Помимо краткого теоретического введения (Προθεωρία τῆς Παπαδικῆς - Обозрение певческого искусства) в сборник входят 3 больших раздела: 1) песнопения вечерни: аниксандарии, «Блажен муж», калофонические стихи 2-го псалма, кекрагарии, светильничны-дохи, дохи с эпифонимами; 2) песнопения утрени: «Бог Господь», аллилуия, прокимны, антифоны полиелея, непорочны, пасапноарии утрени («Всякое дыхание»), эпифонимы; 3) песнопения литургии: изобразительные антифоны с блаженнами, входные песнопения, многолетны-похвалы, Трисвятое, аллилуиарии, херувимские песни, песнопения литургий св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров, причастны, а также умилительны (или покаянны - κατανυκτικά), Акафист Пресв. Богородице, кратимы и анаграмматизмы.
Особую ценность представляют помещенные в П. толкования используемых терминов. Калофония - техника сочинения широкого, протяженного мелоса, украшенного, искусного, с использованием соответствующих тесисов, с гласовыми изменениями посредством фтор, с повторениями в тексте (слогов, слов, фраз) или с добавлением другого (отличного от оригинального) текста. Калофонарис (καλοφωνάρης), или монофонарис (μονοφωνάρης),- искусный исполнитель (ρμηνευτής) калофонических сочинений, обладающий выдающимися вокальными и интерпретаторскими навыками.
Анаграмматизмы - способ перестановки поэтического текста (на уровне слогов, слов, фраз) путем повторения текста или его дополнения др. текстом и изменения изначального смысла текста или придания ему желаемых мелургом смысловых акцентов, с анаподизмом (т. е. изменением строк) в его разделах; этот прием применяется гл. обр. к самогласным стихирам (реже к величаниям, стихам псалмов, кондакам, ирмосам и пятнадцатисложникам).
Термин «анаподизм» также применяется гл. обр. к самогласным стихирам (реже - к мегалинариям, стихам псалмов, кондакам, ирмосам, пятнадцатисложникам), но означает перестановку или преобразование отдельных частей поэтического текста. На основе анаподизма создаются либо более пространные сочинения (с преобразованием всего поэтического текста), либо независимые (большего или меньшего размера) сочинения (т. н. простые колена) с такой же разработкой одного колена (т. е. ограниченной части текста). Общими между обычными и калофоническими, обработанными в технике анаграмматизма или анаподизма, самогласными стихирами являются не только поэтические тексты: оба вида стихир распеваются на один и тот же глас (несмотря на то что в анаграмматизмах появляются в качестве вставок отдельные гласовые преобразования); начала преобразованных «колен» - особенно в анаподизмах - совпадают с теми местами в некалофонических стихирах, где стоят мартирии или энихимы (интонационные формулы) гласов. Встречаются также случаи, когда мелодически совпадают вступление (c указанием: κείμενον - текст) и окончание (с указанием: ἀπὸ χοροῦ - хором или: ὅλοι ὁμοῦ - все вместе) раздела в обычных и в калофонических стихирах и остается возможность вставки калофонической обработки (с указанием: «начинается каллифония» или: «затем начинает монофонарис») промежуточной части сочинения.
Кратима - это слоги, не несущие смыслового содержания, использующиеся для расширения, морфологического деления или промежуточного «комментирования» мелоса,- составляет органичную, закономерную и необходимую часть калофонии.
Пролог (πρόλογος) - краткое мелодическое введение в более пространное муз. сочинение. Текст пролога образован из начальной части этого сочинения и расширен с помощью кратимы. В певч. традиции пролог встречается в калофонических стихах (чаще всего в пространных разделах) песнопения «Блажен муж» и полиелея и служит для присоединения последующей кратимы. Т. о., пролог - начальная часть псалмового стиха, распетая согласно краткому мелодическому развертыванию, к-рая функционирует как введение в пространную кратиму. Прологи в певч. рукописях часто характеризуются как кратимы, многие из них имеют такие же названия (ἐθνικόν - народное, ἀνακαρᾶς - наккара (ближневост. котлообразный барабан), τροχός - колесо и т. д.).Эпифонимы (ἐπιφωνήματα, букв.- «восклицания») встречаются гл. обр. в калофонически распетых прокимнах вечерни и утрени. В качестве текста берется фраза одного из стихов прокимна (часто в технике анаграмматизма), к-рая включена в общее мелодическое развертывание произведения и поется от 2 до 5 раз. Эпифонимы записываются в певч. рукописях красным цветом, что указывает на их исполнение монофонарисом.
Матимами называются разные виды калофонических сочинений; значение этого термина указывает на то, что они являются средством обучения и упражнений.
Музыкально-дидактическое сочинение, имевшее различные формы и применявшееся для теоретического и практического обучения певчих в период распространения средневизант. нотации. «Протеории...» засвидетельствованы с XIII до нач. XIX в., до т. н. реформы Трех учителей (1814-1815) и сохранились в сотнях греч. рукописей, бóльшая часть к-рых относится к типу П. (отсюда название этих сочинений). В англо- и германоязычной лит-ре называются «Пападики».
