Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИСИБИН
51, С. 248-252 опубликовано: 2 февраля 2023г.


НИСИБИН

Церковь Мар-Якуб в Нисибине. IV в., VIII в., XVI в.
Церковь Мар-Якуб в Нисибине. IV в., VIII в., XVI в.

Церковь Мар-Якуб в Нисибине. IV в., VIII в., XVI в.

[Аккад.   и др.; сир.  ; греч. Νίσιβις и др.; лат. Nisibis; араб.  ; арм. Մ(?)բիճ и др.; совр. тур. Нусайбин; античное название - Антиохия Мигдонийская, Антиохия-на-Мигдонии], город в В. Месопотамии (территория совр. Турции) на берегу р. Чагчаг (Джагджаг; в древности - Мигдония), напротив сир. г. Эль-Камышлы; древний центр сир. христианства.

Название   ( ,   и др.) встречается в ассир. источниках начиная с Х в. до Р. Х. Народная этимология объясняла это название через арам. слово   (колонны); существуют и др. интерпретации (Sturm. 1936. Sp. 721-723). В араб. время появилось 2-е наименование города - Соба (Суба; сир.  ; араб.  ), основанное на ложном отождествлении с упоминаемым в Библии арам. царством (см.: 1 Цар 14. 47; 2 Цар 8. 3 и др.). Существовала также ошибочная идентификация Н. с Аккадом, напр. в таргумах и у блж. Иеронима Стридонского (Achad quae nunc dicitur Nisibis - см.: Hieron. Quaest. hebr. in Gen. X 10). Греки относили этот топоним к 3-му склонению (на -ις), вслед. чего возникло его рус. прочтение «Низибия», распространенное в научной лит-ре XIX - нач. XX в. В агиографической традиции также встречается искаженное наименование Н.- Сиваполь (см.: Halkin F. La Passion grecque des saintes Libyè, Eutropie et Léonis martyres à Nisibe // AnBoll. 1958. Vol. 76. P. 295-296).

История

Впервые Н. упоминается в аккад. клинописных документах в связи с походом в 900 или 901 г. до Р. Х. царя Ассирии Адад-нерари II против обосновавшегося там Нур-Адада из арамейского племени теман (Streck. 2001. S. 186). Ок. 852 г. Н. стал главным городом ассир. наместничества, управитель которого носил титул     (главный разведчик). Последние упоминания о Н. в аккад. клинописных текстах связаны с разграблением города нововавилонским царем Набопаласаром в 612 г. до Р. Х. В 536 г. Н. был завоеван персами и вошел в обл. Бет-Арабайе в составе державы Ахеменидов. После завоевания Ближ. Востока Александром Великим (Македонским) (кон. IV в. до Р. Х.) Н. был переименован в Антиохию Мигдонийскую (᾿Αντιόχεια τῆς Μυγδονίας). В кон. IV - II в. до Р. Х. город входил в состав державы Селевкидов. В 30-х гг. II в., как и вся Месопотамия, был захвачен парфянским царством Аршакидов. В эпоху расцвета Армянского царства Тиграна II Великого (95-55 до Р. Х.) Н., возможно, входил в его состав (Lieu. 2006). В 68 г. по Р. Х., после битвы при Тигранакерте, город был на короткое время занят войсками рим. полководца Луция Лициния Лукулла (Plut. Vitae. Lucullus. 32. 4; Dio Cassius. Hist. Rom. XXXVI 6-7). Римляне сообщали, что город был многонаселенным и хорошо укрепленным; во главе его стоял градоправитель грек Каллимах; мощная крепостная стена из кирпичей доставила армии Лукулла трудности при штурме (Dio Cassius. Hist. Rom. XXXVI 6). Тем не менее в дальнейшем Н. остался частью буферных территорий между Римской империей и Парфией. Город вошел в состав княжества Адиабена (Хдаяв, Хедаяб), подчиненного Аршакидам; в ходе римско-парфянского соперничества он даже назывался Нисибин Парфянский. В кон. 50-х гг. I в. по Р. Х., во время похода Гнея Домиция Корбулона в Сирию через Тигранакерт, Н. был захвачен римлянами, но вновь ненадолго (Lyd. Mag. III 34). Только в ходе парфянского похода имп. Луция Вера (161-163) он был включен в состав Римской империи (Lucian. Hist. 15). В городе разместился рим. гарнизон. В 195 г. население Н. поддержало имп. Септимия Севера в его противостоянии с Песценнием Нигером, город выдержал осаду войсками Адиабены и Осроены и за верность императору был удостоен статуса колонии. С эллинистической эпохи в Н. существовала значительная евр. община. В I в. до Р. Х. здесь находилась школа известного танная Йехуды бен Басиры.

