Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЕКТАРИЙ
48, С. 574-576 опубликовано: 28 июня 2022г.


НЕКТАРИЙ

Свт. Нектарий, архиеп. К-польский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. XVI в. Мастер Феофан Критский
Свт. Нектарий, архиеп. К-польский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. XVI в. Мастер Феофан Критский

Свт. Нектарий, архиеп. К-польский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. XVI в. Мастер Феофан Критский
[Греч. Νεκτάριος] († 27.09.397), свт. (пам. греч. 11 окт.), архиеп. К-польский (с июня 381). Род. в Тарсе Киликийском (ныне Тарсус, Турция). Был членом сената и занимал должность городского претора (praetor urbanus) вплоть до вступления на престол Вост. Римской империи св. Феодосия I Великого (379-395), убежденного сторонника правосл. учения, которое было сформулировано на Вселенском I Соборе в Никее. В нояб. 380 г. Феодосий прибыл в столицу и потребовал от архиеп. К-польского Димофила († 387), принадлежавшего к числу умеренных антиникейцев-омиев (см. в ст. Арианство), подписать Никейский Символ веры. После того как архиепископ отказался это сделать, он был изгнан из города, что вызвало недовольство части населения. Вскоре Димофил стал совершать богослужения для своей паствы в одном из храмов за городскими стенами. По инициативе имп. Феодосия К-польскую кафедру занял свт. Григорий Богослов, к-рый фактически руководил правосл. общиной столицы и ранее, во время господства в К-поле антиникейской партии. Однако оппозиция новому предстоятелю была достаточно сильна. Так, Александрийские архиепископы Петр II (373-381) и Тимофей I (381-385) настаивали на неканоничности избрания свт. Григория, поскольку он уже был возведен на кафедру г. Сасимы (ныне Хасанкёй, Турция) в Каппадокии. В 380 г. егип. епископы, действовавшие по поручению архиеп. Петра II, прибыли в столицу и рукоположили Максима (I) Киника, к-рый первоначально пользовался поддержкой со стороны папы Римского св. Дамаса I (366-384). Имп. Феодосий и большинство отцов Вселенского II Собора, созванного в К-поле в 381 г., отвергли кандидатуру Максима и признали его хиротонию недействительной. Тем не менее свт. Григорий сложил с себя полномочия и удалился из столицы. На К-польскую кафедру по воле императора избрали Н., к-рый еще не был крещен. Согласно «Церковной истории» Сократа Схоластика († после 439), кандидатура Н. была предложена жителями К-поля, уважавшими его за кроткий нрав (Socr. Schol. Hist. eccl. V 8. 12-13). Феодорит, еп. Кирский († ок. 460), сообщает, что инициатива избрания «достохвального и мудрого мужа Нектария» исходила от свт. Григория Богослова (Theodoret. Hist. eccl. V 8. 8-9).

Свт. Нектарий, архиеп. К-польский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.
Свт. Нектарий, архиеп. К-польский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

Свт. Нектарий, архиеп. К-польский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.
Созомен († ок. 450) приводит более подробную легенду (Sozom. Hist. eccl. VII 8), призванную оправдать избрание архиепископа из числа оглашенных. В то время, когда на Соборе начался спор об избрании нового предстоятеля К-польской Церкви, Н. посетил Диодора, еп. Тарсийского († до 394), и сообщил ему о своем намерении отправиться на родину. Однако Диодор, пораженный кротостью Н., счел его достойным епископского служения. Затем Н. был представлен епископу Антиохийскому (не назван по имени), последний, несмотря на нек-рые сомнения, внес Н. в список кандидатов. Окончательный выбор был сделан имп. Феодосием I, к-рый после долгих раздумий остановился на кандидатуре Н. Очевидно, что Созомен не уверен полностью в достоверности этой легенды, хотя и подчеркивает, что возведение некрещеного на К-польскую кафедру есть дело Промысла Божия. Вскоре Н. был крещен и последовательно возведен во все степени священства. Епископ Антиохийский упомянут не случайно: по всей видимости, предполагалось, что им был свт. Мелетий I, пользовавшийся авторитетом как борец с арианством. В действительности свт. Мелетий скончался в начале работы Собора, а утвержденный в качестве его преемника свт. Флавиан отсутствовал в тот момент в К-поле.

