К 30-м гг. XIII в. относится краткое описание чудес и исцелений, к-рые совершались у гробницы Е. (BHL, N 2488b). В 1232 г. в рамках подготовительного этапа процесса канонизации были собраны показания 60 свидетелей подобных чудес (BHL, N 2489). В качестве приложения к этому документу духовник Е. Конрад Марбургский составил краткое описание последних лет ее жизни (ок. 1226-1231), известное как «Summa vitae» или «Brevis narratio de vita» (BHL, N 2490). В ходе работы первой комиссии, рассматривавшей вопрос о канонизации тюрингской ландграфини, Римскому папе Григорию IX было направлено обширное описание чудес Е. (Epistola examinatorum miraculorum S. Elyzabeth ad dominum papam - BHL, N 2491). В 1235 г. была создана новая комиссия, к-рая полностью пересмотрела материалы о Е. и послала в Римскую курию дополненный список чудес (Miracula felicis Elyzabeth - BHL, N 2491d). Тогда же был проведен опрос служанок Е., чьи рассказы легли в основу наиболее известных легенд о жизни святой. Более ранняя, краткая версия рассказов - «Dicta quattor ancillarum» (Показания четырех служанок) и позднейшая, более пространная - «Libellus de dictis quattor ancillarum» (Книжица о том, что сказали четыре служанки) сохранились в ряде рукописей XIII в. (BHL, N 2493). Повествование о жизни Е. делится на 4 части (рассказ о детстве, семейной жизни, вдовстве и деятельности в основанном ею госпитале в Марбурге) и изобилует цитатами из высказываний Е. в форме прямой речи. Составитель «Libellus...» распределил описанные в «Dicta...» события в хронологическом порядке, снабдил повествование прологом и эпилогом, а также богословским комментарием и рассуждениями личного характера. Благодаря этому «Libellus...» стала одним из образцов средневек. лат. агиографии.
Ценными источниками являются булла папы Григория IX от 27 мая 1235 г. о канонизации Е. и его письмо от 7 июня (BHL, N 2492а) кастильской кор. Елизавете (Беатрисе), дочери герм. кор. Филиппа Швабского, а также свод документов и протоколов канонизационного процесса «Processus et ordo canonizationis propter quorumdam detractionem et calumnias» (Процесс и чин канонизации, составленный из-за напраслин и клеветы некоторых - BHL, N 2493a), составителем к-рого был, вероятно, доминиканец Раймунд Пеньяфортский.
После перенесения мощей Е., которое состоялось в 1236 г. в присутствии герм. имп. Фридриха II Гогенштауфена, по просьбе руководства Тевтонского ордена известный цистерцианский проповедник и писатель Цезарий Гейстербахский (Хайстербахский) составил новое Житие Е. (BHL, N 2494), сделав акцент на королевском происхождении святой. Он придал тексту особый драматизм за счет риторического противопоставления ее высокого социального статуса и христ. смирения. В контексте идеи «царской святости» в Житии упоминается и мать Е., Гертруда Андекс-Меранская, убийство к-рой восставшими венг. дворянами было представлено автором, очевидцем события, как мученическая кончина. Цезарию Гейстербахскому принадлежит и записанное в 1237 г. свидетельство о перенесении мощей Е. «Sermo de translatione S. Elisabethae» (BHL, N 2495). Перенесение мощей описано также в составленной неизвестным автором, вероятно близким к Тевтонскому ордену, компиляции «Narratio brevis de translatione St. Elisabethae» (Краткое повествование о перенесении мощей св. Елизаветы), где впервые упоминается факт обильного источения мира от мощей Е. Имп. Фридрих II в письме, направленном генералу францисканского ордена Илии, рассказывает о посещении Марбурга и об участии в торжественном событии, во время к-рого он стал свидетелем чудесного исцеления.
К сер. XIII в. на основе «Dicta...» было составлено новое Житие Е. (BHL, N 2495b), автором к-рого, вероятно, стал монах цистерцианского монастыря нижнеавстр. г. Цветль, совершивший ок. 1236-1239 гг. паломничество в Марбург. Авторство датируемого 1249 г. др. жизнеописания Е. (BHL, N 2510) приписывается францисканскому писателю и агиографу Фоме Челанскому, собравшему свидетельства о распространении почитания Е. в монашеских орденах. В сер. XIII в. доминиканец Винцентий из Бове поместил жизнеописание Е., составленное им на основе «Libellus...», в сб. «Speculum historiale» (Зерцало истории). Между 1258 и 1270 гг. появилась поэма Рютбёфа о Е. «Vie de S. Elysabel» (Житие св. Елизаветы) на старофранц. языке. Повествование о Е. было включено в сб. «Золотая легенда» (Legenda Aurea) доминиканца Иакова из Варацце. Автор значительно переработал текст «Libellus...», сопроводив его обширным прологом и избранным описанием чудес.
