[груз. იშხანი, от арм. главный], муж. мон-рь (30-40-е гг. IХ в.- не ранее ХVI в. и до XVIII в. с перерывами) и кафедра Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), культурно-лит. центр груз. исторической юго-зап. пров. Тао. Основан прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и свт. Саввой Ишхнели в Кларджетской пуст. Расположен в Тортумском ущелье, на правом берегу р. Олту (Олтиси), в т. н. Грузинской долине (близ Юсуфели, иль Артвин, Сев. Турция). Мон-рь воздвигнут на высоком плато, сохранились 2 церкви. На востоке от И. находится одноименная турецкая деревня Ишхан, на северо-востоке от нее - руинированная Ишханская крепость. Ишханское плато с 3 сторон окружено горами: на севере и востоке - Карьол (Кариели), на юге - Арафек, на юго-востоке - Ургюндюз.
Сведения об И. содержатся в груз. средневек. исторических материалах, а также в многочисленных эпиграфических памятниках кафоликона И.
Об истории постройки кафоликона И. и об основании здесь обители и епархиальной кафедры стало известно после публикации Жития прп. Григория Ханцтели, осуществленной Н. Я. Марром в 1911 г. Житие было создано Георгием Мерчуле в 951 г. (Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчуле. 1911; 1963. Т. 1. С. 248-319; Он же. 1982. С. 107, 204; Он же. 1999. С. 253, 324). Прп. Григорий, считающийся возобновителем монашества в Грузии, в VIII-IX вв. подвизался в Тао-Кларджети, где он и его ученики основали много монастырей; прп. Григорий стал архимандритом 12 обителей Кларджетской пуст. В Житии рассказывается, что 1-я церковь в И. была построена в 30-х гг. VII в. арм. епископом-халкидонитом св. Нерсесом III Таеци (католикос Армении в 641-661/2). По мнению В. Джобадзе, этот храм был разрушен в 30-х гг. VIII в., во время нашествия на Грузию арабов под рук. полководца Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого) (Djobadze. 1992. P. 192).
Новая церковь была выстроена учеником и племянником прп. Григория еп. Ишханским (ишхнели) свт. Саввой (также Саба, Сабан), время деятельности которого определяется 30-40-ми гг. IХ в. Прп. Григорий и свт. Савва оказались в окрестностях И., возвращаясь из паломничества в К-поль. Агиограф пишет, что им «от Бога открылась прежняя слава Ишхани, святые церкви в селе при нем, и было им возвещено, что Ишхани опять обновится рукою Сабана. Указан был им и путь, чтобы дойти туда, так как место то было недоступно для людей того времени» (Гл. 14). Добравшись до руин древней церкви, святые обрели там «духовное и телесное утешение». Спустя нек-рое время прп. Григорий отпустил свт. Савву восстанавливать И. и определил ему в помощь 2 учеников. Сын св. Ашота I царь Баграт I Куропалат (826-876) активно содействовал прп. Григорию в развитии церковной жизни в Тао-Кларджети, много жертвовал на нужды мон-ря Хандзта и постройку мон-ря Шатберди (Ени-Рабат). Узнав от прп. Григория об И., царь «обрадовался, поспешно написал письмо, отправил хороших людей и с честью пригласил» свт. Савву во дворец. Побеседовав со святыми, царь посетил И. и «очень полюбил ту местность... Божиею волею Савва сделался епископом в Ишхани, построенном блаженным католикосом Нерсесом, в соборной церкви и на каферде его, которая многие годы была во вдовстве... вторично была церковь отстроена нашим блаженным Саввою при материальном попечении богочестивых царей» (Гл. 26).
По заказу Ишханского еп. Илариона для И. в 973 г. был вычеканен Ишханский выносной крест (ГМИГ); в кон. X - нач. XI в. переписан сборник произведений (НЦРГ. А 35), содержащий сделанный прп. Евфимием Святогорцем перевод Патерика (подробнее о святынях И. см. в ст. Ишханская епархия).
В 1006 г. южнее кафоликона царь Тао Гурген II († 1008) выстроил в И. малую ц. во имя Богородицы. При Ишханском архиеп. Антонии (I), современнике царей единой Грузии Баграта III (975-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072), было закончено строительство кафоликона И. Серебряная икона прп. Симеона Столпника (20-е гг. ХI в.; ГМИГ) выполнена по заказу архиеп. Антония (I) и содержит его прижизненное изображение. В центральной части иконы, справа от столпа прп. Симеона, выбита надпись, позволяющая представить состояние И. в это время: «Убогий Антон Цагерели в бытность мою в Ишхани нашел красивое место заброшенным и обустроил, и святомy Симеонy пожертвовал, и создал эту икону, в церкви ее установил для помощи души моей; кто малое это мое услужение изменит, святой Симеон будет покорителем его перед Христом в тот День Суда, аминь». Архиерей изображен в полный рост слева от поясной фигуры столпника, по сторонам от него выкована надпись: «Антон Цагерели». По мнению В. Силогавы, архиеп. Антоний занимал Цагерскую кафедру, когда посетил И. и нашел мон-рь в запустении. Он возродил «красивое место» и заказал золотых дел мастеру Филипе икону прп. Симеона. Историк считает, что факт дарения кафоликону И. именно этой иконы может указывать на раннее посвящение церкви прп. Симеону Столпнику.
