Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕТРАРКА
56, С. 237-239 опубликовано: 26 апреля 2024г.


ПЕТРАРКА

Ф. Петрарка. Роспись виллы Кардуччи. 1450 г. Мастер А. дель Кастаньо (Галерея Уффицци, Флоренция)
Ф. Петрарка. Роспись виллы Кардуччи. 1450 г. Мастер А. дель Кастаньо (Галерея Уффицци, Флоренция)

Ф. Петрарка. Роспись виллы Кардуччи. 1450 г. Мастер А. дель Кастаньо (Галерея Уффицци, Флоренция)
[Итал. Petrarca] Франческо (20.07.1304, Ареццо - 18.07. 1374, Аркуа, близ Падуи), итал. поэт, один из родоначальников ренессансного гуманизма. Отец П.- Пьетро (Петракко) ди сер Паренцо из Инчизы, нотариус при флорентийской Синьории, в окт. 1302 г. был изгнан из Флоренции одновременно с Данте и другими деятелями фракции белых гвельфов, враждовавших с черными гвельфами. После почти 10-летних скитаний отец получил место при папской курии в Авиньоне (см. «Авиньонское пленение пап») и ок. 1312 г. перевез семью в соседний г. Карпантра. Мать П., Элетта Каниджани, умерла в 1318 или 1319 г. (с этим событием связаны первые сохранившиеся лат. стихи П.). Начальное образование П. получил под рук. тосканца Конвеневоле да Прато, с к-рым читал античных классиков, занимался грамматикой и риторикой. В 12 лет он начал изучать право сначала в Монпелье, а с 1320 г. в Болонье, где с перерывами они вместе с братом Герардо находились до смерти отца (1326). Биография поэта может служить образцом характерного для эпохи Ренессанса соединения принципов «активной и созерцательной жизни»: П. избрал путь ученого литератора (letterato), мастера слова, подражающего античным авторам, однако, чтобы идти по этому пути, ему было необходимо обеспечить себе средства к существованию - найти покровителя или выбрать церковную карьеру. В 1326 г. П. вернулся в Авиньон; вероятно, получил здесь тонзуру и был посвящен в малые чины. Покровительство ему оказывали соученик по Болонье Джакомо Колонна и его брат, кард. Джованни Колонна, к-рый в 1330 г. сделал П. домашним капелланом. По-видимому, к этому времени относится работа П. над рукописью «Истории от основания города» Тита Ливия (Lond. Brit. Lib. Harl. 2493, ок. 1325 - ок. 1329).

В Великую пятницу, 6 апр. 1327 г., в ц. св. Клары в Авиньоне П. встретил свою «идеальную возлюбленную» - Лауру (лицо историческое, но достоверно не идентифицируется), любовное чувство к которой станет основным содержанием его лирики. Лаура в поэзии П.- это художественный образ, созданный в подражание дантовской Беатриче и соединявший в себе разнородные традиции, которые восходили к античной лирике, средневек. рыцарскому культу Прекрасной Дамы, куртуазной поэзии. Стихотворения, посвященные Лауре и написанные на народном языке - вольгаре (итал. volgare), составили сб. «Книга песен» (Canzoniere; авторское название на латыни - «Отрывки, написанные на народном языке» (Rerum vulgarium fragmenta)) и принесли П. мировую славу. Сам поэт, однако, придавал гораздо большее значение своим лат. произведениям. Лирическая поэзия помимо следования античным образцам была данью природному началу в человеке, к-рому в культуре итал. Ренессанса уделялось особое внимание.

В нач. 30-х гг. XIV в. П., вероятно в связи с делами своих покровителей, путешествовал по Сев. Франции, Фландрии и Германии. Одновременно он занимался поиском старинных книг и в Льеже обнаружил рукопись речи Цицерона «В защиту Архия». Зимой 1336/37 - летом 1337 г. П. находился в Риме. По-видимому, нек-рое время он выбирал между учеными занятиями и отречением от мира. Пребывание при папской курии в Авиньоне (этот город П. сравнивал с библейским Вавилоном, корыстолюбивым и порочным) тяготило поэта, и в кон. лета 1337 г. он переехал в собственный дом в Фонтен-де-Воклюз. Здесь, на лоне природы, он в основном занимался лит. деятельностью (до 1353 с перерывами). В 1337 г. род. его сын, Джованни, в 1343 г.- дочь Франческа (матери в обоих случаях неизв.).