В посл. четв. XIII в. агиографическая традиция была дополнена новыми мотивами. Вероятно, в среде францисканцев Тосканы возникла наиболее известная легенда о Е.- «чудо с розами». Впервые «чудо с розами» было описано в Житии, названном по первым словам «Блаженная Елизавета, дочь короля венгров» (Beata Elisabetha filia regis Ungarorum). Согласно этому Житию, Герман, свекр Е., пытаясь уличить ее в передаче продуктов бедным, потребовал показать, что она несла в переднике, однако съестные припасы, спрятанные невесткой, превратились в алые розы. Там же содержался рассказ о том, как во время приезда гостей в замок Вартбург ангелы, посланные Христом, одарили Е. пышной мантией, чтобы скрыть от посторонних глаз ее скромный, не подобающий ландграфине наряд. К этим произведениям примыкает и легенда о прокаженном, за к-рым Е. ухаживала, уложив его в своей комнате. При появлении разгневанного мужа больной превратился в благоухающую розу (в др. вариантах легенды уподобился распятому Христу). Между 1289 и 1297 гг. доминиканец Дитрих фон Апольда составил еще одно Житие Е. (Vita S. Elisabethae, viduae landgravii Thuringiae, et beatae Margaritae...- BHL, N 2496), при работе над которым в качестве источников использовал «Summa vitae» Конрада Марбургского, «Libellus...», ряд проповедей, посвященных Е., хроники, а также свидетельства людей, лично знавших святую. Житие тем не менее содержит легендарные сведения (напр., пророчество известного по распространенным в Тюрингии легендам звездочета Клингзора о рождении святой). Там же впервые упоминается о враждебном отношении к святой семьи мужа, члены к-рой изгнали ее из замка. В позднее средневековье начали почитать и мужа Е., ландгр. Людвига IV (его мифологизированное Житие (Vita Ludovici) было составлено ок. 1308). В XV в. Фернан Перес де Гусман составил стихотворное Житие Е. на испан. языке. Приложенный к Житию гимн в честь святой является одним из наиболее известных произведений позднесредневек. испан. лит-ры. В Венгрии в 1489-1496 гг. Пельбарт Темешвари составил сб. «Межа проповедей» (Pomerium Sermonum), в котором Е. посвящены проповеди № 96-98. Его ученик Ошват Лашкаи в трактате «Колесница спасения» (Biga salutis) обобщил ряд Житий Е. (беседы 108 и 109). Основным источником для венг. агиографов послужила «Золотая легенда», в меньшей степени - итал. и герм. Жития. Первое Житие Е. на венг. языке было составлено на основе сочинений Иакова из Варацце и Пельбарта Темешвари анонимным монахом-картузианцем и вошло в состав «Эрдского кодекса».
Исцеления, происходившие у могилы Е., стали поводом для начала процесса ее канонизации. Вероятно, инициатором процесса был Конрад Марбургский. Он пригласил Майнцского архиеп. Зигфрида III на освящение 2 алтарей новой капеллы при Марбургском госпитале (авг. 1232). Во время торжеств архиепископ и др. присутствовавшие прелаты выслушали показания свидетелей об исцелениях у гробницы Е., записав наиболее достоверные и заверив их печатями. Тогда же был составлен отчет о 60 чудесных исцелениях с приложением краткого жизнеописания Е., к-рый иерархи отправили папе Римскому Григорию IX. Папа поручил архиеп. Зигфриду III Майнцскому, Раймунду, аббату мон-ря Эбербах, и Конраду Марбургскому провести новый опрос свидетелей. К папскому письму от 13 окт. 1232 г. был приложен формуляр для сбора свидетельств. В др. папском послании содержалось распоряжение подробно изучить жизнь Е. и проверить все чудеса с выяснением имен и мест рождения исцелившихся, когда и в чьем присутствии произошли чудеса, а также к кому и в каких словах были обращены их молитвы. Записанные свидетельства надлежало хранить в запечатанном виде до нового распоряжения из Рима.