В 1014-1027 гг. архиеп. Антоний (I) выстроил кафоликон И. и включил в него хорошо сохранившиеся до того времени части предыдущей постройки. На стенах храма различаются 2 принадлежащие архиеп. Антонию (I) строительные надписи: 1-я - на архитраве юж. входа о возобновлении юж. портала храма (нач. XI в.); 2-я (1032) - на юж. стене храма о завершении строительства. К этому времени были окончательно достроены стены кафоликона и поставлен купол. В надписи упомянут зодчий Иване Морчаис-дзе. По наблюдению прав. Евфимия Такаишвили, в этот период «храм... получил те богатые украшения, которые и теперь восхищают нас великолепием и изяществом выполнения». К этому времени относятся вырезанные на камнях и вставленные в разные участки стен храма орнаментальные процветшие кресты (Такаишвили. 1952. С. 28-29. Табл. 11). На северной стене кафоликона И. есть еще одна обширная лапидарная надпись, сохранившаяся фрагментарно. Возможно, она была вытесана в период царствования Баграта IV и во время управления Ишханской епархией архиеп. Антонием (I) (Там же. С. 29).
В 1033 г. ишхнели архиеп. Иларион (II) (Масурис-дзе) пожертвовал И. Местийское Четвероевангелие (ИЭМС. Ркп. 1, 1033 г.). По его заказу был переписан также сборник аскетических сочинений (НЦРГ. А 35). Из надписи сер. XII в. (очевидно, 1155), выполненной на среднем нефе сев. стены кафоликона И. архиеп. Ишханским Игнатием, известно, что И. владел недвижимым имуществом. В частности, упоминается о возвращении И. царем всей Грузии Димитрием I (Деметре) (1125-1155/56) с. Лозни, попавшего в залог.
В бумажных вставках ХVI в. в пергаменную рукопись песнопений св. Тбели Абусеридзе (НЦРГ. А 85, 1233 г.), сделанных при Ишханском архиеп. Аверкии каллиграфом Симеоном Каргаретели, сохранились сведения о том, что в ХVI в. И. был действующим монастырем. Созданные в И. рукописи были использованы для составления Шатбердского сборника (НЦРГ. S 1141) и Пархальского Многоглава (НЦРГ. А 95), о чем сказано в колофонах последнего (подробнее о деятельности монастырей тао-кларджетской литературной школы см. в разд. «Монастырские школы» ст. Грузинская Православная Церковь). После захвата Тао-Кларджети турками в кон. XVI в. произошла исламизация этой области.
Историк XVIII в. Вахушти Багратиони в соч. «История царства Грузинского» характеризует Ишханскую крепость как «довольно твердую», упоминает «огромный и прекрасно выстроенный купольный храм. Здесь восседал епископ, пастырь Испири, Тортоми, Байбурди, до Трапезундской горы, а ныне пустует» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 681).
В 1917 г. в И. побывала экспедиция Грузинского об-ва истории и этнографии под рук. Такаишвили, в ее составе находились инженер А. Н. Кальгин, художники Ладо Гудиашвили и Михаил Чиаурели (впосл. народный артист СССР), художник-график, архитектор и настоятель монастыря Вардзиа иером. Ипполит. Они выполнили точные замеры храмов, сделали чертежи, скопировали и зарисовали надписи и фрески. Такаишвили указал, что во 2-й пол. XIX в. в зап. приделе кафоликона устроили мечеть: помещение было отделено от восточной части храма, включающей 3 рукава, поперечной булыжной стеной с окном. Для входа в вост. часть были пробиты крупные бреши в сев. стене жертвенника и в зап. стене сев. придела. Парадную юж. дверь храма замуровали: здесь был устроен кюмбет (куполообразный водоем) (Такаишвили. 1952. С. 26-27).
