(ставропигиальный РПЦЗ), близ сел. Джорданвилл (шт. Нью-Йорк, США). Основан в 1930 г. иером. Пантелеимоном (Нижником) по благословению (1928) архиеп. Североамериканского Аполлинария (Кошевого).
В 1928 г. постриженик Свято-Тихоновского мон-ря (шт. Пенсильвания, США) о. Пантелеимон с неск. единомышленниками решил основать мон-рь рядом с небольшой дер. Джорданвилл. Чтобы приобрести участок земли площадью ок. 300 акров (121 га), они поступили на работу на завод рус. изобретателя И. И. Сикорского. Летом 1930 г. иноки переселились на выкупленный участок. В нач. 30-х гг. собралась братия, в 1934 г. настоятелем Д. м. стал архиеп. Виталий (Максименко). К весне 1935 г. был построен деревянный братский корпус на 16 келий с небольшим домовым храмом во имя Св. Троицы. В день Св. Духа 17 июня 1935 г. состоялось освящение храма и новосозданной обители, к-рое совершил архиеп. Виталий. В конце литургии возник пожар, новоосвященное здание сгорело. Соседи, семья американцев, к-рые продали братии землю, предоставили им свой дом, где погорельцы и поселились, оборудовав в нем домовый храм. Уже 18 июня того же года архиеп. Виталий совершил постриг в мантию 2 послушников. Вскоре мон-рь отстроили, организовали хозяйство, приобрели дополнительные 200 акров земли. К 2007 г. угодья Д. м. включают 715 акров (ок. 280 га) земли, из к-рых 380 акров занимают луга, 335 акров - леса и озера.
Д. м. стал не только духовным, но и церковно-общественным центром рус. зарубежья. В 1948 г. по благословению Архиерейского Синода РПЦЗ при мон-ре была открыта Свято-Троицкая ДС. В стенах мон-ря проводятся пастырские совещания, Свято-Германовские съезды правосл. молодежи. Одним из выдающихся событий стал проходивший в мон-ре III Всезарубежный Собор, заседания к-рого начались 25 сент. 1974 г. Признавая возросшие роль и значение обители как всезарубежного церковного центра, Архиерейский Синод РПЦЗ решением от 2 июня 1967 г. присвоил мон-рю статус ставропигиального. В 2005 г. Д. м. отметил 75-летие со дня образования.
Д. м. возглавляли архиереи. После настоятельства архиеп. Восточноамериканского Виталия (Максименко) в нояб. 1946 г. в Д. м. прибыли 11 чел. братии во главе с еп. Серафимом (Ивановым), к-рый и был избран настоятелем обители. С 1948 г. Д. м. возглавил архиеп. Виталий (Максименко), с 12 мая 1960 г.- еп. Аверкий (Таушев), с 18 июня 1976 г.- еп. Лавр (Шкурла) (ныне митрополит Восточноамериканский, Первоиерарх РПЦЗ).
В монастыре почитаются архимандриты Пантелеимон (Нижник; 1895-1984), Константин (Зайцев), постриженик Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, многолетний духовник обители игум. Филимон (Никитин; 1880-1953). Архим. Киприан (Пыжов; 1904-2001) организовал в Д. м. иконописную школу, расписал Троицкий собор, трапезную и часть Успенской ц., а также Скорбященский собор (Сан-Франциско), ц. во имя св. Иоанна Кронштадтского (Ютика), ц. во имя прп. Серафима Саровского (Си-Клифф), ц. во имя прп. Сергия Радонежского (Кливленд) и др. Архим. Киприан написал также известную икону «Новомученики и исповедники Российские».
В 1945 г. было принято решение о строительстве нового, каменного собора во имя Св. Троицы вместо сгоревшего в 1935 г. деревянного. Председателем строительного комитета стал проф. Н. Н. Александров, почетным председателем - архиеп. Виталий (Максименко), товарищем председателя - игум. Пантелеимон. В основание храма положены частицы мощей серб. святых Ангелины, Стефана Дечанского и архиеп. Арсения I Сербского. Строительство и внутренняя отделка Троицкого собора были закончены к осени 1950 г. Настенная роспись и иконы были выполнены иером. Киприаном (Пыжовым) и его учеником иеродиак. Алипием (Гамановичем). 3-ярусный иконостас сооружен по проекту иером. Киприана послушником Петром Понкратовым и иеродиак. Алипием. Резное из меди паникадило исполнено по рисунку иеродиак. Алипия иеродиак. Пименом (Качаном). Собор построен в стиле шатровых храмов Сев. Руси по проекту архит. Р. Н. Верховского.
