Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САВВАТИЙ
61, С. 83-87 опубликовано: 17 июля 2025г. 


Содержание

САВВАТИЙ

Прп. Савватий Тверской. Покров. 1794 г. (Музей Хиллвуд, Вашингтон)
Прп. Савватий Тверской. Покров. 1794 г. (Музей Хиллвуд, Вашингтон)

Прп. Савватий Тверской. Покров. 1794 г. (Музей Хиллвуд, Вашингтон)
(Кон. XIV - 1-я пол. XV в. ), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Тверской, Оршинский, основатель Савватиевой пуст. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (впосл. в честь Сретения Господня; ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.). В «Книге, глаголемой Описание о российских святых» названа условная дата преставления святого: «Преподобный Саватий игумен преставися в лето 7000». Житие подвижника не сохранилось, однако можно предположить, что оно существовало в XVI в., т. к. известна житийная икона С. «Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития» (сер.- 3-я четв. XVI в.; ЦМИАР; происходит из Знаменской ц. Савватиевой пуст.), а также образ «Прп. Савватий Тверской в молении Кресту» (2-я четв.- сер. XVI в.; ЦМИАР; из алтаря Сретенского собора Савватиевой пуст.). По мнению дореволюционных краеведов В. А. Преображенского, А. А. Митропольского и прот. В. Ф. Владиславлева, С. принял постриг в тверском Оршином в честь Вознесения Господня монастыре, однако эта обитель возникла только в 50-х гг. XV в. Скорее всего подвижник получил прозвание «Оршинский» по месту своего поселения на берегу р. Орши (Ворши). Возможно, С. прибыл в Тверь в свите митр. Киевского свт. Киприана в 1390 г. Согласно преданию, в кон. XIV в. подвижник совершил паломничество в Иерусалим, откуда принес небольшой деревянный крест, в к-ром находилась частица Животворящего древа Креста Господня (в кон. XIX в. крест хранился на престоле в алтаре Знаменской ц. Савватиевой пуст., см.: Митропольский. 1899. С. 68; Егоров. 1998. С. 112). На левом берегу р. Орши преподобный вырыл себе пещеру (она состоит из 3 небольших отсеков, соединенных коридором, имеет 2 входа и низкие своды, так что в ней нельзя стоять в полный рост). В XIX в. над изображением Савватиева мон-ря на житийной иконе читалась надпись: «Изображение жития преподобного отца нашего Савватия, подвизавшегося в пещере близ реки Воршины; при брезе оныя реки создася монастырь Савватьева пустыня» (Озерская. Обитель прп. Савватия. 2000. С. 126). Др. сцена житийной иконы изображает явление С. на небе Креста Господня, в кон. XIX в. рядом с клеймом находилась надпись: «Явися преподобному Савватею на воздусе крест от сего паде на колена и моляшего ему» (Там же). На месте явления Креста С. первоначально поставил часовню, а затем деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», в XIX в. над фигурой С. в соответствующем клейме иконы читалась надпись: «Преподобный Савватий постави церковь во имя Неопалимой Купины и молится ей» (по мнению Е. А. Озерской, этот текст, несмотря на «возобновление» иконы в 1815, следует первоначальному, см.: Там же. С. 125). Вокруг часовни были построены кельи монахов, некоторые из них селились на удалении, в лесу. Подвижник вел строгую аскетическую жизнь, носил тяжелые железные вериги. По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского), вериги С., «найденные в пещере… показывают подвижничество его против плоти, а пещера, свидетельница чистых, безмолвных молитв его, говорит, что пребывание и с людьми в пустыни не всегда было легко душе его, и он по временам укрывался в пещеру для бесед с Господом» (Филарет (Гумилевский). РСв. С. 299). В числе первых монахов пустыни известны Парфений, Евфросин и Досифей (Митропольский. Очерк истории. 1897. С. 2).

