(Лукошков (Лукошко) Иван Трофимов; ок. 1555 - ок. 1621), архим. владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря, мастер усольской (строгановской) школы древнерус. церковнопевч. искусства (см. ст. Усольский распев), автор распевов. Согласно «Предисловию, откуду и от какого времени начало быти в нашей Русской земли осмогласное пение» (XVII в.), И. «вельми много знаменного пения распространил и наполнил» (см. в изд.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 19-23).
Род Лукошковых происходил из посадской среды г. Усолье (с кон. XVI в. Соль Вычегодская, с 1796 Сольвычегодск). Так, в писцовой книге по Соли Вычегодской 1620 г. в числе запустевших «на посаде» дворов горожан, которые «разбрелись» или «посечены от литовских людей», называется двор Девятки Лукошкова, который с женой «збрел в Березов, в Сибирь» (РГАДА. Ф. 1209. № 15039. Л. 19). Не позднее нач. 70-х гг. XVI в. Лукошков, имевший способности к пению, был замечен купцами и промышленниками Строгановыми, к-рые приступили к формированию хора для почти отстроенного фамильного Благовещенского собора Усолья. Становление Лукошкова как распевщика произошло именно в Усолье, в поместье Строгановых. Здесь он стал учеником приглашенного новгородского мастера Стефана Голыша. Даже в XVII в., когда И. уже стоял во главе монастырей в центральных областях России, певцы и переписчики певческих книг подчеркивали связь его произведений со строгановской школой: «Перевод усолской, развод инока Исайя»; «Перевод Исайя Лукошки, усолского пения» (РГБ. Ф. 304. № 429. Л. 195, 494 об., 1613-1645 гг.). Знание богослужебного пения позволило ему занять место, по-видимому, сначала диакона, а затем священника собора (согласно 25-й гл. Стоглава (1552), в диаконы ставились кандидаты, достигшие 25 лет, «в попы» - с 30-летнего возраста). В опись соборного имущества, начатую в 1579 г. и ставшую вкладной книгой Благовещенского собора на мн. десятилетия, внесены «чаша ценинная белая коробчатая, положение попа Ивана Трофимова сына Лукошкова» и сделана «запись мировая с крестьяны с окологородными Ивана попа Лукошкова», находившаяся «в мешке» с документами (РНБ. Собр. РАО. № 26; изд.: Савваитов П. И. Строгановские вклады в сольвычегодский Благовещенский собор. СПб., 1886. (ПДПИ; 61)). Вклад чашей Лукошков сделал скорее всего в уже освященный (1584) и действующий Благовещенский собор во 2-й пол. 80-х - нач. 90-х гг. Мировую запись, разрешавшую неизвестный конфликт с крестьянами, он составил, вероятно, в это же время, т. к. именно действующему собору, его «клирошанам» Строгановы и др. богатые усольцы жаловали «пожни» и деревни. В мае 1587 г. Лукошков совершил паломничество в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь и пожертвовал соловецким старцам 2,5 р. «на воск», а также передал 10 р. от жены умершего Семена Аникиевича Строганова на поминальные молебны «по муже своем» (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. № 424. Л. 4-4 об.). В 1590 г. «усольский поп» дал в соловецкую казну 9 алтын для записи в монастырский синодик «имян родителей своих» (Там же. № 5. Л. 8). В сольвычегодский период он создал «вельми много» произведений знаменного пения, получив признание как мастер-распевщик, а также обучал строгановских певцов. В источниках XVII в. Лукошков упоминается как дидаскал; напр., в «Сказании» инока Евфросина говорится о «краснопевцах», гордившихся «лукошковым учением» (см. в изд.: Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв. / Сост.: А. И. Рогов. М., 1973. С. 71). В «Сказании о зарембах» отмечено, что ученики «старых мастеров», в т. ч. и Лукошковы, «согласие и знамя гораздо знали» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 376 об.- 377).
В Костроме к кон. 90-х гг. XVI в. И. стал настоятелем Богоявленского мон-ря (ныне костромской Богоявленско-Анастасиин мон-рь). И. участвовал в Соборах для выработки обоснования прав Бориса Феодоровича Годунова «на царство» (РНБ. Q. IV. 17. Л. 46), а также подписал «Утвержденную грамоту» об избрании Бориса Годунова царем («с Костромы Богоявленского монастыря игумен Исайя» - ААЭ. Т. 2. № 7. С. 48). В эти годы И. был известен как мастер знаменного пения, распевщик. Когда в сент. 1601 г. он находился в Москве, то один из государевых певчих дьяков записал («взял») у него авторский «перевод» славника «О, колико блага». Список произведения хранился в б-ке царских певцов (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. № 1589. Л. 1; см.: Парфентьев. 1985. С. 61).
