Этимология евр. названия города остается спорной. Цитата в Мф 2. 23: «и, придя, поселился в городе, называемом Назарет (греч. Ναζαρέτ), да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем (греч. Ναζωραῖος) наречется» - вызывает у толкователей вопросы. Обычно они указывают на слова прор. Исаии (Ис 11. 1): «И произойдет отрасль (евр. ) от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». В этом случае считают, что Н. будет означать «отрасль» или «ветвь», указывая на плодородие окрестных земель.
Лука упоминает синагогу в Н. (Лк 4. 16), где Иисус учил и где Его весть была воспринята враждебно (Лк 4. 28-30). Во время земного служения Иисуса Его слушателям и последователям было известно, что Он был из Н. (Мф 21. 11), что иногда также вызывало отрицательную реакцию (см.: Ин 1. 45-46).
На основании расположения гробниц раннерим. периода в Н. исследователи пришли к заключению, что в иродианское и доиродианское время максимальная площадь Н. составляла менее 0,24 км2, и поскольку большая часть этого участка не была занята постройками, в нач. I в. по Р. Х. численность населения Н. была не более 480 чел. Н. находился недалеко от Яфы, города, укрепленного Иосифом Флавием во время 1-го антирим. восстания (Ios. Flav. De bell. II 20. 6-573; Idem. Vita. 52-270). После подавления евр. восстаний Рим разместил в Иудее X Фретензийский легион (между 117 и 132-135 гг.), дополнив его VI Железным, стационированным в Галилее (располагался к югу от Н., в Кфар-Отнай). Оба легиона стояли там до III в.
После поражения 1-го антирим. восстания 24 семьи храмовых священников из Иерусалима бежали на север. Одна семья поселилась в Н. (Мишмарот. 18). Сведения о том, что Н. был местом, где жили священники, повторяются в евр. надписи визант. времени, содержащей список священнических черед, найденной в Кесарии в 1962 г. В III в. Н. еще был известен как «место священников» (Мидраш Кохелет. 2. 8).
Следующее упоминание Н. встречается в IV в. у Евсевия Кесарийского, к-рый сообщает, что Н. находится в 24 км к востоку от Легио, около горы Фавор. Блж. Иероним Стридонский добавляет, что это была очень небольшая деревня (viculus), но ни Евсевий, ни Иероним не упоминают здесь церкви (Euseb. Onomast. 138. 25; 141. 1). Епифаний Кипрский (Epiph. Adv. haer. XXX 1-347) рассказывает историю Иосифа Тивериадского, к-рый обратился к имп. Константину Великому с просьбой разрешить построить в Н. церковь. Император согласился, и, судя по всему, церковь была построена. Когда паломница Эгерия посетила Н. приблизительно через 10 лет, ей показали большую и украшенную пещеру, в к-рой жила Богородица. В пещере были алтарь и источник воды (Petr. Diac. De loc. sanct. 193). Возможно, что Гелиополь, упомянутый в 444 г. Созоменом (Sozom. Hist. eccl. 2. 2), это Н. и гора Фавор, места, к к-рым имп. Елена, мать имп. Константина, проявляла особый интерес. Она считала, что Преображение Иисуса произошло на горе Фавор. Пьяченцы Паломник в 570 г. сообщает, что «дом Девы Марии» в его время был базиликой. Он же сообщает, что автор посетил синагогу Иисуса. Автор этого источника восхищался красотой евр. женщин Н. и дал понять, что отношения между евреями и христианами были скорее мирными (Anon. Placent. Itinerarium 161. 4). Адомнан (ок. 679-704) сообщал о 2 церквах в Н., которые соответствуют ц. арх. Гавриила и ц. Благовещения, или, возможно, ц. св. Иосифа и ц. Благовещения. По словам Виллибальда (VIII в.), отношения между христианами и мусульманами ухудшились, и христиане заплатили «выкуп» за ц. Благовещения мусульманам (Hugeburc. 1887. S. 95).
Комплекс построек и пещер Н.- одно из самых изученных среди св. мест Палестины. В городе сложились комплексы святынь, отражающие представления об истории детства Иисуса - «дом Марии», «грот Благовещения», «мастерская Иосифа», «синагога, где бывал Иисус» и др. Но существенная археологическая информация есть только по главному комплексу, ц. Благовещения и ее гротам и по соседней ц. св. Иосифа (Bagatti, Alliata. 1984; Corbo. 1987).
