[Румын. Moldoviţa], монастырь (до 1785 мужской, с 1932 женский) в честь Благовещения Пресв. Богородицы (нач. XV в.) Сучавской и Рэдэуцкой архиепиcкопии в составе Молдовы и Буковины митрополии Румынской Православной Церкви с кафоликоном в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1532). Расположен в с. Ватра-Молдовицей (жудец Сучава, Румыния) недалеко от впадения р. Чумырны в р. Молдовицу, в 25 км к северу от г. Кымпулунг-Молдовенеск и в 30 км к юго-западу от мон-ря Сучевица. Один из наиболее древних мон-рей Молдавского княжества. Кафоликон М., покрытый уникальными фресками как в интерьере, так и снаружи, занесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (1993).
Согласно преданиям, мон-рь был основан при молдав. господарях Мушатинах (ок. 1375-1546), однако в источниках сведения об этом отсутствуют. Молдав. летописец Григоре Уреке (XVII в.) в «Летописи страны Молдавской» писал, что молдав. господарь Александр Добрый (Александру I; 1400-1432) построил 2 больших мон-ря: Бистрицу и М., которые наделил земельной собственностью, прудами и др. (Grigore Ureche. 1990. P. 30-31). Первое историческое упоминание о М. содержится в документе от 31 окт. 1402 г.: Александру I пожаловал мон-рю 2 мельницы в Бае (в городе и на окраине), одарил «половиной сладницы и 4 татарскими домами» (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 23). В источниках говорится и о др. пожертвованиях Александру I М., перечисленных в документе от 18 нояб. 1409 г. (Ibid. P. 38-39), подложном документе от 15 февр. 1410 г. (Ibid. P. 420-421) и в документе о пожертвованиях от 17 марта 1418 г. (села Проворотие и Опришинци - Ibid. P. 62-63).
Исходя из существующих данных, можно предположить, что при Мушатинах, во 2-й пол. XIV в., недалеко от р. Молдовица посреди леса была воздвигнута деревянная церковь, которая просуществовала до нач. XV в. В 1402-1410 гг. Александру I построил на ее престоле каменную церковь, которая в нач. XVI в. в результате проливных дождей или землетрясения развалилась. Сохранился фундамент древней церкви, впервые он был сфотографирован в 1922 г. румынскими историками Н. Йоргой и Г. Балшем (Iorga, Balş. 1922. Р. 47; Vataşianu. 1959. Vol. 1. P. 311), описан Ш. Балшем и К. Николеску (Balş, Nicolescu. 1958. P. 23-26), затем В. Вэтэшьяну (Vataşianu. 1959. Vol. 1. P. 309-311; Idem. 1965. P. 29-33), Д. Нэстасе (Năstase. 1968. P. 187-188), Н. Григорашем и Й. Капрошу (Grigoraş, Caproşu. 1968. P. 34-39). Возможность существования до нач. XV в. деревянной церкви в периметре действующего монастыря невелика. При археологических раскопках (60-е гг. XX в.), проведенных у древней церкви, следы деревянных сооружений найти не удалось. Можно предположить, что эта церковь находилась в другом месте (Cereteu. 2004. P. 50-52).