Во время настоятельства И. в Богородице-Рождественском мон-ре между ним и кн. Барятинским продолжалась тяжба за упоминавшиеся «сельцо» и деревню. В челобитной от 12 окт. 1620 г. на имя патриарха Филарета (Романова), жалуясь на «Исайю з братею», к-рые «тому осмнатцать лет» завладели «вотчиною тестя его», Барятинский писал, что «как рострига (Лжедмитрий I, июль 1605 - май 1606.- Авт.) был на Москве, и ему в той вотчине указу не учинил, потому что Рожественого монастыря архимарит был ростриге духовник». В своей грамоте патриарх Филарет повелел оставить село и деревню обители (РГАДА. Ф. 281. № 1903. Л. 1; АЮБДР. Т. 1. С. 235-236).
Неизвестно, почему Лжедмитрий выбрал себе в духовники И. Вряд ли его привлекала слава И. как мастера знаменного пения. Источники свидетельствуют о том, что самозванец окружил себя музыкантами-иноземцами, игравшими на разных инструментах. За столом он «охотно слушал музыку и пение», но его капелла состояла из 32 певцов, привезенных из Польши (Сказания современников о Димитрии Самозванце / Сост.: Н. Г. Устрялов. СПб., 1831. Ч. 1. С. 63, 76; 1832. Ч. 2. С. 59). По-видимому, И. был духовником Лжедмитрия очень недолго. В грамоте от 10 дек. 1605 г. Лжедмитрий, подтверждая за Владимиро-Рождественским мон-рем право на «сельцо» и деревню, оспаривавшиеся кн. Барятинским, назвал И. «богомольцем своим» (Муханов П. А. Сборник [док-тов по рус. истории]. СПб., 1866 2. С. 204-205), чего нет в грамотах, дарованных др. настоятелям мон-рей. В янв. 1606 г. самозванец подписал жалованную грамоту монастырю, закреплявшую за ним все его владения, а в марте пожаловал в его казну значительную сумму - 150 р. (Андреев А. И. Краткая опись грамот, хранящихся в Рукописном отд. Рос. публ. б-ки // ЛЗАК. 1923. Вып. 32. № 264; Тихонравов К. Н. Вкладная книга владимирского Рождественского мон-ря // ИИАО. 1863. Т. 4. С. 343). Но к 7 мая, к свадьбе самозванца и Марины Мнишек, И. уже не являлся духовником Лжедмитрия, поскольку в начале обряда «читал молитвы» в палатах «духовник царский, благовещенский протоиерей» Феодор (Карамзин. ИГР. Т. 11. С. 158), он же совершал венчание (РГАДА. Ф. 156. № 6. Л. 2 об., 3 об., 6 и др.). По всей вероятности, царским духовником и протопопом Благовещенского собора к тому времени стал мастер «московского пения» и дидаскал Феодор Христианин, пользовавшийся большим авторитетом у придворных певчих дьяков. И. также принимал участие в совершении бракосочетания Лжедмитрия: после речи патриарха в Успенском соборе вместе с избранными настоятелями монастырей он подносил на золотом блюде крест, к-рым благословлялись молодые, затем патриарх посылал его в числе других «по бармы и по диадиму» (Там же. Л. 4 об.). Согласно вышеупомянутому «Предисловию...», Феодор Христианин рассказывал ученикам о своем учителе Савве Рогове (брате митр. Варлаама) и о воспитанных им мастерах, в т. ч. о Стефане Голыше - учителе И. Часто посещавший столицу И., несомненно, был хорошо знаком с Феодором и с его творчеством. Произведения обоих распевщиков переписывались и хранились в б-ке государевых певчих дьяков (см.: Парфентьев Н. П. Выдающийся московский распевщик XVI - нач. XVII в. Федор Крестьянин и его произведения // Он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII вв.: Избр. науч. ст. Челябинск, 2005. С. 43-66; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Хроника творческой деятельности Федора Крестьянина в 1598-1607 гг. // Культура и искусство в памятниках и исследованиях: Сб. науч. тр. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 100-129).