Работы здесь начали в 1890 г., когда монах Бенедикт Вламинк обнаружил на участке, принадлежавшем францисканцам, руины визант. времени. Раскопки продолжил П. Вио, изучив позже (1938) и соседнюю ц. св. Иосифа (Vlaminck. 1900; Viaud. 1910). Но возможность широких исследований появилась только после 1955 г., когда был снесен храм XVIII в., и раскопки под рук. Б. Багатти продолжались до 1969 г. (в 1968 г. здесь освятили новую базилику Благовещения, включившую часть визант. кладок; остальные уничтожили).
Участок оказался богат весьма разнохарактерными памятниками. Здесь обнаружили: могильник бронзового века; прессы для вина и масла раннего железного века; ямы от сосудов и колоколовидные ямы-хранилища; рвы от фундаментов построек жилого и хозяйственного назначения; много цистерн рим. эпохи. Вблизи этой группы сельскохозяйственных комплексов эллинистического и визант. периодов располагалось кладбище с надписями на иврите и арамейском (но без оссуариев).
Центр совр. Н. окружен захоронениями рим. периода, что маркирует границы города в римское время. Нек-рые исследователи полагают, что определять т. о. границы поселения новозаветного времени - ошибка: могилы типа кохим (комплекс из длинных узких туннелей, в к-рые помещали тела умерших) I в. близ мон-ря Сестер Назарета прорезают территорию, где обнаруживаются свидетельства обживания Н. в рим. период. При этом с точностью нельзя сказать, относится ли какое-либо из опубликованных рим. захоронений к новозаветному периоду.
Исследования ландшафта позволяют лучше понять археологию новозаветного Н. Поселение расположено к северу от высокого горного хребта Назарет, склоны к-рого вряд ли могли обрабатываться земледельцами в древности, а южнее (сохр. до XX в.) было малярийное болото. Более вероятно, что сельскохозяйственные участки жителей Н. располагались на территории, входящей в черту совр. города, и севернее - в широкой речной долине Нахаль-Ципори с ее плодородными почвами и хорошим водоснабжением. Вплоть до XIX в. место славилось урожаями ячменя (до османского времени - и лесами). И в нач. XXI в. долина остается местом развитого сельского хозяйства: здесь выращивают пшеницу, маслины и овощи. Частично покрытая лесами, она служит также пастбищем для крупного рогатого скота и овец. Этот тип хозяйства вполне мог быть развит и в древности. В рим. период природные особенности долины могли обеспечить производство сельскохозяйственных продуктов в больших объемах, чем в соседних с Н. районах, а наличие лесных массивов снабдить достаточным количеством древесины для строительства.
Первые систематические археологические разведки этой части Нахаль-Ципори проведены под рук. К. Дарка (Археологический проект «Назарет», Палестинский исследовательский фонд) в 2004-2008 гг., в долине была обнаружена густая сеть поселений рим. периода. Найденные артефакты позволили предположить, что это были небольшие деревни или фермы, возникшие в начале рим. времени. По всей видимости, в то же время имели место различия между областью возле Сепфориса, к северу от Нахаль-Ципори, в к-рой керамика импортировалась, и областью Н., где обнаружены преимущественно местная керамика и сосуды из известняка, типичные для евр. поселений. Немногочисленные артефакты, найденные вокруг Сепфориса, могут маркировать зоны использования удобрения, бытовых отходов; подобные находки отсутствуют на участках близ Н. Это может указывать на то, что жители Н. и окрестностей стремились противостоять влиянию провинциальной рим. культуры и более строго следовать евр. законам о чистоте, чем иудеи, жившие севернее и южнее Н.
В долине Нахаль-Ципори имелся еще один важный природный ресурс: прочный и легкий при обработке камень, к-рый служил хорошим материалом для строительства, а также для производства извести. Его добыча в рим. период засвидетельствована в долине и в черте совр. Н., на участке сельской фермы Н. Большой карьер рим. времени исследован в вост. части горы Надав в Н. (работы под рук. М. Хартала и Э. Амос, Управление древностей Израиля в 2004).
