[Публий Вергилий Марон; лат. Publius Vergilius (Virgilius) Maro] (15.10.70 до Р. Х., с. Анды, близ Мантуи - 21.09.19 до Р. Х., Брундизий, ныне Бриндизи), рим. поэт. Род. в семье состоятельного земледельца. Начальное образование получил в Мантуе и Кремоне, где изучал грамматику. Год его совершеннолетия совпал с годом смерти Лукреция, так что современники смотрели на начинающего поэта как на прямого преемника автора «О природе вещей». Продолжил образование изучением риторики в Милане и Риме и философии в Неаполе. К этому времени относятся стихотворения, к-рые иногда приписываются В. Самое достоверное из них - «Комар» (Culex), признаваемое за вергилиевское уже Марциалом (Martial. Epigr. XIV 185).
После смерти имп. Цезаря В. вернулся в Мантую и предался там изучению Феокрита, но его покой был нарушен гражданскими войнами. Во время раздачи земель ветеранам-сторонникам триумвиров после битвы при Филиппах (44 г. до Р. Х.) В. угрожала опасность потерять владения в Мантуе, но спасло заступничество влиятельных друзей (прежде всего Азиния Поллиона) и личное вмешательство имп. Августа Октавиана, к-рому благодарный поэт посвятил вскоре 2 хвалебные эклоги (Eclog. I и IX). В Риме, куда В. часто приезжал хлопотать по своим владениям, он сошелся с Гаем Цильнием Меценатом и окружавшими его поэтами; впосл. он ввел в этот круг Горация и оба поэта совершили вместе со своим покровителем воспетое ими обоими путешествие в Брундизий.
В 39 г. до Р. Х. В. издал свой 1-й поэтический сборник - «Буколики» (Вuсоlica - пастушеские песни, от греч. Βουκολικóς - пастушеский, сельский). В сборник вошли 10 написанных гекзаметром стихотворений (эклог). Эклоги с нечетными номерами представляют собой диалоги, с четными - монологи. Действие эклог, основная тема к-рых - жизнь пастухов, разворачивается в идиллической сельской обстановке. Образцом для «Буколик» послужили «Идиллии» Феокрита (Дилите. С. 288). Самое знаменитое из входящих в сборник стихотворений - 4-я эклога, посвященная Азинию Поллиону. В ней В. предсказывает буд. золотой век и скорое рождение ребенка, к-рый изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину буд. счастливой жизни, когда всякий труд будет излишним, поскольку повсюду человек будет находить все, что ему нужно (omnis feret omnia tellus - Ecl. IV 39). Христ. писатели видели в этой эклоге пророчество о рождении Христа (Aug. Ep. 258; Euseb. Constantini imperatoris oratio ad coetum sanctorum. 19-20; Ioan. Damasc. Passio sancti Artemii (dub.). 46 // PG. 96. Col. 1293). Возможно, по этой причине Тертуллиан называл В. «христианской по природе душой» (anima naturaliter christiana - Apol. 17. 4), а Данте в «Божественной комедии», обращаясь к В., писал: «... ты дал мне верить в Бога» (Чистилище. XXII 73). Совр. исследователи более прозаичны в трактовке этого пророчества: в нем видят указание на младенца, ожидавшегося в то время в семье Азиния Поллиона, или Антония, или Августа Октавиана. Иногда утверждается, что речь вообще идет не о конкретном младенце, но об аллегорическом образе грядущего мира и благоденствия (Дилите. С. 293). В общем характере этой эклоги, ее ненависти к войне и жажде спокойной жизни В. отразил стремление к миру, охватившее в то время все рим. общество. Лит. значение «Буколик» состоит гл. обр. в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Риме. «Буколики» оказали влияние на последующую лит-ру. Им подражали рим. авторы Тит Кальпурний (I в. по Р. Х.) и Марк Аврелий Немезиан (III в. по Р. Х.). В средневековье жанр, в к-ром написаны «Буколики», получивший наименование «пастораль», развивался в творчестве трубадуров, позже его использовали Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо.
В 37 г. по просьбе Мецената В. взялся за новую поэму, к-рая была издана в 29 г. и названа «Георгики» (от греч. τὰ γεωργικά - земледелие, сельское хозяйство). Поэма написана в подражание Гесиоду в распространенном в то время жанре дидактических пособий. Это сочинение разделено на 4 кн., каждая освещает определенную сторону жизни земледельца. Так, 1-я кн. сообщает о земледелии, 2-я - о разведении садов и виноградников; 3-я - о животноводстве, 4-я - о пчеловодстве. Среди источников, к-рые В. использовал при написании поэмы, кроме «Трудов и дней» Гесиода называют также трактат Марка Теренция Варрона «О сельском хозяйстве», одноименное сочинение Катона Старшего и нек-рые др. Однако, создавая «Георгики», В. не ставил перед собой задачу написать учебник агрономии. Используя популярную форму изложения, автор передает свои представления о мире и месте человека в нем. В исследовательской лит-ре, посвященной В., нет единого мнения о характере философских взглядов, отраженных в поэме. Часто замечают связь «Георгик» с эпосом Лукреция «О природе вещей», однако вопрос о том, следует В. эпикурейцу или полемизирует с ним, остается открытым (Дилите. С. 296-297).
