[Евтих; греч. Εὐτυχής, Εὐτύχιος] († I в.), сщмч. (пам. 28 мая), еп. Мелитинский. Память Е. без Жития указана в Синаксаре К-польской ц. кон. X в. (SynCP. Col. 714), где он назван преподобным и исповедником. По сведениям Софрония (Евстратиадиса), митр. Леонтопольского, в рукописях Ath. Laur. Δ. 5 и I. 70 содержится краткое сообщение о мученической кончине Е., к-рого подвергли жестоким пыткам после того, как он добровольно предстал перед правителями, исповедал Иисуса Христа Истинным Богом и обличил заблуждения идолопоклонников. Затем его утопили в море.
Память Е. с уточнением занимаемой им кафедры (еп. Мелитинский) содержится в визант. стишных синаксарях Paris. gr. 1617 (XI в.) под 27 мая и Paris. gr. 152 (XIII в.) под 28 мая, а также в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в совр. греч. Минеях (Μηναῖον. Μάΐος. Σ. 221-226).
Время смерти Е. неизвестно, однако в лат. Мартирологе П. Галезини (1578) указано, что он был обезглавлен при рим. имп. Гордиане III (238-244). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), такая датировка могла возникнуть из-за смешения обстоятельств мученичества Е. и мц. Еликониды (пам. 28 мая). Кроме того, поскольку в каноне в честь Е. говорится, что он был наставлен апостолами Христовыми и проповедовал слово спасения (2-й тропарь 1-й песни; 2-й тропарь 6-й песни канона), возможно отождествление Е. с учеником ап. Иоанна Богослова сщмч. Евтихием (пам. 24 авг.), память которого в нек-рых греч. и слав. прологах указана под 30 мая. В каноне, составленном гимнографом Иосифом в IX в., говорится о поклонении мощам Е., находившимся в то время в К-поле (3-й тропарь 9-й песни).
В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память Е. не содержится. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Е. отсутствует, но в рукописных слав. Минеях студийской эпохи (напр., ГИМ. Син. № 166, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 65) под 28 мая указывается память Е. и содержатся посвященные Е. канон (нач.: ), цикл стихир и седален. Евергетидский Типикон 2-й пол XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. Ч. 2. С. 457), представляющий малоазийскую редакцию Студийского устава, под 28 мая содержит память Е. с указанием на канон 4-го гласа, составленный гимнографом Иосифом, цикл стихир и седален.
Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 155), к-рый является афоно-итал. редакцией Студийского устава, упоминает только имя Е. без богослужебных указаний.
Согласно ранним редакциям Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 216),- в день памяти Е. полагается совершать службу с «Аллилуия». В первопечатных греч. и рус. Типиконах разных изданий Е. под 28 мая не упоминается. Память Е. отсутствует и в совр. рус. богослужебных книгах, но содержится в печатной греч. Минее.
Согласно совр. греч. Минее (Μηναῖον. Μάϊος. Σ. 221-226), последование Е. содержит канон 4-го гласа, составленный гимнографом Иосифом (вероятно, именно этот канон подразумевается в указаниях Евергетидского Типикона), с акростихом: Τοὺς σοὺς ἐπαινῶ, Μάρτυς, ἐνθέους τρόπους (Твои восхваляю, мучениче, вдохновенные деяния), ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ ( ), нач.: Ταῖς θείαις Δυνάμεσι, συναγελάζων Εὐτύχιε (С божественными силами сопребывая, Евтихие; этот же канон содержится в рукописной слав. Минее - ГИМ. Син. № 166, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 65); цикл стихир-подобнов; седален.