В Нахаль-Ципори много источников воды. Два больших колодца известны в Эйн-Ципори (раскопки Л. Порат, Управление древностей Израиля в 2001-2003), источник св. Марии в черте совр. Н. Последний находится у подножия горы Эс-Сих, исходит из небольшой пещеры (раскопки 1997-1998 под рук. Я. Александр и Б. Ханы, Управление древностей Израиля). Вероятно, местоположение Н. рим. периода объясняется наличием целого ряда небольших источников, в т. ч. Апостольского источника и источника Сестер Назарета; еще один был обнаружен во время первой мировой войны, но впосл. утрачен.
Искусственные террасы в окрестностях Н. рим. периода раскрыты во время раскопок на участке под названием «Сельская ферма Назарет» (приблизительно в 500 м к югу от новозаветного Н., прилегает к «Больнице Назарета» XXI в.). Керамика и артефакты рим. периода найдены на пустыре, недалеко от больницы, в 1996 г. (С. Пфанн, Ун-т Святой Земли в Иерусалиме). Склон холма исследован в 1997 г. (Р. Восс, Ун-т Святой Земли, и М. Хайман, Управление древностей Израиля), в 1997-2000 гг. проведены раскопки экспедицией под рук. С. Пфанна и Восс (Ун-т Святой Земли). Были раскрыты оросительные каналы, оливковые и винные прессы, гумно, каменоломня (что может указывать на наличие здесь жилого здания), а также гробницы, небольшие башни и сельскохозяйственные террасы.
Результаты работ на сельской ферме Н. позволяют получить самое общее представление о сельскохозяйственной деятельности и технологических знаниях жителей новозаветного Н. Экспериментальный археологический проект по реконструкции структур рим. периода, дал важную информацию о строительстве зданий того времени. Однако ни одно из строений не было раскопано на сельской ферме Н., кроме остатков зданий, к-рые можно идентифицировать как полевые сторожевые башни.
В Н. обнаружены импортные жернова из черного базальта. Несколько выемок и ям в каменной породе на участке ц. Благовещения могут свидетельствовать о переработке олив на масло, возможно, в объеме, превышающем необходимый для удовлетворения местных нужд. Искусственные пещеры на том же участке связаны с загонами для скота и торговыми лавками. Все это свидетельствует о сельскохозяйственном поселении, где обрабатывались произведенные культуры, в т. ч. и для окрестных районов. С учетом того, что известно об экономике Галилеи I в., можно предположить, что местное сельское население (из всей Нахаль-Ципори) приобретало на рынке вторичные сельскохозяйственные и промышленные продукты, к-рые жители не были способны произвести на месте. Для понимания евангельского повествования не менее важным является и то, что исследователи не исключают возможности обнаружения в Н. следов синагоги, хотя пока единственные находки, вероятно связанные с ней, - неск. архитектурных фрагментов в ц. Благовещения.
Свидетельства о I в. обнаружены в центре совр. Н. в 3 местах: на участках ц. Благовещения, монастыря Сестер Назарета и Международного центра Девы Марии. Раскопки Управления древностей Израиля (Й. Теппер, 2003 г.) к югу от ц. Благовещения в османской школе Эр-Рашидия дали только нестратифицированную керамику римского периода. Участок ц. Благовещения включает территорию францисканского комплекса этой церкви, в т. ч. монастырских зданий, школы и ц. св. Иосифа. Результаты спасательных раскопок Багатти (1955-1969): неск. искусственных пещер, цистерн и силосных ям (хранилищ), высеченных в скальной породе.
В пещерах найдены керамика и др. артефакты, наиболее убедительно пещеры интерпретируются как хранилища продуктов, где использовались преимущества охлаждения. Представление о материале, способствовавшем соблюдению евр. предписаний о ритуальной чистоте (что определило применение в иудаизме Второго храма известняка при изготовлении сосудов для ритуального омовения) могло быть дополнительной причиной использования высеченных в скале пещер для хранения пищи. Одна из них почиталась по крайней мере с визант. времени (вероятно и раньше) как место Благовещения.
Еще одна пещера, найденная в ц. св. Иосифа, также выполняла функцию хранилища и была связана с цистернами и силосными ямами; но в отличие от др. искусственных пещер позднее, во время евр. восстаний, она служила местом укрытия. Подобные пещеры и подземные сооружения известны между ц. Благовещения и ц. св. Иосифа.