Кафоликон И. отчасти руинизирован. Утрачены зап. придел, своды над зап. и вост. рукавами, значительные площади облицовки и росписей. Такаишвили, ссылаясь на сведения С. Саргисяна и Н. Шугурова, писал, что для уничтожения росписей зап. рукава, где была устроена мечеть, мусульмане развели вдоль стен костры. Остатки росписи были соскоблены остриями пик. Стены остальных 3 рукавов были менее испорчены, тур. солдаты штыками повредили живопись (Там же. С. 35). Однако красота фресок кафоликона И. привлекала внимание мусульман. Марр привел тур. изречение, к-рое во 2-й пол. XIX в. характеризовало И. в числе др. памятников: «Славится красота храма Ошки и местоположение Хахули и роспись Ишхани» (Георгий Мерчуле. 1911. С. XXXV).
В кон. XX - нач. XXI в. груз. специалисты активно изучают состояние разрушающихся груз. архитектурных памятников Тао-Кларджети. Договоры с тур. стороной о реставрации Ошки и И. затягиваются. Обсуждается вопрос о возможности восстановления груз. стороной груз. храмов в Тао-Кларджети при условии, что тур. сторона сможет восстановить 4 мечети на территории Грузии.
По мнению Такаишвили, опирающегося на сведения 6-строчной фресковой надписи сер. XII в. (очевидно, 1155 г.), размещенной в нижнем регистре северного рукава, центральный придел храма был посвящен Пресв. Богородице, южный - прп. Симеону Столпнику, северный - возможно, св. Иоанну Предтече.
Ишханский кафоликон - один из сложных памятников груз. архитектуры. В нем различается неск. слоев. Такаишвили выделяет 3: относящиеся к эпохам св. Нерсеса (VII в., апсидная колоннада), свт. Саввы (30-е гг. IX в.) и архиеп. Антония (I) (1-я пол. XI в.). Н. Чубинашвили и П. Закарая, основываясь на стилистическом анализе памятника, выделяют 4-й слой: сер.- 2-я пол. X в. В. Джобадзе высказал предположение, что при свт. Савве перестроенный храм имел форму базилики; основной корпус был построен до Морчаис-дзе. Последние исследования памятника дали основание некоторым ученым (М. Богиш, Д. Туманишвили, Д. Хоштария, А. Ю. Казарян) не причислять апсидную колоннаду кафоликона И. к постройкам св. Нерсеса III. Казарян датирует ее 1010-1030 гг., Богиш - сер. X в., однако не исключает и нач. XI в., Хоштария - 60-ми гг. X в. (Bogisch. 2009. Р. 200-206).
Храм св. Нерсеса III являлся в регионе наиболее ранним образцом тетраконха с обходной кольцевой галереей. К церквам аналогичного типа относят храмы в исторической Грузии (Бана), в исторической Армении (храмы Звартноц, св. Григория Просветителя в Ани (Сурб-Григор, Гагика)) и Албании Кавказской (в с. Лекит). Все эти строения представляли в плане тетраконх значительного размера, окруженный обходом в виде круглого коридора.
На 2-ю пол. X - нач. XI в., по мнению Чубинашвили и Закараи, указывают устройство зап. рукава (глубокий неф, сильно выступающие пилястры), решение подкупольных устоев (свободно стоящие пилоны), аналогичное использованным в Ошки, Баграта храме в Кутаиси, Светицховели и Алавердском соборе, особенности декорирования пилонов (Ошки, Тбети), переход от подкупольного пространства к куполу с помощью паруса с тромпом, выполняющим декоративную роль, применение аркатуры в интерьере барабана (Долискана, Шатберди, Опиза, Кацхи) и др.
Кафоликон XI в.- это крестово-купольное сооружение с удлиненным зап. рукавом (форма креста ясно читается снаружи), отличающееся крупными размерами (33,45×21,45 м). Стены сложены из тесаного камня исключительно высокого качества. Конструктивные места - колонны, пилястры, арки, своды и др.- облицованы хорошо тесанным камнем, остальные - слегка обработанным. Архитектурное решение собора и художественное оформление фасадов имеют черты памятников южногрузинских провинций Тао и Кларджети.
В главной церкви И. устройство алтарной части значительно отличается от обычного плана церквей, в к-рых жертвенник и диаконник примыкают к главному алтарю с апсидой в форме полукруглой глухой стены. Здесь апсида в нижней части имеет расположенную полукругом колоннаду, по бокам алтаря зодчий выстроил длинные помещения для диаконника и жертвенника с апсидами и восточным окном в каждой. В вост. стене, соединившей их, сделано 3 окна. Над ней была возведена новая часть стены, полусводом переходящая на арки колоннады, что придало вост. фасаду вид 2-этажного строения. На верхнем этаже с юж. и сев. сторон вост. стены расположены несоединяющиеся хоры сложного устройства, попасть на к-рые можно было по приставной лестнице через люк. От передних столбов начинается алтарное возвышение. Восемь колонн (высота 2,48 м) алтарной колоннады сохранились в достаточно хорошем состоянии, они имеют простые базы и богато орнаментированные капители кубической формы.