14 нояб. 1948 г. архиеп. Виталием (Максименко) на нижнем этаже собора был освящен храм во имя прп. Иова Почаевского. 26 нояб. 1950 г. состоялось освящение всего Троицкого собора, к-рое возглавил Первоиерарх РПЦЗ митр. Анастасий (Грибановский). На следующий день начался единственный в истории РПЦЗ чин мироварения. К осени 1960 г. к вост. части собора были пристроены притвор, увенчанный куполом, и величественный вход с большой двойной папертью. Над дверями написан образ Божией Матери «Знамение», на фронтоне, венчающем вход в храм, над крытой папертью - образ Св. Троицы. Пристройка и храм расписаны в одном стиле. В 1962 г. была закончена роспись притвора. С зап. стороны, слева от паперти, сооружена часовня прп. Серафима Саровского. В 1961 г. к алтарной части были пристроены понамарка и ризница, расширенные в 2001 г.
В 1968 г. на монастырском кладбище была заложена, а 26 сент. 1977 г. освящена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (является также храмом-памятником во имя св. Царственных страстотерпцев и иже с ними убиенных, а также «всех в борьбе с безбожным коммунизмом за Россию живот свой положивших, в смуте умученных и убиенных»). Выполнена по проекту архит. В. Глинина в псковско-новгородском стиле. В архитектурном решении церкви автор удачно использовал древние архитектурные формы северорус. зодчества и нек-рые элементы поздней московской архитектуры. Церковь выложена из белого кирпича. Стены украшены крестиками из выдвинутых на полвершка тех же кирпичей; по углам - не очень подчеркнутые контрфорсы; окна по-старинному узкие, обрамленные наличниками и выдающимися отлогими подоконниками. Слева от входа колокольня-звонница в псковском стиле. Главка выложена чешуйками из нержавеющей стали. Крест - фигурный, наподобие крестов Благовещенского собора Московского Кремля, с полумесяцем в подножии. Центральная главка, так же как и главки над входом и колокольней, сделаны самим архитектором. Все основные работы по возведению стен, балок и сводов кровли производил инженер И. Г. Гришин и его помощник свящ. Георгий Шереметев. Роспись церкви была начата иером. Алипием (Гамановичем) и закончена архим. Киприаном (Пыжовым).
Братский корпус был заложен 28 сент. 1952 г. архиеп. Виталием (Максименко) и построен к 1958 г. В полуподвальном помещении находятся пекарня, книжные склады и кладовые, на 1-м этаже - типография, трапезная, книжный магазин, на 2-м этаже - канцелярия, фальцовочная и переплетная мастерские, покои настоятеля, на 3-м и 4-м этажах - кельи. В 1987-1988 гг. корпус был значительно расширен, с зап. и вост. сторон пристроены 2 новых крыла. К востоку от Троицкого собора расположено 3-этажное здание семинарии, построенное в 1971 г. На 1-м этаже размещается б-ка, на 2-м - актовый зал и музей, на 3-м - адм. помещения, аудитории и архив.
На 3-м этаже братского корпуса 17 нояб. 1991 г. была освящена часовня во имя прп. старцев Оптинских; иконостас и иконы выполнены иером. Андреем (Эрастовым). К северо-западу от братского корпуса над колодцем поставлена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в к-рой почитается одноименная икона работы архим. Киприана (Пыжова). На берегу одного из монастырских озер 16 нояб. 1998 г. освящена каменная часовня во имя прп. Иоанна Рильского и св. прав. Иоанна Кронштадтского, увенчанная чешуйчатой деревянной маковкой с 8-конечным крестом. Роспись в ней выполнена П. Дзюбой, а также архим. Лукой (Мурьянкой), иером. Андреем (Эрастовым), свящ. Иаковом Ференсом.
С запада архитектурный ансамбль Д. м. замыкает 2-ярусная шатровая колокольня, построенная по проекту архит. Б. А. Лебединского в окт. 1987 - авг. 1988 г. и освященная 4 сент. 1988 г. Колокольня имеет 2 пристройки, увенчанные позолоченными главками. В юж. пристройке расположена крестильня, расписанная иером. Андреем (Эрастовым). Зап. фронтон в 2006 г. украшен мозаикой «Сошествие Св. Духа на апостолов».
