[Исаак (Исхак) Великий ; Исаак Учитель], условное наименование группы одноименных сир. авторов V-VI вв. Корпус произведений, известных под именем И. А., включает тексты, неоднородные по стилю, тематике и богословской направленности, что свидетельствует об их принадлежности нескольким авторам. На основании письма Иакова Эдесского (ок. 633-708) Иоанну Стилиту (Столпнику) из Литарбы (Lamy. 1902. T. 4. Col. 361-364 = Bedjan. 1903. P. IV-VI) совр. исследователи обычно атрибутируют эти произведения 3 авторам, сведения о к-рых в средневек. источниках не всегда однозначны.
Исаак († ок. 460) из Амиды (ныне Диярбакыр, Турция), именуемый учеником прп. Ефрема Сирина (Мар Афрема; ок. 306-373; учитывая хронологическую удаленность, ученичество здесь следует понимать не в букв. смысле). В нач. V в. он путешествовал в Рим; автор хроники Псевдо-Дионисия Телль-Махрского (VIII в.) упоминает среди произведений Исаака стихи, посвященные т. н. Столетним играм (ludi saeculares) в Риме (404) и взятию города Аларихом (410). На обратном пути Исаак некоторое время провел в К-поле, где по неизвестной причине был заключен в тюрьму. Вернувшись в Амиду, он был рукоположен во пресвитера, жил в родном городе. Согласно хронике Псевдо-Захарии Ритора (сер. VI в.), Исаак был монахом; по уточнению автора «Эдесской хроники» (VI в.) и яковитского патриарха Михаила Сирийца (XII в.) - архимандритом. По свидетельству Геннадия Марсельского (2-я пол. V в.), одно из сочинений Исаак посвятил землетрясению в Антиохии (14 сент. 458; поэма не сохр.). В большинстве средневековых источников, содержащих упоминания об И. А. (у Григория Бар Эвройо, Бутроса ибн ар-Рахиба, Георгия аль-Макина и др.), имеется в виду именно он.
Исаак, священник из Эдессы, именуемый Антиохийским из-за участия в богословских спорах в Антиохии при патриархе Петре Гнафевсе (485-489); монофизит, автор мемры о попугае, воспевшем Трисвятое с прибавкой «распныйся за ны» (Bedjan. 1903. P. 737-788).
Исаак из Эдессы, перешедший при еп. Асклепии (522-525) из монофизитства в православие. Некоторые исследователи сомневаются в его авторстве к.-л. частей лит. корпуса (Ibid. P. IX; Graffin. 1971. Col. 2010).
По предположению С. Брока, ряд произведений И. А. может принадлежать поэту Исааку Отшельнику, жившему в кон. V - нач. VI в. Т. Бу-Мансур считает возможным существование еще по меньшей мере 3 авторов корпуса, один из к-рых православный (Bou-Mansour. La distinction. P. 46).
Память И. А. отмечена в некоторых средневек. Минологиях Сирийской яковитской Церкви вместе c памятью прп. Ефрема Сирина под 19 или 20 февр. В нач. XVIII в. И. С. Ассемани констатировал почитание И. А. сирийцами всех конфессий: маронитами - 20 нояб., яковитами - 14 окт., несторианами - в пятницу 5-й седмицы по Богоявлении (пам. всех сир. учителей) (Assemani. BO. T. 1. P. 210; однако почитание И. А. несторианами не подтверждается текстом Худры (Vat. syr. 83, 1538 г.)). В совр. церковных календарях память И. А. отсутствует.
включает более 200 поэтических произведений, принадлежащих к традиц. жанрам сир. гимнографии: мемре (гомилии), мадрашу (гимну), согите (аналогу визант. кондака) и тешбохте (хвале), а также неск. диалогов, молитв (сохр. на араб. языке) и др.