Саркофаг свт. Иакова Нисибинского в ц. Мар-Якуб
Саркофаг свт. Иакова Нисибинского в ц. Мар-Якуб

Саркофаг свт. Иакова Нисибинского в ц. Мар-Якуб

Араб. историки X в.- патриарх Евтихий Александрийский и ат-Табари - свидетельствовали, что Н. был захвачен после длительной осады персид. шаханшахом Шапуром I (241-272) на 11-м году его правления. Хотя в их повествованиях есть детали, напоминающие описания осад Н. в 350 и 363 гг., исследователи считают вероятным, что в их основе есть историческое ядро (Eutych. Annales. Pt. 1. P. 108-110; Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sassaniden: Aus der arabischen Chronik des Tabari / Übers. Th. Nöldeke. Leyden, 1879. S. P. 31-32; Lieu. 2006). В 297 г. персид. войска вновь захватили Н., но после победы имп. Галерия (298) римляне опять смогли закрепить свое владычество здесь. В правление императоров Диоклетиана и равноап. Константина I Великого город был укреплен и в нем разместили регулярные военные части. Согласно «Notitia Dignitatum», 1-й Парфянский легион (Legio I Parthica) называли Нисибинским. Вероятно, именно этот легион защищал город во время 3 его осад персами (337, 346 и 350 гг.). В ходе римско-персид. войн в 345 г. Н. посетил имп. Констанций II. Рим историк Аммиан Марцеллин, свидетель этих событий, называл Н. неприступным и упоминал его цитадель (Amm. Marc. Res gest. XXV 8. 17; 9. 1). После провальной персидской кампании имп. Юлиана Отступника в 363 г. по договору имп. Иовиана Н. уступили персам, а население города эвакуировалось на рим. территории. Чтобы компенсировать потерю Н., византийцы в нач. VI в. основали по др. сторону границы крепость Дара (Анастасиополь). В 573 г., в ходе очередной византийско-персид. войны, византийцы безуспешно попытались отвоевать Н., в связи с чем в город прибыл шаханшах Хосров I и нанес ответный удар по Даре и Апамее (Evagr. Schol. Hist. eccl. V 8-9; Ioan. Ephes. Hist. eccl. VI 5; Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 311-312). По результатам мирного договора между имп. Маврикием и шаханшахом Хосровом II в 591 г. Н. остался за персами (Себеос, еп. История / Пер.: Ст. Малхасянц. Ер., 1939. С. 43). В ходе военных походов имп. Ираклия Н. к нач. 30-х гг. VII в. на короткое время вошел в состав Византийской империи.