Среди множества святынь, хранящихся в Троицком соборе, особо почитаются переданные Патриархом Сербским Варнавой (Росичем) и хранящиеся в отдельном ковчеге частица Креста Господня, камень от Голгофы, частицы мощей св. Иоанна Крестителя, ап. Андрея Первозванного, свт. Григория Богослова, вмч. Пантелеимона, священномучеников Дионисия Ареопагита, Харалампия, свт. Афанасия I Великого Александрийского, мц. Параскевы, св. Кесария Назианзского, неизвестного Зографского мученика. На правой стене находятся иконы с частицами мощей преподобных Сергия Радонежского, Германа (Зырянова) Аляскинского, свт. Феофана Затворника; на левой стене - икона с нитью от пояса Богоматери (дар Анановых из Бейрута архим. Константину 28 нояб. 1953), икона прмц. Елисаветы Феодоровны и мц. Варвары с частицами мощей и др. Перед правым клиросом находятся иконы с мощами мч. Трифона и архиеп. Сербского свт. Арсения I; перед левым - икона с мощами св. прав. Иоанна Кронштадтского, ниже - пояс кронштадтского пастыря. На аналое перед левым клиросом находится икона свт. Иоанна (Максимовича) Шанхайского с частицей мощей. Частицы мощей прп. Серафима Саровского у левого клироса были переданы архиеп. Адрианом (Рымаренко). В соборе Д. м. также находится икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей, к-рой имп. св. Николай II благословил Гос. думу.
В нижнем храме прп. Иова Почаевского хранится рака с 88 частицами мощей Киево-Печерских святых, иконы с частицами мощей великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца, мч. Христофора, святителей Нектария Пентапольского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, Белгородского Иоасафа (Горленко), сщмч. Иоанна (Поммера) и др. Перед иконой «Новомучеников и исповедников Российских» в особом ковчеге - частицы мощей сщмч. Игнатия Богоносца, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Николая Чудотворца, сщмч. Макария, митр. Киевского, святителей Арсения Сербского, Иркутского Иннокентия (Кульчицкого), преподобных Евфимия Великого, Харитона, Кириака, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и др. В Иовлевском храме находятся также почитаемые образа - список Почаевской иконы Божией Матери и икона «новомученики и исповедники Российские» (письма архим. Киприана).
В Оптинской часовне хранятся частицы мощей апостолов Петра, Павла, Андрея Первозванного, Варфоломея, Филиппа, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Пантелеимона, вмц. Варвары, мучеников Трифона, Георгия Нового, сщмч. Харалампия, святителей Григория Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Паламы, Афанасия Великого, Иннокентия Иркутского, Нектария Эгинского, блгв. кн. Андрея Боголюбского, св. прав. Иоанна Русского, св. Алексия, человека Божия, преподобных Нила Синайского, Иоанна Лествичника, Германа Аляскинского, Даниила Московского, Нектария Оптинского, Амвросия Оптинского, Анатолия Оптинского и мн. др. Здесь же хранятся частицы Креста Господня, камень от Гроба Господня, камень из храма Воскресения Христова в Иерусалиме, камень со Св. Голгофы, камень с судного места, скуфьи святителей Митрофана Воронежского и Феофана Затворника. В типографии Д. м. находится большой образ прп. Иова Почаевского, вывезенный из Почаевской лавры.
Д. м. основана архим. Киприаном (Пыжовым), прибывшим в 1946 г. в Джорданвилл в числе братии Ладомировской (Владимировой) обители во имя прп. Иова Почаевского в Чехословакии. 12 февр. 1997 г. было освящено отдельное здание мастерской.