Обитель прп. Савватия Тверского, со сценами его жития. Икона. Сер.— 3-я четв. XVI в. (ЦМиАР)
Обитель прп. Савватия Тверского, со сценами его жития. Икона. Сер.— 3-я четв. XVI в. (ЦМиАР)

Обитель прп. Савватия Тверского, со сценами его жития. Икона. Сер.— 3-я четв. XVI в. (ЦМиАР)
Согласно изображению на житийной иконе, С. был похоронен у сев. стены ц. в честь иконы «Неопалимая Купина». По мнению исследователей, на погребении Оршинского подвижника присутствовал еп. Новгородский Евфимий II Вяжицкий (1429/34-1458) (Егоров, Иванов. 2006. С. 33-35).

В кон. XV в. Савватиева пуст. приобрела широкую известность. Тесные связи с мон-рем поддерживали племянники прп. Иосифа (Санина) Волоцкого мон. Досифей (Топорков (Вощечников)) († после 1547) и еп. Вассиан (Топорков) († после авг. 1560?); мон. Досифей дал в конце жизни «по родителех по своих» в эту обитель богатый вклад: «две книги Бытейские в десть», переписанные по его заказу в 1538 г. (РНБ. F. IV.178 и ОЛДП. F. 97), «три иконы Деисус», а также «Патерик Синайской да пять рублев денег». О связях мон-ря с Иосифовым Волоцким мон-рем свидетельствуют Описи книг 1545, 1573 и 1591 гг., в к-рых зафиксированы рукописи, написанные игуменами Савватиева мон-ря Венедиктом, Ефремом, Иоасафом, а также вкладные записи старцев обители.

Со временем посвящение пустыни изменилось. Так, в Дозорной книге Тверского у. 1615 г. записано: «Монастырь Савватьев, а в нем храм Сретения Господня, а другой храм теплой с трапезою великого чудотворца Николы древены клецки…» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 467. Л. 196). В выписках Преображенского из Писцовой книги 1626-1627 гг. указаны 2 церкви - в честь Сретения и во имя ап. Иоанна Богослова (ГА Тверской обл. Ф. 103. Оп. 1. Д. 829. Л. 9). Во 2-й пол.- кон. XVII в. в пустыни построили 2 каменных храма: 5-купольный Сретенский собор с приделом во имя свт. Николая Чудотворца и Знаменскую ц. над местом погребения С. (Салимов. 2015. С. 401). В 1757 г. возвели каменную столпообразную колокольню.

В 1693 г. Савватиев мон-рь был приписан к Воскресенскому Новоиерусалимскому мон-рю, а в 1764 г.- упразднен и обращен в приход Тверской епархии. С. пользовался почитанием местного населения. У сев. стены Знаменской ц. над местом погребения подвижника находилась деревянная рака, убранная покровом с изображением святого. Рядом размещалась житийная икона, здесь же хранились вериги святого. У гробницы совершали молебны С. (их служили по общей Минее). В 1778 г., при еп. Арсении (Верещагине; 1775-1783), в Тверской консистории было принято решение «опустить в землю и зарыть» раку святого, прекратить служение ему молебнов. Несмотря на это распоряжение, гробница С. осталась неприкосновенной, однако иконы святого стали заменять образами преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, перед которыми служили молебны по общей Минее. Поэтому со временем память С. в с. Савватьеве праздновалась 8 авг.- в день перенесения мощей преподобных Савватия и Зосимы Соловецких и 27 сент.- в день преставления прп. Савватия Соловецкого. В 1822 г. в пещере С. был найден старинный топорик, который до кон. XIX в. хранился как реликвия в Знаменской ц. у гробницы С. Здесь же находился большой деревянный сосновый крест с изображением Распятия, перед к-рым, по преданию, молился святой. Повторное упразднение почитания подвижника произошло по указу Тверской консистории от 22 апр. 1852 г. (Митропольский. Очерк истории. 1897. С. 26-30, 52-63). Причиной послужило, вероятно, отсутствие Жития святого и рассказов о его чудесах (Там же. С. 24-25). Жители села обратились с жалобой на действия Тверской консистории в Синод, в результате последовало распоряжение оставить гробницу подвижника на месте, но без покрова, к-рый вместе с иконами полагалось хранить в ризнице Знаменской ц. Крестные ходы к пещере С. и служение ему молебнов были запрещены. Вериги отшельника в 1848 г. отправили в архив Синода. Находившийся ранее в пещере ростовой образ подвижника и парусиновый покров с его изображением передали в ризницу тверского кафедрального собора. Однако постепенно все иконы и покров 1794 г. с изображением С. были возвращены на прежние места (фото покрова опубл.: Он же. 1899. С. 57. Вкл.). По просьбе жителей села и богомольцев у раки святого служили молебны преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, при этом читали тропарь и молитву С. Тропарь, кондак, молитва и рукописный акафист святому известны с сер. XIX в. (Он же. Очерк истории. 1897. С. 25-26; в рукописи Иосифова Волоколамского мон-ря находится список канона, имеющий надписание: «Преподобному отцу нашему Савве пустынножителю иже на Оршею рекою» (РГБ. Ф. 113. № 389. Л. 203-212 об.), однако его текст представляет собой канон прп. Савве Вишерскому). В «Иконописном подлиннике» Г. Д. Филимонова память святого указана под 24 апр. (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 52).

