[итал. Bagatti] Беллармино (1905, Пиза - ?), итал. археолог, иером. миссии ордена францисканцев «Хранители Святой земли» (Custodia di Terra Santa) в Палестине. В 1935-1980 гг.- профессор Иерусалимской библейской школы; проводил многочисленные раскопки в местах, связанных с евангельскими событиями (Назарет, Айн-Карем, Эммаус) . Специалист по древностям эпохи НЗ и раннего христианства. Автор работ по иудео-христ. символике, один из создателей не признанной в науке гипотезы существования системы иудео-христ. археологических памятников в Палестине I-III вв. Вслед за Ш. С. Клермон-Ганно и Э. Л. Сукеником Б. отнес к таким памятникам кладбища, содержавшие оссуарии I-III вв. с граффити, к-рые трактовались как иудео-христ. символы (напр., кладбище на зап. склоне Масличной горы; раскопано Б. в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XX в.). Б. попытался привлечь для обоснования идеи связи христ. святых мест с контекстом иудейской мифологии предание о погребении праотца Адама на Голгофе, на месте Распятия Иисуса Христа. В качестве доказательства он опирался на иудейские апокрифы («Пещера Сокровищ», «Битва Адама»), однако самые первые их версии относятся не ранее чем к VI-VII вв. Важным аргументом Б. в полемике с противниками гипотезы были археологические работы «Хранителей Святой земли» на принадлежавших ордену св. местах, осуществленные под его рук. в 50-70-х гг. XX в. На основе раскопок в Назарете (1955-1969) Б. предположил сложение здесь раннего иудео-христ. центра вокруг чтимой с I в. древней пещеры с «церковью-синагогой», пристроенной в III в. Однако для обоснования датировки церкви Б. включил в комплекс не относящиеся к нему сооружения и граффити паломников, имевшие более поздние даты. Археологическая версия иудео-христ. гипотезы развивала текстологические работы Ж. Даньелу, подвергшиеся решительной критике со стороны ученых-протестантов, Б. впосл. также от нее отказался. Однако неоспорима важность целого ряда проведенных Б. натурных археологических работ, таких, напр., как обследование в 1972 г. в Гефсимании одной из святынь Православия - крестообразной крипты храма V в. с погребальным ложем («лавицей») Богородицы, огражденным в XII в. мраморной трансенной. Б. были открыты в Назарете остатки древней церкви (не позже 1-й пол. IV в.), построенной при пещере, описанной паломниками как место Благовестия Пресв. Богородице или как Ее жилище. Выше кладок III-IV вв. Б. обнаружил остатки визант. базилики кон. V-VI в. и связанного с ней монастырского пещерного комплекса (святилище «Благовещения» и «капелла Ангела» с мозаичными полами).