[греч. ῾Ιερὰ Βασιλικὴ καὶ Σταυροπηγιακὴ Μονὴ Παναγίας τοῦ Κύκκου], крупнейший на Кипре, ставропигиальный, муж., действующий, необщежительный; расположен в западной части горного массива Троодос, на склоне горы Киккос на высоте 1,2 тыс. м. Происхождение названия К. м. точно неизвестно. Древнейший источник по истории К. м.- «Сказание о трех иконах, написанных ап. Лукой, где находится каждая из них, и иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре», записанное в 1422 г. со слов 125-летнего киккского иером. Григория. В нем говорится, что гора, на к-рой была основана эта обитель, первоначально называлась Коккос, а впосл. была переименована в Киккос (Κωνσταντινίδης. 2002. Σ. 102, 109). Греч. слово κόκκος помимо основного значения «зернышко» имело и ряд других (о многозначности этого термина: Κύρρης. 2004. Σ. 70-72), в т. ч. так назывался низкорослый кошенильный дуб, произраставший в этой местности. Др. предание зафиксировано в «Странствиях по св. местам Востока» В. Г. Григоровича-Барского, посещавшего К. м. в 1727 и 1735 гг. Эта легенда связывает название К. м. с пением вещей птицы «кик-ку, кик-ку», сопровождавшей привезенную на остров икону, пока ее несли к обители (Григорович-Барский. 1886. С. 266).
Обитель была создана в 90-х гг. XI в., после того как прп. Исаия, живший отшельником на горе Коккос, исцелил дочь имп. Алексея I Комнина (1081-1118) и попросил в награду хранившуюся в царском дворце икону Божией Матери, написанную ап. Лукой (см. подробнее в статьях Исаия, прп., и Киккская икона Божией Матери). Об отшельнике император узнал благодаря приехавшему с Кипра полководцу Мануилу Вутомиту. По указанию Алексея I наместник Кипра дука Георгий передал прп. Исаии средства для основания монастыря во имя Пресв. Богородицы и селения Перистерона, Мил и Миликурий. Кроме того, дука Георгий подарил К. м. построенный им храм вмч. Георгия Победоносца в с. Пентайя с полями и водяной мельницей (Κωνσταντινίδης. 2002. Σ. 110). В «Сказании...» говорится, что вместе с иконой на Кипр прибыл назначенный императором игумен. Его имя не указано (Ibid. Σ. 109). Древнейшее письменное свидетельство о К. м. относится к 1135/36 г.- запись в кодексе Paris. gr. 625 о приобретении этой книги киккским игум. Давидом.
После лат. завоевания Кипра Перистерона, Мил и Миликурий были отняты у К. м., однако франки оставили монахам поля и 10 крестьян для монастырских работ. К. м. пережил 4 пожара (1365, 1542, 1751 и 1813), к-рые уничтожили все строения, реликвии, древние рукописи и документы (в т. ч. хрисовул Алексея I и Типикон прп. Исаии), однако икона чудом уцелела. В 1365 г. К. м. был восстановлен кипрским кор. Петром I Лузиньяном и его женой Элеонорой Арагонской. Жители Мирианфусы вызвались добровольно помогать в строительстве мон-ря. В это время К. м. возглавляли иером. Лука и мон. Симеон (Ibid. Σ. 112).
Неизвестный по имени ктитор передал в качестве подворья К. м. обитель Преображения Господня, называемую Пианий (Пьянион, Πιάνιον), с кельями, деревьями и виноградником, а в 1411/12 г. кипрская кор. Гельвиза Брауншвейгская распорядилась ежегодно выдавать этому подворью и главному мон-рю 3 номизмы, вино и пшеницу (Ibid. Σ. 113-114). Сведения о К. м. в XV в. крайне скудны. В 1472 г. мон. Симеон Киккот переписал Псалтирь, в колофоне к-рой К. м. назван лаврой. Скрипторий действовал в К. м. и в более позднее время, известны имена писцов иеромонахов Акакия (сер. XVI в.), Иоанникия (1680, 1693), Герасима (1693), Софрония (1695, 1696, 1706), Христодула (1706), Нафанаила (1791), Евфимия (1798) и др. Рукописи, созданные киккскими писцами, помимо К. м. хранятся в Национальной б-ке Франции в Париже, в Патриаршей б-ке в Иерусалиме и др.
В венецианских реестрах 1517-1521 гг. содержатся сведения, что ежегодный доход К. м. составлял 300 дукатов (Γκριβώ. 1990. Σ. 64). После пожара 1542 г. игум. Симеон отстроил мон-рь из камня. За денежной помощью он обращался даже в Венецию (Ibid. Σ. 60). По всей видимости, игум. Симеон является одним лицом с Симеоном Ангелом, о к-ром в записи в хранящемся в К. м. Номоканоне Мануила Малакса (Cod. 1, 1562 г.) говорится, что он стремился стать архиепископом Кипра. Вероятно, Симеон Ангел состоял в родстве с капитаном Иоанном Ангелом, возглавлявшим во время османского завоевания сельское ополчение (Κύρρης. 2004. Σ. 95-96). В 1553 г. в К. м. подвизалось 30 иноков, владения обители были незначительны: подворья вмч. Георгия Победоносца в Пентайе и свт. Николая Чудотворца на мысе Акамас, в разных селениях в долине Солея мон-рю принадлежали виноградники, мельница и сдаваемое в аренду стадо (Γκριβώ. 1990. Σ. 61). К. м. не обладал значительными источниками рабочей силы (париками или франкоматами), поскольку не владел деревнями (Ibid. Σ. 64).
В 70-х гг. XVI в. игум. Григорий выкупил владения К. м. за 127 тыс. аспр (притом, что за все владения Кипрской Православной Церкви (КПЦ) было выплачено османским властям 700 тыс. аспр - ᾿Οθωμανικὰ ἔγγραφα, 1572-1839. 1993. Τ. 1. Σ. XXXV). Игум. Григорий, возвратив в собственность мон-ря прежние владения, начал активно приобретать новые.
