(† 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Писемский, основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря (ныне в Макарьем погосте Буйского р-на Костромской обл.). По преданию, к-рое не подтверждается документальными источниками, М. происходил из рода дворян Писемских. В юности он пришел в Троице-Сергиев мон-рь и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. Проведя в обители преподобного нек-рое время, М. по благословению прп. Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы). Постепенно вокруг него образовалась монашеская община. Впосл. М. перешел на новое место, на расстоянии версты вверх по течению Письмы. На возвышенности над изгибом реки поставили ц. в честь Преображения Господня. Место первоначального поселения М. почиталось как «старая пустыня» преподобного. Согласно преданию, М. был собеседником прп. Павла Обнорского (Ɨ 1429) и нек-рое время подвизался вместе с ним на Письме. Возможно, это предание возникло позднее, когда пустынь была приписана к Павлову Обнорскому во имя Святой Троицы монастырю (упом. как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича Обнорскому мон-рю). Описание Макариевой пуст. содержится в писцовой книге 1629-1630 гг. (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. в Макариевой обители вместо 2 древних храмов была построена Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. впервые упоминается рака над местом погребения М. в приделе во имя прп. Павла Обнорского: «Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная» (Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. 1865. Стб. 306-307). В описи упомянуты также 2 иконы с парными изображениями преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского. Вероятно, в 20-х гг. XVIII в., когда после издания «Духовного регламента» (1720) во всех епархиях началось противодействие почитанию мощей святых, рака М. была разобрана под наблюдением архим. Ипатиевского Троицкого мон-ря Серапиона и протопопа Андрея Иванова. В 1744 г. монах Писемской пуст. Иоасаф и свящ. Иоанн Ларионов в «доношении» в Костромскую духовную консисторию свидетельствовали: «...из давных лет имеются мощи преподобнаго Макария Писемского под спудом в пределе Павла Обнорского за правым клыросом, и в прошлых, де, годех, а в котором не помнят... рака и помост сломана, а мощи не осмотрели, и в том ли, де, месте обретаются, не знают, токмо, де, образ его преподобнаго Макария и посошецъ имеются в означенном пределе, а службы и чюдесем записки нет, и на отпусках имяни его не поминают...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 732-б. Л. 444).
В кон. 30-х гг. XX в., в период массового закрытия сельских храмов в Буйском р-не, приход в бывш. Макариевой пуст. сохранился. В 1951 г. Макариевский храм был закрыт, прекращен доступ к мощам святого. Часть икон перенесли в Преображенскую ц., которая в 50-80-х гг. XX в. оставалась одной из немногих действующих в Буйском р-не. В дек. 1990 г. по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Воскресенский кафедральный собор в Кострому была перевезена рака М. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленский собор Анастасиина монастыря, где она находится в наст. время.
26 февр. 1994 г. определением Синода РПЦ мон-рь возрожден как женский, его настоятельницей стала игум. Ангелина (Травина; 30 марта 2011 пострижена в великую схиму с именем Макария - в честь прп. Макария Писемского). 1 нояб. 1998 г. благочинный Буйского р-на прот. Аркадий Климов совершил малое освящение Макариевского храма; был восстановлен находящийся неподалеку от храма колодец преподобного. 22 июня 2000 г. прошли торжества в честь 600-летия основания обители. Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г.
Когда в 1912 г. состоялось освящение заново отстроенного храма, над местом, где под спудом покоились мощи М., была установлена новая металлическая рака с чеканными изображениями кельи М. и часовни рядом с ней. Для храма в нач. 10-х гг. XX в. было написано несколько икон, в т. ч. икона М. на раку, находившихся в деревянном Макариевском (бывш. Преображенском) летнем храме. На одной иконе (в металлическом окладе) М. изображен в рост, на другой (без оклада) - парно с прп. Павлом Обнорским (находится возле гробницы М. в подклете деревянного храма). На надгробной иконе (в металлическом окладе), перевезенной вместе с ракой в Кострому в 1990 г. (в наст. время находится в костромском Богоявленско-Анастасиином соборе), М. изображен седобородым старцем в мантии, рясе, голова покрыта куколем, руки подняты на уровне груди: в правой руке - крест, в левой - свернутый свиток. Над головой святого - образ Вседержителя.
В росписях Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиева нерехтского женского мон-ря представлен поясной образ М. в медальоне (2004, иконописец А. В. Алёшин). Святой изображен старцем с седой остроконечной бородой, в куколе, мантии, рясе, правой рукой он именословно благословляет, в левой держит свернутый свиток.
Образ М. входит в состав Собора Костромских святых. В сонме Костромских чудотворцев он представлен 1-м в верхнем ряду (куколь опущен на плечи) на иконе мон. Иулиании (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» (50-е гг. XX в.) рядом с прп. Иаковом (оглавно; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). На иконе «Собор Костромских святых» (1-я пол. 90-х гг. XX в.) из Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора г. Костромы в середине правой группы предстоящих образу Пресв. Богородицы, несомой ангелами, и Господу в небесном сегменте М. изображен оплечно, в 3/4-ном повороте влево, голова покрыта куколем (рядом с М.- прп. Григорий Пельшемский).
В лицевых святцах русских святых, выполненных мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского (Загорск, 1959-1962, частное собрание), М. изображен старцем, в рясе, мантии, голова не покрыта (куколь опущен на плечи), в правой руке держит развернутый свиток.