Б. п., дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери.
Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» («История Иакова о рождении Марии», 2-я пол. II в.- Apocrifi del Nuovo Testamento / Ed. L. Moraldi. Torino, 1994. Vol. 1. P. 37-139; Peretto L. M. La mariologia del Protovangelo di Giacomo. R., 1995), послужившее основой для нек-рых праздников. Формирование Б. п. связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресв. Богородицы. Надписи II-III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете (Bagatti B. Gli scavi di Nazaret. Vol. 1: Dalle origini al secolo XII. Jerusalem, 1967. P. 146-152); еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресв. Девы в Иерусалиме (Bagatti B. P. 185-214).
Важной вехой в истории формирования Б. п. стало повсеместно распространившееся в IV-V вв. празднование 25 дек. Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного - это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов (Зенона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV-V вв.), Льва I Великого († 461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника. Впосл. 26 дек. был установлен праздник Собора Богоматери; по правосл. традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) - кондак 6-го гласа « », но он также повествует о Рождестве Христа. Т. о., Рождество Христово можно назвать 1-м Б. п. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству (Скабалланович. Успение. С. 84). В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 авг. (проповедь Хрисиппа Иерусалимского (V в.); см. подробнее: Capelle B. La fête de la Vierge a Jérusalem au V siècle // Le Muséon. Louvain, 1943. № 56. P. 1-33).
Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресв. Богородицы. Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова. Успение, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592-602); известно также, что имп. Пульхерия (399-453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресв. Богородицы в одном из храмов К-поля (Скабалланович. Успение. С. 85-86).
Рождество Пресв. Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. (Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 40), где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» - тот же, что поется на этот праздник и в наст. время.
Праздник Введения Пресв. Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, к-рая присуща др. Б. п. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX-X вв., в Типиконе Великой ц., по ркп. Patm. 266 (IX-X вв.) при нем не дается никакой службы (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 25, 203), а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией (Mateos. Typicon. T. 1. P. 110). В слав. Остромировом Евангелии 1056-1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании (Скабалланович. Введение. С. 110). После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Б. п.
В совр. правосл. богослужении в число Б. п. входят: Рождество Богородицы (8 сент.); память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (9 сент.); Введение во храм (21 нояб.); Зачатие прав. Анной Пресв. Марии (9 дек.); Собор Пресв. Богородицы (26 дек.); Благовещение (25 марта); Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); Обновление (т. е. день освящения) храма Пресв. Богородицы у Живоносного Источника в К-поле (пятница Светлой седмицы), Положение ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (2 июля); Успение прав. Анны (25 июля); Успение Пресв. Богородицы (15 авг.); Положение пояса Пресв. Богородицы в Халкопратии (31 авг.), а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери. 4 важнейших Б. п., касающихся основных событий жизни Пресв. Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже др.- в XIV в.). Проч. Б. п., относящиеся к событиям из жизни родителей Пресв. Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресв. Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону, используемому ныне в РПЦ, на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением (см. Знаки праздников месяцеслова). С большой торжественностью в Русской Церкви празднуется Покров Пресв. Богородицы (1 окт.; греч. аналог праздника - 28 окт.).
имеет следующие характерные черты: совершается всенощное бдение, предваряемое малой вечерней, песнопения Октоиха полностью отменяются, если только праздник не совпадает с воскресным днем. Бдение включает в себя великую вечерню («Блажен муж» поется), праздничную утреню и 1-й час. На 9-й песни канона утрени песнь Пресв. Богородицы (« ») отменяется, а вместо стихов песни прор. Захарии поются праздничные припевы (греч. Μεγαλυνάρια - величания; полиелейные величания в греч. правосл. богослужении ныне не используются). На литургии поются изобразительные антифоны, на блаженнах - тропари из канона праздника, но в греч. богослужебной практике на двунадесятые Б. п., как и на Господские праздники, поются особые праздничные антифоны. В попразднства двунадесятых Б. п. Октоих не поется (кроме воскресных дней), служба Минеи соединяется со службой праздника; в дни отданий на литургии читаются наряду с дневными и чтения праздника (чего не бывает в отдания Господских праздников).
При совпадении двунадесятого Б. п. с воскресеньем службы Октоиха и Минеи соединяются, причем воскресные песнопения Октоиха предваряют песнопения праздника, но воскресная служба теряет нек-рые из своих неотъемлемых элементов: на «Господи, воззвах» не поется догматик гласа, а вместо воскресного утреннего Евангелия читается праздничное. В состав канона утрени входит песнь Пресв. Богородицы, а праздничные припевы отменяются. Евангельская стихира поется не на своем обычном месте (на « » на хвалитех - ее место занимает самогласен праздника), а перед 1-м часом. То, что парафразирующие воскресное утреннее Евангелие евангельская стихира и эксапостиларий, несмотря на отмену самого чтения, оставлены в службе, объясняется древней практикой, отраженной в старопечатных рус. книгах, когда воскресное утреннее евангельское чтение все же прочитывалось,- после великого славословия совершался вход с Евангелием, в качестве входного пелся один из 2 воскресных тропарей (« » или « »), « » - конец того же тропаря, « » - тропарь целиком; далее следовали воскресные прокимен и Евангелие (Типикон. М., 1610. Л. 26-26 об.). Служба праздника Благовещения, выпадающего на период пения Триоди, имеет особый устав (см. ст. Благовещенские главы).