К написанию героического эпоса «Энеида» (Aeneis), самого большого своего произведения, В. приступил сразу после издания «Георгик». Герой эпопеи - Эней, из разоренной Трои прибывший в Лаций, где он основал Рим (новую Трою, или Илион), и ставший родоначальником рода Юлиев, из к-рого произошел Август Октавиан. Работая над поэмой, В. написал сначала все повествование прозой, а затем изложил этот текст гекзаметром. Сюжетно «Энеида» представляется продолжением «Илиады»: в поэме Гомера Эней является героем будущего (Homer. Il. XX 302-303, 307-308). Проработав над сочинением ок. 10 лет в Италии, В. отправился в Грецию и Азию, чтобы завершить свою поэму, увидев своими глазами место ее действия. Но во время путешествия В. заболел и умер. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Однако по настоянию имп. Октавиана Августа друзья В. Луций Варий Руф и Марк Плотий Тукка нарушили завещание поэта и издали «Энеиду», внеся в нее самые незначительные поправки.
В поэзии В.- более человек чувств, чем мысли, и менее всего философ, хотя его сильно увлекали философские проблемы, занимавшие республиканский Рим; ему хотелось бы идти по следам Лукреция, но он чувствовал свое бессилие и грустно восклицал: «Счастливы те, кто вещей познать сумел основы... но осчастливлен и тот, кому сельские боги знакомы...» (Georg. II 490). Все, касающееся философских систем в «Энеиде» и «Георгиках», прямо заимствовано из разных греч. авторов (как напр., учение о загробной жизни в 6-й песне «Энеиды»). В политике В. выступал одним из самых искренних сторонников имп. Августа; полный энтузиазма к великому прошлому Рима, он славословил водворителя мира в Италии.
Поклонение, к-рым имя В. было окружено при жизни, продолжалось и после смерти поэта: уже начиная с августовского века сочинения его изучались в школах, комментировались учеными и служили для предсказания судьбы, как оракулы Сивилл. Т. н. «Вергилиевы пророчества» (Sortes Virgilianae) были в большом ходу во времена императоров Адриана и Септимия Севера. Имя В. окружалось таинственной легендой, превратившейся в ср. века в веру в него как в волшебника. Основанием многочисленных легенд о его чудодейственной силе послужили нек-рые непонятные места его сочинений, как напр. 4-я и 8-я эклоги. Высшее проявление значения, приписываемого ср. веками В.,- это роль, к-рую отводит ему Данте в «Божественной комедии», выбрав его как представителя глубокой человеческой мудрости и сделав его своим руководителем по кругам ада.
прежде всего в средневек. западноевроп., связано с отношением к поэту как к пророку, предсказавшему рождение Христа.
В западноевроп. памятниках В. часто изображали рядом с сивиллой в композиции «Корень Иесеев», напр. в рельефе сев. портала собора в Лане (Франция), XIII в., или на миниатюре псалтири тюрингско-саксон. школы из Вольфенбюттеля (Б-ка герц. Августа. Helmst. 568 (521). Fol. 6v, XIII в.,), к-рая, согласно приведенной надписи, иллюстрирует 4-ю эклогу «Буколик». Фигура В. обязательно присутствует в иллюстрациях «Божественной комедии» Данте, начиная с работы С. Боттичелли (между 1480 и 1495 Гравюрный кабинет, Берлин), а также входила в состав композиций, где были соединены различные пророки и сивиллы (напр. серия изображений Лудгера том Ринга-старшего, ок. 1538, Музей искусства и истории культуры земли Вестфалия, Мюнстер).
В средневек. искусстве Греции, Сербии, Македонии, Болгарии, Молдавии изображения античных авторов встречаются в росписях нартексов. Изображения В. в рус. искусстве в числе античных философов и писателей, а также языческих прорицательниц - сивилл связано с предсказаниями о воплощении Спасителя, входящими в «Пророчества еллинских мудрецов».
Изображения В. известны в рус. живописи в XVI-XVIII вв. Наиболее раннее представлено в росписи зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1564): В. в длинном сером хитоне, поверх к-рого короткая светло-зеленая туника с охристыми каймами и оплечьем и длинный розовый плащ, застегнутый на груди, на голове широкополая шляпа. В руках развернутый свиток с текстом «пророчества». С XVII в. образы «еллинских мудрецов» помещаются в цокольном ряду иконостаса (напр., ц. Св. Троицы в Останкине; изображения В. и Дия (Зевса) из иконостаса нач. XVIII в. (ЦМиАР)). В XVI-XVII вв. античные персонажи наряду с ветхозаветными пророками изображались на церковных дверях, выполненных в технике золотой наводки (врата Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля, собора Ипатьевского мон-ря в Костроме).
Сохранились украшенные миниатюрами визант. рукописи В.