В 1609 г. игумен К. м. Леонтий подписал вместе с еп. Солийским и Киринийским Иеремией воззвание к испан. кор. Филиппу III об освобождении Кипра от турок. Деятельный Кипрский архиеп. Никифор (1641-1674) до своего избрания на кафедру был игуменом К. м. В 1638 г. он восстановил древний Иереев монастырь (Агия-Мони) и сделал его подворьем К. м. В 1672 г., во время поездки архиеп. Никифора в К-поль, были утверждены привилегии К. м. и его ставропигиальный статус, полученный от имп. Алексея I. К. м. подчинялся непосредственно К-польскому патриарху, а не Кипрскому архиепископу. Сигиллий 1672 г. был подписан К-польским патриархом Дионисием IV, Антиохийским патриархом Неофитом и Иерусалимским патриархом Досифеем II. Впосл. ставропигиальный статус К. м. неоднократно подтверждался. По сведениям путешественника П. Рико, в 1678/79 г. в К. м. проживало 200 иноков. В 1683 г. голландец Корнелиус де Брёйн сообщает о 400 насельниках К. м. и о том, что нек-рых монахов посылали с поручениями в Россию и в др. страны (Exceptra Cypria: Materials for a History of Cyprus / Transl. C. D. Cobham. Camb.; N. Y., 1908. P. 235, 242).
В 1699 г. К. м. посетил Александрийский патриарх Герасим II, к-рый пожелал увидеть лик Киккской иконы Божией Матери. Он дерзнул поднять пелену над иконой и был поражен божественной силой. Лишь раскаявшись и испросив прощение у Пресв. Богородицы, патриарх получил исцеление, что и было засвидетельствовано в его грамоте (Θεοχαρίδης. 2010. Σ. 107-112).
Расцвет мон-ря начался с XVIII в. В 1713 г. К. м. приобрел у Кипрского архиеп. Иакова II за 1500 гроссов обитель арх. Михаила (Архангелу мон-рь) в Лакатамии и она стала монастырским подворьем. Григорович-Барский, гостивший в К. м. в 1727 и 1735 гг., называет его первым среди кипрских обителей «славою и честию, и богатством» (Григорович-Барский. 1886. С. 266). Если в 1727 г. обитель «процветает и иноци всякое доволство имуть» и «нужди и дани великой от агарян не имат» (Он же. 1885. С. 401, 403-404), то в 1735 г. он отмечает, что «паче всех искушений Агарянских и пакостей претерпевают, обаче помощию Пресвятия Богородицы вся побеждают» (Он же. 1886. С. 270). В 30-х гг. XVIII в. К. м. находился в тяжелом экономическом положении и был обременен большим долгом (Θιλίππου. 1975. Σ. 274). По Кипру совершались крестные ходы с чудотворной иконой для сбора средств. Посланные за милостыней в Александрию, Смирну, Ларису, Этолию, на острова Родос, Кос и Эвбея монахи собрали значительную сумму денег.
В 1727 и 1735 гг. Григорович-Барский упоминает более 100 монахов, из к-рых 20 жили в самом мон-ре, а остальные на подворьях, «трудящеся... в земледелии и древосаждении, и в пасении овец и козлищ» (Григорович-Барский. 1885. С. 403; 1886. С. 266). По словам автора, насельники К. м. были добродетельными, смиренными, благоговейными и радушно принимали странников (Он же. 1885. С. 402). В 1738 г. Р. Покок писал, что в обители проживало 70 монахов.
В сер. XVIII в. К. м. установил тесные связи с Дунайскими княжествами. В 1748 г. молдав. господарь Константин Маврокордат пожаловал К. м. хрисовул, согласно которому обитель ежегодно получала денежную помощь в размере 50 гроссов. Такую же сумму назначил выплачивать К. м. в 1749 г. господарь Валахии Григоре II Гика (Θεοχαρίδης. 2010. Σ. 113-115; Περδίκης. 2010. Σ. 364-368, 376-377). Эти документы были подтверждены в 1750 г. молдав. господарем Константином Раковицэ, а в 1754 г. Матеем Гикой и его сыновьями Григоре, Георге и Николае.
С 40-х гг. XVIII в. с К. м. сотрудничал Ефрем Афинянин (впосл. Ефрем II, патриарх Иерусалимский), к-рый преподавал в монастырской школе, составил устав монастыря (утвержден 8 сент. 1746) и написал соч. «Описание честного и царского Киккского монастыря» (Венеция, 1751). В 1747 г. в братство К. м. вступил протопсалт и автор духовной музыки иером. Хрисанф (с 1763 митрополит Киринийский).
В нояб. 1751 г. К. м. серьезно пострадал от пожара. Киккская икона Божией Матери была перенесена сначала в мон-рь Иереев, а затем в монастырское владение Василики, расположенное недалеко от К. м. Несмотря на ущерб, нанесенный пожаром, турки обложили мон-рь в этот год налогом в 20 талантов, но после вмешательства архиепископа снизили сумму до 5 (Θιλίππου. 1975. Σ. 281). Эконом Парфений (ок. 1734-1759), начавший за неск. лет до пожара расширение собора, восстановил в 1755 г. храм и др. монастырские строения. В 1759 г. Парфений был избран игуменом и много сделал для процветания обители. Сохранились написанные им муз. произведения. Кроме того, в 2 муз. рукописях XVIII в. содержатся композиции др. насельника К. м.- иером. Сильвестра. Ученик Ефрема Афинянина иером. Софроний Киккот (сер. XVIII в.) известен как гимнограф и мелург. Дополненное издание «Описания... Киккского монастыря» (Венеция, 1782) было подготовлено др. его учеником, Серафимом Писсидийцем, который является основателем книгоиздательства на караманлидике (тур. диалекте христиан М. Азии).
Активную экономическую деятельность игум. Парфения († 1776) продолжил его племянник, игум. Мелетий III (Мавроматис или Ксенос) (1776-1811). В 1787 г. он пригласил работать в К. м. знаменитого критского живописца Иоанниса Корнароса. При игум. Мелетии на средства К. м. в Венеции продолжалось книгоиздание на греч. языке и караманлидике. Ученый архим. Киприан (Куриокуритис) подарил К. м. свою личную б-ку.
