[Санскр. ], жанр священной лит-ры индуизма, относящийся к традиции смрити (запомненное). В П. (букв.- «древность», «древняя былина») в стихотворной форме излагаются события прошлого как достоверные начиная с создания мира и включают пророчества о будущем, нормы жизни для различных варн, наставления по вопросам веры, ритуала, морали. П. упоминаются в Упанишадах (Чхандогья-упанишада. 7.1.2; Брихадараньяка-упанишада. 2.4.10; 4.1.2; 4.5.11) как «пятая Веда», но основные тексты и жанр П. сформировались позднее. Т. к. религиозно-философские идеи в П. излагаются в виде мифов, легенд, сказок, их называют «ведами для народа». П. содержат 5 главных тем (панчалакшана): основные стадии космогенеза (Сарга); повторное «творение» после разрушения (пралайя) мира (Пратисарга); генеалогия дэвов, божественных правителей, мудрецов/риши (Вамша); создание человеческого рода и эпоха правления прародителя людей Ману (Манвантара); история потомков Ману, представителей Солнечной и Лунной царских династий (Вамшанучаритам). В П. содержатся сведения по астрономии, медицине, политике, грамматике, поэтике, искусству и проч., т. о. П. имеют значение исторического источника энциклопедического характера. Насчитывается 18 главных П. (маха-П.), однако их списки варьируются. Известны также многочисленные дополнительные П. (упа-П.), «местные» П. (стхала-П.) и «родовые» П. (кула-П.).
Согласно традиции, ведийский мудрец Вьяса (ему приписывается также авторство «Махабхараты») составил одну П. и передал ее своему ученику; тот разделил ее на 6 частей по числу своих учеников, которые подвергли свод П. дальнейшему разделению. Эта версия косвенно подтверждается тем, что приблизительно в нач. I тыс. до Р. Х. появляются мифологические и легендарные повествования, популярные среди простого народа и стилистически близкие к жанру эпических сказаний (итихаcа); они вошли впосл. в «Махабхарату» и «Рамаяну». Процесс составления П. продолжался столетиями. Изначально П. передавались в устной форме, в письменном виде фиксируются только с V в. Наиболее значительные сочинения этого жанра: «Вишну-П.», «Гаруда-П.», «Бхагавата-П.», «Матсья-П.», «Шива-П.», «Агни-П», относятся к маха-П. В нек-рых П. и упа-П. прослеживается воздействие тантризма («Калика-П.»). Большинство П. выражают идеи отдельных индуистских направлений: вишнуитские, шиваитские, шактистские П. В одной из самых ранних П., «Ваю-П.», говорится: «В древние времена людским долгом являлось сохранение генеалогии богов, риши и славных царей, а также традиций великих людей» (1. 31-32). В пуранической генеалогии списки царей восходят к XIX в. до Р. Х., в частности указывается, что предок людей Ману (Вайвасвата) жил за 95 поколений до войны Бхаратов. В «Кула-П.» описывается происхождение родов (кула) и каст (джати), что служит основанием для их идентификации.
В соч. «Гаруда-П.» (1. 86. 10-11) перечисляются 10 аватар (дашаватар) Вишну, среди к-рых первые 5 (рыба, черепаха, вепрь, человек-лев (Нарасимха), карлик) свидетельствуют о пантеистической природе инд. богов. Так, согласно «Матсья-П.», в облике Матсья-аватары («воплощение-рыба») Вишну спас прародителя человечества Ману и 7 мудрецов (Саптариши), духовных сыновей Брахмы, вместе с их женами во время всемирного потопа; позже благодаря их потомству мир вновь наполнился людьми. Другие 5 манифестаций Вишну антропоморфны: 2 Рамы, Кришна, Будда и будущее воплощение - Калки. В П. отразилась формирующая основа индуизма, приводящая к строгому упорядочиванию и иерархии различных этносов, каст вместе с их божествами, культами и организующая «мир в миниатюре» (П. Масон-Урсель). Обширный пантеон, в к-ром особенно выделяются образы Шивы и Вишну, венчается возникшей в П. концепцией тримурти, согласно которой онтологически единые Брахма, Вишну и Шива имеют функции соответственно создателя, хранителя и разрушителя мироздания. Также в П. появляются получившие широкое распространение божества, напр. Ганеша («Ганеша-П.»).
К устойчивым мифологемам и кроссрелиг. архетипам в П. относятся идеи циклического космогенеза, возникновения вселенной из мирового яйца и др. В инд. религ. мифологии (преимущественно в индуизме) и в большинстве П. для обозначения цикличности мирового процесса и бесконечного круговорота созданий - разрушений (сарга - пралайя) мира используется мифологема суток Брахмы, когда его 1 «день» (1 кальпа) включает 1 тыс. махаюг (1 махаюга составляет 4320 млн земных лет), «ночь» - это разрушение мира до нетварнохаотического или элементарного (в философии вайшешики - до отдельных атомов, к-рые вечны) состояния. Одна махаюга представляет собой комбинацию из следующих друг за другом 4 регрессирующих стадий (юга, ср. с античным эоном) от «золотого» до железного века, что коррелирует с представлениями об этапах времени античной, германо-сканд. и др. мифологем. В политеистических архетипах о космических и исторических циклах прослеживается пантеистическая тенденция отождествления божества, времени и мира, в то время как в монотеизме время мыслится сотворенным и не тождественным личному Богу (напр., блж. Августин в 11-й кн. «Исповеди» противопоставляет время, относящееся к тварному бытию, и Творца). Др. архетип, свидетельствующий о панентеистической эманации вселенной из первичной божественной сущности, отражен в соч. «Брахманда-П.», одной из 18 маха-П., где содержится описание рождения мира из существа Брахмана (космического яйца Брахмы).
Важное место в П. занимает идея преданного служения (бхакти) божеству (личному и безличному). В соч. «Бхагавата-П.» (ч. 10) включен текст вишнуитского (кришнаитского) бхакти, в к-ром подробно описывается и поэтически воспевается жизнь Кришны: его детство и юность во Вриндаване, его забавы и экстатические пляски с местными пастушками. Взаимоотношения Кришны и пастушек, их игры (кришналила, или раслила) толкуются аллегорически как взаимоотношения высшего божества и человеческой души. В Юж. Индии получила распространение «П. о священных играх Шивы» (Тирувилеиядаль-П.), в которой, подобно кришналиле и рамлиле, запечатлены деяния Шивы. В философии адвайта-веданты божественная игра (лила) трактуется в качестве мотива «обманчивого» космогенеза (майя) со стороны Брахмана. Тема «божественной игры» встречается в др. политеистических системах (ср. у Гераклита: бог/Эон, играющий в пессейю). Как и в эпосе, в П. распространено философское учение санкхьи (т. н. эпическая санкхья), имеющее относительно теистический характер.
Помимо классических индуистских П. на санскрите в позднем средневековье составлялись П. на др. инд. языках; известны джайнские П.