В 1621 г. «Выпись из дозорной книги» по монастырским владениям выдавалась «архимандриту Исайю» (РГАДА. Ф. 281. № 1906). В июне 1622 г. царская грамота в Рождественский монастырь отправлялась уже на имя «Пафнотия з братиею» (РГАДА. Ф. 281. № 1907). Следов., последним годом пребывания И. настоятелем во Владимире и, по-видимому, последним годом его жизни являлся 1621. В более поздних документах упоминаний о нем не обнаружено.
Московские мастера пения называли дидаскала «по реклу Лукошко». Подобным образом именовался при царском дворе и сын усольского распевщика протопоп Иван, служивший в ц. Рождества Богородицы, «что у государя на сенях», не без помощи отца сделавший духовную карьеру придворного священника. В «Переписном и продажном списке» имущества Никиты Строганова (1616-1620) зафиксированы покупки протопопом Иваном Лукошкой книг - Нового Завета, Часовника, Апостола и др. (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. № 446. Л. 57, 67, 70, 195). Расходная книга государева Казенного приказа 1620-1621 гг. содержит записи о выдаче ему жалованья (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. № 206. Л. 244 об.- 245, 277 об., 334).
Вероятно, будучи настоятелем крупных мон-рей, И. не занимался муз. творчеством столь активно, как в Соли Вычегодской «у Строгановых». В XVII в. авторы трактатов по певч. искусству считали И. мастером пения времени Иоанна Грозного, причем именовали его «усолец Исайя» (ГИМ. Син. певч. № 219. Л. 376 об.). Действительно, в своих «переводах» И. оставался прежде всего усольцем.
К наст. времени выявлены следующие песнопения, приписываемые И.: прокимен «Да ся исправит», тропарь «Да молчит всяка плоть», др. песнопения Обихода, а также славники Стихираря «Волсви персидстии» (Рождеству Христову), «Благовествует Гавриил» (Благовещению), «Царю Небесный» (Троице), «Приидете, вернии» (Крестовоздвижению), «О колико блага» (в Неделю о мытаре и фарисее). Вершиной мастерства усольского распевщика стал цикл воскресных ипакои на 8 гласов.
Певч. интерпретация прокимна И. находится в едином русле музыкальной эволюции данного песнопения, относящегося к большому распеву и не содержащего гласовых попевок столпового знаменного распева (наиболее ранние нотированные тексты прокимна датируют рубежом XV и XVI вв.- РГБ. Ф. 304. № 413. Л. 242 об.; РНБ. Солов. № 277/283. Л. 165; № 277/289. Л. 230; № 276/277. Л. 183 об.). Вероятно, И. в своем «переводе» ориентировался на бытовавший в Усолье мелодический вариант прокимна. При сравнении распева из строгановских рукописей с «переводом» И. выявляется, что в последнем сохранены разводы фит, в силлабических же участках привнесены изменения. Видимо, разводной распев (см. Развод) прокимна из певч. книг строгановской мастерской сер. 80-х гг. XVI в. первоначально был записан дидаскалом Стефаном Голышом, а И., признавая высокий авторитет учителя в распевании фит, оставил их в неприкосновенности, в силлабических же участках мог изложить собственную творческую манеру исполнения. Т. о., сопоставление распевов прокимна позволяет определить, что «перевод» И. наиболее близок к варианту из ранних строгановских рукописей и оба эти произведения принадлежат к единой традиции.
Связь творчества мастера с традициями строгановской школы отчетливо видна также на примере тропаря «Да молчит всяка плоть», имеющего певч. варианты, обозначенные в рукописях как «Перевод усольской, розвод инока Исайя» и «Усольское знамя» (см.: Парфентьев, Парфентьева. 1993. С. 123-132).
