Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИМИТРИЙ
15, С. 93-96 опубликовано: 5 мая 2012г.


Содержание

ДИМИТРИЙ

(Сеченов Даниил Андреевич; 6.12.1709, близ Москвы - 14.12.1767, Москва), митр. Новгородский и Великолуцкий. Род. в дворянской семье, крещен в честь прп. Даниила Столпника. Первоначальное образование получил в доме отца, затем учился в московской Славяно-латинской академии. В кон. 1729 или нач. 1730 г., будучи студентом, был пострижен в рясофор с именем Дисидерий, рукоположен во диакона и назначен казначеем Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ря. 17 марта 1731 (по др. сведениям, 1735) г. пострижен в мантию, 24 нояб. того же года (по др. сведениям, 1735) рукоположен во иерея. По окончании курса обучения оставлен при академии учителем «фары» - первого класса, 29 сент. 1738 г. назначен академическим проповедником. С 4 дек. 1738 г. архимандрит, исполняющий обязанности настоятеля свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и управляющий делами новокрещеных Казанской епархии.

Димитрий (Сеченов), митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравер Ф. Алексеев. Ок. 1843 г. (ГПИБ)
Димитрий (Сеченов), митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравер Ф. Алексеев. Ок. 1843 г. (ГПИБ)

Димитрий (Сеченов), митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравер Ф. Алексеев. Ок. 1843 г. (ГПИБ)

Указом имп. Анны Иоанновны от 11 сент. 1740 г. «для умножения христианского закона и священного утверждения в вере» Д. был назначен главой Конторы новокрещенских дел, проповедником среди иноверцев Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской епархий. Согласно донесению Д. в Святейший Синод в 1741 г., в Казанской и Нижегородской губерниях «разных народов иноверцы целыми деревнями и всеми уездами… все до единого человека святым крещением просветились» (Там же. С. 916). За 1741-1742 гг. число обращенных в Православие составило более 17 тыс. чел. (за 1719-1730 в Казанской епархии крестились всего 2160 чел.). Для новообращенных построено 30 церквей, поскольку большая часть их проживала вдалеке от рус. сел с храмами. Для строительства Коллегия экономии выделила 45 тыс. р. Одновременно Синод рекомендовал заставлять самих новокрещеных строить церкви бесплатно; был определен и штат священнослужителей: «на каждые 250 дворов... 2 священника, по 1 дьякону и по 3 церковника». По распоряжению Д. крестившимся «за восприятие святого крещения... давать каждому по кресту медному... да по одной рубахе с порты... по сермяжному кафтану с шапкою и рукавицы, обуви чирики с чулками... кто познатнее... кресты серебряные... кафтан из сукон крашеных... ценою по 50 копеек за аршин».

27 дек. 1741 г. по повелению имп. Елизаветы Петровны Д. был вызван в Москву. 10 сент. 1742 г. наречен во епископа Нижегородского и Алатырского, 14 сент. того же года состоялась хиротония. Прибыл в Н. Новгород 31 окт. 24 янв. 1743 г. совершил погребение своего предшественника на кафедре еп. Иоанна (Дубинского). По поручению Синода Д. продолжил миссионерские труды среди народов Поволжья. Вскоре ближайший помощник архиерея настоятель алатырского Свято-Духова мон-ря архим. Авраамий доносил, что в Верхосурском, Верхоалатырском и Инсурском станах «обращено к истинной вере мужского и женского пола 17 736 человек». Согласно табели, посланной Д. в Синод, с 1740 по 1744 г. в Нижегородской епархии новокрещеными считались 50 430 чел.; для них было построено 14 храмов в Нижегородском у., 49 - в Алатырском, 10 - в Курмышском и 9 храмов в Ядринском у. Однако миссионерские успехи были результатом не только сознательного выбора веры, большое значение имели экономические и адм. факторы. Кроме того, имели место случаи настойчивого нежелания принимать Православие. На Д. жаловались, что он принуждает креститься силой, держит непокорных в кандалах и колодках и подвергает побоям и даже крестит, погружая связанными в купель. При обозрении епархии 18 мая 1743 г. Д. велел «сломать все новопостроенные за запретительными указами татарские мечети», разорить языческое кладбище в мордов. с. Сарлей Терюшевской вол., в 60 верстах к югу от Н. Новгорода (ныне Дальнеконстантиновского р-на Нижегородской обл.). Немедленное исполнение указания вызвало решительный отпор местных жителей-терюхан (этническая группа мордвы). Архиерей, спасая свою жизнь, прятался в погребе у священника. Инцидент вылился в восстание («Терюшевский бунт»), для подавления к-рого привлекались войска. Синод направил Д. особое предписание «неволею и по принуждению в христианскую веру не крестить».