С XIV в. «Протеорию...» стали дополнять музыкально-теоретическими текстами, методами (упражнениями) и диаграммами. Такие «Протеории...» помещали в начале рукописей, созданных в период калофонического пения (XIII-XV в.). Первоначально эти рукописи называли Аколуфиями (Athen. Bibl. Nat. 2458, 1336 г.; см. ил.), позднее - Пападики или Анфологиями Пападики. Обычно в рукописях этого типа «Протеория...» имела пространную форму, с большим числом различных методов и диаграмм. С XVII в. известна также сокращенная версия «Протеории...», с меньшим числом методов и диаграмм, содержащая только наиболее важные элементы для базового обучения певчего. Сокращенная версия помещалась гл. обр. в начале Анастасиматария.
«Протеория Пападики» - «живой текст», т. е. его содержание может изменяться в зависимости от возможностей и требований учителя (см.: Huglo, Brockett. 2019. P. 1. Not. 1). На основе сходств и различий «Протеорий...» Й. Ростед для подготовки критического издания предложил разделить их на 4 типа (A - древний, B - смешанный, С - переходный, D - сформировавшийся) (дальнейшую разработку типологии см. в работе: Alexandru, Troelsgård. Strategies (в печати)).
В расшифровке приведены начала ихим и апихим 1-го гласа по Протеории Пападики 1747 г. письма Давида Скопелита (Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 5v) из следующих стихир: «᾿Επέστη ἡ εἴσοδος» («Наста вход», 1 сент.), «Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν» («Христе Боже наш», 1 сент.), «῾Ο λαμβρὸς ἀριστεὺς Γεώργιος» («Светлый храборник Георгий», 23 апр.), «Εἰς τὸ ὄρος τοῖς μαθηταῖς» («На гору учеником», 1-я евангельская стихира).
Автор 1-го теоретического раздела неизвестен. Во 2-м разделе, в к-ром помещены методы и диаграммы, много как анонимного (напр., перечни апихим), так и авторского материала, принадлежащего гл. обр. мелургам палеологовской эпохи: среди методов - «Большой исон» прп. Иоанна Кукузеля и «Метод Стихираря» Ксена Корониса, в числе диаграмм - «Составное колесо» (Мудрейшее параллаги) и «Древо параллаги» Иоанна Кукузеля (прозванного «маистором маисторов» и «учителем учителей»). На иллюстрации приведено «Древо параллаги» по рукописи 1692 г. свящ. Павла Скопелита (Athen. Bibl. Nat. 902. Fol. 6v; см. описание: Χατζηγιακουμής. 1980. Σ. 149; Troelsgård. Inventory; почти такая же диаграмма, возможно того же писца, содержится в ркп. 1686 г. Bibl. Acad. Rom ăn. 867. Fol. 6, см.: Barbu-Bucur. 1989. P. 43); мартирии, выписанные красным цветом под черными интервальными знаками, даны в соответствии с их классическими формами византийского периода (см.: Troelsgård. 2011. P. 63; Αλεξάνδρου. 2017. Σ. 418-419, 464). В расшифровке этого «Древа параллаги» приведены значения интервальных знаков (верхний нотоносец, синий цвет) и соответствующих им малых ихим по кодексу Chrysander (XVII в.; см.: Fleischer. 1904. Tl. S. 17-18; Αλεξάνδρου. 2017. Σ. 452) (нижний нотоносец, красный цвет): α´ - 1-й и 1-й плагальный (5-й) гласы, оканчиваются на 1-м звуке 2-го гласа; β´ - 2-й и 2-й плагальный (6-й) гласы, оканчиваются на 1-м звуке 3-го гласа; γ´ - 3-й и 3-й плагальный (βαρύς, 7-й) гласы, оканчиваются на 1-м звуке 4-го гласа; δ´ - 4-й и 4-й плагальный (8-й) гласы, оканчиваются на квинту выше начального звука 1-го гласа.
На «Протеории Пападики» воспитывались мн. поколения певчих на протяжении более чем 7 веков. Она также вызывала интерес у западноевроп. ученых: А. Кирхера, М. Герберта, Г. А. Виллото, Ф. Й. Зульцера и др. С кон. XIX в. Протеория Пападики стала основным музыкально-теоретическим текстом, с к-рым работали, изучая средневизант. нотацию и с ее помощью - ранневизант. нотацию, такие основоположники муз. палеографии, как Ж. Б. Тибо, О. Флейшер, К. Псахос, К. Хёг, Г. Тильярд, Э. Веллес, свящ. Л. Тардо, О. Странк, К. Флорос и др. Различные методы и диаграммы, содержащиеся в «Протеории...», служат ключами к палеографическому, морфологическому и стилистическому изучению богатого византийского и поствизантийского муз. наследия.