получил лишь 1 апсиду. По мнению Е. Л. Хворостовой, первоначальный храм XIII в. был 3-апсидным, а в XIV в. на его месте был выстроен одноапсидный храм (Хворостова. 2001. С. 346, 348-349), при этом Салимов отрицает наличие следов подобной перестройки. Храм был сложен из тесаных белокаменных блоков (Салимов. 2015. С. 55). Вероятно, в кон. XIV в. в соборе был устроен придел во имя митрополита Московского свт. Петра (Там же. С. 69), к-рый «располагался, по всей видимости, в юго-восточном угловом компартименте» храма (Там же). Не позднее 1-й трети XV в. (по мнению Салимова и Булкина, возможно, при устройстве придела свт. Петра в кон. XIV в. (Салимов, Булкин. 2007. С. 43-44)) храм был расписан (Шестакова (Антонова). 2010. С. 48). Фрагменты фресок сохранились в нескольких местах на нижних блоках стен и были закрыты кирпичным полом (найдено ок. 7,5 тыс. фрагментов, ныне хранятся в Тверской обл. картинной галерее) (Там же. С. 35). Начертание букв и фрагменты орнаментов сближают росписи собора с новгородскими стенными надписями 2-й пол. XIV - нач. XV в. и с орнаментами одного из храмов кон. XIV в. в Довмонтовом городе в Пскове (Там же. С. 42, 48).
Вероятно, в кон. XV - нач. XVI в. собор был реконструирован: возведены 2 дополнительные главы, фасады декорированы терракотовыми плитками, устроен новый, кирпичный пол (Булкин, Салимов. 1996. С. 81-83; Салимов, Булкин. 2007. С. 46-47). Придел во имя свт. Петра разобран «литовскими людьми» (Писцовая и межевая книга. 2014. С. 195), после Смутного времени этот престол перенесен в трапезную церковь, а на его месте в соборе в XVII - нач. XVIII в. размещались ризница и б-ка (Там же). К нач. XVIII в. собор обветшал и по просьбе епископа Тверского и Кашинского Сильвестра (Холмского; впосл. митрополит) был разобран.
На месте древнего собора в 1722 г. «иждивением вкладчика Иван Корыхалова с братьями» возведен ныне существующий собор в форме лат. креста. К высокому четверику примыкают значительно пониженный односветный 5-гранный алтарь, а также более высокие (по сравнению с алтарем) двусветные объемы: короткие боковые рукава с 3-гранными торцовыми стенами и слегка уширенная прямоугольная трапезная (Успенский Отроч мон-рь. 2002. С. 625). Стройный восьмерик с граненой купольной кровлей увенчан главой с перехватом, водруженной на световой 8-гранный барабан. Декор фасадов состоит из крупных лопаток по краям объемов, поставленных с выпуском углов и раскрепованных над ними мелко профилированных карнизов. Высокие прямоугольные окна заключены в наличники с многоступенчатой рамкой, полуколонками на кронштейнах и треугольными разорванными фронтонами. В 1723 г. устроен новый иконостас. В 1799-1800 гг. собор расписан выходцем из служек архиепископа Тверского худож. М. Е. Челповским (росписи поновлены во 2-й пол. XIX в. (Там же. С. 626)). В 1868 г. к центральной апсиде пристроены две 4-угольные каменные палатки. В юж. пристройке долгое время располагалась ризница, а в 1904 г. на средства кашинской мещанки Н. В. Егоровой в ней устроен придел во имя прп. Серафима Саровского.
II. Во 2-й пол. XV в. (Салимов. 2015. С. 467) в обители возведена каменная трапезная (ок. 18,5×13,5 м и до 8 м в высоту), которая впосл. неоднократно перестраивалась. После Смутного времени в нее был перенесен храм во имя свт. Петра. В нач.- сер. 70-х гг. XVII в. здание подверглось серьезной перестройке: в нем был устроен новый престол - во имя свт. Филиппа II (Колычева), а также, по всей видимости, установлены 2 главы над основным и придельным храмами (Там же. С. 460). Между 1752 и 1754 гг. трапезная вновь перестраивалась. В 1833-1835 гг. 2-й ярус трапезной подвергся масштабной реконструкции, в ходе к-рой, в частности, были разобраны главы 2-й пол. XVII в. (вместо них устроены 2 деревянные главы) и сооружен придел во имя вмц. Варвары (Там же. С. 463), освященный 24 авг. 1834 г. архиепископом Тверским и Кашинским Григорием (Постниковым; впосл. митрополит; см.: Гавриил (Голосов). 1894. С. 297). В 1866-1867 гг. реконструкции подверглась сев. половина 1-го этажа, где на средства потомственных почетных граждан А. П. и О. К. Кобелевых был устроен придел во имя свт. Тихона Задонского (освящен 3 янв. 1867), одновременно был обновлен придел во имя вмц. Варвары. В 1887 г. увеличена высота верхнего яруса трапезной, при этом объединены престолы во имя свт. Петра и свт. Филиппа, а на месте прежних алтарей размещены ризница, архив и б-ка (Там же. С. 15).
III. Колокольня обители выстроена не позднее XVI в. (по Салимову, возможно, каменная в кон. XV - 1-й трети XVI в.; см.: Салимов. 2015. С. 469), вероятно вблизи собора. Согласно данным Писцовой книги 1626 г., на ней находились 3 колокола. По всей видимости, в 70-х гг. XVII в. она была разобрана, а новая колокольня возведена у зап. фасада обновленной трапезной в структуре юж. прясла монастырской ограды. На колокольне помимо прочего находились часы. В 1769 г. колокольня пострадала от пожара, но уже к 1770 г. была восстановлена, на нее поднят большой колокол весом 125 пудов 9 фунтов (свыше 2 т; см.: Гавриил (Голосов). 1894. С. 242-243). К сер. XIX в. самый большой колокол весил уже 300 пудов (свыше 4,9 т; перелит в 1854; см.: Там же. С. 320).
IV. Во 2-й пол. XV-XVI в. в О. У. м. возведена каменная палата с погребами, к-рая в 1626 г. находилась в аварийном состоянии, а к 1685-1686 гг. в перестроенном здании размещались поварня и «приспешня» (Салимов. 2015. С. 468-469). Это здание с определенными перестройками существовало и в дальнейшем.
V. В 70-х гг. XVIII в. в ряду юж. прясла стены был возведен 2-этажный каменный настоятельский корпус. В 1821 г. галерея между теплой церковью и настоятельским корпусом перестроена в кельи (Гавриил (Голосов). 1894. С. 282-283).
VI. В XVIII в. мон-рь окружен каменной оградой с башнями. В сер. 70-х гг. XVIII в. был перестроен участок ограды, подмытый водами Тверцы. В 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. башня на зап. стороне выстроена заново. В 1800-х гг. устроены новые, белокаменные ворота на зап. стороне (Там же. С. 265).
В 1771 г. близ обители тверскими купцами Арефьевыми был построен Богаделенный дом, к-рый в 1810 г. обращен в приходское ДУ.
В 20-х гг. XX в., после закрытия мон-ря, в его помещениях разместились биржа труда и исправительный трудовой дом. При строительстве речного вокзала в стиле сталинского неоклассицизма в 1932-1938 гг., ставшего визитной карточкой Калинина (Твери), большинство сооружений бывш. О. У. м. было разобрано. В 1962 г. снесены братский корпус, угловая башня и последний фрагмент монастырской ограды. В 1994 г. Успенский собор возвращен РПЦ; действует как приходский храм. В 2009-2010 гг. в соборе окончательно уничтожены росписи 1799-1800 гг.