В Нижегородской епархии при Д. были обновлены и построены мн. храмы, в Н. Новгороде возведен и 29 марта 1745 г. освящен теплый собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 18 марта 1743 г. Д. восстановил арзамасскую Высокогорскую Вознесенскую пуст., покинутую братией в 30-х гг. XVIII в. Призывал духовенство к активной проповеди. В 1743 г. по инициативе Д. Нижегородская ДС была переведена из деревянных строений при архиерейском доме за пределы кремля, где по выбору архиерея был приобретен большой земельный участок с 2-этажными каменными палатами и службами. В 1744-1745 гг. при семинарии была построена ц. во имя прп. Иоанна Дамаскина. В курс обучения ввели новые предметы, в частности философию, а «для слушания богословия» студенты посылались в Москву.

После болезни Д. по своему прошению в нач. авг. 1748 г. был уволен на покой в Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери муж. мон-рь. 24 февр. 1752 г. вызван в С.-Петербург и определен членом Синода. 21 июня того же года определен епископом Рязанским и Муромским. 10 февр. 1753 г. прибыл в Переяславль Рязанский (с 1778 Рязань). По инициативе Д. Рязанская ДС была переведена из тесного помещения в рязанском во имя Св. Троицы мон-ре во Владычной слободе у Владимирской ц. в выстроенные новые покои для семинаристов. В сент. 1757 г. Д. учредил в ДС «школу философии». Философию преподавал ректор семинарии архим. Антоний (Ядрило). Кроме того, было введено преподавание греч. и древнеевр. языков, к-рые изучались по желанию. Д. приглашал преподавателей из др. семинарий. Заботился о пополнении б-ки, присылал книги из С.-Петербурга. Значительно улучшил материальное положение семинаристов, иногда для поощрения самых способных из них назначал учеников старших классов учителями в младшие классы. Обеспечение пропитанием семинаристов было еще до Д. возложено на мон-ри и приходы: напр., обители должны были давать 20-ю часть «приплодного» хлеба на ДС, но на практике это правило выполнялось не часто. Епископ добился покрытия недоимок с 1750 г., затем заменил хлебные сборы денежными. При Д. наступил расцвет Рязанской ДС. В 1779 г. при открытии Тамбовской ДС Синод рекомендовал в качестве образца Рязанскую семинарию.

При Д. в Рязанской епархии были построены новые храмы, многие отремонтированы, в 1753 г. перестроен старый кафедральный Успенский собор в Рязанском кремле: разобраны внутренние столбы, над стенами сведены новые своды, растесаны оконные проемы, пристроена трапезная. В ходе работ в соборе каменные надгробия рязанских князей оказались разбиты, и Д. приказал заменить их на деревянные. Вместо обветшавшей гробницы над местом захоронения свт. Василия Рязанского была сооружена новая рака с образом святого. По преданию, когда Д. повелел открыть гробницу, из нее вырвалось пламя и едва не опалило предстоящих (Феодорит, архиеп. Рязанский и Муромский // Рязанские ЕВ. 1870. Приб. № 13. С. 377-378. Примеч. 17). После реконструкции собора епископ переосвятил его в честь Рождества Христова. Д. составил службу свт. Василию Рязанскому, взяв за основу тропарь, кондак и канон, составленные Рязанским архиеп. св. Феодоритом. Положил начало празднованию памяти свт. Василия в 10-ю неделю по Пятидесятнице и сам совершил первое торжественное служение. На малую вечерню собиралось городское духовенство, соборно совершался молебен Пресв. Богородице Параклисис.

