[греч. Άστειος, Άστιος] (нач. II в.), сщмч. (пам. 4 июня; греч. 5, 6 июля), еп. г. Диррахий (Иллирик), пострадал при имп. Траяне. Однажды А. увидел во сне предстоящие ему мучения за Христа и велел причетникам оставить его. По приказу городских начальников А. был схвачен. Когда он отказался принести жертвы идолам, его привели к правителю Агриколе, к-рый приказал бить А. оловянными прутьями и воловьими жилами, затем его обмазали медом и в жару распяли на кресте. Страдая от укусов шершней и мух, он предал дух Господу. Над местом погребения А. впосл. был возведен храм. Под 5 июля память А. отмечена в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 797–799), в одной из редакций Студийского Устава — Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 469), а также в большинстве памятников Иерусалимского устава, начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.— Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 51). Под 6 июля память А. указана в Типиконе Великой ц. IX - XI вв. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 332), в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 525–528), в греч. Синаксарях (напр., Paris. 1617, 1071 г.) и в печатной греч. Минее (Венеция, 1591). В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод к-рой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие А. помещено под 6 июля; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в.,— под 4 июня. В ВМЧ краткое житие А. помещено также под 4 июня (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 210 (2-я паг.)), эта дата является в наст. время днем празднования А. для РПЦ.
По описанию, данному в Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 469), известно последование А., не вошедшее в печатные богослужебные книги и состоящее из стихир 4-го гласа и канона Иосифа Песнописца 4-го гласа с седальном. Оно содержится в рукописных греч. Минеях: Paris. 13, Paris. 1575, XII в. и др. В 1918 г. было издано позднее последование А., составленное митр. Диррахийским Иаковом (Мосхонисиосом) (Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 15). В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, указанное последование А. не вошло. В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 6 июля, по 6-й песни канона утрени, помещен синаксарь без стихов (Mhna‹on. 'IoÚlioj. S. 53).