Храмы и колокольню Савватиевой пуст. взорвали в 1936 г. Первые попытки возрождения обители были предприняты в 1994 г. настоятелем тверского Вознесенского собора игум. Юстинианом (Овчинниковым; впосл. архиепископ). На месте сохранившейся пещеры С. поставили поклонный крест. В авг. 2000 г. неподалеку от пещеры был обнаружен колодец, выкопанный, по преданию, Оршинским подвижником. Рядом, видимо, находился небольшой пруд. С 1995 г. заботы о пустыни взяли на себя монахини Оршина жен. мон-ря, а с 1998 г.- приход тверской Воскресенской (Трех исповедников) ц. С 2001 г. началось строительство каменной Знаменской ц. 1 нояб. 2003 г. по благословению архиеп. Тверского Виктора (Олейника) открыт приход.

В 2009 г. во время строительных работ были обретены мощи подвижников Савватиевой пуст., предположительно С., Евфросина и Нектария. В наст. время они находятся в каменном саркофаге в крипте Знаменской ц. С момента возрождения обители начались исцеления больных, в храме ведется запись чудес. В 2003 г. художником А. Черновым создан резной образ С., Н. Олейник написана ростовая икона подвижников Савватиевой пуст.- С., Евфросина и Нектария.

Канонизация С. подтверждена включением его имени в Собор Тверских святых, установленный в 1979 г. (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 570; Май. Ч. 3. С. 369). В 2011 г. под рук. гимнографа Ивановской епархии мон. Евстолии (Егоровой) была составлена Служба преподобному С., одобренная Синодальной богослужебной комиссией.

В 1-ю Неделю Петровского поста в дер. Савватьево совершается крестный ход к пещере С.