Арки над колоннами подковообразные, как в ц. Бана, крайние приподняты, что увеличивает впечатление глубины полукружия алтаря. По сторонам апсиды расположены длинные и узкие дополнительние 2-этажные помещения, к-рые заканчиваются к востоку маленькими апсидами.
16-гранный барабан (высота 6 м, диаметр 9,67 м) перекрыт коническим куполом и опирается на 4 мощных столба (высота 11,48 м). Переход от квадрата основания к куполу выполнен с помощью парусов с тромпами, в нижней части решенных декоративно (веер). Нижний пояс барабана выступает наподобие карниза, над ним помещается круглый обход, на к-рый можно было попасть через отверстие, начинающееся над конхой. По мнению Такаишвили, первоначально барабан имел 8 длинных окон и при реставрации в 1032 г. в 8 глухих гранях барабана были пробиты воронковидные, расширяющиеся внутрь круглые окна. Т. Вирсаладзе считает, что в барабане изначально было 16 окон, в 1032 г. 8 из них были заложены для увеличения площади росписи. Купол, согласно древнему груз. обычаю, увенчан вместо креста каменной шапочкой. Хорошо сохранилось древнее перекрытие купола, устроенное в виде конусообразных рядов закругленных сверху черепиц. Использованы 2 вида глазурованной черепицы темно-бордового и темно-синего цветов: полуцилиндрическая черепица положена на загнутые края плоской и т. о. закрывает соединения.
Сев. придел не имел апсиды, его использовали как кладовую. Экспедиция Такаишвили обнаружила в нем зарытый в землю большой глиняный квеври (кувшин для хранения вина) (Такаишвили. 1952. С. 30). Зап. рукав храма представляет собой удлиненное по сравнению с южным и северным прямоугольное пространство с примыкающим к сев. стороне длинным прямоугольным помещением без апсиды, к-рое, по мнению Такаишвили, было хозяйственным. Рукав перекрыт коробовым сводом, опирающимся на подпружные арки. Из боковых стен сильно выступают 3-ступенчатые пилястры. Здесь находились оба входа в кафоликон - в центре зап. стены и в юж. стене.
Вост. фасад соответствует внутреннему расположению алтарной части: нижний этаж служит фасадом для вост. внутренней галереи и имеет 5 окон, 2-й этаж соотносится с верхней частью алтарной апсиды, делится на 3 арки и имеет 2 окна в средней, более высокой, арке и под коньком фронтона. В боковых арках верхней части фасада расположены треугольные ниши, перекрытые веерообразными рельефными лучами.
Западный фасад также делится на 2 уровня. Верхний аналогичен той же части вост. фасада и украшен 3 арками. В средней арке помещено 4-угольное орнаментированное окно, в боковых - аналогичные восточному фасаду треугольные в плане ниши с канелюрованными лучами. Во время переделки кафоликона в мечеть мусульмане заменили зап. вход более широким проломом.
Юж. фасад состоит из 2 частей. Выступающий юж. рукав храма украшен 3 арками, в каждой сделано по окну, в средней, более высокой, арке устроено также круглое окно. Юж. часть зап. рукава имеет 4 арки, в 3 из них находится по окну. Во 2-й арке устроена дверь. Фасад выступающего сев. рукава обустроен аналогично южному. В сев. части зап. рукава окон нет, она представляет собой древний придел, облицованный мелким камнем.
Изысканное декоративное убранство кафоликона И. (аркатура, рельефы, резьба по камню) позволяет причислить памятник к одномy из лучших образцов груз. архитектуры этого времени.
Особенно изящно украшен барабан. Резные колонки граней, сообщающиеся плетеными 2-ступенчатыми арками, имеют базы и капители с орнаментацией различных мотивов. Круглые окна украшены резьбой по всей окружности, окна с полуциркульной аркой - в верхней части. Карниз барабана решен оригинально (прямых аналогий в архитектуре нет): по плоско профилированной горизонтальной линии фриза сверху проходит линия зубчато-лиственного орнамента. Между карнизом и аркатурой тянется фриз из кругов. Пилястры аркатуры опираются на 2-полосный пояс рельефных кругов и жгутообразный валик (Там же. Табл. 13). Карниз храма по всему периметру имеет одинаковый профиль, его скос между 2 жгутами орнаментирован.
