[Певец; греч. ψάλτης, лат. cantor], церковнослужитель, исполняющий песнопения во время богослужения.
Первые упоминания о П. в составе клира относятся к IV в. В 15-м прав. Лаодикийского Собора говорится, что только П., состоящие в клире, могут в церкви восходить на амвон и петь по книге (ἀπὸ διφθέρας, букв.- «по кожам»; согласно Иоанну Зонаре и патриарху Феодору IV Вальсамону, имеются в виду пергаменные свитки; по Алексию Аристину, речь идет об облачении П. в кожаные фелони). Феодор Вальсамон уточнил, что это правило не возбраняет петь мирянам, но оставляет право начинать пение только за клириками. Как часть клира П. упоминаются в «Апостольских постановлениях» (III 11; VIII 28. 6; ок. 380 г.), в качестве низшей ступени клира (после чтеца) - в 26-м, 43-м и 69-м Апостольских правилах; в частности, только П., как и чтецам, дозволялось вступать в брак после вступления в клир.
Наиболее ранним визант. памятником, содержащим чин хиротесии П., является Барберини Евхологий, отражающий к-польскую традицию (Vat. Barber. gr. 336. Fol. 173-173v, кон. VIII - нач. IX в.): согласно чину, озаглавленному «Молитва на рукоположение чтеца и певца», после пострижения поставляемого епископ возлагал руку на его голову, совершал крестное знамение и читал молитву, а по ее окончании вручал П. Псалтирь, по к-рой тот должен был произнести прокимен. Впосл. в чин были добавлены совершаемые епископом начальное благословение и крестообразное пострижение, второе пострижение др. клириком и облачение поставляемого в фелонь: так в Виссариона Евхологии (Crypt. Γ. β. I, ок. 1020 г.) (Goar. Euchologion. P. 194-196, 200; см. также: Habert. 1643. P. 305-306). В александрийской традиции существовал отдельный чин поставления П., который не содержал облачения в фелонь и в целом был проще чина поставления чтеца; оба чина отличались от к-польского (Goar. Euchologion. P. 194-197; Неселовский. 1906. С. 50-51).
Согласно Типикону Великой церкви (IX-XI вв.), П. делились на 2 «седмицы», каждую из к-рых возглавлял примикирий. В иерархии чинов Византийской империи выделялся П., исполнявший обязанности учителя и руководителя хора,- доместик (см. также дополнение к ст.: ПЭ. 2007. Т. 16. С. 751). В поздневизант. период наиболее сложные сольные песнопения должен был исполнять маистор. Со 2-й пол. XIII в. в провинциальных церквах появляются певч. должности протопсалта и лампадария (известные также в придворном клире), в поствизант. период они были включены в клир к-польской Великой церкви.
На Руси П., или «демественники» (доместики), упоминаются уже в летописных повествованиях о ее Крещении. Древнейший рус. чин поставления чтеца и П., вероятно, был аналогичен к-польскому варианту, записанному в Евхологии Виссариона. В XIII-XIV вв. в чин добавляются (соответствующие другим греч. вариантам) ответы присутствующих «Аминь» или «Господи, помилуй» (по образцу монашеского пострига) на формулы, произносимые епископом. В XV в. в начало чина были добавлены тропари апостолам, 3 святителям, чьи имена носят литургии, и всем святым (в греч. чине на этом месте указан тропарь дня). По рукописям XVI в. «Аминь» при пострижении говорил ставленник, а не присутствовавшие, он же подавал ножницы архиерею (как при монашеском постриге), П., получив Псалтирь, пел стихи Пс 1 с припевом «Аллилуия», в конце была добавлена сугубая ектения за поставляемого (Неселовский. 1906. С. 55-56). В 1677 г. в печатном «Чиновнике архиерейского священнослужения», подготовленном монахом Чудова мон-ря Евфимием, чин поставления чтеца и П. был отредактирован по греч. образцам и соединен с чином поставления свещеносца; краткая фелонь, в к-рую одевается ставленник в начале чина, в конце стала заменяться на стихарь; пострижение оставлено только одно - крестообразное, совершаемое архиереем, а пострижение «в форму клирика», совершаемое др. клириком, исключено; отсутствуют отдельное упоминание о П., о пении им прокимна перед чтением Апостола и «Аллилуия» со стихами - после него и ектения за поставляемого; в завершение чина вставлены поучение чтецу и возглас из чина александрийского происхождения. Эти изменения свидетельствуют о том, что данный чин стал использоваться преимущественно для последовательного прохождения нескольких степеней церковнослужения и окончательно утратил свое значение для П.
С XV в. сохранились сведения об особых категориях служилых людей - государевых певчих дьяках, П. митрополита всея Руси (с кон. XVI в.- патриаршие певчие) и архиерейских певчих. Значительное число П. (до 20) могли включать клиросы крупнейших рус. монастырей. Как и в греческой церковно-певческой традиции, первый П. именовался особым термином - «начальный певец» или головщик (напр.: «Таж поет головшик прав(аго) лик(а)» - РГБ. Ф. 379. № 27. Л. 148 об., 2-я пол. XVII в.). В XVIII - нач. XX в., когда ведущими церковными хорами России стали Придворная певческая капелла в С.-Петербурге и Синодальный хор в Москве, для обозначения руководителя П. в употребление вошли термины «учитель пения» (в капелле) и «регент».
П. с древности были только мужчины (за исключением жен. мон-рей); в кон. XIX в. под влиянием Запада смешанные церковные хоры стали появляться и в России, одним из первых таких коллективов был хор А. А. Архангельского.
На Западе в древности право петь в церкви предоставлялось (напр., правилами Турского Собора 567 г.) также только клирикам, до X в. существовал особый чин посвящения П. Терминами «psalmista» и «cantor» часто обозначался солист, исполнявший начала песнопений и стихи, в то время как отвечавший ему хор назывался «schola cantorum» (букв.- школа певцов). С VIII в. в соборах и мон-рях к обязанностям П. прибавились подготовка к совершению богослужения и обучение юных певчих. Соответственно его должность могла называться «praecentor» (первый певец), «prior scholae cantorum» (начальник хора/школы певцов), а в папском клире - «primicerius» (примикирий), «archicantor» или «magister». В средние века в соборах П. (мог называться и pr(a)ecentor) управлял хором и был 2-м лицом в капитуле после декана; по этим должностям назывались половины хора (decani и cantoris), чередовавшиеся через неделю в ведущей роли в богослужении или исполнявшие песнопения антифонно; эти названия сохранились в англиканских церковных хорах. В Германии в лютеран. общинах наименование «Kantor» получил церковный дирижер, муз. руководитель и преподаватель церковной школы (гимназии), в обязанности к-рого стало входить и муз. сопровождение гражданских церемоний; из Германии это название, а также функции распространились в Прибалтику, Скандинавские страны и Словакию. В Германии такая должность просуществовала до сер.- кон. XVIII в. В Римско-католической Церкви после II Ватиканского Собора стала вновь усиливаться роль П. в связи с возрождением общенародного пения.