К нач. 1233 г. члены комиссии выслушали ок. 700 свидетелей. Каждое сообщение о чуде записывалось на особом листке пергамена и заверялось членами комиссии. Частично сохранились протоколы, записанные аббатом Раймундом (из 106 зафиксированных исцелений 43 заверены им), который исцелился от боли в спине у гробницы Е. Протоколы должны были храниться у членов комиссии до востребования Римской курией, однако вопреки папскому указанию Конрад Марбургский сразу после окончания опроса свидетелей отсылал в Рим копии протоколов. Комиссия подготовила последовательное описание чудес, к которому Конрад приложил краткое жизнеописание Е., ставшее основой позднейших компиляций. В 1233 г. подготовка к канонизации была приостановлена (возможно, из-за убийства Конрада 30 июля того же года). В 1234 г. хранителем гробницы Е. стал Тевтонский орден, чему способствовал деверь Е., Конрад Тюрингский (вступил в орден в 1234, вел. магистр ордена в 1239-1240).
Канонизационный процесс был возобновлен 11 окт. 1234 г. Папа Римский Григорий IX поручил Конраду, еп. г. Хильдесхайм (ему после смерти Конрада Марбургского были переданы ключи от госпиталя в Марбурге), Герману, аббату мон-ря Георгенталь, и Людвигу, аббату мон-ря Херсфельд, в течение 5 месяцев передать протоколы комиссии в Римскую курию. В случае если протоколы утеряны, свидетельства надлежало собрать еще раз. Кроме того, папа предписал (письмо не сохр.) дополнить свидетельскими показаниями Житие Е., составленное Конрадом Марбургским. В янв. 1235 г. комиссия приступила к новым опросам. Всем, кто получили исцеление у гроба Е., следовало прибыть в Марбург, имея с собой свидетельства от прелатов или приходских священников. Сначала были выслушаны те, кто были знакомы с Е. при ее жизни: Ирменгарда, Елизавета и Хильдегунда, служительницы госпиталя в Марбурге, и Изентруда и Гуда, служанки Е. Пока проводилось дознание, были зафиксированы 24 новых чуда. Закончив работу, члены комиссии встретились с Римским папой в Перудже (Италия). Во 2-й пол. мая 1235 г. папа представил материалы на рассмотрение собрания епископов, по решению к-рого Е. была причислена к лику святых. 27 мая, в праздник Пятидесятницы, в доминиканской церкви в Перудже состоялась торжественная канонизация Е. (булла о канонизации обнародована 1 июня 1235). День памяти Е. был установлен 19 нояб. Ее канонизация стала одним из первых примеров подробно документированного процесса, проходившего под строгим папским контролем. Приводимые в описаниях чудес свидетельства в отличие от более ранних агиографических памятников не имеют элементов мифологичности. Значительное внимание уделено опросу свидетелей, современников Е.
Канонизация Е. способствовала широкому распространению почитания святой. Тевтонский орден, руководство к-рого было тесно связано с тюрингским ландграфским родом, избрал Е. одной из своих покровительниц. По инициативе ордена уже в авг. 1235 г. во имя Е. (над ее гробницей в Марбурге) началось строительство готического храма. 1 мая 1236 г. имп. Фридрих II присутствовал на перенесении мощей святой и пожертвовал новому храму для главы Е. реликварий в форме чаши (в наст. время находится в Национальном музее древностей, Стокгольм). В 1245 г. на гробнице Е. была сделана надпись: «Gloria Teutoniae» (Слава немецкой земли). В 1249 г. мощи поместили в алтарной части церкви. К этому времени, вероятно по указу Хильдесхаймского еп. Конрада II, была создана рака для мощей святой, обитая позолоченными серебряными пластинами с рельефным изображением сцен из Жития Е. Этот богато украшенный реликварий считается одним из выдающихся произведений средневек. ювелирного искусства. Почитание Е. папой Григорием IX способствовало распространению культа святой среди высшей знати, прежде всего в Тюрингии, Гессене и др. нем. землях, а затем и в соседних странах. Широкое почитание Е. в Испании обычно связывается с родством венг. правителей из династии Арпадов с королевским двором Арагона. Каритативная деятельность Е. стала примером для мн. верующих, что привело к распространению почитания в общинах бегинок, в основном в Нидерландах.
