(Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667, Москва), свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), архиеп. Сибирский и Тобольский (1636-1639). Н. род. в крестьянской семье (был 6-м сыном) в 1586 или 1587 г. в Осташковской патриаршей слободе. Дед, 2 бабушки Н. и его родители в старости приняли постриг, а 2 дяди и 2 брата посвятили себя духовной карьере. Брат Н. Сергий (в монашестве) в 1624-1642 гг. был игуменом Николаевского Рожковского мон-ря, др. брат, Лев, был священником осташковской Воскресенской ц. (1624), протопопом соборной ц. г. Ржева (1638-1640), впосл. также принял постриг. Н. приходился двоюродным дедом автору «Арифметики» Л. Ф. Магницкому.
В 1599 г. Н. пришел в Нилову Столобенскую в честь Богоявления пустынь, на оз. Селигер, где в 1601 г. принял постриг, а в 1613 г. был посвящен в иеромонаха. В пустыни Н. получил хорошее образование под рук. игум. Германа. Одним из наставников Н. мог быть известный впосл. книжный справщик Арсений Глухой (Буцинский. 1891. С. 28; ср.: Успенский. 1887. С. 19). Н. стал переписчиком, образованным книжником своего времени - знал греческий и латинский языки, философию, риторику (Ромодановская. 1993. С. 374). В письме 1639 г. кн. И. М. Катыреву-Ростовскому Н. описывал суровые условия первых лет жизни в пустыни, к-рые пришлись на Смутное время: терпел «труды, и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту», вместо хлеба ели «траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятловину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолокши» (Черты монастырского быта. 1873. Стб. 1773). Обучение также сопровождалось тяжкими испытаниями, напр. «по дважды на всякой день в два времени бит был… и того сочтено у меня в два года, по два времени на всякой день, боев тысяча четыреста и тридесять». Н., однако, вспоминал эти годы с благодарностью: «пастырь мой (игум. Герман.- И. У.) плоть мою сокрушал, а душу мою спасал» (Там же. Стб. 1774).
После смерти игум. Германа (22 февр. 1614), по желанию последнего, Н. в 28-летнем возрасте стал управителем Ниловой пуст. Н. дал своему наставнику обещание «до смерти моей жить… в Нилове пустыни и нигде не отходить, а где отшед умру, и мне… лица Божия не видать» (Там же. Стб. 1773). В 1620 г. митр. Новгородский и Великолуцкий Макарий II возвел Н. во игумена Ниловой пуст.
Н. немало преуспел в деле обустройства пустыни, ему удалось добиться увеличения царской руги и расширить земельные владения. В 1622 г. была построена 5-главая деревянная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. На ее убранство 3 иконы подарил митр. Ростовский Варлаам II, 17 икон Деисусного чина - архим. Троице-Сергиева мон-ря прп. Дионисий (Зобниновский). На месте сгоревшей ц. Богоявления с приделом во имя св. Василия Блаженного в 1635 г. Н. завершил строительство одноименной 3-главой церкви с приделом над гробницей прп. Нила Столобенского. Много усилий Н. приложил к поискам мощей прп. Нила, к-рые были открыты после смерти святителя в 1667 г. В пустыни переписывались и распространялись каноны прп. Нилу.
При Н. была также выстроена новая ограда мон-ря с 8-стенной колокольней над воротами, для обустройства которой прп. Дионисий (Зобниновский) передал вклад - часы с боем. В пустыни появились больничные и гостиные кельи, 2 яблоневых сада, расширился хозяйственный комплекс.
7 февр. 1636 г. патриарх Иоасаф I возглавил хиротонию Н., к-рый был поставлен архиепископом Сибирским и Тобольским, став 3-м архиереем на этой кафедре. Вероятно, Н. был рекомендован царю и патриарху кн. Катыревым-Ростовским, к-рого Н. в 1639 г. упрекал в адресованном ему письме: «...ты мою душу погубил, ты мене лишил мздыот небеснаго царя за мои труды пустынные» (Черты монастырского быта. 1873. Стб. 1775). Помня свое обещание не оставлять Нилову пуст., Н. тяжело переживал отъезд.