Арх.: Синодик Оршина мон-ря // ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1776. Л. 145; Преображенский В. А. Село Савватьево: (Ркп.) // Там же. Ф. 103. Оп. 1. Д. 829. Л. 15 об.- 16.
Ист.: Описание о российских святых. С. 187-188; Синодик Савватиевой пуст.: [Реконструкция] // Егоров А. В., свящ., Иванов П. С. Тверской мон-рь Савватьева пуст. XIV-XХI вв.: Святыни, тексты, исслед. СПб., 2006. С. 181-190.
Лит.: ИРИ. 1815. Ч. 6. С. 1; Филимонов. Иконописный подлинник; Матвеев В. Описание тверских древностей с очерком г. Твери и Оршина мон-ря. М., 1878. С. 43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 492-494; Владиславлев В. Ф., прот. Село Савватьево. Тверь, 1883. С. 49-50; он же. Святые, местночтимые в Тверской епархии: Прп. Савватий Тверский и ученик его Евфросин // Тверские ЕВ. 1886. № 9. Ч. неофиц. С. 251-252; Зверинский. 1892. Т. 2. № 1139; Митропольский А. А. Очерк истории Савватьевского мон-ря, ныне с. Савватьева, Тверского у. с предварительным жизнеописанием основателя мон-ря Савватия, подвижника Тверского и Оршинского. Тверь, 1897; он же. Село Савватьево Тверского у.: По поводу местного празднования 15 июня 1897 г.: Церк. праздник Савватия Тверского и Оршинского // Тверские ЕВ. 1897. Ч. неофиц. № 52. С. 1-3; № 53. С. 2-4; он же. Ист. сказание о подвижнической жизни прп. Савватия Тверского и Оршинского и об основанном им мон-ре, называвшемся его именем, где ныне с. Савватьево, Тверского у. Тверь, 1899; Димитрий (Самбикин). Мат-лы для истории Тверской епархии: Упраздненные мон-ри. Тверь, 1898. С. 76-82. № 91; он же. Месяцеслов. 1898. Вып. 7; он же. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 65-70; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 61, 121; Овсянников Н. Н. О Новгородском и моск. культурном влиянии на Тверь в эпоху самостоятельности Тверского княжества // Тр. 2-го обл. Тверского археол. съезда. Тверь, 1906. С. 29-66; Седельников А. Д. Досифей Топорков и Хронограф // ИАН. Сер. 7: Отд-ние гуманит. наук. Л., 1929. № 9. С. 755-773; КЦДР. 1991. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 24-26, 28-30, 46, 62, 68, 73; Егоров А. В., свящ. Прп. Савватий, пустынник Тверской и Оршинский, новый чудотворец-молитвенник земли Тверской // Великое прошлое. Тверь, 1998. С. 111-114; Ольшевская Л. А. История создания Волоколамского патерика, описание его редакций и списков // Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик. М., 1999. С. 316-350; Озерская Е. А. Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития // Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв. М., 2000. С. 124-129; она же. Савватий Тверской в молении Кресту // Там же. С. 119-121; Егоров А. В., свящ., Иванов П. С. Тверской мон-рь Савватьева пуст. XIV-XXI вв. СПб., 2006; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 299-301; Иванов П. С. Археол. сенсация: Белокаменный саркофаг в Савватьеве // Тверские ведомости. 2009. № 41. С. 4-5; С савватьевскими находками главное - не торопиться // Там же. № 46. С. 5; Тайну белокаменной гробницы трудно разгадать // Там же. № 42. С. 4-5; Купряшин А. В. Три средневек. надгробья из Савватьева // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху Средневековья. Тверь, 2014. Вып. 7. С. 142-147; Салимов А. М. Средневек. зодчество Твери и прилежащих земель XII-XVI вв. Тверь, 2015. Т. 2. С. 399-401; Салимов А. М. и др. Сретенский собор Тверского мон-ря Савватьевой пуст.: История, архитектура и археология. Тверь, 2018.
Г. С. Гадалова

Иконография

Прп. Савватий Тверской в молении Кресту. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР)
Прп. Савватий Тверской в молении Кресту. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР)

Прп. Савватий Тверской в молении Кресту. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР)
Все ранние изображения С., по имеющимся сведениям, находились в созданной им Савватиевой Сретенской пуст.: это 2 надгробных покрова (один из них с живописным изображением) и 4 иконописных образа. На 2 иконах святой был представлен в схиме, с развернутым свитком в руке (не сохр.; см.: Митропольский. 1899. С. 56-57; автор ссылается на архивные материалы Тверской духовной консистории). Образ из иконостаса Знаменской ц. (по др. источникам - из Никольского придела Сретенского собора) был поновлен в сер. XIX в.: вместо «Савватьевский» сделана надпись: «Соловецкий» (вместо прп. Евфросина Оршинского написан прп. Зосима Соловецкий, позднее возвращены первоначальные имена). Иконы С. находились над его пещерой и в часовне на дороге из Савватьева в Тверь, списки с изображения на покрове - в крестовой ц. во имя Двенадцати апостолов и в храме на соборной колокольне в Твери (Тверской патерик. 1908. С. 67, 69-71).