Н. принял участие в последующих соборных заседаниях, его подпись значится под канонами II Вселенского Собора. Зап. епископы первоначально поддержали кандидатуру Максима Киника, на что указывает послание, направленное имп. Феодосию отцами антиарианского Собора в Аквилее (381). Последние высказали сомнение в каноничности избрания Н., однако такая постановка вопроса могла породить сомнения и в законности рукоположения свт. Амвросия, еп. Медиоланского († 397), под председательством которого проходили соборные заседания: на момент избрания на кафедру свт. Амвросий также не был крещен.

Летом 382 г. имп. Феодосий I созвал в К-поле Собор под председательством Н. На нем присутствовали многие епископы, участвовавшие в работе II Вселенского Собора и еще не покинувшие столицу. К-польский Собор составил особое послание к папе Римскому Дамасу и зап. епископам, призванное дать ответ на их упреки в адрес епископов вост. части Римской империи (текст послания: Theodoret. Hist. eccl. V 9). Ссылаясь на дальность пути и сложность приготовлений, участники Собора 382 г. подчеркнули, что созвать общий Собор в Италии, как то предлагали сделать представители Зап. Церкви, невозможно. В послании доказывалась каноничность поставления Н., а также решений II Вселенского Собора. Несмотря на то что источники не содержат сведений о первоначальной реакции на это послание, из более поздних текстов, среди к-рых послание папы Римского св. Бонифация I (418-422), следует, что Зап. Церковь в итоге признала законность избрания Н. (Bonifacius I, papa. Ep. 15 // PL. 20. Col. 782-783).

Н. поддерживал дружеские отношения со свт. Григорием Богословом, в корреспонденции которого сохранилось 6 посланий, адресованных Н. (Greg. Nazianz. Ep. 88 // PG. 37. Col. 161-164; Ер. 91 // Ibid. Col. 165; Ер. 151 // Ibid. Col. 256-257; Ер. 185 // Ibid. Col. 304-305; Ер. 186 // Ibid. Col. 305; Ер. 202 // Ibid. Col. 329-333), а также с еп. Агелием, возглавлявшим в К-поле общину новациан, которые отделились от Кафолической Церкви в сер. III в. Последние придерживались ригористической позиции относительно принятия падших во время гонений, однако в догматических вопросах занимали ту же позицию, что и правосл. никейцы. Несмотря на победу Православия, общины, отделившиеся от Церкви, по-прежнему были активны в К-поле. В нек-рых случаях представители этих общин открыто требовали вернуть храмы, отобранные у них. В 383 г. имп. Феодосий I, обеспокоенный сложившейся ситуацией, намеревался провести в К-поле диспут между представителями различных церковных партий. После того как Н. обратился к Агелию с просьбой предоставить ему в помощь человека, к-рый был бы компетентен в богословских вопросах, тот посоветовал Н. члена своей общины - чтеца Сисиния. Однако последний убедил Н. в том, что открытый спор не приведет к примирению, но лишь усилит напряжение. По его мнению, предпочтительнее было поставить перед всеми общинами вопрос об отношении к отцам и учителям Церкви, жившим до Никейского Собора. Н., со своей стороны, изложил этот план Феодосию I, к-рый согласился с ним. В июне 383 г. в К-поле состоялся Собор, на к-рый были приглашены представители всех церковных общин. Во главе православных стоял Н., новациан - чтец Сисиний, умеренных антиникейцев - бывш. еп. К-поля Димофил, пневматомахов, или македониан (см. ст. Духоборчество),- Елевсий, еп. Кизический, ариан-аномеев представлял Евномий, бывш. еп. Кизический. Император приказал каждой партии представить ему собственное исповедание веры. В итоге представители церковных партий вручили Феодосию I составленные ими исповедания, из к-рых были одобрены лишь написаннные Н. и Сисинием; прочие отвергнуты, как вносившие разделение в Св. Троицу. Еретическим общинам было предложено принять веру, которой придерживался Н., в противном случае они лишались права устраивать богослужебные собрания, совершать рукоположения и обнародовать тексты вероучительного содержания. Ни одна из этих групп не последовала имп. распоряжению, что привело к изменению их положения. С июня по дек. 383 г. Феодосий издал 3 эдикта, согласно которым омии, аномеи и македониане подвергались гос. репрессиям.

В 388 г., во время кампании Феодосия I против узурпатора Магна Максима, который поднял мятеж в Галлии, в К-поле начали распространяться ложные слухи о поражении императора. В результате жившие в столице ариане подожгли дом Н., однако последний распорядился не разыскивать и не наказывать виновных (Socr. Schol. Hist. eccl. V 3). Н. дважды приглашал в К-поль свт. Григория, еп. Нисского: в связи со смертью дочери имп. Феодосия I Пульхерии († 385), а также после кончины 2-й жены императора св. Плакиллы (Элии Флациллы; † 386). В обоих случах Н., к-рый не был выдающимся оратором, возложил на свт. Григория обязанность произнести надгробную речь.

