О деятельности Н. не сохранилось никаких известий в письменных источниках. Его имя не упоминается в описании Бежецка в «Генеральном соображении по Тверской губернии 1783-1784 гг.», в «Сказании о Введенском монастыре», взятом из писцовых книг 1629 г. и экономических книг обители 1611 г., а также в «Хронологионе», составленном жителем Бежецка П. К. Воиновым во 2-й пол. XVIII в. (к наст. времени рукопись утрачена, частично опубл.: Попов. 1882. С. 1-74).
По мнению бежецкого краеведа свящ. И. Н. Постникова, Н. пришел в бежецкие леса в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XV в., возможно, из Троице-Сергиевой лавры, поскольку именно во 2-й пол. XV в. происходило формирование обширных земельных владений Троицкой обители в Бежецком Верхе. Посвящение 2-й церкви обители прп. Сергию Радонежскому свидетельствует о распространении его почитания в этих землях. Точное время возникновения Введенского мон-ря неизвестно. Согласно преданию, пустынь основала царица Мария Феодоровна Нагая, мать царевича Димитрия Иоанновича. В пустыни хранился подаренный царицей древний образ мч. Уара в меру роста новорожденного царевича Димитрия. Древнейшим источником сведений об истории мон-ря является жалованная грамота царя Феодора Иоанновича 1588 г. на вотчину на р. Мологе - дер. Узунова. В 1680-1682 гг. ярославскими мастерами на средства боярина С. И. Заборовского (родственника 1-й жены царя Феодора Алексеевича А. С. Грушецкой) и его двоюродного брата думного дворянина С. М. Заборовского была построена каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы.
В 1722-1727 и в 1730-1744 гг. монастырь был приписан к Антониеву Краснохолмскому мон-рю, в 1764 г. упразднен. Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. во Введенской ц. совершались панихиды в день преставления Н.: считалось, что мощи святого находятся в храме под спудом. В 1915 г. жители Бежецка В. Н. Мальковский и С. В. Штюрмер опубликовали несколько рассказов о чудесных явлениях Н. жителям Бежецка, что свидетельствует о почитании Н. в Бежецком крае. Как говорится в публикации, по молитвам святому исцелилась от «падучей болезни» крестьянка Дарья Михайлова, от нервной болезни - дочь крестьянина И. Е. Соловьёва Лидия. Из сообщения прот. Александра Свитцова известно о чуде 1993 г., произошедшем в кладбищенской ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. Икона Н. упала на вора, забравшегося в храм, и оглушила злоумышленника. При падении она раскололась, после реставрации образ был вставлен в обретенную серебряную ризу.
Н. канонизирован в составе Собора Тверских святых, память к-рому установлена в 1979 г. Он прославляется в службе Тверским святым, составленной митр. Алексием (Коноплёвым) (опубл.: Минея (МП). Июнь. Т. 2. С. 545). Имя Н. в числе др. преподобных упоминается на литии во время службы всем святым, в земле Российской просиявшим. Прп. Нектарию посвящены тропарь, молитва и акафист. Память святого совершается 3 апр.- в день тезоименитства прп. Нектария Киево-Печерского.
Н. складывалась, очевидно, во 2-й пол. XIX - нач. XX в. и представлена единичными произведениями. В разных храмах и домах Бежецка имелись иконы с изображением святого, в т. ч. написанные на основе святцев Ф. Г. Солнцева. В 1895 г. местным худож. А. Яковлевым для ц. Введения Пресв. Богородицы во храм в Бежецке была создана икона Н., молящегося перед образом Божией Матери «Неувядаемый Цвет» (празднование 3 апр., в день памяти Н.). По сведениям архиеп. Димитрия (Самбикина), этим же художником в 1902 г. была исполнена др. икона на тот же сюжет (хранилась в доме Яковлева, поднесена архиеп. Димитрию (Самбикину) и помещена в ц. Апостолов Тверского архиерейского дома). Художник увидел во сне, как преподобный, перед к-рым лежала раскрытая книга, молился на коленях перед образом Божией Матери на паперти Введенской ц., и воспроизвел этот сюжет на иконе. Иконописец обращался с прошением к епархиальному начальству писать иконы преподобного, после чего в 1904 г. были собраны сведения об изображениях Н. (Димитрий (Самбикин). 1908. С. 59-60). Существовали и др. иконы с коленопреклоненным молящимся Н. перед Богородичным образом (дар архиеп. Димитрию в Клобуковском мон-ре Кашина). В бежецкой ц. вмц. Параскевы Пятницы находился ростовой прямоличный образ Н. в схиме, с сомкнутыми на груди руками, тоже письма Яковлева (Мальковский, Штюрмер. 1915. С. 14. Рис. 4). Еще одна «большая, прекрасно исполненная» икона Н. была пожертвована в кашинский Воскресенский собор крестьянином Соловьёвым по обету, после исцеления его больной дочери. Яковлев создал еще один тип изображения Н., идущего в подряснике, с посохом в руке к воротам в ограде Введенской ц. (Там же. С. 16-17. Рис. 8, 9).