В XI в. яковитский патриарх Иоанн X бар Шушан († 1072) собрал вместе 60 произведений И. А., объединив их с сочинениями прп. Ефрема Сирина (Vat. syr. 119 - копия с автографа); он считал И. А. учеником Зиновия, к-рый в свою очередь был учеником прп. Ефрема. В нач. XVIII в. Ассемани составил обзор части корпуса И. А. из рукописей Ватиканской б-ки (Assemani. BO. T. 1. P. 214-234) с указанием названий и инципитов 104 произведений. Первым за систематическую публикацию корпуса взялся сиролог Г. Биккель, издавший в 70-х гг. XIX в. 21 мемру и 16 мадрашей. В 1898-1902 гг. нек-рые произведения были опубликованы Т. Лами с лат. переводом в составе 4-томного издания трудов прп. Ефрема Сирина с ошибочной атрибуцией текстов последнему. В 1903 г. лазарист и католический миссионер П. Беджан издал коллекцию из 67 мемр, частично повторяющих опубликованные Лами. В рукописях Мосула и Урмии, использованных Беджаном, 24 первые беседы ошибочно приписаны прп. Исааку Сирину (в сир. традиции - Исхаку Ниневийскому); эта неверная атрибуция повторяется в некоторых работах (см.: Bedjan. 1903. P. X). Еще несколько мемр издали С. Мосс (1929) и С. Казан (1961, 1963); был выполнен ряд переводов на европейские языки (см. по: Mathews. 2003). В 1987 г. Брок опубликовал каталог инципитов мемр И. А., в 2003 г. Э. Мэтьюз проделал аналогичную работу со всем корпусом (195 мемр и 19 мадрашей - Mathews. 2003). Бóльшая часть корпуса остается неизданной, что затрудняет установление авторства конкретных произведений.
Т. Бу-Мансур предложил методику атрибуции произведений корпуса на основании анализа их ритмики, стилистики, тематики и христологической позиции автора. Вслед за Беджаном он атрибутировал Исааку, автору мемры о попугае, большинство произведений изданной части корпуса, 3 произведения, к-рые в рукописной традиции приписываются прп. Ефрему Сирину: 2 мемры об отшельниках и послание к аскетам, живущим на горе (изд.: Des Heiligen Ephraem des Syreres Sermones IV / Hrsg., überz. E. Beck. Louvain, 1973. [Bd. 1: Text]. S. 1-43. (CSCO; 334. Syr.; 148); [Bd. 2: Überz.]. S. 1-52. (CSCO; 335. Syr.; 149)), а также значительное число неизданных сочинений из рукописей Vat. syr. 120 (VII в.), Lond. Brit. Mus. Add. 14591 (VI в.), 14607 (VI в.) и др.
Тематика произведений корпуса разнообразна: они посвящены толкованию отдельных эпизодов и стихов Свящ. Писания, нравственно-аскетическим вопросам, церковным праздникам, историческим событиям, эсхатологическим темам, полемике с иудеями, обличению языческих обычаев и проч.; в них затрагиваются различные стороны литургической практики (крещение младенцев, таинство Покаяния, молитвы за усопших, службы часов и навечерий праздников; 16 мадрашей посвящено обоснованию необходимости частого причащения). Стилистически корпус обнаруживает близость к поэтическим трудам прп. Ефрема Сирина, но отличается меньшей красочностью языка, обилием повторов и длиннот, резкостью выражений, обличающих безнравственность. Бу-Мансур характеризует поэтический стиль Исаака Амидского как более тяжеловесный и искусственный, а Исаака Антиохийского - как более гармоничный и легкий.
В целом авторам корпуса несвойственно рациональное осмысление богословских проблем. Христологические вопросы подробно рассматриваются лишь в немногих произведениях, к-рые можно разделить на 2 группы. К текстам умеренной монофизитской направленности наряду с мемрой о попугае можно отнести мемры о вере (Bedjan. 1903. P. 712-725), о страстности и бесстрастности воплощенного Бога Слова (Ibid. P. 725-737), 3 мемры о Рождестве (ркп. № 1/37 из Мосула) и с меньшей долей уверенности мемру против еретиков Нестория и Евтихия (Ibid. P. 800-804), а также согиту о Пресв. Богородице (Bickell. 1873. Vol. 1. P. 78-84) и ряд отрывков (Ibid. P. 176-179; Lond. Brit. Mus. Add. 14535. Fol. 5a). Православное богословие отчетливо присутствует в 2 мемрах о вере (Bedjan. 1903. P. 789-800, 805-813) и в 2 отрывках (Ibid. P. 814-815).
Корпус И. А. представляет интерес как источник сведений о жизни христ. Востока V-VI вв. Мемра «О царском городе» (Moss. 1929, 1932) посвящена осаде К-поля гуннами (447). В 2 мемрах, сочиненных, вероятно, в Эдессе (Bedjan. 1903. P. 587-612; 1-я датируется 491), описываются захват арабами г. Бет-Хур недалеко от Нисибина (ок. 457 или 474) и страдания жителей этого приграничного региона во время войн между Ираном и Римской империей. Обличительно-дидактическая установка авторов побуждает их акцентировать внимание на отрицательных сторонах жизни христ. общества: продажности судей, ростовщичестве и скупости купечества, развратном образе жизни аристократии, широком распространении колдовства и разного рода бытовой магии, сохранении пережитков язычества (см.: Klugkist. 1974; Idem. 1987; Bruns. 1998).