Шитый шелковыми, серебряными и золотными нитями покров с ростовым прямоличным изображением С. создан, согласно подписи, в 1794 г. (в 1968 передан Россо (madame Augusto Rosso) в Музей Хиллвуд в Вашингтоне; опубл. и описан: Митропольский. 1899. С. 57. Вкл.). Первоначальный фон был голубым, над фигурой преподобного - образ Спаса Нерукотворного. С. в мантии и схиме с остроконечным куколем, седая борода средней величины раздвоена на конце, правая рука в двуперстном благословении, в левой - свиток. В надписи назван «Тферским Воршенским чудотворцем». Известно описание внешности С. под 24 апр. в иконописных подлинниках XVIII - 30-х гг. XIX в.: «…подобием сед, брада аки Богословля; в схиме, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 52; Большаков. Подлинник иконописный. С. 91; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 150 об.).

Преставление прп. Савватий Тверского. Фрагмент иконы «Обитель прп. Савватия Тверского, со сценами его жития». Сер.— 3-я четв. XVI в. (ЦМиАР)
Преставление прп. Савватий Тверского. Фрагмент иконы «Обитель прп. Савватия Тверского, со сценами его жития». Сер.— 3-я четв. XVI в. (ЦМиАР)

Преставление прп. Савватий Тверского. Фрагмент иконы «Обитель прп. Савватия Тверского, со сценами его жития». Сер.— 3-я четв. XVI в. (ЦМиАР)
Сюжеты 2 сохранившихся икон связаны с основанием С. мон-ря. Иконы происходят из Знаменской ц. и Сретенского собора обители. На иконе «Прп. Савватий Тверской в молении Кресту» (2-я четв.- сер. XVI в., ЦМиАР; сохр. серебряный оклад к иконе 1805 г. с дробницей XVII в.) коленопреклоненный преподобный изображен молящимся перед 8-конечным крестом, окруженным стенами. Монашеское облачение С. не совсем обычно: короткие мантия и схима розово-коричневого цвета, надетые поверх рясы, аналав, голова покрыта куколем, нимба нет. Показано видение святому места буд. мон-ря на заросшем кустами и деревьями скалистом берегу реки, перед входом в пещеру-келью святого. При всей условности изображения представлено реальное место пустыннической жизни С. на берегу р. Орши, что отражено в надписи; святой именуется «Старець Саватей прп(д)бный». На иконе, возможно, символически воспроизведены Голгофа или крест, принесенный преподобным из Иерусалима, куда он совершил паломничество (согласно надписи, С. молится «образу Честнаго и Животворящего Креста Господня»). Иконы такого типа выделены и определены О. Демусом как «иконы основания» (Демус. 1973), на них запечатлено, как правило, чудесное видение, на месте к-рого впосл. устраивался монастырь. На Руси они получили распространение с XV в.

Прп. Савватий Тверской строит келью. Фрагмент иконы «Обитель прп. Савватия Тверского, со сценами его жития». Сер.— 3-я четв. XVI в. (ЦМиАР)
Прп. Савватий Тверской строит келью. Фрагмент иконы «Обитель прп. Савватия Тверского, со сценами его жития». Сер.— 3-я четв. XVI в. (ЦМиАР)