В настоящее время в кафедральном соборе Бежецка, бывш. кладбищенской ц. в честь Нерукотворного Образа Спасителя, находятся несколько икон Н. На ростовом образе святого, молящегося вполоборота вправо перед иконой Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в интерьере храма, преподобный показан в традиц. монашеском облачении (мантия, схима, куколь на плечах), в левой руке - свиток; у него редкие, немного вьющиеся волосы с сединой, борода окладистая, средней величины. В 1895 г., почти одновременно с иконой, для нее была изготовлена серебряная риза, точно повторяющая иконографические особенности оригинала. Можно предположить, что именно этот образ был исполнен Яковлевым для Введенской ц. (размеры ее близки к указанным в изд.: Димитрий (Самбикин). 1908. С. 59 (18×14 вершков)). На др. единоличной иконе нач. XX в. (ц. во имя Н. на новом кладбище в Бежецке, см.: Прп. Нектарий Бежецкий. 2016 (обложка)) Н. представлен фронтально, в рост, в сводчатом помещении с настенной росписью, слева - аналой с раскрытой книгой. На Н. схима и мантия, голова покрыта куколем, борода седая до середины груди, раздвоенная на конце, правая рука лежит на груди, в левой - четки. Этот же иконографический вариант (святой в схимническом куколе) представлен на ростовом образе преподобных Антония Краснохолмского и Н. (посл. четв. XIX в.) из кафедрального собора Бежецка. На иконе «Собор Тверских (Верхневолжских) святых» (не ранее кон. 90-х гг. XIX в.) из иконостаса того же храма Н. изображен в 1-м ряду справа; образ сходен с изображением Н. на парной иконе: на голове куколь, правая рука на груди, левой он придерживает мантию, смотрит вниз, борода недлинная, седая. Кроме того, в храме есть композиции «Собор Бежецких святых» нач. ХХI в. удомельского иконописца А. Леонова (Н. изображен в куколе, с моделью шатровой колокольни в руках, в 1-м ряду святых справа) и «Собор Бежецких новомучеников» нач. XXI в. иконописцев А. Леонова и Ю. Резчикова (Сергиев Посад), где Н. представлен в паре с прп. Антонием Краснохолмским, стоящим на облаках.
На иконе «Собор Тверских святых», созданной в 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК инокинями кашинского Сретенского мон-ря на средства купца И. Я. Кункина (находилась в Троицкой ц. Кашина; см.: Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине / Под ред. И. А. Виноградова. Тверь, б г. С. 23-27; Димитрий (Самбикин). 1908. С. 3-4, 6), Н. изображен в 5-м ряду слева, с моделью храма в руках, вместе с преподобными Макарием Калязинским, Паисием Угличским и Антонием Краснохолмским. На др. иконе, «Собор Тверских святых» 80-х - нач. 90-х гг. XX в. (Тверской патерик. Тверь, 1991), Н. представлен стоящим в 4-м ряду вместе с теми же преподобными. После 1989 г. по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) была написана новая икона «Собор Тверских святых», в центре к-рой изображен свт. патриарх Тихон (иконописец А. Б. Запруднов, ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери). Облик Н. (в куколе, руки скрыты под мантией; надпись «Прп. Нектарiй» без уточнений) и место его расположения в композиции на этой иконе близки к изображениям на предыдущих иконах. В 2007 г. М. Г. Кондрашовой для тверского храма во имя блж. Ксении Петербургской была создана икона «Собор святых, в земле Тверской просиявших»: Н. изображен на ней в группе бежецких подвижников.
На иконе «Собор русских святых» нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) присутствует преподобный с именем Нектарий (без пояснения, какой именно из неск. святых). Существовали хромолитографии с изображением Н. и мч. Уара, к-рому был посвящен придел Введенской ц., на фоне мон-ря (Мальковский, Штюрмер. 1915. С. 13. Рис. 3), а также святцы с фигурой Н. вместе с др. святыми, чья память празднуется 3 апр.