Основной ритм украшения фасадов задает аркатура. Арки опираются на сложные базы, заканчиваются капителями тонкой обработки. Окно жертвенника имеет 4-угольный резной наличник с процветшим крестом (Там же. Табл. 8); окно диаконника, очевидно, также было выделено, но резьба утрачена. Орнаментированы 2 верхних окна вост. фасада: окно в средней арке украшено резьбой и плетением наличника, дополнительным навершием с зубчатым орнаментом и плетеным равнобедренным крестом над ним, вырезанным на одном камне (Там же. Табл. 12); круглое окно под коньком фронтона также имеет резное украшение (Там же. Табл. 3). Четырехугольное окно средней арки западного фасада орнаментировано (Там же. Табл. 6-2). Арки выступающей части фасада полуциркульные, боковых углубленных частей - стрельчатые. Западный фасад в общих чертах повторяет декор восточного (аналогично разделение фасада 3 арками). Окно в средней арке декорировано широким 4-угольным орнаментальным обрамлением. В боковых арках имеются глубокие ниши.
Южный фасад наиболее парадный. Фронтон читается целиком. Орнаментированы все 7 окон фасада: 6 обрамлены полуциркульными резными наличниками, верхнее окно средней арки - круглым. Над средней аркой выступающей части рукава помещен высокий процветший крест с орнаментом. Южный вход имеет богатый резной 3-уровневый портал с лапидарной надписью. На плоскости стены вырезан геометрический орнамент, обходящий проем вместе с тимпаном, в к-рый включена надпись. Выступающие пилястры состоят из парных жгутов. Капители содержат пальметты, на которые опирается арка с зубчатым орнаментом и горизонтальными отворотами. Поверх проходит еще одна профилированная арка, ее опорой служат кронштейны со сложным орнаментом (Там же. Табл. 9). В нижней части 3-го окна представлен лев, борющийся с драконом, у подножия столбов - водоплавающие птицы (Там же. Табл. 4, 7, 11). Украшения северного фасада значительно уступают южному, фактически декор присутствует только на выступающей части сев. рукава (орнаментированы все 3 окна).
Из 8 капителей колоннады 2 капители с волютами восходят к ионическому ордеру и явно навеяны позднеантичными или раннехристианскими образцами, остальные 6 по форме мало связаны с античной архитектурой. Богатым рельефным декором украшены капители и базы (1 м от пола) 4 столбов И., решенных попарно одинаково: восточные - многогранные, западные - сложной формы, имеют пилястры с 4 сторон и крупные валики между ними. Базы 2-частные: нижняя часть гладкая, с горизонтальными валиками, верхняя орнаментирована. В пластике капителей встречаются такие элементы, как горизонтальные валики, жгуты, фестончики, орнаменты, еловые шишки и др.
Интерьер храма был украшен фресками, по всей видимости относящимися к разным периодам (Привалова. 1996. С. 10-11). Наиболее ранний слой живописи (роспись купола), по мнению Такаишвили и Арамишвили, можно датировать 1-й пол. IX в., временем реставрации храма свт. Саввой. Роспись стен, опираясь на ктиторские надписи, они отнесли ко 2-й пол. X в. (не позднее 966). На пилястре сев. стены зап. рукава сохранились фрагменты надписи, принадлежавшей, очевидно, живописцу: «Закончил совсем... кафолическую церковь в моленье за Баграта». Исследователи предположили, что здесь был упомянут сын куропалата Адарнасе III (958-961) эристав эриставов Баграт († 966), при к-ром был возведен и расписан кафоликон Ошки; в храме остались фрагменты фресок XII в. Г. Чубинашвили и Т. Вирсаладзе опровергли эту т. зр., они писали, что поновление И. в 1032 г. было обширным и коснулось не только фасадов, но и интерьера. Очевидно, в том же году храм был украшен заново, что доказывает стиль росписи. Упомянутого в надписи Баграта они отождествляют с царем Грузии Багратом IV (Вирсаладзе. 2007. С. 239). Н. Тьерри датировал роспись купола и барабана 2-й пол. Х в. или нач. ХI в., зап. рукава - 30-ми гг. XI в., юж. и сев. рукавов - ХII в. (Thierry. 1975. Р. 86-104).
Живопись кафоликона И. отличается богатым насыщенным цветом, доминирует интенсивная лазурь. В апсиде был представлен Иисус Христос на троне, фланкированном ангелами; ниже находились изображения апостолов в полный рост, под ними был помещен святительский ряд. По мнению Такаишвили и Амиранашвили, роспись алтаря была схожа по стилю с визант. мозаиками X в. В медальонах, на своде вимы, были изображены поясные жен. фигуры, сохранились обрывки надписей: грузинской (более полная) - в левом и армянской (неразборчиво) - в правом. По мнению Такаишвили, в левом медальоне была изображена супруга царя св. Мириана царица св. Нана, в правом - супруга царя Трдата, 1-я арм. царица-христианка Ашхавнар (Ашхен) (Такаишвили. 1952. С. 37-38. Рис. 14, 15). Считается, что эти изображения - доказательство религиозного и культурного общения грузин и армян-халкидонитов. На стенах алтаря были помещены фигуры святых Иосифа Аримафейского, Саввы Освященного, ап. Филиппа, ап. Варфоломея, композиция «Уверение ап. Фомы». В жертвеннике изображены стол, ангелы и купольная церковь, сохранилась часть подписи: «Раскройте врата, праведные, и внемлите Создателю неба и земли». Над окном диаконника помещалась композиция «Успение Пресв. Богородицы», на сев. стене в надписи читается слово «Капернаум».