Из стен мастерской вышла плеяда иконописцев рус. эмиграции; среди них - архиеп. Чикагский и Детройтский Алипий (Гаманович), расписавший монастырскую Успенскую ц. и кафедральный собор (Чикаго), иером. Андрей (Эрастов), расписавший собор Александра Невского (Лейквуд), и др. Иконописцы Д. м. расписали Троицкий собор, Успенскую ц. и трапезную мон-ря, Скорбященский собор (Сан-Франциско), выполнили иконостас и икону «Все святые, в земле Российской просиявшие» в синодальном соборе (Нью-Йорк), иконостасы Архангело-Михайловского собора (Патерсон), храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (Ютика) и др. Мастерами Д. м. написаны известные в России и зарубежье иконы «Новомученики и исповедники Российские», «Царственные мученики», «Собор Оптинских старцев», свт. Иоанна Шанхайского, блж. Ксении Петербургской, св. прав. Иоанна Кронштадтского и др.
В 1918 г. была закрыта типография Почаевской лавры, но впосл. возобновлена бывш. насельником лавры архим. Виталием (Максименко) в основанном им на Карпатах мон-ре прп. Иова Почаевского (Чехословакия). После 1945 г. типография прп. Иова Почаевского была перевезена и в 1947 г. возобновлена в Д. м. В типографии печаталась духовная лит-ра для рус. эмиграции и миссионерская лит-ра на англ. языке. Большое количество духовной лит-ры направлялось и в СССР. Среди книг, выпущенных типографией,- сб. жизнеописаний, составленный протопр. М. Польским, «Новомученики Российские» (1949-1957. 2 ч.), иером. Алипия (Гамановича) «Грамматика церковнославянского языка» (1955), архиеп. Аверкия (Таушева) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» (1956. 2 ч.), протопр. М. Помазанского «Православное догматическое богословие» (1963), учебник прот. С. Слободского «Закон Божий» (1967), «История христианской Церкви» Н. Д. Тальберга. В типографии выпускаются периодические издания - «Православная Русь», «Православная жизнь» (прил. к «Православной Руси»), «Orthodox Life» (с 1950), ежегодный сб. «Православный путь» и «Троицкий церковный календарь», а также офиц. орган Архиерейского Синода РПЦЗ «Церковная жизнь».
единственное высшее учебное заведение РПЦЗ - находится на территории Д. м. Открыта указом Архиерейского Синода РПЦЗ от 12 окт. 1948 г. Вскоре получила офиц. признание и регистрацию от аккредитационной инстанции учебных заведений шт. Нью-Йорк. До 1952 г. ректором являлся архиеп. Виталий (Максименко), с 1 марта 1952 г.- архим. (впосл. архиепископ) Аверкий (Таушев), с 1976 г.- еп. Лавр (Шкурла). В течение мн. лет архиеп. Лавр преподавал каноническое право, патрологию, догматическое богословие и др. Став Первоиерархом РПЦЗ, митр. Лавр является ректором семинарии. Деканами семинарии были проф. Н. Н. Александров, И. И. Марр, Е. Е. Алферьев и Е. И. Клар, архим. Лука (Мурьянка) (к 2007). В семинарии преподавали архиепископы Аверкий (Таушев), Алипий (Гаманович), еп. Митрофан (Зноско-Боровский), архим. Константин (Зайцев), протопр. М. Помазанский, Н. Д. Тальберг, И. М. Андреевский, Е. Е. Алферьев и др.
В 1954 г. по благословению архиеп. Виталия (Максименко) было установлено особое празднование в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, к-рые считаются покровителями семинарии.
В ДС в течение 5 лет изучаются как богословские, так и общеобразовательные гуманитарные дисциплины. За исключением 1-го курса, все предметы преподаются на рус. языке. Проживая на территории мон-ря, семинаристы несут клиросное и др. послушания. После успешного окончания выпускники получают амер. диплом бакалавра богословских наук. В 80-х гг. в семинарии действовали пастырские курсы на англ. языке для новообращенных в Православие американцев. Также действует заочная 2-летняя программа на рус. и англ. языках, после окончания к-рой выпускники аттестуются сертификатом богословских наук. При семинарии существуют архив, б-ка, музей, летняя церковнопевч. школа, регулярно проводятся историко-богословские конференции, «круглые столы», выставки и др. мероприятия. В 2003 г. учреждено отдельное издательство семинарии. В 2005 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II совместно с МДА при последней учрежден Центр изучения церковной истории рус. зарубежья.