За 10-15 лет П. приобрел широкую известность благодаря своим стихам на народном языке и лат. письмам. 1 сент. 1340 г. он получил приглашения одновременно из Парижа и из Рима на поэтическую коронацию, совершавшуюся в подражание античной традиции. П. выбрал Рим, но сначала он отправился в Неаполь. Там в февр.-марте 1341 г. П. сдал экзамен «обо всем знаемом» кор. Роберту Анжуйскому, что дало ему право на получение докторской степени, и представил правителю начатую им лат. поэму «Африка» (Africa) о подвигах Сципиона Старшего. Это сочинение, написанное под влиянием «Энеиды» Вергилия, как и некоторые др. произведения П., в т. ч. начатые тогда же жизнеописания «О преславных мужах» (De viris illustribus), так и осталось незаконченным. 9 апр. 1341 г. на Капитолии сенатор Орсо делль'Ангвиллара короновал П. лавровым венком, к-рый поэт возложил потом к подножию алтаря базилики св. Петра. Следующие годы были связаны с постоянными поездками П. в Италию. Поэт надеялся на возрождение Рима и возвращение туда Папского престола. В 1342 г. в Авиньоне П. познакомился с Колой ди Риенцо, буд. «народным трибуном», выступавшим за восстановление былого величия Римской империи и объединение Италии (в 1347 П. поддержал Колу ди Риенцо, поднявшего в Риме восстание). В 1343-1345 гг. П. посетил Неаполь, Парму, Болонью и Верону (продолжая поиски древних рукописей, в Вероне он обнаружил письма Цицерона).

В 40-х гг. XIV в. П. порвал со своими покровителями из рода Колонна, враждовавшего с Колой ди Риенцо в Риме, и нек-рое время жил в Парме. Здесь в 1346 г. в качестве бенефиция П. получил место каноника кафедрального собора. В 1350 г. он побывал в Риме (это был юбилейный год - см. «Annus sanctus»), а также в Ареццо и во Флоренции, где познакомился с Дж. Боккаччо. Через год тот навестил П., находившегося в Падуе, и от имени флорентийской коммуны вернул ему отцовское имущество, а также предложил кафедру в ун-те. П. тем не менее вернулся в Авиньон, где в 1352 г. благоволившего к нему папу Климента VI (1342-1352) сменил папа Иннокентий VI (1352-1362), испытывавший к П. неприязнь. После этого поэт окончательно переехал в Италию и жил там при дворе Миланского архиеп. Джованни Висконти и затем его племянников, участвовал в неск. дипломатических миссиях. Покинул Милан в 1361 г., во время эпидемии чумы.

За это время в семье П. произошли перемены: брат Герардо в 1343 г., после смерти возлюбленной, удалился в мон-рь картузианцев в Монтриё (Прованс, Юж. Франция); во время «чёрной смерти» 1348 г. он был единственным из монахов, оставшимся в живых. Сын П., Джованни, в 1361 г. умер от чумы. Дочь Франческа вышла замуж, с мужем и с отцом она проживала сначала в Венеции (П. получил дом от Венецианской республики), потом в Падуе, под покровительством синьора этого города Франческо да Каррары.

Когда П. жил в папских владениях на юге Франции, он работал над диалогом «Моя тайна» (Secretum, de secreto conflictu curarum mearum) - вариацией на средневек. тему о презрении к миру и над покаянными псалмами, в Италии им были написаны «О средствах противостоять судьбе» (De remediis utriusque fortunae) и «Триумфы» (Trionfi) - стихотворения в терцинах на вольгаре о триумфе любви, смерти, славе, времени, вечности и целомудрии. В 1370 г. с дочерью и ее семьей П. переехал в местечко Аркуа на Эвганейских холмах, близ Падуи, и жил там до своей кончины.