С сер. XIII в. Е. широко почиталась в Венгрии. Известно, что 2 рыцаря, Фаркаш и Давид, прибывшие ко двору венг. кор. Белы IV, просили разрешения на строительство церкви, посвященной Е. Елизавета, дочь венг. кор. Эндре III, особо почитала Е., приходившуюся ей тетей (принадлежавший Елизавете диптих, датируемый 1290, был украшен изображением Е.). В XIII в. в Буде была основана больница во имя Е. В Кошице (венг. Кашша, ныне в Словакии) найден документ 1238 г., где упоминается больничный храм «ecclesia S. Elzabeth». На городской печати Кашши изображена Е., раздающая продукты бедным; круговая надпись печати - S. Elizabeth sigillum civium de Cassa (Св. Елизаветы печать граждан Кашши). Венг. короли Анжуйской династии также с благоговением относились к Е. При них во мн. городах Венгрии были воздвигнуты храмы, посвященные Е. (или Е. Венгерской).
В 1539 г. ландгр. Гессена Филипп I Великодушный, перейдя в протестант. веру, решил прекратить паломничество к мощам Е., изъяв их. После поражения протестант. коалиции в Шмалькальденской войне (1546-1547) святыня (из мощей сохр. череп и неск. костей) была передана эрцгерц. Максимилиану (впосл. имп. Максимилиан II). В 1548 г. мощи поместили в резиденции магистра Тевтонского ордена в г. Мергентхайм (ныне Бад-Мергентхайм), а впосл. передали дочери имп. Максимилиана Елизавете, вдове франц. кор. Карла IX, к-рая жила в основанном ею мон-ре кларисс в Вене. В 1782 г. после упразднения мон-ря мощи были освидетельствованы и переданы в обитель Сестер св. Елизаветы (Госпиталь св. Елизаветы), где хранятся до наст. времени. Повторное освидетельствование мощей, включавшее анатомическое исследование, было проведено по указу кард. Фридриха Пиффля, архиеп. Венского (1913-1932).
Несмотря на события, связанные с Реформацией, почитание Е. не прерывалось. В 1622 г. в Ахене был основан госпиталь, положивший начало конгрегации Сестер св. Елизаветы в составе Третьего ордена св. Франциска. В 1671 г. папа Климент X объявил 19 нояб., день погребения Е., общим празднованием памяти святой для всей Римско-католической Церкви. С сер. XIX в. в Германии, Италии и др. странах создается ряд орг-ций каритативного характера, носящих имя Е. В 1916 г. был создан англикан. монашеский орден св. Елизаветы Венгерской.
Одна из дочерей Е., София, жена Генриха II, герц. Брабантского, была матерью Генриха I, родоначальника Гессенского ландграфского дома. Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна, принадлежавшая к дому герцогов Гессен-Дармштадтских, являлась, т. о., прямым потомком Е.
В 1969 г. в ходе литургической реформы после Ватиканского II Собора поминовение святой перенесено на 17 нояб.- день ее кончины. В честь 800-й годовщины со дня рождения 2007 г. был объявлен годом Е.
Единоличные образы Е. встречаются с XIII в. Ее изображают: как княжну в полосатом платье (фреска Симоне Мартини, ок. 1325, Нижняя ц. Сан-Франческо, Ассизи; картина последователя Луки Синьорелли, нач. XV в., Городской музей, Читта-ди-Кастелло); как замужнюю даму или вдову в однотонном платье и плаще, с покрытой головой (картина Липпо Мемми, 1-я пол. XIV в., Палаццо Веккьо, Флоренция) или в мантии, отороченной мехом (т. н. франц. скульптура Е., ок. 1470, ц. св. Елизаветы, Марбург-ан-дер-Лан); в чепце и платье горожанки (скульптура алтаря Т. Рименшнейдера, 1492, ц. св. Марии Магдалины, Мюннерштадт; картина Михаэля Вольгемута, 1508, ц. ап. Иоанна и св. Мартина Турского, Швабах); как монахиню в подпоясанной бечевой коричневой рясе, в сером плаще, с белым платом на голове. Встречаются образы Е. с короной на голове (рельеф саркофага ок. 1300, ц. св. Елизаветы, Марбург-ан-дер-Лан; фигура Е. в скульптурном убранстве Карлова моста в Праге, 1707 г., мастер Ф. М. Брокофф). Корона может быть изображена дважды или трижды, напр., в памятниках Рейнской обл. и Нидерландов в XV в.: с 2 коронами - на «Реликварии с короной», 1236 г. (Исторический музей, Стокгольм), на скульптуре XVIII в. (Граве, Нидерланды); с 3 коронами (на голове, в руке, на книге) - на картине Яна ван Эйка, ок. 1435 г. (собрание Г. К. Фрика, Нью-Йорк). Согласно Цезарию Гейстербахскому (1236), последнее может быть истолковано как свидетельство святости Е. в девичестве, замужестве и вдовстве. На витраже (сер. XIII в.) ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан святую увенчивает ангел. Корона у ее стоп (картина XV в., Картинная галерея замка Лихтенштейн, Вена) или возложенная перед Распятием (фреска, ок. 1490, кафедральный собор, Иберлинген) символизируют отречение Е. от мира.