В Общей Минее, во 2-й главе, помещена общая служба Б. п. Она имеет тот же состав, что и др. службы Общей Минеи: 3 цикла стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех), ряд самогласнов, полный корпус седальнов, канон 8-го гласа (ирмос: « », нач.: « »), 2 кондака (1-го гласа, нач.: « », и 6-го гласа, нач.: « ») с икосом к 1-му, светилен; в конце книги указаны библейские чтения вечерни, утрени и литургии. Тропари службы взяты из последования молебна (« » и « », глас 4). Избранный псалом: « » (из службы Рождества Богородицы), величание: « ». Др. книги указывают в качестве общего величание: « »; в праздники икон Божией Матери обычно поют: « ». Все двунадесятые Б. п. и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божией Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших.
На вечерне в Б. п., при совершении полиелейной или бденной службы, есть 3 паремии: Быт 28. 10-17 (где говорится о прообразе Божией Матери - лестнице на Небо, к-рую видел ап. Иаков во сне), Иез 43. 27 - 44. 4 (описание затворенных врат, к-рые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч 9. 1-11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных 3 имеет еще 2 особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Б. п. (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1. 39-49, 56), содержащее песнь Пресв. Богородицы; часть стихов (50-55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идет о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно ее повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Б. п. обычно читаются: Флп 2. 5-11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства совр. исследователей НЗ, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времен) или Евр 9. 1-7 (где говорится о Скинии Завета - вероятно потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк 10. 38-42, 11. 27-28 (Пресв. Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в 11-й гл. приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк 1. 40 (стих: Лк 1. 41) или Пс 44. 18a (стих: Пс 44. 2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс 44, причастен - из Пс 115. 4.
особенное воспоминание Божией Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, имп. Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а Патриарх Тимофей I (511-518) - шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту. В воскресный день в Октоихе наряду с песнопениями в честь Креста и Воскресения Христовых положены стихиры и канон Богородице. Т. о., в седмичном круге богослужения сохранился древний принцип совместного прославления Христа и Божией Матери.
иногда считается Б. п. как по содержанию, так и по уставным особенностям - совр. Типикон в случае совпадения с воскресным днем не отменяет службу Октоиха; Сретение не имеет праздничных антифонов на литургии (в поздней греч. практике такие антифоны есть). Нередко в рукописных и печатных иерусалимских Типиконах праздник Сретения Господня упоминается в числе Б. п. в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день (так в Типиконах БАН. Арх. Д. 3, 1422-1425 гг., Арх. Д. 20, 1549 г.- Рубан. С. 55). Однако несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что это праздник Богородичный. Можно сравнить особый устав этого дня с уставом др. недвунадесятых Господских праздников (Обрезания Господня 1 янв., Новолетия 1 сент., Изнесения Древ Честного Креста 1 авг., Перенесения Убруса Господня 16 авг.), к-рые допускают соединение с воскресной службой; на литургии Сретения, как и в Господские праздники, поется входной стих. Но, безусловно, в этот день особенно прославляются и те, кто имел отношение к празднуемому событию,- Пресв. Богородица и прав. Симеон Богоприимец, упоминаемые, в частности, в тропаре и кондаке (1-й обращен к Божией Матери, а 2-й - ко Господу), в литургийных прокимне (песнь Богородицы) и аллилуиарии (песнь Симеона) и мн. др. песнопениях праздника.
Б. п. (кроме, возможно, Благовещения) установлены неск. позднее, чем на Востоке, часто под вост. влиянием. 1-й Б. п.- Рождество Св. Марии - был введен в Риме во 2-й пол. VI в. и праздновался 1 янв., в день октавы (зап. аналог визант. отдания) Рождества Христова (Botte B. La première fête mariale de la liturgie romaine // Ephemerides Liturgicae. R., 1933. № 47. P. 425-430); с VII в. в этот день празднуется Обрезание Господне. В совр. католич. месяцеслове присутствуют все Б. п., относящиеся в визант. обряде к двунадесятым, но не все празднуются одинаково торжественно: Рождество Богородицы 8 сент. не относится к великим, а Введение (празднуется только с XIV в.) вообще считается малым праздником. Есть и ряд др. Б. п.: на следующий день после Воздвижения - память Пресв. Девы Марии Скорбящей; 1 янв. (в день октавы Рождества Христова) - общая память Пресв. Девы Марии, аналогичная празднику Собора Богородицы в визант. обряде; 31 мая - память Посещения Пресв. Девой Марией прав. Елисаветы (память иногда встречается и в вост. месяцесловах под 25 сент.). Также отмечается ряд праздников, отражающих особенности католич. догматики: в субботу после праздника Сердца Иисусова - память Пренепорочного Сердца Пресв. Девы; 22 авг.- праздник Пресв. Девы Марии Царицы (праздник относится к разряду малых); 7 окт.- память Пресв. Девы Марии Розария. Великим праздником считается Непорочное зачатие Пресв. Девы Марии 9 дек. (в правосл. Церкви, не признающей догмата о непорочном зачатии Пресв. Богородицы, в этот день празднуется событие естественного зачатия праведными Иоакимом и Анной Пресв. Богородицы; в Типиконе, используемом ныне в РПЦ, этот праздник относится к разряду славословных). Сретение до 1969 г. называлось Очищением св. Марии и относилось к Б. п.; с 1970 г. в Миссале принято новое название праздника - Представление [во храм] Господа (Praesentatio Domini).