На участке ц. Благовещения не было обнаружено достоверных данных о наземных постройках, хотя найдены следы разграбленных зданий. Такие постройки известны в 2 др. местах: в Международном центре Девы Марии и в монастыре Сестер Назарета.
Участок Международного центра Девы Марии исследован в 2009 г. Я. Александр (Управление древностей Израиля). Ниже здания мамлюкского периода была найдена структура рим. времени. Раскрыты 2 комнаты с каменными стенами и часть двора (возможно, дом с внутренним двором). Керамика и фрагменты сосудов из известняка позволили с большой вероятностью датировать постройку нач. I в.
Постройка на участке Международного центра Девы Марии является важным открытием, однако, утверждение СМИ о том, это 1-е частное здание раннеримского периода, найденное в городе, необоснованно. Первым свидетельством о Н. раннерим. времени является постройка, обнаруженная на территории мон-ря Сестер Назарета (раскопки 80-х гг. XIX в.; практически не была описана до начала работ в 2006 г. под рук. К. Дарка, «Археологический проект Назарет»); работы 2006-2010 гг. с использованием современных археологических методов позволили лучше понять ее значение.
В ходе археологических работ получены свидетельства о жизни на участке мон-ря Сестер Назарета в I в.; обнаружены хорошо сохранившаяся структура, связанная с ней керамика рим. периода и др. артефакты, вероятно, датируемые временем не ранее нач. I в.; к югу от нее раскрыта гробница-кохим, типологически также относящаяся к I в. Датируемая т. о. структура находится рядом с 2 др. объектами - ц. Благовещения и Международным центром Девы Марии, где также были получены материалы I в.
Эти открытия подтверждают, что Н. I в. состоял из жилых построек, подобных известным из др. мест Галилеи. Более широкое использование в Н. блоков, вырезанных из горных пород, для строительства зданий и подземных хранилищ определено особенностью его расположения и геологией (о Н. времени Иисуса см.: Reed. 2000. P. 131-132; Crossan, Reed. 2001. P. 15-50; Dark. 2013; о находках под Церковью Благовещения: Bagatti. 1969; Taylor. 1993. P. 221-267; Strange. 2007. P. 723-727, 732-735; о находке остатков жилой постройки I в. до Р. Х. в 2009 г. см. сообщение на сайте Управления древностей Израиля: «For the Very First Time: A Residenrial Building from the Time of Jesus was Exposed in the Heart of Nazareth»: www.antiquities.org.il/article_Item_eng.asp?sec_id=25&subj_id=240&id=1638&module_id=#as; Alexandre e. a. 2012; Dark. Early Roman Period. 2012; о сельских окрестностях Н. см.: Pfann, Voss, Rapuano. 2007; об окрестностях Сепфориса и Н. см.: Dark. 2008; др. вопросы: Hartal, Edna. 2006; Porat. 2005; Tepper. 2009).
Изучив часть большой (75×85 м) «пещеры Благовещения», Багатти пришел к выводу, что сначала здесь располагалась винодавильня, но уже в III в. пещера стала святилищем и тогда же к ней пристроили «церковь-синагогу». Однако пещера почиталась, по его мнению, и раньше, начиная с I в., будучи частью иудеохристианского богослужебного комплекса (что могло бы подтвердить достоверность связи ее с событием Благовещения). Материал, однако, не полностью уложился в реконструкцию Багатти, поэтому В. Корбо позднее пересмотрел разбивку на строительные периоды (Corbo. 1987; Дж. Стрейндж в статье 2007 г. уже не видит никаких оснований для такой идентификации, а граффити на штукатурке «Мартирия» связывает с языкохристианскими паломниками и датирует периодом не ранее нач. IV в.- Strange. 2007. P. 732; ср.: Taylor. 1993. P. 257).
В комплексе выделяют 3 основных уровня. Верхний и нижний не вызывают принципиальных споров с т. зр. атрибуции и датировки. Нижний - это упомянутая винодавильня; верхний - комплексы базилики и возникшего при ней монастыря визант. и поствизант. времени. Базилика (по-видимому, впервые упомянута в 570 г.) оказалась 3-нефной, с атриумом (48×27 м), и включала в себя пещерный комплекс (святилище Благовещения, Мартирий и «капеллу Ангела»). Было отмечено, что в ее кладках попадаются блоки от какой-то разобранной ранней постройки.