В 1781 г., во время поездки архим. Иоакима в Грузию для сбора пожертвований, царь Имерети Соломон I пообещал предоставить К. м. в качестве подворья мон-рь Вардзиа с принадлежащими ему владениями. Это обещание было выполнено через неск. лет его преемником Давидом II. В XIX в. подворье приобрело во владение сел. Акети и неск. лавок в Тбилиси. В 1873 г. недвижимое имущество греч. мон-рей (в т. ч. К. м.) в Бессарабии и на Кавказе было конфисковано государством, но частично было возвращено в 1881-1883 гг. В нач. ХХ в. К. м. решил продать собственность в Грузии, для чего в 1913 г. туда прибыл игум. Клеопа. Оставшееся непроданным имущество было национализировано после Октябрьской революции 1917 г.
В 1783 г. игум. Мелетий был членом делегации кипрского духовенства в К-поль с жалобой на наместника острова Хаджи Баки, который значительно увеличил налогообложение. Игум. Мелетий утвердил в качестве эмблемы мон-ря пчелу, к-рая, по местному преданию, помогла основателю К. м. прп. Исаии отличить подлинную Киккскую икону Божией Матери от копии.
Пожар 7 июля 1813 г. уничтожил все строения К. м., кроме соборного храма. Киккская икона на 3 года была перенесена на подворье Архангелу. В восстановлении мон-ря оказал помощь архиеп. Киприан (Θεοχαρίδης. 2010. Σ. 531). В 1814 г. значительную сумму (1 тыс. гроссов) пожертвовала К. м. Домна Смаранда, дочь валашского господаря Николае Маврокордата и жена молдав. господаря Скарлата Каллимаки (Περδίκης. 2010. Σ. 370). В 1815 г., по свидетельству У. Тёрнера, строительные работы были в разгаре, из монашеской общины в 200 чел. только 60 проживали в К. м., остальные - на подворьях. В 1815 г. К-польский патриарх Кирилл VI подтвердил древние привилегии К. м. В 1817 г. в монастыре были завершены восстановительные работы.
В последние десятилетия османского периода К. м. выделял значительные суммы на нужды образования: в 1820 г.- школе в Лимасоле, в 1830 г.- «Греческой школе» в Никосии, в 1839-1842 гг.- особой кассе на содержание кипрских школ, в 1850 и 1859 гг.- школам Никосии, в 1859 г.- учебным заведениям Лимасола и т. д.
В XIX в. К. м. имел одно из крупнейших хозяйств на острове, ему принадлежали владения: Айос-Прокопиос и Айос-Дометиос (ныне оба в черте Никосии), Архангелу в Лакатамии (на окраине Никосии), на территории совр. округа Никосия - Авлона, Парадзис, или Барадзис, Ксеропотамос, или Ксиропотамос (Пендайя), Цакистра, Кораку, в округе Кириния - Каравас и Сирианохори, в округе Пафос - мон-рь Иереев, Като-Панайя, Полеми, Канавью, Айии-Апостоли, Пресв. Богородицы «ту Синди» (Пендалья), Пьянион, в округе Лимасол - Трахони и Капильон, в округе Фамагуста - Айос-Серьос, Прастион, Калопсида. В окрестностях К. м. находились принадлежащие ему местности Василики (в 6 км к северо-востоку от К. м.) с ц. свт. Василия Великого (1736), Парадиси (в 3 км к юго-западу) с ц. ап. Андрея Первозванного (1700) и Агиазма или Пирги (в 8 км к востоку) с источником св. воды, к-рая забила из скалы по молитвам монаха, умиравшего от жажды. В течение османского периода К. м. открыл ряд подворий за пределами Кипра: в К-поле, Панормосе (ныне Бандырма), Прусе (ныне Бурса), Смирне (ныне Измир), Триполи Сирийском, Бейруте, Атталии (ныне Анталья), Серрах, Филиппополе (ныне Пловдив), Адрианополе (ныне Эдирне), Перистаси (ныне Шаркёй), на о-ве Кос, в Грузии и др. Из франц. документов известно, что в 1810 г. К. м. имел собственный корабль, именуемый «Богоматерь Киккская». В 1818 г. обители принадлежало 16 мельниц в разных местах Кипра (Roudometof, Michael. 2010. P. 66). В 20-х гг. XIX в. площадь обрабатываемых земель, к-рыми владел К. м. на острове, составляла 3872 акра (Ibid. P. 64). Мон-рю принадлежали виноградники, оливковые, шелковичные и рожковые деревья, скот, лавки и магазины в Никосии, Ларнаке и в др. населенных пунктах (Ibid. P. 67). Городские участки, как правило, сдавались в аренду. К. м. производил шелк, зерно, вино, хлопок, оливковое масло, кунжут, шерсть, кожу и др. (Ibidem).
В 1821 г., во время резни греков-киприотов, устроенной наместником острова Кючюк Мехметом, игумен К. м. Иосиф был убит, обитель разграблена турками, к-рые увезли реликвии и сокровища на 32 верблюдах. Похищенная церковная утварь из серебра была возвращена мон-рю после жалобы, которую направил в К-поль российский консул на Кипре К. Перистиани (Κοκκινόφτας. 2006. Σ. 300). В 1826 г. долги К. м. достигли 81 тыс. гроссов. Братия была вынуждена продавать движимое и недвижимое имущество, отдавать на переплавку серебряную утварь, игум. Неофит (1827-1861), племянник игум. Иосифа, отправился в К-поль просить поддержку у патриарха. Тем не менее в 1830 г. К. м. оказал денежную помощь в устройстве лепрозория.
Положение К. м. улучшилось при игум. Софронии (1861-1890), к-рый фактически управлял обителью с 1840 г. Он вел ремонтные работы в К. м., построил ц. вмч. Прокопия (1860-1861) и игуменскую резиденцию на подворье Айос-Прокопиос в Никосии, куда был перенесен адм. центр К. м., приобрел новые владения. Мн. монахи были отправлены игум. Софронием на обучение за пределы Кипра. В XIX в. в К. м. продолжала действовать начальная школа, в к-рой помимо монахов и послушников обучались жители окрестных деревень.
