(24.11.1655, Стокгольм - 5.04.1697, там же), кор. Швеции (1660-1697), церковный реформатор. При нем Шведское королевство стало абсолютной монархией. До 1672 г. из-за несовершеннолетия короля Швецией управлял регентский совет. По Оливскому миру 1660 г. польск. кор. Ян II Казимир отказался от претензий на швед. престол, право на к-рый было утрачено его отцом Сигизмундом III Вазой в 1599 г., и уступил Швеции Ливонию и Ригу, которые де-факто находились под швед. контролем с 20-х гг. XVII в. Заключенный в том же году Копенгагенский мирный договор был менее удачным для Швеции, поскольку Дании возвращалась часть ее территории - о-в Борнхольм в Балтийском м. и сев. обл. Трёнделаг (совр. Норвегия).
Союз с Францией заставил Швецию начать военные действия против Бранденбурга, которые привели к Сконской войне 1675-1679 гг. между Данией и Швецией, гл. обр. на территории швед. пров. Сконе. Вначале ситуация складывалась неблагоприятно для Швеции, однако не подготовленный к правлению молодой король, объявленный совершеннолетним в 1672 г., неожиданно блестяще проявил себя во время войны. К. одержал победу над датчанами в кровопролитной битве при Лунде в дек. 1676 г., в 1677 г. снова победил противника при Ландскруне. Однако на море Дания сохраняла превосходство, и военные действия против Бранденбурга были не слишком успешны. В 1679 г. Дания и Швеция заключили Лундский мир и договоры о браке между К. и сестрой датского короля Ульрикой Элеонорой, об оборонительном альянсе, о торговле, а также обязались не вступать в союзы с 3-ми державами без предварительных переговоров между собой.
Результатом Сконской войны стало сохранение статус-кво, но К. смог использовать военный успех для усиления своих позиций и подавления недовольных среди аристократии. Король обвинил регентский совет в том, что Швеция оказалась вовлечена в Сконскую войну, и для расследования преступлений его участников создал комиссию на риксдаге 1680 г. Сословия, недовольные поведением знати, поддержали К. Став абсолютным монархом, К. мог больше не прислушиваться к мнению знатных членов риксрода. В 1693 г. король был официально провозглашен единовластным правителем Швеции.
«Редукция» (Reduktion) 1680 г. вернула швед. короне значительную часть земель, ранее дарованных знати. Это позволило увеличить доходы короля и преодолеть последствия войны, но привело к разорению ряда аристократических семейств. В целом экономическое положение страны улучшилось, что позволило провести военную реформу и построить новую военную гавань в Карлскруне. Однако частый голод в последние годы правления К. тяжело сказался на экономике и положении населения севера Швеции, Финляндии и остзейских провинций.
Большое значение уделялось интеграции новых доминионов, перешедших к Швеции после Сконской войны,- провинций Сконе, Блекинге и Халланд. Швед. язык стал языком богослужения и преподавания, был восстановлен Лундский ун-т, введены новые законы.
Значительное влияние на мировоззрение короля оказал его воспитатель Олоф (Олов) Свебилиус, придворный капеллан и архиепископ Уппсалы (1681-1700). К. вырос образцовым лютеранином, требовавшим от окружающих столь же суровой, целомудренной и набожной жизни. В его представлении созданный Творцом мир движется к предуготованному ему концу; Бог установил в Свящ. Писании законы, к-рым нужно непреложно следовать. Короли являют собой образец предписанного Богом поведения и должны способствовать тому, чтобы и подданные следовали этому образцу. К. делал все возможное, чтобы поддерживать единство в королевстве, в т. ч. и в вопросах вероисповедания и религ. практик, вплоть до того, что солдаты по воскресеньям патрулировали улицы и следили за посещением церкви подданными короля. Хранителем скрижалей Декалога называли короля, и ему надлежит подчиняться как установленной Богом власти.
Риксдаг в 1686 г. провозгласил, что королевская семья Богом и природой предназначена для того, чтобы «управлять нами как абсолютные и полновластные короли, которые связуют нас своей волей и не отвечают за свои поступки ни перед единым человеком на земле» (Lutheran Ecclesiastical Culture. 2008. P. 453-454). К. ограничивал свой круг чтения Библией и богословскими трудами и не терпел компромисса в религ. делах. По мнению Э. Аптона, при К. Швеция настолько приблизилась к идеалу всеобщего религ. единства, насколько это вообще было возможно для европ. общества после Реформации. По случаю 100-летия принятия Швецией Аугсбургского исповедания К. написал в дневнике: «Вечная хвала Богу, позволившему нам эти сто лет внимать Его спасительному Слову во всей чистоте. Господь Бог, благоволи нам, чадам Швеции, чтобы мы могли сохранять Твое чистое слово до скончания века» (Upton. 1998. P. 21-22).
Религ. взгляды К. способствовали укреплению королевской власти и превращению швед. короля в абсолютного монарха. В 1686 г. король содействовал принятию в Швеции «Книги Согласия» (см. ст. Согласия формула), сборника лютеран. вероисповедных текстов, и нового закона о Церкви, подчинившего духовенство гос-ву; вводились новые катехизис, Служебник (изд. в 1693) и молитвенник. Авторами нового катехизиса стали преданные сторонники короля архиеп. О. Свебилиус и Хаквин Снегель, впосл. также занимавший эту кафедру. К. приказал сделать новый, переработанный и отредактированный перевод Библии на швед. язык; текст был опубликован только в 1703 г., уже в правление его сына Карла XII. В 1686 г. при Стокгольмской консистории была учреждена офиц. должность цензора (лат. Censor librorum) по прошению представителей духовенства в парламенте. В задачи цензора входила защита лютеранства от инакомыслия и философских учений, подобных картезианству (см. ст. Декарт).
Лютеранство являлось важным объединяющим фактором на территориях, к-рые Швеция контролировала в Скандинавии, Прибалтике и Германии. Хотя в Эстляндии и Ливонии нем. бароны так и не приняли в полной мере новый церковный закон (пункты об устройстве приходской жизни), он позже сохранял силу для лютеран Прибалтики и в составе Российской империи. В 1691 г. представители духовенства Эстляндии и Ливонии обратились с прошением в Стокгольмскую консисторию, вынудив короля признать ряд проблем: бедность и малый размер приходов, нехватку духовенства, суровые зимы и особенности религиозных практик местного крестьянства. В результате количество обязательных воскресных проповедей для этих провинций было сокращено до 2 вместо 3 (Lutheran Ecclesiastical Culture. 2008. P. 56).
Поддержку со стороны лютеран. духовенства также обеспечивало неприятие К. кальвинизма. В частности, гугенот Пьер де Фалезо, посол Бранденбурга, был отозван из Швеции по требованию короля, поскольку пытался лоббировать интересы кальвинист. меньшинства в преимущественно лютеран. стране. Сменивший его посол Кристоф фон Дона, хотя также был кальвинистом, женился на сестре шведского канцлера Бенгта Оксеншерны, и их дети воспитывались в лютеранской традиции (Conversion and the Politics of Religion in Early Modern Germany. N. Y., 2012. P. 88-89). В проповеди на смерть К. архиеп. О. Свебилиус утверждал, что «евангелическая лютеранская религия» является единственной верой, к-рую позволено исповедовать в Швеции, и шведы обязаны с усердием сохранять истинное евангелическое учение.