На ранних изображениях Е. (статуя в капелле сев.-зап. башни Наумбургского собора, ок. 1235) она представлена без атрибутов, которыми в дальнейшем стали: раскрытая книга (скульптура Наумбургского собора (ок. 1240) и алтаря (ок. 1290) ц. во имя Елизаветы, Марбург-ан-дер-Лан; картина Дж. Кариани «Богоматерь со св. Елизаветой» (1524-1528, Национальная галерея, Рим); модель ее храма в Марбурге-ан-дер-Лан (рельеф кафедры (1397) в ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан). С XIV в. изображения Е. дополняли атрибутами, свидетельствующими о ее делах милосердия изображениями: хлеба - статуя, ок. 1350 г., собор, Страсбург; корзины или подноса с хлебами - картина «Св. Елизавета Тюрингская, раздающая хлебы нищим» Дж. Б. Питтони (1734, Музей изящных искусств, Будапешт); хлеба и рыбы (в миске) - статуя, сер. XV в., капелла св. Лаврентия в Роттвайле; хлеба и виноградной грозди - скульптура Т. Рименшнейдера, 1510 г. (Национальный музей, Нюрнберг); ключа и черпака (схожесть иконографий Е. и Марфы иногда затрудняет их идентификацию: скульптура в коробе алтаря св. Марии, ок. 1510, Гос. художественное собрание, Веймар) - рельеф XV в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк); кувшина или кружки - картина из мон-ря Оттобойрен, ок. 1460 г. (Баварский национальный музей, Мюнхен); чаши (редко) - резной алтарь работы К. Берга, ц. св. Кнуда в Оденсе, Дания; хлеба и платья, предназначенных для бедных,- фреска XIII в. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули) и витраж 20-30-х гг. XV в. в ц. Богоматери, Обервезель; гребня, к-рым Е. причесывала прокаженных,- картина швабского художника, ок. 1430 г. (частное собрание, Германия). Распространено изображение Е. с розами на коленях или в подоле платья - картина Лоренцо ди Биччи (ок. 1450, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), с розами и лилиями - фреска XIV в. ц. Сан-Франческо в Ареццо; тосканская рукопись Жития Е. (Laurent. 9. Fol. 35, XIII в.); статуя ок. 1470 г. в соборе св. Стефана в Вене.
Часто Е. представлена в окружении нищих или прокаженных - триптих Г. Гольбейна Старшего (1516, Старая пинакотека, Мюнхен). В многофигурных композициях чаще всего встречаются ее изображения с мужем, тетей - аббатисой Метхильдой, дядей - еп. Экбертом Бамбергским, деверем - ландгр. Конрадом Тюрингским, с Конрадом Марбургским и его покровителем Иоанном Бриеннским («Елизавета подле матери среди родственников по материнской линии» - Житие св. Гедвиги, 1451. Sign. IV. Fol. 192. Bl. 5r); с вмц. Екатериной и св. Франциском Ассизским - витраж, ок. 1238, ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан, картина XV в., Музей истории культуры, Лунд, Швеция; со св. Кларой - фреска Тибериуса из Ассизи, XV в.; с др. святыми францисканцами - триптих Дзаннино ди Пьетро, нач. XV., Городской музей, Риети; со св. Мартином Турским - фресковый цикл со сценами жития св. Мартина Турского (1322-1326, С. Мартини, капелла Нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи). Изображение Е. помещали рядом с 2 аллегорическими фигурами Добродетелей - ксилография Г. Бургкмайра, ок. 1510; в цикле «9 праведных жен» (вместе с Лукрецией, Ветурией, Виргинией, Есфирью Иаилией, Иудифью, имп. Еленой, Биргиттой Шведской) - Paris. Fr. 12559. Fol. 125v, 1403-1404 гг.
