(Мальцов Михаил Андреевич; 1742, Курск - 4.11.1817, Саровская пуст.), прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых), схим. Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни. В 1-й биографии М. М., составленной пострижеником Саровской пуст. (Сергий (Васильев). 1839), а также в последующих жизнеописаниях (Эльсон. 1905) имеются неточности и лакуны, которые восполняются сведениями из монастырского архива и др. неизданных документов.
Род. в купеческой семье Андрея Аксеновича Мальцова (1709-?) и Ирины Васильевны Лемягиной (1713-1768), был младшим сыном, имел братьев Федота, Алексея, Василия. М. Мальцов проживал в родительском доме; после смерти отца главой семейства записан старший брат Василий. Жена Василия Прасковья Ивановна Дружинина, возможно, являлась родственницей саровского подвижника иером. Питирима (Дружинина) (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1666. Л. 27 об.- 28). В ревизских сказках 1782 г. напротив имени Мальцова сделана приписка: «Пропал безвести в 765 году». В документах Саровского монастыря упоминается «безвестно пропавший»: «С 765 декабря сего году по апрель месяц… состояло… (среди них.- В. С.) Михайло Андреев сын Мальцов» (Там же. Л. 21-22 об.). В 1765 г. Михаил поступил в Саровскую обитель, видимо, вместе с земляком Николаем Саввичем Безходарным. В 1767 г. числился в монастырском списке «непостриженных бельцов, жительствующих по своему желанию с увольнительными» документами (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 90. Л. 6 об.).
Возможно, когда в 1772 г. указом еп. Владимирского и Муромского Иеронима (Фармаковского) арзамасская Высокогорская Вознесенская пуст. была приписана к Саровской пуст. и в Арзамас было направлено большое количество саровских насельников, среди них оказался и послушник Михаил. Косвенно об этом свидетельствует выписка из реестра входящих документов Владимирской духовной консистории от 1 янв. 1780 г.: «О бытии здесь (в Саровской пуст.- В. С.) в числе трудников в надежде монашества находящемуся в арзамасском Спаском монастыре в трудниках же курскому купцу Михайле Мальцову» (Там же. Д. 201. Л. 3; Д. 1145. Л. 83 об.).
В июле 1781 г. большая группа саровских послушников направила Владимирскому еп. Иерониму «Всепокорнейшее прошение» о разрешении пострижения в монашество. Документ подписал лично каждый послушник; имеется и автограф преподобного («К сему прошению курской купец Михайла Андреев сын Мольцов потписался» - Степашкин. 2008. С. 54), что свидетельствует о его грамотности. 28 марта 1784 г. Михаил принял постриг в монашество с именем Мефодий (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 90. Л. 79 об.).
К 1784 г. монастырский штат Саровской пуст. уже был укомплектован, поэтому новопостриженному монаху предписывалось отправиться в вязниковский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Не желая терять доброго монаха, проверенного многолетним испытанием, настоятель иером. Пахомий (Леонов; † 1794) со старшей братией объявил его тяжелобольным и «до выздоровления» оставил в Саровской обители за штатом. 2 дек. 1788 г. указом духовной консистории мон. Мефодий и еще 6 монахов «по имеющимся в них застарелым болезням» были определены в монастырскую больницу. Здесь Мефодий шил свитки и изготавливал четки, «а к другим послушаниям... неспособен» (Там же. Д. 239. Л. 7 об.). Вскоре он принял обет молчания, подвизался в «пещерах, в молчании и юродстве», «многим был полезен для братии и всех мирских», одежду носил «самохудейшую и разных цветов и из заплаток». Почитался как прозорливец, «многим во сне являлся и укреплял в подвигах и дабы грешникам не отчаиваться» (Там же. Оп. 2. Д. 27. Л. 65). Особо почитал его Тамбовский и Шацкий еп. Иона (Василевский), оставлявший в письмах приписки: «P. S. Возлюбленной о Христе Братии, и особо Боголюбезному старцу отцу Марку Божие благословение… P. S. У Боголюбезного старца, отца Марка, испросите мне благословение» (Там же. Оп. 1. Д. 415. Л. 8, 10 об.). К 1797 г. мон. Мефодий поселился в собственной лесной келье; «более проводил жизнь юрода Христа ради и хотя ходил везде даже по мирским селениям, но постоянная его конура была в обители не более как за версту» (Там же. Д. 197. Л. 1 об.). Келья находилась у юж. конца большого древнего вала, недалеко от проезжих ворот и, судя по плану, составленному саровскими насельниками, была небольшой. Сени (1,5×3,5 аршина) примыкали к самой келье, в сев.-зап. углу которой находилась крошечная печурка; единственное окно было обращено на восток (Там же. Д. 1183. Л. 76; Степашкин. 2008. С. 54).
Всех приходящих за советом Мефодий встречал у порога кельи, предлагал прикладываться к висевшей у него на груди иконе Пресв. Богородицы. Молча выслушивал просьбы и пожелания богомольцев и также молча писал ответ углем на стене кельи или веткой на земле. Встречу со старцем описал Д. Деменков (Посещение прп. Серафима в 1816 г. и в 1823 г. // Дивеевский правосл. календарь-сб. 2006 г. Дивеево, 2005. С. 53).