П. и его творчество довольно рано оказались под пристальным вниманием современников. Его письма быстро расходились в копиях, за возможность общаться с ним соревновались высшие властители того времени, в т. ч. имп. Карл IV Люксембургский (1355-1378), к-рый принимал П. в Праге и наделил его титулом пфальцграфа. Главные темы творчества поэта - личность творца, его внутренний мир, любовь и колебания в выборе между деятельной или созерцательной жизнью. Было бы неверно видеть в этих колебаниях лишь противопоставление христианского и гуманистического идеалов; творчество П. отражало тонкий сплав разных традиций, как и все Возрождение, которое признавало вслед за античностью мирскую славу и земные радости, но ставило выше их ученое отшельничество и единение с природой. П. известен как один из первых собирателей и ценителей древних рукописей. Он стремился возродить высокий лат. стиль, воспринимал античных авторов как равных, даже писал им письма, рассматривая их как своих собеседников. Он говорил о «мраке» (tenebrae), наступившем с упадком Др. Рима, заложив тем самым основу для будущего 3-частного деления всемирной истории - на древнюю, среднюю и новую (выработанную, правда, столетиями позже) (см.: Mommsen. 1942).

Наследие П. велико и дошло до наст. времени в значительном объеме. Многие рукописи и книги из его б-ки сохранились, поскольку попали в руки высокопоставленных современников - ценителей творчества П. Сам поэт переписывал свои и чужие сочинения, его «полуготическое» письмо повлияло на создание гуманистического минускула. П. перерабатывал и систематизировал свои произведения в подражание древним авторам. Он оставил неск. сот писем: «К близким» (Familiares, или Familiarium rerum libri, между 1325 и 1361; 350 писем), «Старческие» (Seniles, между 1361 и 1374; 125 писем, в их числе - адресованное потомкам автобиографическое соч. «Posteritati», написанное после 1351, но подвергавшееся редактированию до конца жизни П.) и «Анонимные» (Sine nomine, между 1342 и 1358; 19 писем). В сб. «Разные» (Variаe) вошли 65 писем, собранных поклонниками поэта после его смерти. Ему принадлежат сочинения «Об уединенной жизни» (De vita solitaria, 1346), «О религиозном досуге» (De otio religioso, 1347), «Сирийское путешествие» (Itinerarium breve de Ianua usque ad Ierusalem et Terram Sanctam, 1358) о маршруте из Италии на Св. землю, полемические послания «О невежестве» (De sui ipsius et multorum ignorantia, 1367) - против аверроистов, «Инвектива против некоего врача» (Invectivarum contra medicum quendam libri IV, 1355), 12 эклог «Буколических песен» (Bucolicum carmen, 1346-1357).

Посмертная слава неизменно сопровождала мн. сочинения П., но особое предпочтение потомки отдавали его итал. поэзии. К XVI в. сложилось целое направление его подражателей - петраркизм. В России не столько подражали П., сколько переводили его сонеты: в числе переводчиков П.- Г. Р. Державин (1743-1816), К. Н. Батюшков (1787-1855), В. Я. Брюсов (1873-1924), О. Э. Мандельштам (1891-1938) и др.