Важнейшие житийные циклы Е. изображены на рельефах реликвария, представляющего собой обложенный позолоченными медными пластинами дубовый ларец, повторяющий формы ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан (1236-1249, Музей ун-та, Марбург-ан-дер-Лан); на витражах (ок. 1238) 2 окон (восточные хоры) ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан; на фреске 1239-1242 гг. в ц. св. Екатерины в Айзенахе; на фресковом триптихе (ок. 1300), включающем сцены «Распятие», «Чудо с Распятием» и «Обретение мощей св. Елизаветы Фридрихом II фон Гогенштауфеном» в ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан; на фреске П. Каваллини (ок. 1320, ц. Санта-Мария Доннареджина, Неаполь); на рисунке сер. XIV в. из Австрийской национальной б-ки (Cod. 370. P. 85v - 94r); на фреске анонимного ученика Конрада фон Зёста (ок. 1420-1430, госпиталь Св. Духа, Любек); на алтарной картине (ок. 1475, собор, Кошице, Словакия); на алтаре ок. 1486 (собор, Бардеёв, Словакия).
С XIV-XV вв. в циклах, как правило, присутствовали сцены: пророчество Клингзора о рождении Е.; поездка Е.-невесты в Тюрингию; ее венчание; прощание супругов; принесение Е. нарочным кольца с известием о смерти мужа; изгнание Е. с детьми из Вартбурга; отречение Е. от мира; встреча венг. посланниками Е. и требование ими выплат; облачение Е. в одежды францисканского ордена; раздаривание Е. своего имущества; смерть Е.; обретение мощей Е. и передача их Фридриху II. Иногда цикл дополняли композиции, сюжеты к-рых связаны с проявлением благочестия, аскезы, смирения Е.: святая в окружении челяди спешит в церковь; ночная молитва Е.; явление Христа Е.; отказ Е. от трапезы с неправедно добытыми яствами; самобичевание Е.; получение Е. от св. Франциска Ассизского устава ордена. Традиционно Е., основательницу больницы для бедных в Марбурге-ан-дер-Лан, изображали ухаживающей за больными (алтарная картина, мастер Теодорих, XIV в., замок Карлштейн близ Праги), омывающей ноги Христу (внешняя створка алтаря, 1483, госпиталь Св. Духа, Таллин).
Наиболее распространены сюжеты, связанные с чудом превращения хлеба, к-рый Е. несла беднякам в переднике, в розы при появлении разгневанного мужа (фреска разрушенной ц. Санта-Элизабетта делла Конка, 1330-1340, Национальная галерея Умбрии, Перуджа) или иллюстрирующие чудо с Распятием: в постели Е. вместо младенца нищенки (в др. варианте - прокаженного) было обнаружено Распятие (в др. варианте - Младенец Христос) - картина, ок. 1490, Лауфен, Швейцария. Среди других сюжетов, связанных с сотворенными Е. чудесами,- принесение ангелом теплого одеяния для Е.- алтарная картина нач. XIV в. (Штеделевский ин-т искусств, Франкфурт-на-Майне); освобождение из чистилища матери Е. по молитвам святой - рельеф «Родные и приближенные имп. Максимилиана I» нач. XVI в. (в наст. время местонахождение неизвестно, ранее - Музей кайзера Фридриха, Берлин). Среди посмертных чудес Е. распространены изображения воскрешения утопшей - пределла Пьеро делла Франчески, сер. XV в. (Национальная галерея Умбрии, Перуджа) и исцеления в Райнхардсбрунне - витраж нач. XX в. (ц. св. Елизаветы, Бонн). В алтаре св. Елизаветы (1483, Б. Нотке) в ц. Св. Духа в Таллине образы святой на внешней створке (слева от Христа рядом со св. Виктором) и на внутренней створке (среди др. святых) дополнены 4 эпизодами из ее жизни, сопоставленными с 4 сценами из жизни Христа.
Одна из недавних работ, посвященных Е.,- витражи 3 окон работы Н. Рауха (2007) в капелле ц. во имя Елизаветы в Наумбурге. Памяти святой посвящены общеевроп. выставки 1981/82 и 1983 гг. На выставке «Елизавета Тюрингская - европейская святая» («Elisabeth von Thüringen - eine europäische Heilige», Гессен, 7 июля 2007 - 19 нояб. 2007) было представлено свыше 350 экспонатов из 21 страны Европы, в т. ч. вышивка со сценами из жизни Е. (XIII в., ГЭ), происходящая из мон-ря, аббатисой к-рого была Гертруда, дочь Е.