В епархию Н. прибыл 1 апр. 1636 г., а 31 мая в Тобольске он возглавил погребение своего предшественника по кафедре архиеп. Макария (Кучина), скончавшегося еще 24 июля 1635 г.
За недолгий срок пребывания в Тобольске (менее 4 лет) Н. успел много потрудиться на благо епархии. Несмотря на запустение, царившее на кафедре, мрачные описания к-рого Н. включал в свои челобитные царю («от хлебной скудости нам, нищим твоим богомольцам, вконец не погибнуть и врозь не разбрестись и твое царское богомолье без службы не стало бы» - Буцинский. 1891. С. 31), ему удалось укрепить хозяйственное положение архиерейского дома (количество крестьян увеличилось с 138 до 427 чел., расширились земельные владения кафедры). Ему удавалось отсрочить вступление в силу ограничительных мер царского правительства в отношении Сибирской кафедры (сокращения денежной руги, замены хлебной руги денежной) (Там же. С. 30, 33).
Н. заботился об устроении церквей в епархии. Напр., он обеспечил необходимой церковной утварью Троицкую ц. в Ленском (Якутском) остроге. Архиепископ способствовал развитию иконописания в Сибири. Он привез с собой иконописца, монаха Ниловой пуст. Антония; для росписи церквей по просьбе Н. в Тобольск были посланы иконописцы из Вел. Устюга и Соли Вычегодской. Сам Н. для Софийского кафедрального собора написал на холсте образ Воскресения Христова, а по оставлении кафедры, ок. 1645 г.,- образ Николая Чудотворца для Иоанно-Введенского жен. мон-ря.
При Н. в Сибири была прославлена Абалакская «Знамение» икона Божией Матери. В 1636 г. в Абалацком погосте (в 25 км от Тобольска) вдове Марии неск. раз явилась Богоматерь, 24 июля того же года на пути в Тобольск она увидела облачный столп с иконами Божией Матери «Знамение», прп. Марии Египетской и свт. Николая Чудотворца, после чего явилась к Н. с рассказом о чуде. Архиепископ много беседовал с Марией наедине, а потом в присутствии духовенства и воевод. В 1637 г. он распорядился о строительстве в Абалацком погосте ц. в честь иконы «Знамение» Божией Матери и написании одноименной иконы с предстоящими Николаем Чудотворцем и Марией Египетской. Икона была написана протодиаконом Матфеем, прибывшим в Сибирь еще с 1-м ее архиеп. Киприаном (Старорусенковым (Старорусенниковым)). Впосл. образ чтился как чудотворный, было составлено «Сказание о явлении и чудесах Абалацкой иконы Богородицы».
По мнению Е. К. Ромодановской, при Н. в Тобольском архиерейском доме началось летописание, архиерейский дьяк Савва Есипов занялся составлением Есиповской летописи. Н. установил в епархии офиц. церковное поминание Ермака Тимофеевича и его дружины.
Как и его предшественник по кафедре, Н. боролся с чрезвычайно распространенными в епархии пьянством, языческими верованиями, монастырскими нестроениями. Так, монахи тобольского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря вели «неистовое житие» - предавались пьянству, дерзко высказывались о государе и отказывались подчиняться архиепископу (Буцинский. 1891. С. 42). Сильное сопротивление паствы, вероятно, вызывали высокие требования Н. к благочестию. Так, большой противник «хмельного пития», Н. добился царского разрешения на замену 100 ведер водки, к-рые ежегодно поставляли тобольские воеводы на нужды архиерейского дома, на 50 пудов меда (Там же. С. 29). По преданию, на стенах архиерейского дома были написаны правила монашеского жития, за соблюдением к-рых Н. строго следил (Нектарий, архиеп. Сибирский и Тобольский. 1887. С. 343). Н. благословил старца Герасима (Каченского) на пустынножительство в устье р. Берёзовки.