В основу коллекции монастырской б-ки легли поступления от Е. Александровой, жены 1-го декана семинарии, и от архиеп. Аверкия (Таушева). В б-ке хранятся издания начиная с XVII в., в т. ч. Жития, писания св. отцов, богослужебные книги. Как в монастырской, так и в семинарской б-ке есть редкая и малодоступная в США дореволюционная богословская литература и периодика XVIII-XIX вв., в т. ч. «Православный собеседник», «Рижский епархиальный листок», «Странник», «Русский инок», «Христианин», «Труды КДА», «Санкт-Петербургский духовный вестник» и др. К 2007 г. в б-ках мон-ря и семинарии хранится ок. 50 тыс. томов.
С 1983 г. существует архив семинарии (т. н. Архив рус. эмиграции). Помимо частных фондов, уникальных книжных изданий рус. диаспоры архив включает коллекцию редких периодических изданий России, как дореволюционных, так и периода гражданской войны. К 2007 г. в архиве числится более 600 наименований, включая издания, выходившие на занятых Белой Армией территориях. В архиве хранятся фонды с перепиской И. А. Бунина, И. С. Шмелёва, М. А. Алданова и др. писателей и деятелей культуры. Особый интерес вызывают фонды историков-исследователей В. А. Маевского, Тальберга, А. Свитича, В. И. Алексеева. Архив содержит также обширные коллекции фотоматериалов.
17 июня 1984 г. при семинарии и Д. м. был открыт Музей рус. истории. Однако еще до офиц. открытия музея стали поступать пожертвования. Кнж. В. К. Романова в 1973 г. передала в музей семейные реликвии. В музее представлены золотые и серебряные изделия, иконы, предметы церковного обихода, ордена, др. знаки отличия, боевые знамена, напр. Корниловского ударного полка, и др. Среди экспонатов - наперсный крест Киевского митр. Владимира (Богоявленского), панагия Курского еп. Феофана (Гаврилова), предметы, принадлежавшие царской семье, в т. ч. найденные в Ипатьевском доме Екатеринбурга. Экспонаты поступали в музей от рус. эмигрантов из Сев. Америки и др. стран, среди жертвователей числились кнж. Вера Константиновна Романова (младшая дочь вел. кн. Константина Константиновича), вел. кнг. Ксения Александровна, Тихон Куликовский (сын вел. кнг. Ольги Александровны), кн. Теймураз Багратион-Мухранский, княгини Н. Святополк-Мирская, О. Оболенская и др.
расположенный в полумиле к северу от мон-ря, основан в 1936 г., делится на 2 части: «старое» и через дорогу от него обширное «новое» кладбище с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. На этих участках преобладают захоронения мирян и белого духовенства.
Собственно монастырское «братское кладбище» находится за алтарной частью Троицкого собора. Здесь покоятся братия и архиереи рус. зарубежья, в т. ч. архиепископы Североамериканский Аполлинарий (Кошевой), Детройтский Иероним (Чернов), Чикагский Григорий (Боришкевич), Каракасский Серафим (Свежевский), Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич), Буэнос-Айресский Афанасий (Мартос), еп. Сиэтлский Нектарий (Концевич). Под алтарем Троицкого собора сооружены 2 склепа, в которых покоятся останки Первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского), архиепископов Сан-Францисского Тихона (Троицкого), Сиракузского Аверкия (Таушева) и духовника обители игум. Филимона. В 2000 г. с сев. и юж. сторон были пристроены еще 2 усыпальницы, в юж. покоятся останки иконописца архим. Киприана (Пыжова), в сев. погребены митр. Филарет (Вознесенский) и архиеп. Западноамериканский Антоний (Медведев).
Д. м. отчасти является преемником Ладомировского во имя прп. Иова Почаевского мон-ря в Карпатах. Этим объясняется наличие в богослужебной жизни мон-ря нек-рых традиций Юго-Зап. Руси и, в частности, Почаевской лавры, в т. ч. особое почитание прп. Иова и Почаевской иконы Божией Матери. Прп. Иову посвящен нижний монастырский храм, где хранятся чудотворный список с Почаевской иконы и типография. В день праздника Успения Пресв. Богородицы Почаевская икона из Иовского храма крестным ходом переносится в кладбищенскую Успенскую ц., где образ остается до праздника прп. Иова 28 авг./10 сент., а затем возвращается в Д. м. В этот день она воздвигается и народ проходит под иконой. Накануне совершаются молебен и акафист прп. Иову. К традициям Юго-Зап. Руси восходит также обычай использовать на Пасху белые, а не красные, как в России, облачения.