Монахи подвизались при церкви со времени ее основания. Согласно строительной надписи, выполненной на слав. языке на левой стороне юж. входа, новая церковь была построена в 1532 г. сыном молдав. господаря св. Стефана III Великого (1457-1504) воеводой Петру (молдав. господарь Петру IV Рареш в 1527-1538, 1541-1546) в неск. сотнях метров южнее древней церкви. В тот же период была возведена ограда (4 стены по 40 м длиной, высотой в 6 м и толщиной в 1,2 м; сохр. 3 стены, южная - частично). При настоятеле М. игум. Ефреме (1595-1607; см. Ефрем, еп. Рэдэуцкий) число насельников возросло до 60, обитель прославилась многими подвижниками. Игум. Ефрем устроил в монастыре скрипторий, который был одной из наиболее значительных книгописных мастерских Молдавского княжества в 1-й трети XVII в. (Zugrav. 1963; Bogdan. 1978). В ризнице была организована школа для каллиграфов, к-рые занимались копированием и иллюминированием рукописей. Считается, что еп. Ефрем сам был незаурядным писцом: его сложная, почти тайнописная подпись-монограмма «Ефрем епископ», ориентированная на греч. образцы, сохранилась в Октоихе 1624 г. (БАН Румынии. Слав. 41) и представляет собой пример каллиграфического мастерства (Калужняцкий. 1915. С. 12. Рис. 2). В 1607 г. Ефрем, ставший в то время епископом Хушским, построил 3 сторожевые башни, 2 из к-рых (у входа и в юго-вост. углу) имеют квадратную форму, 3-я (в сев.-вост. углу) - круглая. Башни придают М. вид крепости. Считается, что строительный материал, в основном камень, привозили из соседней местности, скорее всего со склона горы, т. к. М. расположен на плоскогорье, на границе Молдовы и Трансильвании (Vataşianu. 1959. Vol. 1. P. 309-311; Nicolescu. 1965. P. 12). Вероятно, в сев.-зап. части М. существовали и другие сооружения: сохранились фрагменты фундамента здания, разрушенного в нач. XVII в., на месте к-рого еп. Ефрем в 1610-1612 гг. построил 2-этажное здание, предназначенное для настоятеля и для казны мон-ря. Вдоль юж. стены мон-ря были построены монашеские кельи (Nicolescu. 1965. P. 15; Balş. 1971. P. 85-86). Еп. Ефрем († 1626) был похоронен в кафоликоне М. (вдоль сев. стены усыпальницы). Здесь же были похоронены 3 ктитора мон-ря.
Также в 1610-1612 гг. еп. Ефремом была построена ризница (клисиарница), в которой хранились монастырские ценности, в т. ч. книги. Здесь была устроена школа для копиистов и миниатюристов, ныне открыт музей. В 1650 г. М. был разграблен, было утрачено много древних печатных книг, рукописей и других ценных предметов (Nicolescu. 1965. P. 12). В 1785 г., после завершения русско-тур. войны (1768-1774), М. был закрыт австрийцами, леса и собственность, принадлежавшие мон-рю, были переданы казне.
В 1932 г. М. был открыт как женский. В 1954-1960 гг., при коммунистическом режиме, его отреставрировали за гос. счет: восстановили крышу кафоликона в ее первоначальном виде, ризницу. Также были отреставрированы комплекс зданий в юж. части мон-ря, ограда и башни (Nicolescu. 1965. P. 16). В 80-х гг. XX в. проводились работы по укреплению строений М. В наст. время в М. подвизается ок. 60 монахинь.
Исследования фундамента древней каменной церкви показывают, что она была построена из больших каменных блоков и в плане имела форму триконха, разделенного на алтарь, наос и узкий пронаос. Очевидно, после увеличения монашеской общины церковь расширили: в западной части был выстроен 2-й пронаос, более объемный, чем 1-й, что удлинило здание церкви. Первый пронаос стал использоваться как место погребения, что, согласно гипотезам некоторых исследователей, стало 1-м в средневековой церковной архитектуре Молдавского княжества прототипом усыпальницы (Vataşianu. 1959. Vol. 1. P. 311; Nicolescu. 1965. P. 13; Cantacuzino. 1971. P. 79-84).
Кафоликон 1532 г. (длина 32,8 м, ширина 8,5 м) повторяет архитектурные формы 2-й пол. XV в. Планиметрия этой церкви сохраняет в общих чертах визант. традицию. Однако по сравнению с древней каменной церковью кафоликон разделен на алтарь, наос, пронаос, усыпальницу и притвор, состоящий из высоких аркад с широкими проемами, придающими церкви черты монументальности, что отличает ее от других церквей. Пронаос более объемный, притвор открытый. Нaoс расширен 2 боковыми апсидами, полукруглыми в интерьере и 5-угольными на фасаде. Алтарь церкви оформлен апсидой. Все 3 апсиды заканчиваются 3 сводами. Над наосом возвышается 8-гранная башня с 4 окнами, опирающаяся на 2 звездообразные базы. Пространство над криптой изначально было предназначено для хранения казны. В архитектуре кафоликона переплетаются элементы визант. и готической архитектуры. Готические элементы, особенно в оформлении окон, свидетельствуют о европейском влиянии на церковную архитектуру Молдавского княжества в тот период. Притвор отделен от пронаоса большим порталом с ярко выраженными готическими скульптурными элементами. По гипотезам некоторых исследователей, церковь воздвигли выходцы из Трансильвании. В общем облике кафоликон сохраняет архитектурные традиции молдавского стиля, появившегося при св. Стефане III. Петру IV Рареш добавил этой церкви высоту, объем и стройность (Vataşianu. 1959. Vol. 1. P. 309-311; Nicolescu. 1965. P. 15).