В 639 г. Н. захватили войска халифа Умара, и город стал частью Халифата. В 717 г. в Н. произошло землетрясение, разрушившее большинство рим. построек. С X в., после распада Халифата, Н. переходил от одних властителей к другим - его захватывали карматы (927/8), византийцы (942, 972), Хамданиды, Марваниды, Укайлиды, Артукиды. В эпоху крестовых походов власть над Н. оспаривали сельджуки и крестоносцы Эдесского графства. В 1170/71 г. Н. без сопротивления захватил сельджукский правитель Нур ад-Дин Занги; он жестоко обошелся с христ. населением, приказав разрушить все новые церковные постройки; была разграблена церковная сокровищница и сожжено множество книг (Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 339-340). После захвата Салах ад-Дином (1182) город переходил от Айюбидов к Зангидам и обратно. Конец процветанию Н. положило его завоевание монгольским ханом Хулагу (1259), когда город подвергся новому разграблению, а затем пришел в упадок. После распада Монгольской империи Н. владели племенные тюрк. союзы Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу, а в нач. XVI в. он был захвачен иран. гос-вом Сефевидов. В 1515 г. Н. был взят войсками османского султана Селима и с этого времени в течение 4 веков находился в составе Османской империи. Город стал столицей санджака в составе эялета Диярбакыра, позднее был присоединен к санджаку Мардин в эялете Багдад. В Н. сформировалось полиэтничное население из ассирийцев, курдов, армян, евреев и турок. Описания Н. оставили мн. путешественники - арабские в кон. IX - XIV в. (Honigmann, Bosworth. 1993. P. 984) и европейские в XVII - нач. XX в. (Fiey. 1977. P. 114-129; Wilmshurst. 2000. P. 44-45).

В результате раздела Османской империи, продолжавшегося до 1923 г., Н. был включен в состав владений Турецкой республики. Через Н. по старой Багдадской железной дороге прошла граница, отделившая его от Сирии, где на др. стороне из ассир. дер. Бет-Залин (букв. «Камышовое») и Старого города возник городок Эль-Камышлы (Камышовый). Цитадель оказалась в Бет-Залине, а 2-я часть Старого города - в Н. С этого времени большую роль в социальной и экономической жизни Н. играли отношения с Эль-Камышлы. Н. оказался провинциальным поселением вилайета Мардин, отличительной особенностью которого была полиэтничность населения. В 1948 г. окончательно исчезла большая евр. община, последние представители к-рой выехали в новосозданное гос-во Израиль. В 2015 г., в ходе гражданской войны в Сирии, сиро-тур. граница была закрыта. В Н. начались беспорядки, городской совет был распущен, введен комендантский час. Большая часть населения (ок. 60 тыс. чел.) была эвакуирована из-за опасности близких военных действий в Сирийском Курдистане.

Христианство в Н.

Начальный период

В сир. традиции христианизация Н. связывается с проповедью ап. Аддая - главного просветителя сирийцев, или его учеников - Аггая и Мари. Наиболее раннее документальное свидетельство о христианстве в Н. содержится в Аверкия (Иерапольского) эпитафии (2-я пол. II в.). В III-IV вв. город стал важным центром сир. христианства. В актах мучеников Гурии и Шамуны (см. Гурий, Самон(а) и Авив) среди находившихся с ними в темнице упомянуты Гермес (Ермий) из Н. и его сотоварищи, впосл. пострадавшие от наместника Н. Гераклиона (Devos P. La liste martyrologique des Actes de Guria et Shamona // AnBoll. 1972. Vol. 90. P. 16, 21); их память отмечена в Сирийском Мартирологе (411) в пятницу после Пасхи (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 15. (PO; T. 10. Fasc. 1)). К числу раннехрист. святых, к-рых агиографическая традиция связывает с Н., также относятся прмц. Феврония, ее тетя - прп. Вриена, прп. Иерия, преподобномученицы Евтропия, Леонида и Ливия.