В начале брит. правления в К. м. и на подворьях проживало 54 монаха и 198 работников. Обитель владела 13 подворьями, 10 церквами, 15 148 скалами земли (1 скала = 1,3 тыс. кв. м), 8797 оливковыми деревьями, 429 скалами виноградников, 11 водяными мельницами, 11 маслобойнями, 5 давильными чанами для виноделия, 72 магазинами и лавками в Никосии и Ларнаке и многочисленными фруктовыми плантациями. Брит. Верховный комиссар до строительства резиденции проживал на подворье Айос-Прокопиос. После перехода Кипра под управление брит. администрации положение КПЦ изменилось: англичане не признавали древних привилегий монастырей, в т. ч. освобождения от налогов. Были конфискованы земли и леса, на право владения которыми у мон-рей не имелось документов, значительные территории утратил и К. м. В 1881 г. игумен К. м. был вынужден на общих основаниях платить налог на огромную по объему винодельческую продукцию мон-ря (Roudometof, Michael. 2010. P. 70).
В кон. XIX - нач. XX в. К. м. активно участвовал в общественной и политической жизни Кипра. В 1889 г. обитель выделила значительную сумму на поездку кипрской делегации во главе с архиеп. Софронием III в Лондон по вопросам изменения способа брит. правления островом (К. м. также участвовал в финансировании делегаций в Великобританию в 1919 и 1929). В 1897 г. в греко-тур. войне в числе киприотов-добровольцев было 12 насельников К. м., в Балканских войнах - 7 (в т. ч. буд. игум. Хризостом). В 1894 г. К. м. оказал материальную помощь пострадавшим от наводнения в Лимасоле, в 1917 г.- жителям Фессалоники после пожара, в 1922 г.- беженцам-грекам из М. Азии.
В кон. XIX - нач. XX в. в К. м. и на подворьях велось строительство: архим. Агафангел возвел в К. м. большую гостиницу (1890), юж. корпус келий был расширен в зап. сторону (1892). Игум. Герасим (1890-1911) разбил на подворье Айос-Прокопиос парк, который современники сравнивали с Версальским (Θραγκούδης Γ. Σ. ῾Ιστορία τοῦ ἀρχιεπισκοπικοῦ ζητήματος Κύπρου (1900-1910). ᾿Αλεξάνδρεια, 1911. Σ. 12). Это подворье с 90-х гг. XIX в. до 1946 г. являлось агрономическим центром, занималось внедрением передовых методов ведения сельского хозяйства. В 1907 г. для расширения юж. корпуса К. м. на восток была стесана скала, находившаяся рядом с обителью.
Большую роль К. м. сыграл в улучшении образования на острове. В 1893 г. игум. Герасим стал одним из инициаторов создания Всекипрской гимназии и выделил деньги на строительство начальной школы в Никосии. В 1898 г. он стал председателем комиссии по образованию, к-рая ввела в кипрских начальных школах учебную программу, аналогичную той, по к-рой работали школы Греческого королевства. К. м. направлял значительные средства на финансирование Всекипрского церковного уч-ща в Ларнаке (1910-1932). Мн. постриженики К. м. основали начальные школы в деревнях: иером. Макарий - в Цакистре (1917), иером. Филофей - в Галате (1919), игум. Клеопа - в Полеми (1922-1923), иером. Епифаний - в Миликури (1931). К. м. поощрял развитие спорта: в 1896 г. обитель передала в дар об-ву «Зинон» участок земли в Ларнаке, на к-ром было построено 1-е в этом городе спортивное сооружение.
С кон. XIX в. и особенно в 1-й пол. ХХ в. экономическая деятельность К. м. перемещается из сельской местности в город. К. м. начал продажу разрозненных и труднодоступных участков земли и приобретение собственности в столице. При игум. Клеопе из-за активного строительства (в 1918 - гостиница «Олимп» в Никосии, в 1918-1919 - там же магазины и жилые здания, в 1922 - на подворье Айос-Прокопиос) долг К. м. увеличился с 2 тыс. до 42 тыс. фунтов стерлингов. Завершение в 1938 г. строительства дороги к К. м. значительно облегчило доступ в обитель и увеличило число паломников. Во время второй мировой войны К. м. предоставил жилье беженцам из оккупированной фашистами Греции.
Послушником К. м. был Макарий III, архиеп. Кипрский, возглавивший борьбу греков-киприотов за независимость и ставший 1-м Президентом Республики Кипр. Во время антиколониального движения 1955-1959 гг. К. м. поддерживал вооруженную борьбу подпольной Национальной орг-ции кипрских борцов (ЭОКА), обеспечивая ее членов продовольствием и необходимым снаряжением. В принадлежащей мон-рю местности Василики находилось укрытие лидера ЭОКА Г. Гриваса. За связь с повстанцами были арестованы монахи Дионисий и Макарий. Англ. губернатор Кипра Дж. Хардинг из-за участия мон-ря в освободительном движении закрыл его для посетителей с июня 1956 по март 1959 г. и разместил на его территории военный гарнизон. В февр. 1959 г. игумен К. м. Хризостом вошел в состав делегации греков-киприотов, сопровождавшей архиеп. Макария III во время поездки в Лондон для подписания цюрихско-лондонских соглашений.
Под рук. игум. Хризостома (1948-1979) началось экономическое возрождение обители. К. м. основал в Никосии семинарию «Апостол Варнава» (1949-1950) и 2 гимназии (1961 и 1964). Во мн. деревнях обитель предоставила расположенные там монастырские участки для строительства школ и храмов. С 50-х гг. ХХ в. К. м. в связи с расширением границ города начал выгодную продажу принадлежащих ему площадей. После тур. вторжения 1974 г. на оккупированной территории оказались подворья К. м. Ксеропотамос, Парадзис и Авлона. К. м. оказал значительную материальную поддержку беженцам с сев. части острова, в 1974-1978 гг. в К. м. была открыта начальная школа для детей беженцев, к-рые временно проживали в обители. В 1977-2006 гг. предстоятелем КПЦ являлся постриженик К. м. архиеп. Хризостом I.