Как член Синода Д. часто выезжал в С.-Петербург. 22 (по др. сведениям, 28) окт. 1757 г. возведен в сан архиепископа, назначен на Новгородскую кафедру и стал первоприсутствующим в Синоде. В 1758 г., заботясь о духовном просвещении, учредил контору для производства семинарских дел, в 1762 г. открыл в Новгородской ДС нем. и географический классы. В 1759 г. для семинарской б-ки было заложено отдельное каменное здание. Собственное книжное собрание Д. завещал семинарии (267 книг в 474 томах). Когда в нач. 60-х гг. XVIII в. ДС не получала до трети положенных хлебных припасов и денег, приказал передать на ее содержание и на покрытие долгов часть средств архиерейского дома. В 1765 г. при введении новых штатов добился, чтобы Новгородской ДС был положен самый большой оклад - 8285 р. (оклад московской Славяно-латинской академии составлял 4847 р.). В 13 городах Новгородской губ. открыл духовные уч-ща. Изданный при Синоде катехизис (СПб., 1765) Д. за свой счет разослал по приходам епархии.

По инициативе Д. в епархии строилось много новых храмов, в т. ч. первые каменные церкви в сельской местности (напр., в 1764 в Боровичском у.- Успенская ц. в Опеченском Посаде и Покровская в с. Мошенском). В 1759 г. в Новгородском кремле был сооружен каменный теплый собор в честь Входа Господня в Иерусалим. Заботился и о мон-рях, делал им значительные пожертвования из личных средств. В Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре при Д. велось строительство величественной надвратной колокольни. Занимаясь устройством епархиальной администрации, вызывал в Новгород архимандритов даже из др. епарxий. Одним из ближайших помощников архиерея был в 1761-1763 гг. вик. Новгородской епархии, Кексгольмский и Ладожский еп. св. Тихон Задонский, избранный по жребию.

В С.-Петербурге Д. принадлежало архиерейское подворье на левом берегу р. Карповки (т. н. архиерейский Карповский дом), устроенное Новгородским архиеп. Феофаном (Прокоповичем). В 1758 г. в храме подворья Д. рукоположил во иеромонаха Гавриила (Петрова; впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский). Весной 1762 г. освящал воздвигнутый по проекту Б. Ф. Растрелли Зимний дворец в С.-Петербурге, 4 авг. 1764 г.- ц. во имя св. Екатерины, первый из храмов с.-петербургского Смольного в честь Воскресения Господня мон-ря.

Архиеп. Филарет (Гумилевский) отмечал, что Д. «в правлении церковном, к сожалению, увлекался тщеславием и желал угождать более людям, чем Богу». Д. восторженно приветствовал восшествие на престол имп. Елизаветы Петровны и имп. Петра III, называя последнего «именем и делом Петру Великому подобным». Находясь в столице во время дворцового переворота 28 июня 1762 г., приведшего на престол имп. Екатерину II, Д. первым обратился к ней как к самодержице с амвона ц. в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В речах подчеркивал, что она заняла престол «без всякого вреда и кровопролития», в заботе о «утесняемых чадех Российских», ради избавления Церкви «от страха и вредных перемен» (проповедь 13 сент. 1762). В составленном Д. манифесте Екатерины II устранение имп. Петра III объяснялось тем, что в его правление нависла угроза над правосл. Церковью: «Всем прямым сынам Отечества Российского явно оказалось, какая опасность всему Российскому государству начиналась самым делом, а именно: закон наш православный греческий первее всего восчувствовал свое потрясение и истребление своих преданий церковных, так что Церковь наша Греческая крайне уже подвержена оставалась последней своей опасности переменою древнего в России православия и принятием иноверного закона» (ПСЗ. 16. № 11582). 22 сент. 1762 г. Д. совершил в Москве чин коронования имп. Екатерины II и 8 окт. того же года был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого с пожалованием во владение 1 тыс. крестьян. Часто служил и проповедовал в дворцовых храмах, был постоянным советником императрицы в духовных делах. Екатерина II ценила проницательный ум архиерея, богословские и церковно-исторические познания, стремление к духовному просвещению. Д. часто получал от императрицы различные «чрезвычайные» поручения, касавшиеся как церковной, так и адм. сферы.