Примером синтеза местной и новгородской традиций в творчестве распевщика является «перевод» И. литийной стихиры на Рождество Христово «Волсви персидстии». Это произведение в рукописи 30-х гг. XVII в. представлено в 3 вариантах: краткого распева, «Ин перевод Болшой», «Ин перевод Лукошков» (БАН. Собр. Л. Н. Целепи. № 20. Л. 63-65; см.: Зверева. 1983. С. 334-341). Известен еще один список этих распевов, 2-й четв. XVII в. (РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 208), открытый прот. Димитрием Разумовским (см.: Разумовский Д., прот. О нотных, безлинейных рукописях церковного знаменного пения. М., 1863. С. 138). В этом списке большой распев определен как новгородский. В певческих книгах строгановского скриптория стихира «Волсви персидстии» бытовала не менее чем в 6 распевах. Особый интерес вызывает уникальный распев, найденный в списке рубежа XVI и XVII вв. (РНБ. Кир.-Бел. № 586/843. Л. 419 об.), созданный на основе более раннего безымянного неразводного варианта, сложившегося в XVI в. Именно эта усольская версия произведения легла в основу варианта распева И. Сравнение распевов показывает, что они принадлежат к одной традиции, но 1-е песнопение состоит из «тайнозамкненных» формул, а 2-е представляет собой его разводной вариант. Наибольший интерес вызывают те формулы, которые в «переводе» И. преобразованы полностью либо частично. Эти различия в обоих распевах дают возможность судить, в чем заключалось творчество выдающегося мастера. Среди различающихся формул 3 оригинальные, они, видимо, являются авторскими, остальные 4 идентичны формулам новгородского распева. Т. о., при создании собственной муз. версии стихиры И. опирался на уже существовавшую в Усолье неразводную модель произведения. Главной творческой задачей мастера было изложить распев в новом виде в разводе дробным знаменем. При этом он придерживался традиций своей школы и школы своего учителя Стефана Голыша, т. е. новгородской.
Создание распевов на основе уже сложившихся традиций (усольской, новгородской, общерусской) выдвинуло И. в ряд выдающихся распевщиков России. Но для его творчества характерно и создание оригинальных авторских композиций, напр. таких, как стихира в день Пятидесятницы «Царю Небесный, Утешителю» (славник на стиховне 6-го гласа и по 50-м псалме). Стихира с обозначением «роспев Лукошков» («по 50-м псалме, глас 6») была найдена В. И. Срезневским в рукописи 1-й четв. XVII в. (БАН. 32.16.18. Л. 205 об.; см.: Срезневский В. И. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в Рукописное отделение БАН в 1902 г. СПб., 1905. Прил. С. 50). Распев И. отличается от типового распева из певч. сборников строгановской мастерской XV-XVI вв. (РНБ. Кир.-Бел. № 586/843; Погод. № 380. Л. 420 об.; РГБ. Ф. 209. № 665. Л. 481), к-рый в свою очередь является редакцией древнего распева, известного по рукописям XII и XIII вв. (ГИМ. Усп. № 8. Л. 212-212 об.; РНБ. Соф. № 85. Л. 180). И. отказался от следования традиции: в его песнопении полностью изменен знаковый состав. Силлабо-мелизматический тип соотношения текста и распева уступил место мелизматическому, в к-ром преобладают внутрислоговые фитные и лицевые разводы.
И., передавая в своем распеве смысл поэтического текста музыкальными средствами, не вышел из круга интонаций и композиционных приемов, присущих его эпохе. Свободное творчество проявилось не в поисках нового музыкального языка, а в совершенном владении техническими тонкостями написания большого знаменного распева. Мастерство и новаторство И. заключаются прежде всего в собственном прочтении сложнейших фитных формул. Искусно сплетая попевочные, лицевые и фитные обороты в единую масштабную форму, усольский мастер придал каноническому тексту новое звучание и необычайную распевность.
И. принадлежит также сочинение распева цикла воскресных ипакои на 8 гласов, которые находятся в одном ряду с такими монументальными произведениями, как Стихиры крестные Варлаама (Рогова) или Стихиры евангельские Феодора Христианина (см.: Парфентьева. 1997; Федор Крестьянин. Стихиры / Публ. и исслед.: М. В. Бражников. М., 1974. (ПРМИ; 3)). Композиционно (по составу и последовательности формул) основой для них послужили бытовавшие в Усолье ипакои большого распева. Письменное воплощение последние нашли в рукописях из строгановской мастерской, где встречаются в самой ранней записи (1584). При создании собственного «перевода» И. опирался именно на этот вариант цикла, в котором все лицевые и фитные формулы были представлены в виде «тайнозамкненных» начертаний. Творчество мастера заключалось в разводе формул, а также в изменении на уровне внутренней мелодической вариантности нек-рых подводов к этим формулам, но в рамках сформировавшейся ранее формульной композиции и в традициях усольской певч. школы.
Сохранившиеся песнопения И. позволяют считать его одним из выдающихся мастеров рус. средневек. искусства.