Лучше всего сохранилась роспись купола с композицией вознесения Креста ангелами (аналогичные композиции в росписях Пархали, Манглиси, Никорцминде и др.). На синем фоне, усеянном звездами, в медальоне представлен богато декорированный, равноконечный, почти белый крест. Медальон держат 4 ангела в хитонах и гиматиях разного цвета (использованы белый, голубой, синий, зеленый) и с крыльями розово-коричневого цвета. Рукава креста украшены камнями, из перекрестия выходят лучи, мандорла окружена радужным облаком. Вирсаладзе отмечает, что «горизонтально развернутые фигуры летящих ангелов, красиво заполнившие свод купола, способствовали впечатлению его ширины и мощи и поэтому охотно изображались художниками XI в. (Манглиси, Ишхани, Хахули, Атени?)» (Вирсаладзе. 2007. С. 245).
Ниже, в своде купола, помещена композиция «Апокалиптическое видение пророка Захарии». По сторонам света изображены 4 запряженные крылатыми разномастными конями колесницы с возницами, указывающими на Крест. Грузинские надписи, выполненные асомтаврули, соотносятся по содержанию (но не всегда точно следуют греческим и еврейским текстам ВЗ) с описанием видения прор. Захарии (Зах 6. 1-6): «В первую колесницу были впряжены кони черные» (северная сторона), «А с западной стороны - кони белые», «И в колесницу южную были впряжены кони каштанового цвета», «А с востока - пестрые» (Такаишвили. 1952. С. 35-36. Рис. 13). Такаишвили отмечает, что груз. слова, обозначающие масти лошадей, «более архаичны, чем мы видим в поздних списках Библии». Над северной колесницей, ниже ног ангелов, находится персонифицированное изображение луны (в диске помещена полуобнаженная жен. фигура с луком в руке верхом на быке или олене); над юж. колесницей - изображение солнца (диск гладкий). В юж. части купола под колесницей находилась аллегорическая фигура полуобнаженной женщины на рогатом звере в круге, которую Такаишвили трактует как вавилонскую блудницу и отмечает, что это довольно редкое изображение для росписи купола (аналогичное известно только в росписи купола Манглиси).
В вершинах арок барабана над окнами помещены 16 круглых медальонов с погрудными изображениями ангелов. На 8 гранях барабана находились изображения пророков в рост с развернутыми свитками. Новые 8 окон, сделанных, по мнению Такаишвили, при достройке И. в 1032 г., значительно повредили роспись. Вирсаладзе, указывая на слабые возможности строительной техники того времени, неспособной пробить ровные круглые окна, практически не повредив края живописи, считает, что живописец для того чтобы разместить монументальные фигуры пророков, заложил и заштукатурил 8 из 16 первоначальных окон барабана, сделав роспись поверх них. Со временем закладки выпали и в живописи образовались круглые отверстия, особенно пострадали головы пророков (Вирсаладзе. 2007. С. 239-240). В 8 больших окнах барабана были помещены 24 изображения святых (погрудное - в арке, в полный рост - на обоих откосах каждого окна). Сохранились надписи с именами нек-рых воинов-мучеников: Димитрия Солунского, Фоки, Сергия Римлянина, Феодора Стратилата, Мины, Прокопия Кесарийского, Геронтия, Конона Памфилийского. Подобное размещение изображений было обусловлено размерами низкого и широкого купола, где не умещались 3 регистра фигур святых сообразно их рангу, а подкупольные устои не были рассчитаны на роспись (многогранность ствола, орнаментированные капители и базы), так что живописец был вынужден занимать дополнительные площади (Там же. С. 245).
Роспись юж. рукава утрачена полностью, под большим окном сохранилась только подпись: «Св. Константин». В сев. рукаве были представлены частично сохранившиеся композиции «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Преображение Господне», «Распятие», «Снятие с Креста», на откосах северного рукава - изображения вмц. Варвары и вмц. Марины.