В 394 г. Н. председательствовал на К-польском Соборе, разбиравшем спор между епископами Бегадием и Агапием, претендовавшими на кафедру Бостры Аравийской (Mansi. T. 3. Col. 851-854; Ράλλης, Ποτλῆς. Σύνταγμα. Τ. 3. Σ. 625-628; PG. 138. Col. 449-456); возможно, это первый в ряду Соборов, созывавшихся по мере необходимости из числа временно присутствовавших в К-поле епископов (σύνοδος ἐνδεμοῦσα). Среди участников Собора были, в частности, Феофил I, архиеп. Александрийский, Флавиан, архиеп. Антиохийский, святители Григорий Нисский и Амфилохий Иконийский (о Соборах 382, 383 и 394 гг. подробнее см. в статьях Константинопольская Православная Церковь, Константинопольские Соборы).

Незадолго до смерти Н. упразднил в К-польской Церкви должность пресвитеров-духовников, учрежденную во время новацианской схизмы. Отпавшие во время гонений могли исповедать свой грех перед одним из этих пресвитеров без необходимости каяться публично. Однако со временем в обязанности пресвитеров-духовников вошли исповедь и подготовка желавших приступить к Евхаристии. Один к-польский пресвитер-духовник наложил на некую знатную женщину пост перед Причастием и постоянную молитву в церкви. Однажды во время молитвы эта женщина была изнасилована диаконом, в чем она призналась тому же пресвитеру. В результате о случившемся стало известно жителям столицы. Н. вынужден был лишить сана провинившегося диакона. Вместе с тем по совету свящ. Евдемона, которого Сократ знал лично, епископ отменил обязательную исповедь перед Причастием и позволил «каждому приступать к Таинству по суду собственной его совести» (Socr. Schol. Hist. eccl. V 8. 19; ср.: Sozom. Hist. eccl. VII 16). Сократ соотносит эти события со временем пребывания имп. Феодосия на Западе (393-395).

Хотя по сообщениям современников и позднейших историков Н. не был красноречив, он оставил 2 небольших энкомия. Первый из них посвящен памяти вмч. Феодора Тирона, в энкомии также говорится о необходимости поста и милостыни. Сочинение дошло в греч. оригинале, а также в переводах на арм., груз. и араб. языки. «Похвальное слово первомученику Стефану» сохранилось только в арм. переводе.

В Синаксаре К-польской Церкви память Н., а также ряда его преемников (свт. Арсакия, свт. Аттика и Сисиния I) помещена под 11 окт. По всей видимости, эта дата была приурочена к кончине свт. Аттика, к-рый умер 10 окт. 425 г. (Socr. Schol. Hist. eccl. VII 25).

Соч.: CPG, N 4300-4301; BHG, N 1768a; Sermo de festo S. Theodori // PG. 39. Col. 1821-1840.
Ист.: RegPatr, N 1-12; Mansi. T. 3. Col. 851-854; Ράλλης, Ποτλῆς. Σύνταγμα. Τ. 3. Σ. 625-628; PG. 138. Col. 449-456; Socr. Schol. Hist. eccl. V 8. 12-13; Sozom. Hist. eccl. VII 8; Theodoret. Hist. eccl. V 8-9, 18, 27, 40; Phot. Bibl. 257; SynCP. Col. 131, 957.
Лит.: PLRE. Vol. 1. P. 621 (Nectarius 2); Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 3; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2. Pt. 1. P. 6-10, 27-28, 49-65.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Патриархи Константинопольские Архиепископы Константинопольской Православной Церкви Нектарий († 27.09.397), архиепископ Константинопольский, святитель (пам. греч. 11 окт.)
См.также:
АГАТАНГЕЛ митр. Белградский - см. Агафангел, К-польский Патриарх
АГАФАНГЕЛ (1760-е гг.-1832), Патриарх К-польский (1826-1830)
АДРИАН (2-й пол. XIII в.?), архиеп. Охридский К-кого Патриархата
АКАКИЙ († 489), Патриарх К-польский (с марта 472)
АЛЕКСАНДР I († ок. 337), архиеп. К-польский, свт. (пам. 30 авг., 2 июня, 31 или 28 авг.)
АЛЕКСИЙ СТУДИТ Патриарх К-польский (1025 – 1043)