В 1375 г., воспользовавшись обострением отношений между Ордой и московским кн. св. Димитрием Иоанновичем, вел. кн. Михаил Александрович разорвал мир с Москвой и попытался вновь захватить великокняжеский стол. Он потерпел неудачу и был вынужден начать мирные переговоры с кн. Димитрием, осадившим его в Твери. Для ведения переговоров кн. Михаил послал Е., мир был заключен на тяжелых для Твери условиях. В 1376 г. Е. крестил кнж. Микловсу, дочь Литовского вел. кн. Кейстута, в крещении получившую имя Мария, на следующий день Мария обвенчалась с кн. Иваном, одним из старших сыновей Михаила Александровича. Это свидетельствует о поддержке епископом политики сближения с Литвой, проводившейся тверским князем. Неясно, какова была позиция Е. во время церковной смуты. В этой связи заслуживает внимания свидетельство «Повести о Митяе», что сосланный Димитрием Донским осенью 1381 г. в Чухлому Пимен оттуда «введен бысть на Тферь». Во время нашествия Тохтамыша в авг. 1382 г. в Твери укрылся вместе с прп. Сергием Радонежским митр. Киприан.
Со временем отношения между Е. и Тверским вел. князем ухудшились. В результате конфликта «князь великии Михаило не захоте Еуфимиа владыки», и последний в янв. 1387 г. был вынужден удалиться в мон-рь, в котором ранее он был игуменом (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 444). По-видимому, Е. находился в Никольском монастыре до 1390 г., когда над ним состоялся суд, обстоятельства к-рого отражены в подробном рассказе, читающемся на бумажной вклейке в пергаменном Уставе из собрания ГИМ, в тверских известиях Рогожского летописца, в Тверском летописном сборнике, в Симеоновской и Никоновской летописях, а также в летописной подборке сборников: ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. № 1129, 1554. Менее подробно о суде над Е. повествует Житие свт. Арсения Тверского и совсем кратко - Московский свод кон. XV в., Ермолинская, Уваровская и Типографская (в поздней редакции) летописи.
Суд над Е. состоялся по инициативе Тверского вел. кн. Михаила Александровича, к-рый в 1390 г., сразу же после утверждения свт. Киприана на общерус. митрополичьей кафедре в Москве, отправил к нему послов с просьбой прибыть в Тверь для разрешения «распри церковной». (Свт. Киприан установил дружественные отношения с литовским и тверским правителями еще в 70-х гг. XIV в., по просьбе первого в 1375 Киприан был поставлен в К-поле митрополитом Киевским и М. России.) 29 июня 1390 г. митр. Киприан отправился в Тверь в сопровождении греч. митрополитов Матфея и Никандра, епископов св. Михаила Смоленского и св. Стефана Пермского. За 30 верст от Твери митрополита встретил внук кн. Михаила Александровича кн. Александр Иванович, на следующий день за 20 верст - кн. Иван Михайлович. 2 июля свт. Киприана встретил вел. кн. Михаил, с которым митрополит наедине имел беседу. 3 июля митр. Киприан приехал в Тверь. В честь его приезда вел. князь устроил пир, продолжавшийся 3 дня. И лишь на 4-й день состоялся суд, на к-ром были выслушаны жалобы на Е. (архиерея обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии» - ПСРЛ. Т. 11. C. 125; видимо, для того чтобы выслушать столь широкий круг лиц, свт. Киприан и был вынужден предпринять поездку в Тверь, а не вызывать епископа в Москву), после чего Е. был сведен с кафедры. Михаил Александрович попросил первосвятителя о новом архиерее, и 24 июля во епископа Тверского был хиротонисан митрополичий архидиак. св. Арсений.
Наиболее подробный рассказ о суде над Е., читающийся на бумажной вклейке в Уставе из собрания ГИМ, был создан в окружении Тверского вел. князя, знание местных топонимов выдает в авторе тверича, скорее всего присутствовавшего при описываемых событиях. Автор особо подчеркивает в них роль князя: Михаил Александрович «позвал» митрополита в Тверь, перед судом собрал у себя клириков и бояр, к-рые должны были участвовать в разбирательстве. Суд над Е. описан кратко, суть предъявленных обвинений не изложена. О том, что на суде не только были представлены жалобы на Е., но и он сам пытался отвечать на обвинения, можно судить лишь по словам: «И не обретеся у Еуфимья правда в устех его». По-видимому, автор рассказа был убежден в виновности Е.