Первым известным епископом Н. был участник I Вселенского Собора свт. Иаков (308/9-338), впосл. почитавшийся как покровитель города. Его преемниками стали Бабу (Бабовай) и Валгаш (Вологез) (Le Quien. OC. T. 2. Col. 995-998). Правление этих 3 епископов описал в своих поэтических произведениях ученик и сподвижник свт. Иакова прп. Ефрем Сирин (сир. Мар Афрем), к-рый род. в Н. (ок. 306) и провел там большую часть жизни; по условиям мирного договора 363 г. он в числе прочих жителей покинул город и переселился в Эдессу. Семьдесят семь мадрашей прп. Ефрема, посвященных Н. (Carmina Nisibina), содержат ряд важных сведений об истории города этого периода, как и нек-рые др. его сочинения, напр. «Мемры о Никомидии» (см.: Bundy. 2000) и «Мадраши против Юлиана», рассказывающие в т. ч. о попытке имп. Юлиана Отступника возродить в Н. язычество (Афрем Нисибинский, мар (Ефрем Сирин, прп.). Юлиановский цикл / Предисл., пер. с сир.: А. В. Муравьёв. М., 2006; ср.: Sozom. Hist. eccl. V 3). К этому же времени относятся связанные с Н. агиографические предания о вмч. Дометии Персиянине и прп. Евгении (Мар Авгене). C Н. историк нач. VII в. Феофилакт Симокатта связывает обращение в христианство своей младшей современницы - мц. Голиндухи (Theophyl. Sim. Hist. V 12).

В Церкви Востока

В Церкви Востока на Соборе в 410 г. кафедра Н. была признана второй по значимости (после Бет-Лапата, не считая патриаршей кафедры Селевкии-Ктесифона), ее епископ получил сан митрополита, ему подчинялись епископы Арзуна (Арзанены), Карду (Кордуены), Бет-Забдая (Забдицены), Бет-Рахимая (Рехимены) и Бет-Моксайе (Моксоены) (Chabot. Synod. orient. P. 33, 272) - провинций, присоединенных к Персии по договору 363 г. (Amm. Marc. Res gest. XXV 7; об истории этих епархий см.: Fiey. 1977. P. 161-191). Позднее в состав митрополии вошли и др. епархии, в частности Балад (Эски-Мосул), Шиггар (Синджар) и Кфар-Зуммар (Ibid. P. 266-273). В сер. VI в. в Нисибинской митрополии произошли волнения, и в связи с отсутствием ее представителей на Соборе 554 г., а также, вероятно, в связи с др. конфликтами митрополитов Н. и католикосов Мар Аба I, формулируя правила избрания католикосов, не включил в число его участников митрополита Н. (Chabot. Synod. orient. P. 543, 554); это решение периодически нарушалось и вновь подтверждалось вплоть до XIV в. (Delly. 1957). В 562/3 г. митрополит Н. Павел возглавил делегацию представителей Церкви Востока, которую шаханшах Хосров I направил в К-поль по просьбе имп. Юстиниана I для богословских собеседований, сыгравших важную роль в истории христологических споров (см.: Заболотный Е. А. Церковь Востока и религиозная политика имп. Юстиниана // ВВ. 2015. Вып. 74 (99). С. 55-57).

В 489 г. в Н. обосновалась знаменитая Эдесская школа, или Школа персов, как ее называл прп. Ефрем по причине большого числа студентов из сасанидских пределов. Ее переезд связан с изгнанием учителей, в т. ч. ректора Нарсая, из Эдессы и с деятельностью Бар Саумы, митрополита Нисибинского. Школа процветала до нач. VII в. (подробнее см. в ст. Богословские школы древней Церкви, а также: Vööbus. 1961; Idem. 1965). Митр. Бар Саума основал в Н. госпиталь, и с VI в. стали пользоваться известностью христ. врачи из Н., в частности Иосиф (католикос-патриарх в 552-567). В кон. VI - 1-й пол. VII в. в Н. существовало течение среди вост. сирийцев, ориентированное на сближение с православными (халкидонитами): его представителями были сначала экзегет Нисибинской школы Хнана Адиабенский († ок. 610), а затем митрополит Н. Кириак, к-рый вместе с Сахдоной (Мартирием), епископом г. Махозе-д-Ареван, открыто признал Халкидонский Собор. Против них активно боролся Адиабенский митр. Ишояв (впосл. католикос Ишояв III), к-рый ранее, в бытность епископом Ниневии, оказывал митр. Кириаку помощь в связи с постигшим Н. голодом. Ко 2-й пол. VI в. относится расцвет монашества на расположенной близ Н. горе Изла.