В сев. проходе перед пещерой был обнаружен частично сохранившийся мозаичный пол с надписью, которая упоминает некоего «Конона, диа[кона] Иерусалима». Багатти усматривал здесь связь с жившими в Н. членами семьи Иисуса, исключив все др. варианты объяснения этой надписи. Совр. исследователи, однако, не видят оснований для идентификации упоминаемого здесь Конона с мч. Кононом Градарем, родственником Иисуса, погибшим в Магиде в Памфилии, вероятно, во время Декиевых гонений в 250/1 г. (Bauckham. 1990. P. 121-125; Taylor. 1993. P. 243). Мозаика не только датируется гораздо более поздним временем, но и сам факт наличия в ней уточнения - «диа[кон] Иерусалима», указывает на то, что, судя по всему, речь идет не о мученике.
Кроме того, Багатти обнаружил фрагменты белого мозаичного пола с изображением черного мозаичного венка вокруг креста из греч. букв. Смысл и функция этого символа остаются дискуссионными, но очевидно, что он указывает на север, на скалу и лестницу, ведущую вниз с холма в пещеры в сев. нефе. Аналогичный символ находится на 2-й мозаике в пещере «Мартирия», также ориентированной на север.
Дискуссию вызвали лежавшие между верхним и нижним уровнями, под полами храма и мон-ря, остатки постройки раннехрист. времени. Здание (по-видимому, культового характера) имело черепичную кровлю и деревянные опоры, но каменные стены, что одинаково типично для церквей и синагог; однако ориентация на восток нехарактерна для последних, так что, скорее всего, это - церковь. На стенах здания обнаружены граффити, датируемые периодом не ранее IV в.; надписи имеют явно паломнический характер и сделаны в основном по-гречески. Интерпретации ряда др. граффити и депинто, к-рые пытались рассматривать как древнейшие, были позднее оспорены с позиций прочтения текста или их трактовки.
Однако все они сделаны на уровне одного метра от дна, т. е. на уровне роста ребенка. По словам Дж. Тейлор, каждый, кто видел «граффити» детей на обоях, легко может сравнить их с обнаруженными в Н. Исследователь предположила, что открытые под полами базилик фрагменты принадлежали когда-то винодельческим комплексам и имеют характерные черты отстойников винодавилен (ступени, углубления в углах, канавки для стока). На площадке ц. св. Иосифа есть еще один бассейн, цистерна, силосная яма и др. хозяйственные сооружения, к-рые легко связать с «купелью», в 20 м от к-рой располагалась давильная площадка (Taylor. 1993).
Стрейндж не видит оснований отрицать то, что архитектурные элементы, найденные под полом V в., принадлежат «еврейской материальной культуре Назарета», и считает, что ступенчатый бассейн был миквой (Strange. 2007. P. 727), однако, согласен с Тейлор в том, что он не был «иудеохристианской» купелью (так же считает М. Авиам - Zangenberg. 2013. P. 104, со ссылкой на личное сообщение).
Судя по всему, в Н. с 1-й пол. IV в. существовала довольно необычная церковь, связанная с почитаемыми пещерами. Описанная Эгерией «большая и прекрасная» пещера рассматривалась как место, где Мария получила Благую Весть или даже как Ее жилище, что могло объяснить появление топонима «дом Марии». Храм был небольшим и мало приспособлен для массовых паломничеств, но его активно посещали. Вероятно, в кон. V - нач. VI в. эту 1-ю церковь снесли, чтобы построить базилику.
На месте надписи о Кононе в ранневизант. церкви (впосл. церковь времени крестоносцев) в 1969 г. возведена католич. ц. Благовещения (архит. Дж. Муцио); нижний уровень церкви включает грот Благовещения. Рядом с совр. ц. Благовещения в 1914 г. (как считается, на месте ранней церкви-синагоги, или дома Иосифа) построена католич. ц. св. Иосифа в неороманском стиле; обновлена в 1-й пол. ХХ в. Комплекс состоит из колледжа, школы, больницы и дома для паломников. В крипте церкви сохранились цистерны, мозаики и пещеры рим. времени. Над источником Пресв. Богородицы построена греч. ц. Благовещения (известна также как ц. арх. Гавриила).
В 1904 г. в Н. Имп. Православным Палестинским обществом построено здание «Русского Сергиевского подворья».