В нач. 1805 г. на богомолье в Саровскую обитель приехали братья Путиловы Тимофей (впосл. Моисей, архим. Оптиной пуст.) и Иона (впосл. Исаия II, игум. Саровской пуст.), 29 окт. того же года Тимофей получил письмо от старицы московского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря мон. Досифеи. В нем упоминается таинственный эпизод: братья привезли в своем экипаже в Саров безмолвного старца, встреченного на дороге и указавшего им путь (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 447. Л. 14-14 об.). Спустя некоторое время Тимофей покинул Саровскую обитель, став насельником Оптиной пуст. 4 апр. 1811 г. Иона, оставшийся в Сарове, сообщал брату, что мон. Мефодий «крайне болен и в болезни пострижен в схиму и переименован Марком... Теперь ему стало полехче и паки и замолчал». 22 апр. 1813 г. Иона писал: «Безмолвствующие отцы Серафим и Марко живы, и держат по-прежнему тесный путь, первый в обители затворясь в келлии, а последний в пустыне, отнюдь ни с кем не беседуют кроме Бога, и жительство их подобно безпечностию птицам небесным» (Там же. Ф. 213. Карт. 92. Д. 37. Л. 13-13 об., 31).
В монастырской летописи о кончине М. М. записано: «Марко Схимонах, пополунощи в девятом часу, в день воскресный на 78 году ровно. А в обители жил 53 года; безмолвствовал более 20 лет» (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 27. Л. 65).Тело старца было погребено с юж. стороны алтаря Успенского собора Саровского мон-ря; в 1833 г. рядом был похоронен и прп. Серафим Саровский.
Почитание М. М. продолжалось и после его кончины. Так, в письме от 9 июня 1831 г. прп. Антоний (Путилов) обратился к игум. Исаии (Путилову) с предложением написать «на холсте портреты четверых вашея обители великих старцов», в т. ч. и М. М., «всех в малом виде на одной картине величиною не более в аршин или в аршин с четвертью; и оную при оказии или чрез почту прислать» (Там же. Оп. 1. Д. 389. Л. 24 об.). К 2016 г. обнаружить групповой портрет саровских подвижников не удалось.
Нетленное состояние мощей М. М. саровские монахи засвидетельствовали дважды. В 1833 г., когда при подготовке могилы для захоронения прп. Серафима обнажилась зап. сторона гроба М. М., устроитель могилы, выбив прогнившую сердцевину гроба, удостоверился в нетлении мощей подвижника. В 1903 г. при расширении могилы прп. Серафима и устройстве склепа нетление мощей М. М. засвидетельствовал Тамбовский и Шацкий еп. Иннокентий (Беляев).
После закрытия мон-ря и изъятия мощей прп. Серафима саровские иноки поселились в окрестных деревнях и селах. Среди крестьян, почитавших М. М., распространялось поверье о необходимости открытия мощей преподобного. Подтверждением этому служит письмо адм. отдела г. Краснослободска от 4 июля 1927 г.: «В бывшем Саровском монастыре в дореволюционное время предполагалось к открытию мощей могилы схимонаха «Марка» находящейся рядом с бывшей могилой Серафима Саровского и существующей до настоящего времени. По поводу открытия мощей в то время монахами и духовенством велась соответствующая агитация, каковая с ликвидацией Саровского монастыря и мощей Серафима начала снова распространяться монахами среди населения и рассказами о святости могилы и нетления праха Марка, а поэтому прошу Вашего распоряжения о создании комиссии для вскрытия этой могилы с представителями от населения и об уничтожении могущих быть обнаруженными остатков от гроба и праха именуемого Марка» (Архив ФСБ РМ. Д. 29. Л. 526). Достоверные сведения о вскрытии могилы отсутствуют. Вероятно, мощи схимонаха покоятся на месте захоронения.
М. М. прославлен в 1988 г. как местночтимый святой Тамбовской епархии. К 2016 г. на монастырской площади Саровской пуст., над могилами М. М. и прп. Серафима Саровского, восстановлена часовня с надгробием.
Известно несколько гравированных и живописных изображений М. М., созданных после его кончины. Наиболее ранним является поясной портрет, награвированный пунктиром и резцом А. Г. Афанасьевым ок. 1839 г. для жизнеописания подвижника (Сергий (Васильев), иером. Краткое начертание жизни старца Саровской пуст., схимон. и пустынника Марка. М., 1839. Вклейка; переиздано с портретом в 1844 и 1851 вместе с Житием прп. Серафима Саровского, см.: Прп. Серафим Саровский. 2004. С. 18, 20, 58, 60). Облик М. М. на гравюре необычен, он напоминает юродивого; по-видимому, портрет был выполнен на основе натурных зарисовок. М. М. представлен вполоборота влево, в рубахе с отложным воротником и ветхом рубище с опушкой, на шее висит лестовка, в правой руке - камыш и посох с крестом в навершии. Лицо не лишено индивидуальных особенностей: широко посаженные глаза, короткий мясистый нос, впалые щеки, прорезанные, как и лоб, глубокими морщинами; жидкие волосы до плеч разделены на прямой пробор, борода широкая, сбившаяся в космы, средней величины. Под образом, заключенным в двойную прямоугольную рамку, подпись гравера и текст: «Схимонахъ Марко, Саровской Пустыни Пустынникъ». Этот портрет воспроизводился также в изданиях нач. XX в. (напр., в погрудном типе: Денисов Л. И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2003р. С. 185).