В вопросе о секуляризации церковных имуществ всецело встал на сторону правительства. В нояб. 1762 г. Д. был назначен председателем Комиссии о церковных имениях, к-рой предписывалось произвести точную инвентаризацию церковных имений. Результатом работы комиссии явились манифест о секуляризации церковных недвижимых имуществ и окончательное упразднение церковного землевладения в России. В нач. 1763 г. с резким протестом против планов по ликвидации монастырского землевладения выступил Ростовский митр. сщмч. Арсений (Мацеевич). Возражения митр. Арсения, направленные им в Синод, не были поддержаны его членами. Д. представил Екатерине II доклад о письме митр. Арсения, усмотрев в нем «оскорбление Ее Императорского Величества». В апр. 1763 г. участвовал в суде над митр. Арсением и в процедуре снятия сана, состоявшейся в Синодальной палате Московского Кремля. По преданию, митр. Арсений укорял участвовавших в суде архиереев, предсказав их кончину. Д. он предрек: «Язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь!» В мае 1763 г. Екатерина II ездила в Ростов на поклонение мощам свт. Димитрия Ростовского. Для торжественной встречи императрицы и переложения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку Д. также прибыл в Ростов.

При введении духовных штатов указом от 26 февр. 1764 г. по всей России было закрыто 526 мон-рей, более 100 из них пришлось на Новгородскую епархию. Тем же указом в епархии было создано Олонецкое и Каргопольское вик-ство, а Кексгольмское вик-ство упразднялось. 10 февр. 1767 г. Екатерина II пожаловала Д. драгоценную панагию со своим портретом на оборотной стороне. В том же году он как «первенствующая духовная особа» был избран от Синода депутатом всего рус. духовенства в Комиссию по сочинению проекта нового Уложения. 30 июня 1767 г. служил молебен при торжественном открытии комиссии в Успенском соборе Московского Кремля.

Умер на Заборовском подворье в Московском Кремле при обстоятельствах, сходных с предсказанными митр. Арсением. При его болезни и кончине неотлучно находился архим. Платон (Левшин; впосл. митр. Московский). 18 дек. 1767 г. в Заиконоспасском мон-ре состоялось отпевание. 20 дек. 1767 г. тело архиерея из Москвы было торжественно отправлено в Новгород и 3 янв. 1768 г. вик. Новгородской епархии, еп. Олонецким Антонием погребено в Мартириевской паперти Софии Св. собора.

Д. имел дар выдающегося проповедника. По характеристике Н. М. Карамзина, «достоинство проповедей» Д. «состоит не в искусстве ораторском, но в чистом христианском учении и в смелом изображении мирских пороков» (Пантеон Российских авторов. М., 1802). Широкую известность Д. принесли Слова, произнесенные им в 1742 г.- на праздники Благовещения и Казанской иконы Божией Матери. По содержанию они были во многом публицистическими: автор, с одной стороны, рисовал картины непрестанных «гонений на Церковь Христову» в годы правления имп. Анны Иоанновны, когда «неправда царствовала, а правда за караулом сидела», «архиереев, священников, монахов мучили, казнили», «предтечи антихристовы... везде плевельные учения разсевали... святых угодников не почитали, иконам святым не кланялися, знамением креста святого гнушалися, в посты святые мяса пожирали», с другой - обличал пороки рус. европеизированного общества. При этом Д. приветствовал возвращение имп. Елизаветы в делах внутреннего управления к политике имп. Петра I, освобождение ею России от «внутренних сокровенных врагов». Публикация сборника проповедей Д., предполагавшаяся имп. Екатериной II (о чем она в 1767 сообщала Вольтеру), не была осуществлена. Архиеп. Филарет (Гумилевский) писал, что язык проповедей Д. «довольно чист и свободен, не связан ни латинским, ни славянским, близок к простой, но правильной русской речи».