Монашеская община состоит из 22 монахов и 5 послушников (᾿Εκκλησία τῆς Κύπρου. Διοκητικὴ συγκρότησις τῆς ᾿Εκκλησίας Κύπρου καὶ τῶν λοιπῶν ᾿Ορθοδόξων ᾿Εκκλησιῶν: ῎Ετος 2013. Λευκωσία, 2012. Σ. 205), игуменом с 1984 г. является Никифор (с 2002 в сане епископа, с 2007 митрополит Киккский и Тиллирийский). При нем были отреставрированы монастырский комплекс и подворья. В К. м. открыт музей (1998), на подворье Архангелу - исследовательский центр (1986), к-рый издал ряд ценных документов в сериях «Архив Священного Киккского монастыря» (᾿Αρχεῖον ῾Ιερᾶς Μονῆς Κύκκου) и «Источники по истории Священного Киккского монастыря» (Πηγὲς τῆς ἱστορίας τῆς ῾Ιερᾶς Μονῆς Κύκκου) и выпускает научный сб. «Ежегодник» (᾿Επετηρίδα), реставрационная мастерская, научный филологический центр «Тезаурус кипрского греческого языка» (1993), на подворье Айос-Прокопиос - школа визант. музыки. К. м. создал фонд «Всемирная трибуна религий и культур», деятельность которого имеет целью достижение взаимопонимания и мирного сосуществования представителей разных религий и национальных общин, в т. ч. турок-киприотов и греков-киприотов.
К. м. ведет активную общественную, культурную и благотворительную деятельность. Образованы Центр социальной и духовной поддержки, центр помощи инвалидам «Елеуса Киккская», благотворительный магазин для малоимущих и др., осуществляются специальные социальные программы для сельских жителей. К. м. выделяет средства на национальную оборону, оказывает помощь населению в области здравоохранения (гл. обр. сельским жителям), приобретая для медицинских учреждений специализированное оборудование. Особое внимание К. м. уделяет образованию: финансирует 1-й и 2-й Киккские лицеи и семинарию «Апостол Варнава» в Никосии, выделяет стипендии, оказывает всестороннюю поддержку ун-ту Кипра, дарит земельные участки для строительства школ (напр., в 1987 для начальной школы № 1 р-на Македонитисса в Никосии, в 1994 для гимназии в Лакатамии) и культурных центров, сооружает храмы и светские помещения в ряде учебных заведений (церкви при лицее в Лакатамии (2004-2005), Всекипрской гимназии и гимназии в Акаки, актовый зал Киккского лицея в Пафосе (1986) и др.), устраивает компьютерные центры (напр., в Высшем технологическом ин-те и 1-м Киккском лицее). На средства К. м. были открыты детские сады в Антуполи и Цери, молодежные центры в Лацье и Камбосе.
К. м. помимо экономической поддержки киприотов оказывает гуманитарную помощь жителям др. стран, пострадавшим в результате войн и стихийных бедствий: Греции (после землетрясения 1999 г.), Сербии, Палестинской автономии, Ираку, Сомали, Грузии и др. Орг-ция «Врачи мира» регулярно получает от К. м. лекарственные препараты.
К. м. спонсирует строительство приходских церквей и зданий в др. кипрских обителях (напр., в мон-рях прп. Георгия Аламана, сщмч. Ираклидия, Махерасском, прп. Кендея, свт. Николая Чудотворца близ Орунды, Пресв. Богородицы Трикуккиотиссы), миссионерскую деятельность в Африке, помогает др. правосл. Церквам (напр., реставрация мон-ря прп. Саввы Освященного в Александрии и начальной школы Иерусалимского Патриархата, финансирование греч. кабинета в МДА и Патриаршей церковной школы им. Кипрского архиеп. Макария III в Найроби, Кения). Постриженики К. м. занимают архиерейские кафедры КПЦ (Исаия, митр. Тамасский и Оринийский) и др. Поместных Церквей (Афанасий, митр. Киринский, Серафим, митр. Зимбабвийский и Ангольский, Сергий, митр. Мыса Доброй Надежды).
В наст. время К. м. владеет подворьями Айос-Прокопиос, Архангелу, мон-рем Иереев и ц. Пресв. Богородицы «ту Синди» (ее реставрация удостоена международной премии Europa nostra). В 1993 и 2002 гг. были построены фабрики по производству вина и по разливу минеральной воды. Мн. здания, принадлежащие К. м., в основном в Никосии, сдаются в аренду.
Описания К. м. были сделаны Григоровичем-Барским в 1727 и 1735 гг. По его словам, мон-рь «зданием невелик, но строением и расположением изряден, весь от камени здан». Одноглавый собор с 3 престолами и 5 входами охарактеризован как не очень большой, но красивый и расписанный фресками. Купол венчал крест, что было редкостью в османский период, 2-этажные монастырские корпуса покрыты черепичными крышами (Григорович-Барский. 1885. С. 400-401). Во время 2-го пребывания автор отмечал, что купол и барабан не видны снаружи из-за большой деревянной крыши, сооруженной «снегов ради и мраза» (Он же. 1886. С. 265). Трапезная, по словам Григоровича-Барского, «верху келий и зданий высоко стоит» (Он же. 1885. С. 401). Родник перед монастырскими воротами брал начало под соборным храмом (Он же. 1885. С. 401-402). Более подробный перечень монастырских строений дан в описании 1735 г.: К. м. «есть расположением и зданием зело лепотен, с трапезою, с поварнею, полатою, гостинницею и многими келиями, иже суть едини верху других, даже до третаго зданию, високо устроенны и чрепиемь покровенны» (Он же. 1886. С. 269). Мон-рь имеет 2 двора с цистернами. Кроме того, у мон-ря есть источник, «притворомь каменним покровен» (Он же. 1886. С. 269). В обитель вели 2 входа - с востока и с юга. Собор расположен в сев. части монастырского комплекса, к нему пристроена паперть. Он имел 5 дверей с зап. стороны и по одному входу с юга и с севера, пол устлан мраморными плитами, все стены расписаны, деревянный иконостас украшен искусной резьбой. По замечанию Григоровича-Барского, соборная церковь «в широту и долготу и высоту равнопространная, подобящаяся храмом Святогорским» (Он же. 1886. С. 270),- возможно, он хотел этим сказать, что базилика К. м. имела компактные пропорции и была схожа с крестово-купольными храмами Афона.
