[франц. Benois], семья рус. художников и архитекторов XIX-XX вв. франц. происхождения.
(рус. Леонтий Николаевич) (ок. 1770-1822), основатель семьи; сын учителя церковноприходской школы, певшего в церковном хоре. Получил профессию кондитера в доме герц. де Монморанси; с 1793 г. повар у посланника Пруссии, к-рый в 1794 г. привез его в С.-Петербург. От посланника он перешел на службу к рус. аристократам (Нарышкиным и кн. Голицыным), а в 1808 г. «был удостоен места» метрдотеля вдовствующей имп. Марии Феодоровны (занимал его до конца дней). Был женат на Анне Катарине Гроппе (рус. Екатерина Андреевна), дочери медника из Ганновера. Имел 18 детей, 7 из них умерли во младенчестве.
(1.07.1813, С.-Петербург - 11.12.1898, там же), архит., акад. архитектуры (1847), почетный член имп. АХ (1896); крестник имп. Марии Феодоровны; в браке с Камиллой Альбертовной, дочерью архит. А. К. Кавоса (проектировал здание Мариинского театра и др.), имел 5 сыновей и 2 дочерей (Екатерина - жена скульптора Е. А. Лансере, мать художников Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой). Окончил имп. АХ с большой золотой медалью (1827-1836). В 1836-1840 гг. под рук. проф. К. А. Тона принимал участие (как чертежник) в строительстве ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Загородный пр.), возведении храма Христа Спасителя (как рисовальщик; с 1838), а также Большого Кремлевского дворца и Малого театра в Москве. С 1840 по 1846 г. обучался за границей на казенный счет. Посетил Германию, Австрию, Францию, Англию, Швейцарию и Италию, откуда привез альбомы и архитектурные обмеры, выполненные совместно с товарищами по АХ (нек-рые хранятся в ГРМ; часть издана в Париже в 1877). В 1847 г. по особому благоволению имп. Николая I зачислен на службу в Кабинет Его имп. величества. Выполнил ряд прикладных работ для имп. семьи, в т. ч. католич. алтарь из малахита в дар кор. Сардинии Карлу Альберту. С сер. 40-х гг. служил в Петергофском дворцовом правлении (главный архитектор), в 1-м округе Мин-ва путей сообщения (старший архитектор), в Департаменте сельского хозяйства (с 1852), был главным архитектором имп. театров (1863), гласным городской думы С.-Петербурга (с 1868) и др. В 1890-1893 гг. председатель С.-Петербургского об-ва архитекторов. Автор многочисленных гражданских сооружений (напр., здания совр. Академии им. Тимирязева в Москве), а также храмов, среди них - церковь в визант. стиле ансамбля в Лисино под С.-Петербургом (1858-1862), проект церкви в Высоком (1867-1871), церковь в имении Павлова в Екатеринославской губ. Награжден орденами св. Владимира 4-й и 3-й степени, св. Анны 1-й степени и св. Станислава 2-й степени, ему даровано право потомственного дворянства (герб внесен в 16-й т. Общего гербовника дворянских родов Российской империи за № 104 от 28 мая 1897). Похоронен в семейном склепе Б. в зап. части цокольного этажа католич. ц. в честь Посещения Пресв. Девы Марии на Выборгской стороне (угол совр. Минеральной ул.), сооруженной им в 1856-1859 гг. (колокольня пристроена в 1877-1879).