Соч.: Opere latine. Torino, 1975. 2 vol.; Opere: Edizione nationale. Firenze, 2005-[2015]. Vol. 1-[5]; Canzoniere / A cura di G. Contini. Torino, 200815; Автобиография. Исповедь. Сонеты / Пер.: М. О. Гершензон, Вяч. Иванов. М., 1915; Избр. лирика / Пер.: А. Эфрос. М., 1953; То же / Пер.: Е. Солонович. М., 1970; Избранное: Автобиогр. проза; Сонеты / Сост., общ. ред. и коммент.: Н. Б. Томашевский. М., 1974; Эстетические фрагменты / Пер., вступ. ст. и примеч.: В. В. Бибихин. М., 1982; Африка / Пер.: Е. Г. Рабинович. М., 1992; Канцоньере. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Книга писем о делах повседневных. Старческие письма. М., 1996; Триумфы / Пер.: В. Микушевич. М., 2000; Письма / Пер.: В. В. Бибихин. СПб., 2004; Диалоги на гендерные и эстетические темы / Сост.: Н. И. Девятайкина, Л. М. Лукьянова. Саратов, 2008; Канцоньере / Пер.: А. Бердников. М., 2017.
Библиогр.: Данченко В. Т. Франческо Петрарка: Библиогр. указ. рус. переводов и крит. литературы на рус. языке. М., 1986.
Лит.: Nolhac P., de. Le rôle de Pétrarque dans la Renaissance. P., 1892; Корелин М. С. Очерк из истории филос. мысли в эпоху Возрождения: Миросозерцание Ф. Петрарки. М., 1899; он же. Ранний итал. гуманизм и его историография. СПб., 19142. Т. 2: Ф. Петрарка, его критики и биографы; Веселовский А. Н. Петрарка в поэтической исповеди Canzoniere. СПб., 1912; Mommsen T. E. Petrarch's Conception of the «Dark Ages» // Speculum. Camb. (Mass.), 1942. Vol. 17. N 2. P. 226-242; Billanovich G. Petrarca letterato. R., 1947; De Sanctis F. Saggio critico sul Petrarca (1869) / А cura di E. Bonora. Bari, 1954; Gerosa P. P. Umanesimo cristiano del Petrarca: Influenza Agostiniana, attinenze medievali. Torino, 1966; Rico F. Petrarca y el «De vera religione» // Italia medioevale e umanistica. Padova, 1974. Vol. 17. P. 313-364; Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды. Саратов, 1988; Goletti G. «Volentes unum aliud agimus»: La questione del dissidio interiore e il cristianesimo petrarchesco // Quaderni petrarcheschi. Pisa, 1990. Vol. 7. P. 65-108; Ariani M. Petrarca. R., 1999; Фурман Ю. М. Франческо Петрарка: Посмертная судьба в Европе и России. Х., 2000; Francesco Petrarca intellettuale e poeta cristiano agli albori dell'età moderna (1304-2004) / Ed. M. Poli. Bologna, 2004; Петрарка в рус. лит-ре / Сост.: В. Т. Данченко; вступ. ст.: И. А. Пильщиков. М., 2006. 2 кн.; Fenzi E. Petrarca. Bologna, 2008; Ferraro D. In limine temporis: Memoria e scrittura in Petrarca. R., 2008; Андреев М. Л. Петрарка // Культура Возрождения: Энцикл. / Отв. ред.: О. Ф. Кудрявцев. М., 2011. Т. 2. Кн. 1. С. 535-539; Cherchi P. Il De vita solitària di Petrarca: Un nuovo modello di otium cristiano // Le tentazioni dell'ermitage. Mil., 2011. P. 31-52; idem. Petrarca maestro: Linguaggio dei simboli e delle storie. R., 2018; Lee A. Petrarch and St. Augustine: Classical Scholarship, Christian Theology and the Origins of the Renaissance in Italy. Leiden; Boston, 2012; Dotti U. Vita di Petrarca: Il poeta, lo storico, l'umanista. Torino, 2014; Petrarca politico / Ed. F. Furlan, S. Pittaluga. Mil., 2016; Celenza C. S. Petrarch: Everywhere a Wanderer. L., 2017; Wild C. Göttliche Stimme, irdische Schrift: Dante, Petrarca u. Caterina da Siena. B., 2017; Fedi R., Luchini J. Petrarca. Firenze, 2018; Finotti F. Petrarca: L'Invenzione del principe umanista // I volti del principe. Venezia, 2018. P. 63-100.
М. А. Юсим, Э. П. К.
Ключевые слова:
Гуманисты Поэты итальянские Петрарка Франческо (1304 - 1374), итальянский поэт, один из родоначальников ренессансного гуманизма
См.также:
АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой
БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта)
БОККАЧЧО Джованни (1313-1375), итал. христ. писатель эпохи Возрождения, гуманист
БРУНИ Леонардо (1370 или 1374 - 1444), итал. христ. мыслитель, гуманист
БРУНО Джордано (1548 - 1600), итал. философ и поэт
ВАЛЛА Лоренцо (1407 - 1457), итал. гуманист эпохи Возрождения