Живопись стен кафоликона (1532-1537) в интерьере и по фасаду ставит церковь М. в один ряд с известными церквами Сев. Молдовы XVI в., целиком покрытыми настенной живописью - явлением, впервые возникшим здесь в истории церковного искусства. Различие стилей фресок дает возможность предположить, что в росписи М. участвовали неск. мастеров. Внешняя роспись сохранилась лучше, чем в других мон-рях Буковины, особенно на юж. и вост. фасадах. Роспись М. подробно освещает события ВЗ и НЗ, ее часто называют библией для неграмотных. Храм был расписан группой художников под рук. мастера из Сучавы Фомы (Томы). Характерной колористической особенностью фресок является преобладание синего, красного и желтого цветов (Nicolescu. 1965. P. 17-19). Взаимодействие между архитектурой и внешней живописью характерно для всех церквей Молдавского княжества, имеющих наружную живопись. Роспись фасадов М. повторяет роспись интерьера церкви и соответствует 2-частному делению храма: алтарь с наосом и притвор с пронаосом и усыпальницей (интерьер), пространство от колонн притвора до контрофорсов зап. стороны апсид и апсиды (фасады).
Посвящена Небесной и земной Церкви. По всему периметру стен под крышей расположено 105 ниш, в каждой помещено изображение ангела; эти изображения составляют верхний регистр росписи. Живопись на апсидах представлена еще 4 регистрами с образами святых. На юж. фасаде сохранилась фресковая надпись - 24 строфы гимна (Nicolescu. 1965. P. 24-25). На поверхности стен наоса и усыпальницы изображены 4 цикла: на южном фасаде - «Акафист Благовещению», «Древо Иессеево», на северном фасаде - «Житие Пресв. Богородицы», «Учение 12 апостолов». Там же помещена наиболее известная фреска - «Осада Константинополя», объединившая 2 исторических события: осаду К-поля язычниками (626) и его падение (1453). На фреске изображено внутреннее положение города во время осады: видны процессия, возглавляемая императором и императрицей в сопровождении клириков; народ, молящийся о победе; воины на стенах крепости; противостояние воина и главы турецкой кавалерии; бушующее море; огненный дождь, изливающийся с небес на османскую армию; предстательство Пресв. Богородицы, защищающей крепость (Ibid. P. 21).
На пространстве наоса и алтаря изображен Небесный Иерусалим, помещены росписи, указывающие на торжество Церкви, а также охватывающие евангельские сюжеты. Роспись алтаря представлена композицией «Божия Матерь с Младенцем», фланкированной фигурами праведных Иоакима и Анны и 2 др. святых. Там же находится композиция «Причащение апостолов» в 4 сценах. В композиции «Тайная вечеря» (южная стена) Христос сидит не с краю, что было характерным для росписей того периода, а в середине стола, имеющего форму подковы. В боковых апсидах помещены изображения св. воинов, на северо-западной стене представлены равноапостольные Константин и Елена. Купол церкви расписан сценами на библейские темы и фигурами святых, в куполе наоса помещено изображение Христа Пантократора.
Пронаос и гробница представляют единое тематическое пространство, на к-ром представлены композиции: «Вселенские Соборы», «Минейный цикл» и «Церковь». «Минейный цикл» изображен полностью, в него включены все праздники и святые церковного года. Цикл начинается в сев.-вост. углу вост. стены пронаоса с 1 сент., продолжается в пространстве пронаоса до 29 февр., праздники и святые с 1 марта по 31 авг. воспроизведены в усыпальнице. Над дверью, которая ведет из пронаоса в усыпальницу, помещена фреска с изображением Благовещения Пресв. Богородицы. В своде портала находится фреска с изображением Пресв. Богородицы с Младенцем. На куполе портала - херувимы, архангелы и святые (Nicolescu. 1965. P. 20).