Непросто складывались отношения Н. с местными воеводами. Напр., в одной из своих челобитных царю Н. сообщал, что в 1638 г. мангазейский воевода своей волей отпустил местного священника, к-рый забрал с собой все «десятинные и церковные данные софийские сборные деньги и книги, а в Сибири попами скудно и послать в Мангазею некого» (Буцинский. 1891. С. 43). На Н. было написано в Москву неск. доносов, воеводы в течение ряда лет саботировали дело П. Хмелевского, подлежавшее юрисдикции архиепископа. В Сибири распространилось самозванничество среди духовенства. В 1638 г. большую челобитную в «деле государевом» подал на Н. «ссыльный немчин Савва Француженин». Он обвинил Н. в том, что архиепископ силой заставил его примириться с тобольским воеводой кн. М. М. Тёмкиным-Ростовским. По результатам расследования Савва был выслан из Тобольска (Миллер. 1937. С. 555-556).
Н. многократно обращался к царю в просьбами об отставке, ссылаясь на тяготы сибирской жизни, а также на свою старость и болезни: «...вели мне быть в Ниловой пустыни или где ты укажешь, а мне в Сибири от таких заводных доводов быть отнюдь невозможно никакими обычаями» (Буцинский. 1891. С. 40). В этом деле ему помог кн. Катырев-Ростовский. 17 окт. 1639 г. была подписана царская грамота об отпуске Н. на покой в Нилову пустынь. 4 янв. 1640 г. Н. выехал в Москву. Прибыв в столицу, он обратился к царю и патриарху с просьбой удалиться в Нилову пуст., получил разрешение и 4 марта 1640 г., «сложа с себя святительский сан и смирения ради, облечеся в черну мантию», отправился в мон-рь (ПСРЛ. Т. 36. С. 152-153). В марте 1640 г. Н. вернулся в Нилову пуст. и до 1644 г. был советником при игум. Дорофее; царским указом от 24 нояб. 1647 г. снова стал строителем мон-ря, оставаясь на этом посту до своей смерти в 1667 г.
Период 2-го игуменства Н. стал временем подъема Ниловой пуст. В 1647 г. по ходатайству Н. царь Алексей Михайлович вывел пустынь из подсудности ржевскому воеводе в пользу Дворцового приказа, в 1660 г. мон-рю было пожаловано право беспошлинной рыбной ловли на оз. Ильмень, а впоследствии назначена большая денежная и хлебная руга. Нилову пуст. также поддерживали патриарх Никон, князья И. И. и Ю. И. Ромодановские, бояре И. Д., И. М., И. А. Милославские, Б. М. Хитрово, А. П. Головин и др. Ризница Ниловой пуст. пополнилась серебряной утварью - вкладами боярина И. М. Милославского и игумении московского Алексиевского мон-ря Марии (Телешевой) (Успенский. 1887. С. 23-24).
Сохранилось неск. сочинений Н.: «Увещание Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, игумена Ниловой пустыни Дорофею и все братии» в составе позднейшего списка Синодика Ниловой пуст. (ИРЛИ. Причудское собр. № 66, 1887 г.); «Заповедь архиепископа Нектария о трезвости и общежитии 1666 года апреля 2 дня»; письмо «Великому господину Ивану Михайловичу» 1639 г. с просьбой о помощи в деле об оставлении Сибирской кафедры (адресатом считается кн. Катырев-Ростовский; Ромодановская указала 3 списка письма).
Основное содержание сочинений Н.- поучение о монастырской жизни в молитве, трезвости, благочестии. Как духовный наставник Н. прост и весьма строг. По мнению Ромодановской, «Увещание...» и «Заповедь...» не получили распространения за пределами Ниловой пуст. Письмо весьма подробно содержит ряд биографических деталей, эмоциональное описание монастырского быта. В письме Н. повествует о своей жизни, используя различные риторические приемы. Это сочинение было известно современникам и читалось как литературное произведение. Текст письма был использован А. Н. Толстым в романе «Петр Первый» для описания монастырского быта (Толстой А. Н. ПСС. М., 1946. Т. 9. С. 380-381). Перу Н., вероятно, принадлежат также 2 Похвальных слова прп. Нилу Столобенскому.