На сев. и юж. стенах зап. рукава храма был размещен ктиторский ряд (не сохр.). В углах пилястр зап. стены читались исполненные красной краской надписи на асомтаврули - имена изображенных представителей таойской ветви груз. царской династии Багратиони - Адарнасе III Куропалат (881/889-923), его отец царь Тао Баграт I Магистр (937-945) и его сын эристав эриставов Баграт, строитель Ошки; на южной стене - фрагменты изображения царских одежд визант. образца. Такаишвили допускает, что здесь также находились портреты таойских Багратиони, поскольку в Ошки сохранились аналогичные барельефные изображения эристава эриставов Баграта и его брата царя Тао Давида III Куропалата (2-я пол. X в.- 1001) в имп. визант. одежде. Здесь же были представлены образы св. воинов вмч. Георгия и вмч. Феодора Стратилата. На зап. стене находились фрески, посвященные библейским сюжетам. Сохранились фрагменты надписи: «...и перед Авраамом», частично - декоративный орнамент стен и окон, состоящий из листвы и цветов.
В нижнем регистре сев. рукава видны фрагменты росписи XII в. Здесь были представлены поясные фигуры 7 святых, написанных черной краской, читаются подписи к 4: свт. Николай, архиеп. Мирликийский; ап. Иаков, брат Господень; ап. Андрей Первозванный; ап. Лука.
Кафоликон И. имеет богатые эпиграфические памятники. На внешних стенах храма содержатся 3 лапидарные надписи XI в. Две из них - строительные времени правления архиеп. Антония (I), касающиеся проводимых реставраций. На архитраве юж. входа помещена обширная надпись, выполненная асомтаврули, борозды букв заполнены синей краской (частично сохр.). Строки расположены полукругом, заключительные буквы последнего слова текста - вертикально и продольно, образуя крест. Надпись имела декоративную функцию и являлась элементом убранства храма. Ее текст состоит из 2 частей: 1-я - адоративная и восславляет царя Георгия I; во 2-й, обширной части сообщается, что архиеп. Антоний (I) возобновил юж. портал храма (не сохр.) при жизни царя Георгия I. Надпись содержит ценные исторические сведения, в ней упомянут отец Георгия I царь Баграт III (полный текст, палеографическую копию, фотоснимок см.: Такаишвили. 1952. С. 27. Табл. 9, 10; Закарая. 1990. С. 26, 31. Табл. 31, 32; Djobadze. 1992. Р. 211-213). Надпись 1032 г. была высечена на юж. стене храма. Она начинается в одну строку на левой пяте навершия 2-го юж. окна, обрамляет окно и, распадаясь на 10 строк, заканчивается на правой части стены. В тексте указано, что архиеп. Антоний (I) «для возвеличивания Баграта куропалата» (царь Баграт IV) и «рукою» зодчего Иване Морчаис-дзе «обновил и завершил святой храм Божий» (Такаишвили. 1952. С. 28-29. Табл. 11). На юж. стене под карнизом сохранились фрагменты надписи, где упоминается о пожертвовании некоего Георгия за царя Баграта IV «в отпущение грехов наших». Надпись была снята С. Саргисяном (не изд.).
Наиболее ранняя надпись в И.- фресковая строительная, исполненная на юж. стене сев. придела асомтаврули в 27 строк (8 последних утрачены). Такаишвили датировал ее 954-955 гг. Надпись была скопирована в 1917 г. худож. М. Чиаурели. В ней сказано, что 7 сент. 917 г. (187 г. короникона) по приказу царя картвелов Адарнасе III Куропалата некий Василий (Басили) был хиротонисан во епископа Ишханского и, «прослужив этому святому храму 19 лет», скончался 26 дек. 936 г. Новый кандидат в ишхнели - Стефан (Стефане) - по приказу груз. царей Давида II Магистра (923-937), Ашота IV Куропалата (царь в 945-954), Баграта I Магистра (царь в 937-945) и Сумбата I Антипатрика (царь в 954-958) был отправлен в Трапезунд, где 1 марта 937 г. хиротонисан (Там же. С. 30-32).
В барабане кафоликона находились изображения пророков в рост с хартиями, на которых помещались слова из пророчеств, выполненные греч. буквами (на одной) и асомтаврули (на 7) (Там же. С. 33-34. Рис. 4-11).