Иконография притвора занимает зап. стену и 4 колонны. Сцены «Сотворение человека», «Грехопадение» и «Изгнание из рая» на западной стороне колонн помещены в хронологической последовательности и соответствуют сцене «Страшный Суд», представленной на зап. стене храма в открытом притворе в 4 регистрах. На северной, восточной и южной сторонах колонн изображены циклы «Победы великомучеников», «Житие свт. Николая Чудотворца», «Чудеса арх. Михаила» и «Небесные мытарства», также взаимодействующие со сценой «Страшный Суд» в контексте победы над антихристом. Св. воины, великомученики Георгий, Димитрий Солунский и Меркурий на конях, побивают императоров-отступников и дракона, что олицетворяет победу Церкви над диаволом. Свт. Николай представлен как участник I Вселенского (Никейского) Собора (325), на к-ром была осуждена ересь Ария - «антихриста», цикл соотносится с фрагментами «Страшного Суда», где в адском огне изображены гонители Христа и христиан (Каиафа, Ирод, визант. имп. Максимиан Геркулий, Мухаммад), а также еретики (Арий, Несторий и др.). Фигура арх. Михаила, представленного в центре сцены «Страшный Суд», задумана как олицетворение окончательной победы над диаволом, этому изображению соответствует цикл «Чудеса арх. Михаила». В центре композиции «Небесные мытарства» помещена башня в несколько этажей с входами с 2 сторон, символизирующими путь души к Христу. Лестница ведет из здания к небу. Входы охраняют бесы, души сопровождают по 2 ангела-хранителя (Ibid. P. 17-21).
Ктиторские изображения М. представлены фигурами воеводы Петру IV Рареша, его жены Елены и сыновей Ильяша и Штефана (западная стена наоса). Петру держит в руках модель храма и преподносит ее Пресв. Богородице (Nicolescu. 1965. P. 19). Иконостас церкви украшен позолоченными деревянными скульптурами и фресками.
По мнению большинства историков, М. стал 1-м мон-рем Молдавского княжества, в к-ром в XV в. появились прототипы славяно-молдав. лит-ры. Рукописи, подаренные 1-ми ктиторами мон-ря, вместе с печатными книгами и др. ценными предметами хранились в ризнице, выстроенной еп. Ефремом. В результате разграбления мон-ря в 1650 г. большинство рукописей и предметов утвари было утрачено. Сохранились 4 рукописи, написанные в М. характерным молдав. литургическим полууставом по правилам среднеболг. орфографии, созданные на средства и по заказу еп. Ефрема (хранятся в БАН Румынии в Бухаресте и в б-ке М.): Четвероевангелие (1613), Псалтирь (1614), Октоих (1624) и Служебник (1626) (Nicolescu. 1965. P. 27-28). В мон-ре Драгомирна хранится ок. 50 рукописей, представляющих собой культурное наследие Молдавского княжества, над к-рыми работали мастера из М. Со временем б-ка мон-ря была укомплектована новыми книгами, М. стал одним из культурных центров Молдавского княжества, в к-ром рукописи переводили с греческого на славянский (позже на румынский) язык и переписывали ценные книги, затем распространявшиеся по всему княжеству и за его пределами. В музее М. сохранились рукописи и старопечатные книги, иконы XVI-XVIII вв., воеводский трон Петру IV Рареша (XVI в.), вышивки времен св. Стефана III (Nicolescu. 1965. P. 22-27). Среди старопечатных книг, принадлежавших М.,- 1-я печатная книга на молдавском (румынском) языке - «Казания» митр. Варлаама (Моцока) (Яссы, 1643), Октоих (Бухарест, 1774), Минея на окт. (Рымник, 1776), Антологион (Бухарест, 1777), Часослов (Яссы, 1777), Минея на нояб. (Рымник, 1778), Минея на дек. (Рымник, 1779), Минея на янв. (Рымник, 1779), Минея на февр. (Рымник, 1779), Минея на март (Рымник, 1779), Минея на апр. (Рымник, 1780), Минея на июнь (Рымник, 1780).
В кафоликоне М. хранятся мощи и частицы мощей свт. Василя Великого, мч. Харалампия, мч. Мины, мч. Трифона, свт. Нифонта, св. Нектария, св. Олимпиады, вмч. Пантелеимона и сщмч. Антима Ивиряну.