Ефрем Афинянин предполагал, что к сер. XVIII в. от монастырского комплекса, построенного в 1542 г., сохранились только зап. кельи и трапезная, тогда как вост. и юж. кельи были построены при игум. Мелетии, в 1700 г. (Θεοχαρίδης. 2010. Σ. 101). В 1745 г. началось расширение собора. В 1751 г. мон-рь пострадал от пожара. В 1755 г. были построены храм, игуменская резиденция и имеющие неск. этажей келейные корпуса, трапезная, поварня, пекарня и погреба (Ibid. Σ. 189). В 1767 г. устроен вост. вход в К. м.- Лефкосийские ворота, в 1785 г. воздвигнут зап. корпус с Пафосскими воротами. В 1795 г. сделана крайняя с запада дверь в юж. стене собора.
В издании 1819 г. «Описания... Киккского монастыря» содержатся новые сведения о монастырском комплексе. После пожара 1813 г. были отстроены кельи, синодикон, игуменская резиденция, трапезная (Ibid. Σ. 530). Кроме того, говорится о возведении крещатого свода, который соединял среднюю 3-ярусную галерею с синодиконом, и об установке колокола. К старой поварне были пристроены новая кухня и галерея (Ibid. Σ. 531). Старую поварню снесли в 1927 г. и на ее месте устроили лестницу, соединявшую внешний и внутренний монастырские дворы.
В наст. время ядро монастырского комплекса составляют 2 двора, образованные 2-этажными, 3-этажными и 4-этажными зданиями. Центральный вход с юж. стороны оформлен порталом и украшен мозаиками. Первый двор имеет Г-образную форму. В зап. корпусе размещены кельи и парекклисион сщмч. Харалампия, над которым устроен синодикон, в сев. 4-этажном корпусе, разделяющем внешний и внутренний дворы, находятся кельи и подсобные помещения, в южном - кельи, в юго-вост. углу на 2-м этаже - б-ка, в северо-восточном - трапезная, в юго-западном - вход в здание музея, пристроенное в 90-х гг. XX в. к каре монастырских корпусов с запада. Фасады корпусов оформлены галереями с аркадами, которые на кипрском диалекте называются лондзами. Галереи расписаны фресками, представляющими историю основания К. м. и чудеса от Киккской иконы Божией Матери (художники братья М. и Г. Морошаны из Румынии, 1989). Мозаики выполнены в 1991-1993 гг. греческими (П. Сарфатис, С. Яннудис с помощниками К. Балдзакисом и А. Яннудисом) и кипрскими (братья Г. и А. Кеполасы) мастерами.
Первый двор соединен арочным проходом с внутренним, к-рый имеет форму неправильной трапеции, и расположен на более низком уровне. В вост. корпусе на 1-м этаже находятся кельи, на 2-м - резиденция игумена, в зап. корпусе на 1-м этаже размещен церковный магазин, с сев. стороны - монастырский собор. В юго-зап. углу двора возвышается колокольня (1882); самый большой из 6 колоколов (весом 1280 кг) был подарен жительницей Москвы Е. Абрамовой.
Собор К. м. представляет собой 3-нефную однокупольную базилику. Центральный престол освящен во имя Пресв. Богородицы, правый - во имя Всех святых, левый - во имя архангелов Михаила и Гавриила. В 1973-1974 гг. стены кафоликона были надстроены для установки новой крыши. Снаружи стены укрепили новой кладкой из местного необработанного камня с вкраплением черепицы. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом, боковые - крестовыми. Уровень вимы на 17 см выше уровня пола наоса. Из диаконника лестница ведет в небольшое подземное помещение, которое, видимо, использовалось как костница, над ним находится небольшая комната. Собор имеет 2 входа с юж. стороны, вход с портиком с северной и еще одну дверь в сев. стене, ведущую в жертвенник. К западу от сев. входа в храм пристроены баптистерий и келья. В 2011 г. в них была устроена ризница, где выставлены для поклонения ковчеги с частицами мощей мн. святых.
От росписей, выполненных известным критским живописцем Иоаннисом Корнаросом (1745-1812), сохранились только фрески в алтаре. Совр. росписи принадлежат кипрскому иконописцу Г. Георгиу (1975-1984). Иконостас изготовлен в 1755 г. (20×5 м) и включает иконы XVI-XIX вв. Его центральная часть выше, чем боковые крылья. Деисус в центре иконостаса отсутствует. В 1822 г. пострадавший от пожара 1813 г. иконостас был отреставрирован архит. Хаджи-Константином, сыном Хаджи-Николаса, из Каймакли. Чудотворная Киккская икона Божией Матери помещена в местный ряд иконостаса 3-й слева от царских врат. Она вставлена в проскинитарий, сделанный в 1996 г. Не считая этого образа, написание к-рого предание приписывает ап. Луке, древнейшие иконы иконостаса датируются нач. XVI в.: «Св. Иоанн Предтеча», «Ап. Иоанн Богослов» и «Свт. Иоанн Златоуст» в местном ряду, «Свт. Василий Великий» на юж. стене, рядом с иконостасом, образа́ апостольского ряда, к-рый есть только в крыльях иконостаса боковых приделов. Из 16 икон апостольского ряда 2 были отреставрированы и хранятся в Музее К. м.
В 1758 и 1761 гг. экономом К. м. иером. Иоанникием для местного ряда были созданы иконы «Собор Бесплотных небесных сил» и «Собор всех святых». Написанная в 1786 г. икона местного ряда «Праведные Иоаким и Анна» не имеет подписи автора. Некоторые иконы праздничного ряда с изображениями двунадесятых праздников и сцен Страстей Господних, вероятно, выполнены худож. Михаилом Фессалоникийцем, сыном Апостолиса, к-рый работал в К. м. в посл. четв. XVIII в., и мастерами его круга. Иконописец Михаил Киприот (Проскинитис или Хаджи-Михаил) написал 9 икон из 3-го ряда иконостаса главного нефа: в центре - «Иисус Христос Лоза истинная» и парные изображения 16 апостолов.