М. Лекьен привел неполный список восточносирийских митрополитов Н. до XVI в. (Le Quien. OC. T. 2. 1195-1204), частично основанный на изысканиях И. С. Ассемани, который опирался на сведения из колофонов рукописей (Assemani. BO. T. 3/2. P. 767-769). Ж. М. Фие скорректировал и значительно расширил этот список гл. обр. на основе диптихов Н., доведенных до XIV в. (Fiey. 1977. P. 16-114). В VII в. неск. митрополитов Н. претендовали (законно или незаконно) на кафедру католикоса-патриарха (митр. Георгий - при Георгии Кафрском, митр. Иоанн Дасенский - при Хнанишо I, митр. Григорий - при Григории I). В сер. IX в. митрополит Н. Сергий торжественно встретил посетившего город халифа аль-Мутаваккиля, что привело к смягчению политики последнего по отношению к христианам, а также к обещанию сделать митрополита католикосом (осуществлено в 860). Впосл. католикосами становились и др. митрополиты Н.- Авдишо ибн аль-Арид (c 1075), Илия Абу Халим (Илия III; c 1176), Явалаха бар Кайюма (Явалаха II; с 1190), Маккиха (Маккиха II; c 1257). К числу архиереев, занимавших кафедру Н. и прославившихся на литературном поприще, относятся Киприан (740/1-767), Илия бар Шинайя (1008-1046; сообщает в «Хронографии» много ценных сведений о Н. и его архиереях), Ишояв бар Малкон (до 1222 - после 1247), Авдишо бар Бриха (до 1291-1318). В 80-х гг. XV в. вост. сирийцы еще были многочисленны в городе, но в ходе последовавшего раскола в Церкви Востока митрополия пришла в упадок и в 1616 г. официально была упразднена. Последнее упоминание о представителях Церкви Востока в городе относится к 1644 г.

Сирийская яковитская Церковь

Сирийская яковитская Церковь существовала в Н. с нач. VI в. (Fiey. 1977. P. 49-50). Первый яковитский епископ Н., известный из источников, Авраам (631), занял кафедру Н. во время военной кампании имп. Ираклия. О борьбе с экспансией яковитов свидетельствуют письма, адресованные восточносир. митрополиту Н. Исааку католикосом Ишоявом III (649-659?; см.: šo ‘yahb Patriarchae III Liber epistularum / Ed., interpr. R. Duval. P., 1905. Vol. 2. P. 161-166, 174-176. (CSCO; 12. Syr. Ser. 2; 64)). В нач. VIII в. яковиты построили в Н., в центре города, церковь во имя св. Февронии (приблизительно в IX или X в. обращена в мечеть; ныне мечеть Зейн-аль-Абидин), а также церкви во имя Пресв. Богородицы и св. Феодора; несколько позже им была передана восточносир. ц. св. Дометия. Не считая неск. сомнительных упоминаний епископов Епифания (667) и Севира (рубеж VII и VIII вв.), преемственность яковитских епископов на кафедре Н. относительно полно воссоздается для кон. VIII - сер. XI в. благодаря указаниям хрониста патриарха Михаила Сирийца (Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 501; Fiey. 1977. P. 80), после чего престол, по всей видимости, был подчинен управлению мафриана. Позднейшие сведения вновь носят обрывочный характер. К IX в. относятся деятельность известного яковитского полемиста архидиак. Нонна Нисибинского († после 862) и выступление митрополита Н. Филоксена против патриарха Дионисия Телль-Махрского (818-845). В XII в. управление епархией Н. было передано митрополиту г. Мардина, как впервые следует из полного титула Мардинского митр. Иоанна († 1165), хотя впосл. Н., очевидно, периодически получал автономию. Последний сиро-яковитский епископ Н., Кирилл Юханна Хаким, занимал кафедру в 1881-1901 гг.