(11.08.1856, Нов. Петергоф - 8.02.1928, Ленинград), второй сын Николая Леонтьевича; архит., проф. (с 1892). Окончил имп. АХ с большой золотой медалью. С 1892 г. руководитель Архитектурного отд-ния имп. АХ, в 1903-1906 и 1911-1917 гг. ее ректор. Добился введения преподавания акварельной живописи как обязательного предмета. Один из руководителей устроенного им в 1893 г. Архитектурного отд-ния Высшего художественного уч-ща при имп. АХ. В архитектуре он оставался верен традициям классицизма. Среди его работ церковь в с. Гусь Владимирской губ. (ныне г. Гусь-Хрустальный), ц. св. Марии Магдалины в Дармштадте (1897-1899), ц. Всех святых в Бад-Гомбурге (1896-1899), Александра Невского собор в Варшаве (1894-1900), дворец вел. кн. Николая Михайловича в Боржоми; в С.-Петербурге им построены великокняжеская усыпальница при соборе ап. Петра и Павла, Певческая капелла (1885-1889; ныне Академическая капелла им. М. И. Глинки), зап. корпус Русского музея (1914-1916; не завершен из-за первой мировой войны). В 1927 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Был похоронен на Новодевичьем кладбище, после уничтожения к-рого прах перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
(21.04. 1870, С.-Петербург - 9.02.1960, Париж), младший сын Николая Леонтьевича; живописец, график, историк искусства, театральный деятель, мемуарист. Окончил юридический фак-т С.-Петербургского ун-та (1894), в 1896-1898 гг. изучал живопись в Париже. Идейный вдохновитель, один из организаторов художественного объединения «Мир искусства» (1898-1924), редактор (совместно с С. П. Дягилевым) и автор мн. статей одноименного литературно-худож. журнала (1898/99-1904), а также ежемесячного сб. «Художественные сокровища России» (1901-1903); автор искусствоведческих статей и книг: «Художественные письма» (газ. «Речь», 1908 - февр. 1917), «История живописи в XIX в. Русская живопись» (Ч. 1. СПб., 1901; Ч. 2. СПб., 1902), «Русская школа живописи» (СПб., 1904) и «История живописи всех времен и народов» (Ч. 1. Вып. 1-22. М., 1910-1917, не окончена) и др. Среди его живописных произведений наиболее известны «Версальская серия» (из эпохи Людовика XIV; 1905-1906) и иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-1922). Участник более 40 выставок (1893-1959, в т. ч. «Мир искусства» и «Союз русских художников») в С.-Петербурге, Москве, Мюнхене, Париже, Лондоне, Милане. В 1908-1911 гг. был директором художественной части «Русских сезонов» в Париже, оформил балетные спектакли в постановке М. М. Фокина: «Сильфиды» (музыка Ф. Шопена; 1909), «Жизель» (музыка А. Адана; 1910), «Петрушка» (музыка И. Ф. Стравинского; 1911) и др. В 1913-1914 гг. по приглашению К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко поставил совместно с ними 4 спектакля в Московском Художественном театре (в т. ч. «Брак поневоле» Мольера и «Маленькие трагедии» Пушкина). В 1926 г. эмигрировал во Францию. Часть его архива ныне находится в музее семьи Бенуа (филиал музея-заповедника «Петергоф»). Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.
(11.06. 1888, С.-Петербург - 13.08.1960, Париж), внучатый племянник Николая Леонтьевича; архит. и живописец; один из видных деятелей культуры рус. эмиграции. Окончил Институт гражданских инженеров в С.-Петербурге. После 1917 г., эмигрировав во Францию, обучался в Специальной школе архитектуры в Париже. В 1936-1937 гг. возвел и расписал храм Воскресения Христова на Русском военном кладбище в Сент-Илер-ле-Гран близ Мурмелон-ле-Гран. В 1937 г. по поручению митр. Евлогия (Георгиевского), главы Комитета по строительству правосл. церкви при «Русском доме» в Сент-Женевьев-де-Буа, создал проект храма (в стиле новгородских церквей XV-XVI вв.); заложенный в апр. 1938 г. храм был практически построен к ноябрю того же года. Роспись храма (март-сент. 1939), освященного в честь Успения Пресв. Богородицы, выполнил вместе с супругой Маргаритой Александровной (урожд. Новинской), иконописцем, членом об-ва «Икона» в Париже. В 1955 г. они расписали иконостас для верхнего храма ц. во имя свт. Николая в Бари (Италия). Принимали участие в восстановлении пострадавших от сырости росписей нижнего храма во имя Св. Троицы собора св. Александра Невского в Париже. Альберт Александрович - автор более 100 надгробий на рус. кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, последнее - новый Галлиполийский памятник. Супруги Б. похоронены в крипте ц. Успения Пресв. Богородицы.