Неск. икон местного ряда принадлежит кисти Иоанниса Корнароса. Справа от царских врат находится икона «Иисус Христос Спаситель мира» (1790), слева - Киккская икона Божией Матери в серебряном окладе (1789) (см. подробнее в ст. Киккская икона Божией Матери), рядом с ней - «Ап. Лука пишет Киккскую икону Божией Матери» (1792), в местном ряду сев. части иконостаса - иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» («Парамифия», ок. 1790; замироточила в 1997), «Рождество Пресв. Богородицы», «Вмч. Георгий Победоносец» (1804, видимо, создана Корнаросом вместе с учеником иером. Григорием Киккотом), «Мученики Сергий и Вакх» (1793), на сев. стене рядом с иконостасом - «Ап. Лука приносит Богоматери написанную им икону для благословения» (1791). Во 2-м ряду сев. части иконостаса 5 подписанных Корнаросом икон: «Вмч. Димитрий Солунский» (1792), «Прп. Иоанн Лампадист» (1792), «Вмц. Екатерина» (1793), «Прор. Илия» (1793), «Арх. Михаил» (1793). Др. расположенные в этом ряду иконы очень близки по стилю к его работам. М. Аспра-Вардаваки считает, что Корнаросу принадлежат иконы «Прп. Симеон Столпник» (1792) и «Преподобные Иоанн Дамаскин и Савва Освященный», а остальные - его последователям: напр., «Мч. Мамант и свт. Иоанн Постник, патриарх Константинопольский» (1792) - ученику Корнароса Григорию (῾Ιερὰ Μονὴ Κύκκου. 2010. Σ. 119-120). Вставленная в спинку архиерейского трона икона «Отрада и Утешение» (1801) также относится к работам Корнароса.
К северу и к юго-востоку от монастырского комплекса построены гостиницы. С зап. стороны от мон-ря в нач. XXI в. возведена звонница с 5 колоколами, а с сев. стороны - парекклисион свт. Никифора, патриарха К-польского. На месте деревянной часовни, в окрестностях К. м., на вершине Трони или Трони-тис-Панайиас (т. е. Престол Божией Матери), куда во время засухи приносили Киккскую икону Божией Матери и где совершались молебны о ниспослании дождя или об избавлении от природных бедствий и эпидемий, в 1935 г. была сооружена каменная часовня, а в 90-х гг. ХХ в.- часовня с мозаичной иконой Киккской Божией Матери. Рядом находится могила Кипрского архиеп. Макария III и его 10-метровый памятник (1987, скульптор Н. Кодзьяманис), раньше стоявший у архиепископской резиденции в Никосии.
В Музее К. м. выставлены фрески XII и XIII вв. из верхнего слоя росписей ц. прп. Антония Великого в Келье (близ Ларнаки), снятые во время реставрации. Пять древнейших икон экспозиции относятся к XIII в.: 2 образа Божией Матери «Одигитрия», Христа Вседержителя, св. Иоанна Предтечи и свт. Василия Великого. XIII-XIV вв. датируют икону Божией Матери «Одигитрия», к-рая, как и предыдущие, происходит из ц. св. Параскевы в Мутуласе. В XV в. был выполнен образ «Иисус Христос Спаситель мира», ок. 1500 г.- один из списков чудотворной Киккской иконы Божией Матери, также переданный музею из ц. св. Параскевы в Мутуласе, в 1520 г.- «Распятие». Значительное число экспонатов датируется XVI в.: царские врата со сценой «Благовещение Пресв. Богородицы» и с фигурами апостолов Петра и Павла, фрагмент иконостаса с изображением «Воскресения Христова» (зап. типа), иконы «Сошествие во ад», «Спас во гробе», «Христос Вседержитель», «Ап. Иоанн Богослов», Божия Матерь «Madre della Consolazione». В кон. XVI в. были написаны 2 иконы св. Иоанна Предтечи и образ Киккской Божией Матери (возможно, его следует датировать уже XVII в.). Мастеру сер. XVII в. Павлу Иерографу принадлежат образы Иисуса Христа на престоле (1650), Пресв. Богородицы на престоле (1650), арх. Михаила (1652), апостолов и иконы двунадесятых праздников. Мн. произведения иконописи XVII-XVIII вв. имеют подпись автора: «Иисус Христос Спаситель мира» (Соломос Иерофит, 1641), «Вмч. Мина» (иером. Христодул, 1707), «Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий» (иером. Христодул, 1708, под записью 1899 г.), Киккская икона Божией Матери (иеродиак. Харалампий Киккот, 1757), «Рождество Христово» и «Успение Пресв. Богородицы» (иеродиак. Леонтий, 1769), «Спас Нерукотворный» (Михаил Фессалоникиец, 1776), «Арх. Михаил» (Михаил Киприот, 1782), «Святители Тихон, Парфений и Мелетий» (Михаил Киприот, 1788) и др. Из икон критского живописца Корнароса представлены «Призвание апостолов Андрея и Петра» (1792), «О Тебе радуется», «Арх. Михаил» (1793), Киккская икона Божией Матери (1789), ранее находившаяся на подворье Айос-Прокопиос, и др. Его ученик иером. Григорий Киккот - автор икон «Христос Вседержитель» (1807) и Богоматерь с Младенцем (1812).
В Музее К. м. хранятся серебряный с позолотой оклад Киккской иконы Божией Матери, изготовленный в 1576 г. в Никосии мастером Г. Тумазосом, и проскинитарий с инкрустацией из кости (1785), в к-рый был вставлен чудотворный образ. Здесь же находится лампада (XIX в., серебро с позолотой, цветное стекло, кораллы), ранее висевшая перед этой иконой. Декор лампады сочетает барочные и исламские мотивы (лилии, двуглавые орлы, полумесяцы), а цепи украшены фигурками ангелов, серафимов и соцветиями маргариток.