Другие общины

В 1-й трети XVI в. в Н. существовал архиерейский престол Антиохийской Православной Церкви, но ко времени патриарха Макария III (1647-1672) местная община давно исчезла и о существовании кафедры было забыто (Митрополиты и епархии правосл. Антиохийской Церкви в описании Патриарха Макария III аз-За'има (1665 г.) / Предисл., пер. и коммент.: К. А. Панченко // ВЦИ. 2012. № 1/2 (25/26). С. 143). В османскую эпоху в Н. и его окрестностях имелись небольшие общины армян (нехалкидонитов и католиков), халдеев, сиро-католиков и даже протестантов (Fiey. 1977. P. 127-128).

В ходе первой мировой войны в Н., как и во всех регионах вост. части Османской империи, фиксируются факты геноцида армян и ассирийцев. В 1915 г. христ. население Н., составлявшее, по нек-рым данным, ок. 400 чел. (халдеи, армяне, сиро-яковиты и сиро-католики), было практически полностью уничтожено. В наст. время в городе проживают курды, турки и арабы - мусульмане и йезиды.

Церковь Мар-Якуб

Единственным памятником позднеантичной и средневек. христ. архитектуры в Н. является здание, входившее в кафедральный комплекс города. По сообщению Илии бар Шинайи, кафедральный собор (не сохр.) был построен свт. Иаковом Нисибинским между 312 и 320 гг. (Eliae metropolitae Nisibeni Opus chronologicum / Interpr. E. W. Brooks. R. etc., 1910. Pt. 1. [Versio]. P. 48. (CSCO; 62. Syr.; 22)). В 359/60 г. рядом с ним был воздвигнут баптистерий (юж. часть сохранившегося здания), о чем сообщает греч. надпись на его фасаде. Под баптистерием находится крипта с саркофагом, в котором, по преданию, покоилось тело свт. Иакова. Сев. часть ныне стоящего здания нек-рые исследователи отождествляют с «конхой» и алтарной частью «великой церкви», к-рые построил и в 758 г. освятил Нисибинский митр. Киприан (Ibid. P. 83-84; главный собор, очевидно, уже был разрушен, возможно землетрясением 717 г.). Вероятно, после этого перестроенный баптистерий, посвященный свт. Иакову (Мар-Якуб), служил кафедральным собором. Известно о проведении в нем восстановительных работ в 1562 г. В XVII в. церковь предположительно принадлежала армянам. В 1865 г. здание заняли сиро-яковиты, в 1872 г. был отреставрирован нартекс. С 2000 г. на месте кафедрального комплекса проводятся раскопки, которые позволили археологам гипотетически идентифицировать первоначальный собор как 5-нефную базилику размером приблизительно 50×90 м, что согласуется с указанием Иоанна Мосха в «Луге духовном» (посл. четв. VI в.) на наличие 5 больших входов в церковь (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 185).

