Н. принял участие в последующих соборных заседаниях, его подпись значится под канонами II Вселенского Собора. Зап. епископы первоначально поддержали кандидатуру Максима Киника, на что указывает послание, направленное имп. Феодосию отцами антиарианского Собора в Аквилее (381). Последние высказали сомнение в каноничности избрания Н., однако такая постановка вопроса могла породить сомнения и в законности рукоположения свт. Амвросия, еп. Медиоланского († 397), под председательством которого проходили соборные заседания: на момент избрания на кафедру свт. Амвросий также не был крещен.
Летом 382 г. имп. Феодосий I созвал в К-поле Собор под председательством Н. На нем присутствовали многие епископы, участвовавшие в работе II Вселенского Собора и еще не покинувшие столицу. К-польский Собор составил особое послание к папе Римскому Дамасу и зап. епископам, призванное дать ответ на их упреки в адрес епископов вост. части Римской империи (текст послания: Theodoret. Hist. eccl. V 9). Ссылаясь на дальность пути и сложность приготовлений, участники Собора 382 г. подчеркнули, что созвать общий Собор в Италии, как то предлагали сделать представители Зап. Церкви, невозможно. В послании доказывалась каноничность поставления Н., а также решений II Вселенского Собора. Несмотря на то что источники не содержат сведений о первоначальной реакции на это послание, из более поздних текстов, среди к-рых послание папы Римского св. Бонифация I (418-422), следует, что Зап. Церковь в итоге признала законность избрания Н. (Bonifacius I, papa. Ep. 15 // PL. 20. Col. 782-783).
Н. поддерживал дружеские отношения со свт. Григорием Богословом, в корреспонденции которого сохранилось 6 посланий, адресованных Н. (Greg. Nazianz. Ep. 88 // PG. 37. Col. 161-164; Ер. 91 // Ibid. Col. 165; Ер. 151 // Ibid. Col. 256-257; Ер. 185 // Ibid. Col. 304-305; Ер. 186 // Ibid. Col. 305; Ер. 202 // Ibid. Col. 329-333), а также с еп. Агелием, возглавлявшим в К-поле общину новациан, которые отделились от Кафолической Церкви в сер. III в. Последние придерживались ригористической позиции относительно принятия падших во время гонений, однако в догматических вопросах занимали ту же позицию, что и правосл. никейцы. Несмотря на победу Православия, общины, отделившиеся от Церкви, по-прежнему были активны в К-поле. В нек-рых случаях представители этих общин открыто требовали вернуть храмы, отобранные у них. В 383 г. имп. Феодосий I, обеспокоенный сложившейся ситуацией, намеревался провести в К-поле диспут между представителями различных церковных партий. После того как Н. обратился к Агелию с просьбой предоставить ему в помощь человека, к-рый был бы компетентен в богословских вопросах, тот посоветовал Н. члена своей общины - чтеца Сисиния. Однако последний убедил Н. в том, что открытый спор не приведет к примирению, но лишь усилит напряжение. По его мнению, предпочтительнее было поставить перед всеми общинами вопрос об отношении к отцам и учителям Церкви, жившим до Никейского Собора. Н., со своей стороны, изложил этот план Феодосию I, к-рый согласился с ним. В июне 383 г. в К-поле состоялся Собор, на к-рый были приглашены представители всех церковных общин. Во главе православных стоял Н., новациан - чтец Сисиний, умеренных антиникейцев - бывш. еп. К-поля Димофил, пневматомахов, или македониан (см. ст. Духоборчество),- Елевсий, еп. Кизический, ариан-аномеев представлял Евномий, бывш. еп. Кизический. Император приказал каждой партии представить ему собственное исповедание веры. В итоге представители церковных партий вручили Феодосию I составленные ими исповедания, из к-рых были одобрены лишь написаннные Н. и Сисинием; прочие отвергнуты, как вносившие разделение в Св. Троицу. Еретическим общинам было предложено принять веру, которой придерживался Н., в противном случае они лишались права устраивать богослужебные собрания, совершать рукоположения и обнародовать тексты вероучительного содержания. Ни одна из этих групп не последовала имп. распоряжению, что привело к изменению их положения. С июня по дек. 383 г. Феодосий издал 3 эдикта, согласно которым омии, аномеи и македониане подвергались гос. репрессиям.
В 388 г., во время кампании Феодосия I против узурпатора Магна Максима, который поднял мятеж в Галлии, в К-поле начали распространяться ложные слухи о поражении императора. В результате жившие в столице ариане подожгли дом Н., однако последний распорядился не разыскивать и не наказывать виновных (Socr. Schol. Hist. eccl. V 3). Н. дважды приглашал в К-поль свт. Григория, еп. Нисского: в связи со смертью дочери имп. Феодосия I Пульхерии († 385), а также после кончины 2-й жены императора св. Плакиллы (Элии Флациллы; † 386). В обоих случах Н., к-рый не был выдающимся оратором, возложил на свт. Григория обязанность произнести надгробную речь.
В 394 г. Н. председательствовал на К-польском Соборе, разбиравшем спор между епископами Бегадием и Агапием, претендовавшими на кафедру Бостры Аравийской (Mansi. T. 3. Col. 851-854; Ράλλης, Ποτλῆς. Σύνταγμα. Τ. 3. Σ. 625-628; PG. 138. Col. 449-456); возможно, это первый в ряду Соборов, созывавшихся по мере необходимости из числа временно присутствовавших в К-поле епископов (σύνοδος ἐνδεμοῦσα). Среди участников Собора были, в частности, Феофил I, архиеп. Александрийский, Флавиан, архиеп. Антиохийский, святители Григорий Нисский и Амфилохий Иконийский (о Соборах 382, 383 и 394 гг. подробнее см. в статьях Константинопольская Православная Церковь, Константинопольские Соборы).
Незадолго до смерти Н. упразднил в К-польской Церкви должность пресвитеров-духовников, учрежденную во время новацианской схизмы. Отпавшие во время гонений могли исповедать свой грех перед одним из этих пресвитеров без необходимости каяться публично. Однако со временем в обязанности пресвитеров-духовников вошли исповедь и подготовка желавших приступить к Евхаристии. Один к-польский пресвитер-духовник наложил на некую знатную женщину пост перед Причастием и постоянную молитву в церкви. Однажды во время молитвы эта женщина была изнасилована диаконом, в чем она призналась тому же пресвитеру. В результате о случившемся стало известно жителям столицы. Н. вынужден был лишить сана провинившегося диакона. Вместе с тем по совету свящ. Евдемона, которого Сократ знал лично, епископ отменил обязательную исповедь перед Причастием и позволил «каждому приступать к Таинству по суду собственной его совести» (Socr. Schol. Hist. eccl. V 8. 19; ср.: Sozom. Hist. eccl. VII 16). Сократ соотносит эти события со временем пребывания имп. Феодосия на Западе (393-395).
Хотя по сообщениям современников и позднейших историков Н. не был красноречив, он оставил 2 небольших энкомия. Первый из них посвящен памяти вмч. Феодора Тирона, в энкомии также говорится о необходимости поста и милостыни. Сочинение дошло в греч. оригинале, а также в переводах на арм., груз. и араб. языки. «Похвальное слово первомученику Стефану» сохранилось только в арм. переводе.
В Синаксаре К-польской Церкви память Н., а также ряда его преемников (свт. Арсакия, свт. Аттика и Сисиния I) помещена под 11 окт. По всей видимости, эта дата была приурочена к кончине свт. Аттика, к-рый умер 10 окт. 425 г. (Socr. Schol. Hist. eccl. VII 25).