Среди реликвий К. м.- энколпион с частицами Честного Креста Господня (1800, серебро с позолотой, драгоценные камни, жемчуг); серебряные ковчеги с мощами: 6-гранный с пирамидальным завершением (мастер Панайотис Ювелир, 1779), содержащий частицы мощей мн. святых; прямоугольный с пирамидальным завершением (1782), в к-ром хранится глава св. Иоанна Потамита; в форме митры (XVIII в.) - с частью главы свт. Епифания Кипрского, а также деревянные в серебре мощевики в виде книги с изображениями на обороте верхней створки Киккской иконы Божией Матери, изготовленные в 1776, 1799, 1801 (мастер Хаджи-Лампринос из Смирны), 1833, 1834, 1864 гг. (мастер Филипп Ювелир из Невшехира в Каппадокии), и др. В деревянный антиминс 1653 г. с частицами мощей (вклад архиеп. Никифора) вставлены пластина из слоновой кости с фигурой ап. Петра (VI в.) и камея с поясным изображением вмч. Димитрия Солунского (XII в.). Вкладами Никифора также являются литийный крест (серебро с позолотой, мастер Христофор, 1636) и водосвятная чаша (ножка - серебро с позолотой, мастер Христофис Аргирос, 1639, купель - серебро, XIX в.).
На подставке деревянного резного креста со сценами из ВЗ и НЗ сохранились дата и имя мастера - 1545 г., Георгий Ласкарис. Среди водосвятных крестов XVIII-XIX вв. (῾Ιερὰ Μονὴ Κύκκου. 2010. Σ. 388-405) выделяется деревянный резной крест в серебряной оправе (1710), украшенной эмалью, кораллами, жемчугом, бирюзой, разноцветным стеклом и называемый крестом мавританки, потому что спустя некоторое время после разграбления обители он был возвращен в К. м. смуглой мусульманкой. Большой литийный серебряный с позолотой крест со сценами из истории К. м. выполнен в XVIII-XIX вв. Серебряные с позолотой оклады Евангелий изготовлены в мастерских разных регионов правосл. мира, напр. в Трансильвании (1693), в России (1802), а также на Кипре (братьями Иоанном и Георгием, 1813; Хаджи-Иоанном из с. Оду близ Лефкары, 1864).
Древнейшими сохранившимися предметами церковной утвари являются бронзовый дискос для антидора XV-XVI вв.; 2 др. бронзовых дискоса для антидора - работы западноевроп. мастеров XVI в. Большинство богослужебных сосудов из серебра изготовлено в XVIII-XIX вв., напр. серебряные с позолотой потир 1709 г., дискос 1809 г., дарохранительницы в форме храма 1771, 1807 и 1853 гг. и др. Имеется церковная утварь, привезенная из России: дискос для колива 1843 г., дискосы, ковш для теплоты, тарель, звездица, копие и лжица XIX в. (Ibid. Σ. 411-412, 420-421).
К XVIII-XIX вв. относятся предметы, украшенные золотым шитьем: 3 плащаницы, выполненные в к-польских мастерских (Деспина Аргирея, 1703; Кокона Ролога, ок. 1829; Григория Коста-Паппа, 1847), 3 омофора XVIII-XIX вв., вероятно к-польской работы, епитрахили 1735 г. (провинциальная мастерская), 1775 г. (Керкира?), 1781 г. (Грузия) и др., покров (дар господаря Валахии и Молдавии, видимо Константина Маврокордата (1711-1769)), 2 завесы для Киккской иконы Божией Матери (дар царя Грузии Ираклия II и его супруги Дареджан, 1780, и вклад неких Николая и Георгия с семьями, работа к-польской мастерицы Севасты, 1821) и др.
Архив османского периода включает 1465 документов на тур. языке и 1045 - на греческом. Архивные материалы освещают разные стороны политической, экономической и духовной жизни острова. Древнейший актовый документ на тур. языке датируется 1572 г., на греческом - 1619 г. Более ранние документы были утрачены во время пожаров. В 1973 г. были опубликованы тексты 34 султанских фирманов, хранящихся в архиве (Χιδίρογλου Π. ᾿Οθωμανικὰ ἔγγραφα τῆς ἐν Κύπρῳ Μονῆς Κύκκου. Λευκωσία, 1973). В 1993 г. вышло в свет 5-томное издание «᾿Οθωμανικὰ ἔγγραφα», к-рое содержит 1030 документов 1572-1839 гг., в 1999 г.- еще 2 тома, включающие 353 документа за 1840-1912 гг. К. м. также обладает собранием более чем из 100 рукописных книг. Архив и рукописное собрание хранятся в б-ке, наиболее древние манускрипты и акты переданы в музей.
Фрагменты пергаменных рукописей Х в. были использованы для переплета бумажных кодексов - «Логики Никифора Влеммида» (Cod. 36) и «Шестокнижия Константина Арменопула» (Cod. 39). К XII в. относятся пергаменный свиток длиной 4,1 м с текстом Литургии свт. Иоанна Златоуста и Евангелие, переписанное мон. Неофитом. Литургия свт. Иоанна Златоуста сохранилась и в более поздних списках: Cod. 41, сер. XVI в. (выполнен иером. Акакием по заказу игумена К. м. Симеона), Cod. 43, 2-я пол. XVII в. (писец свящ. Иаков), новонайденный Cod. 3, сер. XVII в. (видимо, переписал мон. Варнава). Евангелие-лекционарий (Cod. 49) датируется XIV в. Помимо богослужебных книг, творений св. отцов и певч. рукописей в б-ке К. м. сохранились произведения по церковному праву (в т. ч. Номоканон Мануила Малакса (Cod. 1 и 20, 1562 и 1700 гг.), Номоканон (Cod. 25 и 9, 1679 г. и XVIII в.) и др.) и философские сочинения (напр., «Философия» (Cod. 5, 1720 г.), «Логика Никифора Влеммида» (Cod. 37, 1771 г.), «Психология» (Cod. 8, 1888 г.), «Физика, то есть Философия» (Cod. 25, XIX в.) и др.).