Лит.: Le Quien. OC. T. 2; Sarre F., Herzfeld E. Archäologische Reise im Euphrat und Tigris-Gebiet. B., 1920. Bd. 2. S. 336-346; Bd. 4. Taf. 138-139; Honigmann E. Nas bn // EncIsl. 1936. Vol. 3. P. 858-860; Sturm J. Nisibis // Pauly, Wissowa. 1936. Bd. 17. Tl. 1. Sp. 713-757; Delly E.-K. La place du métropolite de Nisibe parmi les élécteurs du patriarche // OrSyr. 1957. Vol. 2. Fasc. 4. P. 389-394; Vööbus A., ed. The Statutes of the School of Nisibis. Stockh., 1961; idem. History of the School of Nisibis. Louvain, 1965. (CSCO; 266. Subs.; 26); Fiey J. M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1965-1968. 3 vol.; idem. Nisibe, metropole syriaque orientale et ses suffragants des origines à nos jours. Louvain, 1977. (CSCO; 388. Subs.; 54); idem. Pour un Oriens Christianus novus: Répertoire des diocèses syriaques orientaux et occidentaux. Beirut; Stuttg., 1993. P. 116-118, 249-250; Pigulevskaia N. Les villes de l'état iranien aux époques Parthe et Sassanide. P., 1963. P. 49-59; Turcan R. L'abandon de Nisibe et l'opinion publique (363 ap. J.-C.) // Mélanges d'archéologie et d'histoire offerts à A. Piganiol / Éd. R. Chevallier. P., 1966. Vol. 2. P. 875-890; Gero S. Barsauma of Nisibis and Persian Christianity in the Fifth Century. Louvain, 1981. (CSCO; 426. Subs.; 63); Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 850-855; Lighfoot C. S. Fact and Fiction: The Third Siege of Nisibis AD 350 // Historia: Zschr. f. Alte Geschichte. Stuttg., 1988. Vol. 37. N 1. P. 105-125; Honigmann E., [Bosworth C. E.] Nas bn // EI. 1993. Vol. 7. P. 983-984; The Roman Eastern Frontier and the Persian Wars. L., 1994. Pt. 1: AD 226-363: A Documentary History / Ed. M. H. Dodgeon, S. N. C. Lieu; 2002. Pt. 2: AD 363-630: A Narrative Sourcebook / Ed. G. Greatrex, S. N. C. Lieu; Streck M. P. Nas bna: Assyrische Probvinzhauptstadt // Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie. B., 2001. Bd. 9. S. 185-186; Bundy D. Vision for the City: Nisibis in Ephraem's Hymns on Nicomedia // Religions of Late Antiquity in Practice / Ed. R. Valantasis. Princeton (N.J.), 2000. P. 189-206; Kessler K. Nisibis // Der Neue Pauly. Stuttg., 2000. Bd. 8. Sp. 962-963; Wilmshurst D. The Ecclesiastical Organisation of the Church of the East, 1318-1913. Louvain, 2000. (CSCO; 582. Subs.; 104); idem. The Martyred Church: A History of the Church of the East. L., 2011; Becker A. H. Sources for the Study of the School of Nisibis. Liverpool, 2008; Lieu S. N. C. Nisibis // EIran. 2006 [электр. ресурс: www.iranicaonline.org/articles/nisibis-city-in-northern-mesopotamia]; Lange Ch. Gentis suae signum ab arce extulit - Ammianus Marcellinus und Ephraem der Syrer über den Fall von Nisibis // Dona sunt pulcherrima: FS R. Rieks / Hrsg. K. Herrmann, K. Geus. Oberhaid, 2008. S. 343-358; Takahashi H. Nisibis // GEDSH. 2011. P. 310-311; Belcher S. Ammianus Marcellinus and the Nisibene Handover of A. D. 363 // War and Warfare in Late Antiquity. Leiden, 2013. Vol. 2. P. 631-652; Gaborit J. et al. L'église Mar-Ya‘qub de Nisibe // Les églises en monde syriaque / Éd. F. Briquel-Chatonnet. P., 2013. P. 289-330; Keser-Kayaalp E., Nihat E. The Cathedral Complex at Nisibis // AnatSt. 2013. Vol. 63. P. 137-154; Palermo R. Nisibis, Capital of the Province of Mesopotamia: Some Hist. and Archaeol. Perspectives // JRArch. 2014. Vol. 27. P. 456-471.
А. В. Муравьёв, С. А. Моисеева
Ключевые слова:
Страноведение. Турция Города древние. Турция Нисибин, город в В. Месопотамии (территория совр. Турции) на берегу р. Чагчаг
См.также:
АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии
АНИ столица арм. гос-ва Багратидов, в X-XII вв. кафедра арм. католикоса
АПАМЕЯ Вифинская, древний город в Вифинии
ACC портовый город в М. Азии, осн. в VII в. до Р.Х.
ГАНГРЫ город в бассейне р. Галис в Анатолии (Турция), историческая обл. Пафлагония
ИКОНИЙ [Икония] (ныне Конья), г. в М. Азии (совр. пров. Конья, Турция), место проповеди св. ап. Павла и образования одной из древнейших христ. общин