Точных сведений о времени начала почитания Н. нет, вероятно, его местное почитание началось вскоре после смерти святителя. В нач. XIX в. в Ниловой пуст. хранился образ «богоугодного мужа преосвященного схимника» Н. (ИРИ. Ч. 5. С. 207), возможно, он идентичен портрету Н., считавшемуся его прижизненным изображением и находившемуся в нач. XX в. в трапезной палате обители (Димитрий (Самбикин). 1907. С. 48). К нач. XX в., однако, «в Ниловой пустыни забыты были благодеяния своего благотворителя, незабвенного по своей деятельности святителя Нектария; по нем едва ли отправлялась заупокойная служба в день его кончины». Поэтому по распоряжению архиеп. Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина) в 1897 г. «предписано было кроме 15 янв. отправлять соборное (заупокойное) служение по святителе Нектарии и другим настоятелям обители 28 мая (на второй день праздника св. Нилу, в день обретения его мощей в 1667 г.)» (Там же).
Имя Н. включил в 1904 г. в Собор Тверских святых архиеп. Димитрий (Самбикин), но празднование Собору тогда не утвердилось и было возобновлено в 1979 г. Кроме того, имя Н. включено в Собор Сибирских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по благословению патриарха Пимена.
В 2003 г. (по др. данным - в 2002) во время раскопок в подвале Богоявленского собора Ниловой пуст. были обретены мощи Н., а именно голова святителя. Мощи были помещены по распоряжению игум. Нило-Столобенской пуст. Аркадия (Губанова) в особый ковчег, установленный в 2004 г. в Никольском приделе Богоявленского собора.
По-видимому, к какому-то из этих образцов восходит фотогравюра нач. 80-х гг. XIX в. московской мастерской «Шерер, Набгольц и К°» (воспроизведена в кн.: Успенский. 1882; экземпляр из музея «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., дар архим. Арсения брату А. И. Никольскому - Барсегян (Куксинская). 2017. С. 168, 625) с поясным изображением Н. вполоборота вправо, в редком типе облачения - в схиме с куколем на плечах и архиерейской мантии с небольшими скрижалями и источниками, руки сложены на груди, в левой - свиток (жест лежащего в гробу?). Лицо Н. с индивидуальными чертами: высокий лоб с залысиной, округлая седая борода, большие темные глаза, морщины возле переносицы, прямой нос, небольшие уста под длинными густыми усами. На фоне характерная для подобных портретов надпись: «АРХИЕПИСКО(П) НЕКЪТАРIЙ сïбирскïй i тобольскïй остави(в) архиепископïю поживе в ниловой пстынiй». Судя по этому воспроизведению, по иконографии и стилю исполнения, протограф соответствовал произведениям времени Н. (таким, как царские Титулярники 70-х гг. XVII в.).
Другой несохранившийся портрет Н. был создан неизвестным художником в Тобольске, очевидно, для галереи портретов Тобольских архипастырей в архиерейском доме или в одном из монастырей. Он известен по фотографиям 90-х гг. XIX в. (2 фотоснимка изготовлены в ателье М. М. Уссаковской в Тобольске, 1 - фотографом И. С. Шустером, ТГИАМЗ), нек-рые предназначались для альбома «Тобольские архипастыри», изданного по инициативе митр. исп. Агафангела (Преображенского) епархиальным братством (1897). На поясном портрете, написанном скорее всего в кон. XVIII - нач. XIX в. (возможно, копия с более раннего произведения), Н. был изображен вполоборота вправо, в рясе, архиерейской мантии и черном клобуке с воскрилиями, с наперстным крестом, в правой руке иерарха - крест, в левой - жезл с навершием в виде посоха, без сулока. Черты внешности в целом сходны с посмертным портретом, за исключением более длинных волос и окладистой бороды лишь с небольшой проседью.