Прп. Савватий Тверской строит келью. Фрагмент иконы «Обитель прп. Савватия Тверского, со сценами его жития». Сер.— 3-я четв. XVI в. (ЦМиАР)
Икона «Обитель прп. Савватия Тверского, со сценами его жития» (сер.- 3-я четв. XVI в., ЦМиАР), согласно свидетельствам очевидцев (Владиславлев. 1883. С. 38; Митропольский. 1899. С. 41, 44, 56; образ был поновлен в 1815), находилась в монастырской Знаменской ц. на сев. стене, над гробницей С. На иконе показана Савватиева пуст. как бы с высоты птичьего полета - редкий ракурс изображения архитектурных комплексов в древнерус. искусстве. Представлен обширный монастырский двор, окруженный тесовыми стенами; в верхней части панорамы выделены масштабом св. ворота с образом Сретения. Внизу панорамы справа - малые ворота, в их проеме изображен выходящий из мон-ря С. По внутренней стороне стен непрерывным рядом тянутся иноческие кельи. В центре монастырского двора - одноглавый Сретенский собор (со стороны апсид) с образом «Неопалимая Купина» на фасаде. В вост. части мон-ря - одноглавая церковь с образом свт. Николая Чудотворца, левее - высокая столпообразная колокольня с купольным завершением. На монастырском дворе и вокруг его стен изображены деревья (опознаются ели и пальмы); за сев. стеной протекает река. Панорама мон-ря и его окрестности включают отдельные сцены, частично выделенные полосой позема. В зап. части обители у дерева С. изображен коленопреклоненным перед образом Животворящего Креста (в кон. XIX в. над фигурой читалась надпись, возможно только повторяющая первоначальную: «Явися преподобному Савватию на воздусе крест; от сего паде на колена и моляшеся ему»; см.: Владиславлев. 1883. С. 39). Возле юж. стены собора он стоит с моленно простертыми руками (выше была надпись: «Преподобный Савватий постави церковь во имя Неопалимой Купины и молится ей»). Перед храмом изображены сцены чудесного явления Неопалимой Купины (Исх 3. 2): прор. Моисей у подножия горы и на ее вершине, предстоящий образу Купины на фасаде храма. По сторонам этих композиций в том же регистре помещены сюжеты кончины С.: слева - «Исход души» (преподобный в келье на смертном одре, в изголовье - фигура в хитоне и гиматии, с нимбом (?), за одром - ангел и инок), справа - «Отпевание» (старец лежит в гробу, у к-рого совершают службу диакон и иноки). За рекой, к северу от мон-ря, показаны сцены деяний и пустыннических подвигов святого. На берегу реки С. коленопреклоненно молится кресту с терновым венком на древке. Ниже старец изображен с группой иноков в часовне перед Распятием, внизу композиция «Положение во гроб». Близ часовни С. представлен еще дважды: с топором в руках, ставящим келью, и с посохом в руке (фигура сохр. фрагментарно). Как правило, С. облачен в серую или охристую рясу, длинную или короткую коричневую мантию, округлый черный клобук с воскрилиями, его голову окружает нимб (золото позднего времени).

Мон-рь на иконе показан с относительной топографической точностью, количество престолов соблюдено. Архитектурные формы храмов и колокольни соответствуют реальным рус. церковным постройкам 30-40-х гг. XVI в. (Подъяпольский С. С. Архит. памятники Спасо-Каменного мон-ря (XV-XVI вв.) // ДРИ. 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств: XIV-XVI вв. С. 454-456). Икону можно считать достоверным изображением Савватиевой пуст., что стало новым явлением в древнерус. иконописи. Житийная иконография С. объединяется с темой «икон основания», изображение мон-ря и деяний его основателя становится образом «святого места» на Руси (Озерская. 1995; Иконы Твери, Новгорода, Пскова. 2000. С. 124-129. Кат. 24). Возможным прототипом редкой в рус. искусстве широкой панорамы обители с верхней точки зрения, с точным воспроизведением ее построек, является изображение Синайского мон-ря (критские иконы поствизант. времени, напр. Г. Клонцаса, частное собрание в Европе; миниатюра груз. Псалтири 2-й пол. XVI в., Национальный центр рукописей Грузии). Вероятно, данная иконографическая ориентация памятника отражает намерение основателя обители устроить ее по подобию мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Озерская. 1995). На это также указывает и посвящение 1-го монастырского деревянного храма Неопалимой Купине, что редко встречается в древнерус. храмоздательстве.