Арх.: РНБ. Погод. Оп. 2. Д. 1781, 1782; ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 14, 20.
Соч.: Слово в день Благовещения Пресв. Богородицы… СПб., 1742; Слово в день явления чудотв. иконы Пресв. Богородицы во граде Казани. СПб., 1742; 3 речи // Отеч. зап. 1839. Т. 6. № 10. Смесь. С. 1-4; Поучения в дни праздников // Рязанские ЕВ. 1911. № 21. С. 815; № 22. С. 857; Проект «об едином новокрещенских дел правлении» (26 авг. 1748 г.) // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при имп. Казанском ун-те. 1912. Т. 28. Вып. 1-3. С. 266-270.
Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 337-340; Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Рос. Церкви с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843. С. 33-34; Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии: (1672-1850). СПб., 1857. С. 110-127; он же. Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 107, 122-123; Агнцев Д. И. История Рязанской ДС: 1724-1840. Рязань, 1889; Титов А. А. Терюшевский бунт // Рус. обозр. 1893. Авг. С. 745-762; Сент. С. 304-318; Окт. С. 799-814; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии с древнейших времен до наст. времени: Кр. биогр. очерки. Новгород, 1897. С. 84-99; ЖПодв. Март. С. 141; Арзамасская Высокогорская пуст. // Рус. паломник. 1916. № 20. С. 308-310; Светлов Г. И. Кр. очерк истории Новгородской ДС. Пг., 1917. Вып. 1; Солодовников Д. Д. Переяславль Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1922, 1995. С. 69, 151-152.
Д. Б. Кочетов, А. К. Галкин

Иконография

Известно 3 эстампа с изображением Д. Наиболее распространенный портрет награвирован ок. 1843 г. Ф. Алексеевым по заказу П. П. Бекетова в технике пунктира (для изд.: [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их краткого жизнеописания. М., 1843). Это поясное изображение иерарха в овале, вполоборота вправо, в архиерейской мантии и белом клобуке с крестом, с благословляющей десницей и жезлом, на груди панагия. К тому же типу изображения принадлежит литография сер. XIX в., изданная И. Х. Дациаро, с подписью мастера: «L. Loire» (Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 289). Др. гравюра пунктиром нач. XIX в. работы А. А. Осипова (напр., в собрании ЦАК МДА), по указанию Д. А. Ровинского,- изображение сщмч. патриарха Ермогена, в мантии и белом куколе, с ошибочной подписью имени Д. (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 700). Графический портрет Д. (карандаш, соус) находился в числе 302 портретов рус. деятелей в специальном помещении Румянцевского музея, живописное изображение - в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге (Там же. Т. 4. Стб. 229, 272; см. также фотографию с портрета: Лушев А. М. Ист. альбом портретов известных лиц XVI-XVIII вв. СПб., 1870. С. 9).

Я. Э. З.
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Великоновгородская и Великолуцкая епархия (с 26 января 1589-1775) (см. также Новгородская митрополия Русской Православной Церкви) Димитрий (Сеченов Даниил Андреевич; 1709 - 1767), митрополит Новгородский и Великолуцкий Иконография (иконы, портретные изображения и фотографии) епископата Русской Православной Церкви
См.также:
АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГАВРИИЛ (Кременецкий Григорий Федорович; 1711-1783), митр. Киевский и Галицкий
ГАВРИИЛ (Петров Петр Петрович; 1730 - 1801), митр. Новгородский и С.-Петербургский
ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф
ЕФРЕМ († 1613), митр. Казанский и Свияжский
ИОВ (сер. XVII в. - 1716), митр. Новгородский и Великолуцкий
ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г.