При описании чудес святого встречаются упоминания о его внешности так, как он привиделся во сне благочестивой пожилой девице из Осташкова в 1865 г. «в гробнице в митре» (Успенский. 1882. С. 88-90). Образ Н. представлен в клеймах житийных икон и хромолитографий прп. Нила Столобенского (содержат 52-54 клейма): «Исцеление от расслабленных ног», «Исцеление женщины у святых мощей», «Чудо исцеления от падучей болезни». Об этом свидетельствуют чудеса у св. мощей прп. Нила, которые подробно описал в его Житии 1829 г. трудник монастыря Алексей Федорович Шепневский (РГБ. Ф. 200. № 87). В рассказе об этих чудесах указаны даты и сказано: «Игумен Нектарий пел молитвы», «Игумен Нектарий с братией пел молебен». Т. о. Н. представлен на иконе посл. четв. XVIII в. (1791?, ВГИАХМЗ, происходит из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст.; см.: Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. [С. 190-191]. Кат. 116-117; Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерусское искусство в собр. Вологодского музея-заповедника. Путев. по экспозиции / ВГИАХМЗ. М., 20082. С. 141, 145-146. Ил. 115, 116); на сохранившейся гравировальной доске и напечатанной с нее гравюре резцом (1777), исполненной по заказу архим. Феодосия (Буйкова) (ТОКГ); на иконе 40-50-х гг. XIX в., созданной осташковским иконником для часовни поселья Ниловой пуст. Сиговка (ныне находится в ц. Казанской иконы Божией Матери в с. В. Котицы Осташковского р-на Тверской обл.); на иконе 1902 г. письма иконописца из Торжка Н. И. Новосёлова из ц. Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при имп. стекольном заводе в С.-Петербурге (вклад осташковского мещанина В. И. Хрусталёва, ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 50-52, 128. Кат. 45; Русские житийные иконы XVI - нач. XX в.: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1999. С. 102-107. Кат. 23); на иконе нач. XXI в. иконописца из Твери В. Михайлова (музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст.). Подобные композиции встречаются на хромолитографиях «Прп. Нил Столобенский, в житии» 1880 г. мастерской Троице-Сергиевой лавры (издано «тщанием» настоятеля Ниловой пуст. архим. Арсения - РГБ, музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., частное собрание) и 1903 г. московской мастерской И. А. Морозова (из собр. А. И. Буркина, музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., см.: Барсегян (Куксинская). 2017. С. 526, 529, 538-540). В клеймах Н. изображен у мощей прп. Нила, иногда в профиль, стоящим отдельно или с братией на молебне, а также с больными, свидетелями чудес, и др. молящимися. На нем традиц. монашеские облачения - мантия, подрясник, епитрахиль, в руках - раскрытая книга. Голова Н., как правило, не покрыта (на вологодской иконе он в клобуке), длинные с проседью или седые волосы лежат на плечах, борода средней величины.
Описаний внешнего облика Н. в иконописных подлинниках не обнаружено. Наиболее раннее известное изображение святителя в иконописи встречается на иконе «Собор Тверских святых» (находилась в Троицкой ц. в Кашине; см: Журнал 83-го заседания ТУАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине. Тверь, 1901. С. 23-27; Димитрий (Самбикин). 1908. С. 2-4, 49). Композиция с фигурами 46 Верхневолжских святых была создана в 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина), тщанием кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина, образ исполнен инокинями Сретенского мон-ря в Кашине. Н.- в 4-м ряду крайний слева, рядом со свт. патриархом Иовом, в архиерейской мантии, голова покрыта клобуком, руки возле груди, борода седая, продолговатая.
Н. изображен в современных композициях «Собор Тверских чудотворцев», в частности в группе святых Ниловой пуст. - на иконе из тверской ц. блж. Ксении Петербургской (2007, иконописец М. Г. Кондрашова; см.: Тверской мирянин. 2008. № 1. С. 8). В иконографии «Собор Сибирских чудотворцев» Н. показан, напр., в стенописи нач. 10-х гг. XXI в. собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского муж. мон-ря (с. Абалак под Тобольском). В том же храме есть настенная композиция с фигурами свт. Иоанна Тобольского и Н. с Абалакской иконой Божией Матери «Знамение» на покровенных руках, на фоне Тобольского кремля. В сибирской иконописной традиции Н. изображают в архиерейском богослужебном облачении - в подризнике, крещатом саккосе и омофоре, голова не покрыта, черты лика индивидуализированы. Немного иначе - с густыми, разделенными на прямой пробор волосами и удлиненной бородой, в фелони и омофоре, с Евангелием в руке - Н. представлен в росписи, на которой он благословляет вдовицу Марию перед Абалакской иконой Божией Матери. Образ Н. (в саккосе, с Евангелием в руке, напротив иконы свт. Иоанна Тобольского) включен в деисусный чин иконостаса ц. вмч. Георгия Победоносца в Сургуте (2012-2013, мастерская А. В. Фехнера «Глитика», иконописец Т. Санникова).