В сер. XII в. (очевидно, в 1155) по повелению архиеп. Ишханского Игнатия на сев. стене кафоликона во всю ширину нижнего регистра сев. рукава черной краской была сделана 6-строчная обширная надпись, считающаяся на сегодняшний день наиболее пространным известным груз. эпиграфическим памятником. В сер. XIX в. ее списал Саргисян и опубликовал акад. М. И. Броссе (Inscriptions géorgiennes... 1864. p. 14-17). Отдельные части текста были утрачены. В 1917 г. ее изучал Такаишвили и зафиксировал значительное ухудшение ее состояния (Такаишвили. 1952. С. 39-40. Рис. 16). В наст. время из-за полного обвала штукатурки надпись утрачена. В эпиграфическом документе содержались сведения о пожертвовании И. царем всей Грузии Георгием II (1072-1089) с. Лозни. Его сын св. Давид IV Строитель (1089-1125) подтвердил права И. на село. Позже Лозни было отдано в залог и выкуплено и передано И. царем всей Грузии Димитрием I (Деметре) (1125-1155/56). В честь этого события были учреждены синодики царской семьи, а также повешены 3 лампады в кафоликоне И.: 2-я и 3-я - перед иконами Пресв. Богородицы (очевидно, у царских врат) и прп. Симеона Столпника. Также были учреждены агапы накануне дня вмч. Феодора, в 1-ю пятницу 1-й седмицы Великого поста. В надписи упомянуты неск. исторических лиц: сестра царя Димитрия I царица Тамара, его сыновья Давид V (царь всей Грузии в 1155-1156) и Георгий III (царь всей Грузии в 1156-1184), ишхнели архиеп. Игнатий, Феодор, «определивший» его в епископы (очевидно, неизвестный по др. источникам католикос-патриарх), а также рукоположенные им 2 священнослужителя И.- Илия (Элиа) и Григол.
Сохранилось несколько поздних надписей, сделанных посетителями храма. На сев. стене зап. рукава помещена надпись XII в., выполненная мхедрули, в которой «сын золотых дел мастера Нарзе» просит о заступничестве вмч. Димитрия (Там же. С. 41. Рис. 17). В надписи, выполненной нусхури, некий Иоване просит Пресв. Богородицу о ходатайстве. Две надписи, выполненные мхедрули, относятся к XIV-XV вв.- это обращение к Пресв. Богородице и вмч. Димитрию некоего Кебы-Липарита и неизвестного лица (Там же. Рис. 18). Саргисян отметил также написанную армянскими буквами дату 690 г. (соответствует 1241 г.) - без указания, где она помещалась (Inscriptions géorgiennes... 1864. P. 12).
cохранилась в 3 м к югу от кафоликона. Церковь небольшая (10,35×5,65 м), возведена царем Тао Гургеном II в 1006 г. (Такаишвили. 1952. Табл. 34, 35). На архитраве портала сев. входа помещена строительная надпись, исполненная асомтаврули: центральная часть, выполненная более крупными буквами, проходит по внешнему полукружию тимпана, следующая высечена концентрично расположенными полукруглыми строками в ее центре, конец надписи (содержащий дату) расположен горизонтально на нижней кромке тимпана. В надписи царя Гургена II сказано: «...построил сию святую церковь во имя святой Богородицы, для моления души моей. Святая Божья Матерь, будь мне шатром в тот День Суда. «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс 117. 20.- Авт.). Все входящие, помяните меня в молитве. Короникон был 226 (1006 г.- Авт.)». С правой стороны надписи, напротив груз. даты, указан тот же год, но в пересчете на арм. летосчисление (45 г.) арм. буквами. Исследователи считают, что арм. обозначение даты - дань местному халкидонитскому арм. населению (Там же. Табл. 37). Считается, что царь возвел церковь как свою буд. усыпальницу: в текст надписи были включены строки погребального характера из Псалтири. То, что церковь использовалась как царская молельня, доказывает также и расположение юж. портала кафоликона и сев. дверей церкви друг против друга: очевидно, это было сделано для того, чтобы во время богослужения священник легко мог перейти из главного храма в царскую молельню.
Церковь выстроена из мозаично сложенных чисто тесанных камней желто-розового и красного цветов. Зал перекрыт коробовым сводом на одной подпружной арке, опирающейся на 2-ступенчатые выступающие пилястры, апсида - конхой. Продольные стены в интерьере украшены 2 декоративными арками. С севера был вход (заложен), с запада мусульманами был пробит новый вход. Часть юж. стены выломана, восточный и западный рельефно украшенные фасады ободраны. С востока и запада церковь имеет по одному окну. В 1874 г. посетивший эти места фотограф Д. И. Ермаков зафиксировал наличники с тонкой резьбой орнаментальных плетений (к 1917 полностю утрачены) (Там же. Табл. 36). В алтаре сохранились следы забеленной росписи.
Фасады были облицованы хорошо тесанным камнем красно-желтого цвета и богато декорированы, профилированный карниз помещен между жгутами, его плоскость покрыта орнаментом. Оба окна декорированы аналогичным образом: вокруг проемов с 3 сторон тянутся орнаментированные плетением наличники, выше посажены навершия с горизонтальными отворотами. Над вост. окном был расположен высокий расцветший крест. В орнаменте зап. окна, состоящем из плетеных кругов, свободные места заполнены рельефами зверей и птиц. Хорошо сохранился портал сев. двери, также выделяющийся звериным орнаментом навершия: фигуры помещены в плетения четырехугольников навстречу друг другу, в центральном четырехугольнике изображены виноградные грозди.