С. входил в состав святых на иконе «Собор Тверских чудотворцев», выполненной инокинями Сретенского мон-ря в Кашине (находилась в Троицкой ц. Кашина; см.: Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине / Под ред. И. А. Виноградова. Тверь, б. г. С. 23-27). Композиция с фигурами 46 Верхневолжских подвижников была разработана в 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской ученой архивной комиссии под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина) тщанием кашинского краеведа купца И. Я. Кункина. Образ С. (с моделью храма в руке) размещался в верхнем ряду слева, между фигурами преподобных Корнилия Комельского и Евфросина Оршинского. Преподобный изображен также в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 70-х гг. XIX в.- 1888 г., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010).

В наст. время созданы копии-реконструкции икон из собрания ЦМиАР. Существуют совр. единоличные иконы С. (живописные и резные), его совместные изображения с прп. Евфросином Оршинским (в т. ч. с крестом и видом монастыря), иконы 3 Савватиевских подвижников (ПЭ. 2008. Т. 17. С. 484). Образ С. включен в композиции «Собор Тверских святых» кон. XX - нач. XXI в. (иногда представлен средовеком с небольшой проседью в бороде, без куколя).

Ист.: Госкаталог РФ. № 10380037, 14947467, 19281705.
Лит.: Владиславлев В. Ф., прот. Село Савватьево. Тверь, 1883; Митропольский А. А. Очерк истории Савватьевского мон-ря, ныне с. Савватьева, Тверского у. с предварительным жизнеописанием основателя мон-ря Савватия, подвижника Тверского и Оршинского. Тверь, 1897; он же. Ист. сказание о подвижнической жизни прп. Савватия Тверского и Оршинскаго и об основанном им мон-ре, называвшемся его именем, где ныне с. Савватьево, Тверского у. Тверь, 1899; Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 2-5, 8, 66-71; Демус О. Греч. икона основания // Византия. Юж. славяне и Др. Русь. Зап. Европа: Искусство и культура: Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. М., 1973. С. 179-182; Сергеев В. Н. Савватий Оршинский: XVI в., Тверь // Отчий дом. М., 1978. С. 77-81; Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери: XIV-XVI вв. М., 1979. С. 230-231, 345-346, 461. Кат. 32; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 43, 268-269. Кат. 136; Озерская Е. А. Иконографические источники иконы «Савватий Тверской со сценами жития» сер.- 3-й четв. XVI в. из собр. ЦМиАР // Русские ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. / ЦМиАР. М., 1995. С. 23-27; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 210; Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв. / ЦМиАР; ред.-сост.: Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000. С. 119-121, 124-129. Кат. 22, 24 (авт. Е. А. Озерская). (Кат. собр.; 1); Иконы XIII-XVI вв. в собр. Музея им. Андрея Рублева / ЦМиАР; ред.-сост.: Л. М. Евсеева. М., 2007. С. 354-355, 450-455. Кат. 61, 82.
Л. М. Евсеева, Я. Э. З.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор Тверских святых (воскресенье после 29 июня) Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Основатели монастырей Русской Православной Церкви Савватий (кон. XIV - 1-я пол. XV в. ), Тверской, Оршинский, преподобный (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
См.также:
АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
САВВА [Сава] († не позднее 1.10.1429 ? ), Вишерский, основатель Саввина Вишерского мужского монастыря, прп. (пам. 1 окт., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - - в Соборе Афонских преподобных, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского во имя великомученика Пантелеимона мон-ря на Афоне, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АНТОНИЙ КРАСНОХОЛМСКИЙ († 1481 ), основатель Краснохолмского мон-ря, прп. (пам. 17 янв. и в Соборе Тверских святых)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ († 1077?), прп. (пам. 13 дек., 14 авг., в Соборе Смоленских святых и в Соборе Тверских святых)