Никоновская летопись сообщает, что в начале суда свт. Киприан решил временно отстранить Е. от управления епархией, но в ответ на просьбу тверского князя о новом епископе удалил Е. с кафедры и «даде великому князю Михаилу Александровичю» своего архидиак. Арсения. Согласно этой версии, после хиротонии свт. Арсения митр. Киприан пытался примирить вел. князя и Е., но «не бысть мира и любви, но наипаче вражда и брань велиа воздвизашася» (Там же). Однако, как показал текстологический и источниковедческий анализ летописных рассказов, составитель Никоновской летописи, созданной в 20-х гг. XVI в., едва ли располагал дополнительной информацией по сравнению с той, что содержится в более ранних источниках, а прибавления в ее рассказе - результаты домысливания редактора (так, он мог предположить, что свт. Киприан первоначально лишь временно отстранил Е. от управления епархией, т. к. это была обычная мера наказания в подобном деле).
В сообщениях о суде над Е. говорится о «мятеже церковном» в Тверском княжестве, приведшем к смещению Е. Причиной этого «мятежа» Житие свт. Арсения Тверского называет еретические взгляды Е., к-рый «поучает же многых во граде по своим похотем ходити… всяку в себе ересь носяху, и темь воздвизает во граде Твери мятеж и бурю на церкви», упоминаются и некие единомышленники Е. (Житие свт. Арсения, еп. Тверского. 2007. С. 349, 351-352). Однако суть заблуждений Е. и его сторонников в Житии не раскрыта. (Данная т. зр. на причины суда над Тверским архиереем была развита впосл. архим. Макарием (Петровичем) в написанном им в 1764 Житии свт. Арсения.) В научной лит-ре конфликт между Е. и кн. Михаилом Александровичем рассматривался преимущественно как политический: Тверской епископ был смещен потому, что он «был гарантом того, что крестное целование Твери Москве сохранит свою силу» (Попов. 1979. С. 78-79; ср.: Колосов. 1900. С. 71). Э. Клюг предположил, что в основе конфликта лежали личные мотивы (Клюг. 1994. С. 226).
Обвинению Е. в ереси нет серьезных подтверждений. Против подобного обвинения свидетельствует упоминание архиерея в летописном тексте об обновлении тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Е. отмечен в ряду других епископов, служивших здесь, причем в редакции Рогожского летописца и Симеоновской летописи Е. назван «преподобным епископом» (общий источник 2 данных летописей связан с Тверью). Поминание Е. имеется в синодике Спасо-Преображенского собора 2-й пол. XVII в. (РГБ. Ф. 178. Муз. № 9465. Л. 33). Можно считать, что причиной смещения архиерея была его ссора с тверским правителем. Оставив в 1387 г. кафедру, Е., по-видимому, не примирился с вел. кн. Михаилом, стремившимся к поставлению в Тверь др. епископа; возможно, Е. предпринимал попытки настроить часть духовенства в свою пользу («мятеж церковный»).
После суда в июле 1390 г. свт. Киприан забрал Е. в Москву. Здесь через год бывш. Тверской архиерей скончался и был похоронен за алтарем собора в Чудовом мон-ре. В связи с этим Тверской летописный сборник отметил, что низверженный епископ умер «в истоме от митрополита» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 446).
Изображения Е. в архиерейском облачении (фелони, омофоре и митре или архиерейской мантии и черном клобуке) имеются в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. в 1-м Остермановском томе, в частности в композициях: св. Алексий, митр. Московский, поставляет Е. епископом в Твери; вел. кн. св. Михаил Александрович Тверской посылает Е. с боярами на переговоры с вел. кн. Московским св. Димитрием Иоанновичем для заключения мира; Е. в Крестовоздвиженском соборе Твери крестит кнж. Марию (Микловсу), дочь Литовского вел. кн. Кейстута; на следующий день Е. венчает в соборе Спаса кн. Ивана Михайловича и кнж. Марию (БАН. 31.7.30-1. Л. 660, 679, 690 об.- 691). Е. также представлен в Соборе архиереев, хиротонисанных свт. Алексием (Там же. Л. 749-749 об.).