Большая литография с портретом М. М. была отпечатана по рис. А. Дейнерта и И. Совинова в с.-петербургской мастерской П. Ж. Поль-Пети в 1858 г. (ГИМ, НГХМ; экземпляр из собрания Оптиной пуст.- РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Д. 8). Преподобный представлен на фоне саровских храмов вполоборота влево, в препоясанной рясе и небрежно накинутой верхней одежде, ниспадающей крупными складками с плеча; в правой руке подвижника лестовка. Обращает на себя внимание «иконописный» жест монаха - перст, указывающий на уста (подобный жесту ап. Иоанна Богослова, изображенного «в молчании»). Эта подробность, наглядно выражающая подвиг безмолвия, дополнена соответствующей цитатой из Псалтири: «Положи, Г[оспо]ди, храненiе моимъ» (Пс 140. 3). У М. М. благообразное лицо с крупными чертами и широкими скулами, немного волнистые волосы, густые усы и широкая короткая борода, в середине раздвоенная. Эстамп имеет помету: «Изданiе собственность Саровской Пустыни».
В 1848 г. в московской мастерской В. Лукина появились литографии, на которых М. М. и прп. Серафим представлены принимающими богомольцев в своих лесных пустыньках (лист с обоими сюжетами без подписи автора, предположительно из собрания Румянцевского музея - РГБ). М. М. показан справа на пороге бревенчатой кельи, в монашеской мантии, с непокрытой головой, на груди - образ Пресв. Богородицы. Он принимает свечи от паломников, которые длинной чередой идут к нему в лес за благословением из Саровской пуст. (согласно надписи: «Пустынножитель и Схимонахъ Саровской Пустыни Отецъ Марко принимаетъ отъ приходящихъ свечи, а они прикладываются къ образу Пресв. Богородицы висящему на груди Отца Марка»; цензурное разрешение от 6 сент. 1848). Эта гравюра вместе с сюжетами из Жития прп. Серафима была использована в 3-м издании жизнеописания М. М., составленного иером. Сергием (Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пуст. иеромонаха и затворника, с присовокуплением духовных его наставлений, и начертание жизни старца Саровской пуст. схимонаха и пустынника Марка. М., 18513. Вклейка).
Сохранилось уникальное живописное изображение 3 великих старцев Саровской пуст.: первоначальника иеросхим. Иоанна (Попова), прп. Серафима Саровского и М. М. (частное собрание). Произведение было создано, вероятно, саровскими художниками в нач. XX в., очевидно, уже после канонизации прп. Серафима (вокруг его головы контуром обозначен нимб). М. М. показан справа в рост, без нимба, в облачении великосхимника, голова покрыта островерхим куколем, палец правой руки поднесен к устам, в левой руке - четки. Во внешнем облике (особенно в рисунке носа и небольшой седой бороды) есть намек на индивидуальные черты, запечатленные на ранней гравюре и литографии. Скорее всего образ восходит к живописному оригиналу, хранившемуся в Саровской обители. Им могло быть полотно, воспроизведенное наряду с условным портретом основателя иеросхим. Иоанна в «Альбоме видов Саровской пустыни» нач. XX в. и на отдельном листе московской типо-литографии И. Е. Ефимова в 1903 г. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Д. 9). На этом ростовом портрете, местонахождение к-рого неизвестно, М. М. в расшитой крестами и текстами схиме написан в том же иконографическом изводе на фоне дремучего хвойного леса. Изображения настоятелей и подвижников Сарова находились, напр., в архиерейских покоях (исполнены «довольно искусною кистью») и, возможно, в братской трапезной (Авель (Ванюков), иером. Описание Сатисо-Градо-Саровской пуст., выбранное из разных записей и указов, в оной пуст. хранящихся. М., 1856. С. 82-83).
Кроме того, в одном из альбомов с рисунками худож. В. Е. Раева содержатся, вероятно, натурные, карандашные наброски видов Саровской пуст. и лесных мест уединения саровских подвижников (сделаны до 1837, ГТГ). Один из них подписан автором как «Пустынь Схимонаха Марк[о?]»: в центре композиции на невысоком холмике изображен поклонный крест, за которым полускрыт вход в небольшую келью-землянку; справа невысокий столб с иконой, увенчанный крестом.
Иконописные изображения М. М. в храмах Тамбовской и Нижегородской епархий почти не встречаются, за исключением композиции «Собор Тамбовских святых» (кон. XX в., кафедральный Преображенский собор Тамбова). В том же изводе, как и на живописных портретах, в куколе, с перстом возле уст,- преподобный изображен на ростовой иконе из местного ряда иконостаса ц. прп. Серафима Саровского в Сарове (2003, мастерская «Палехский иконостас»).