Константинос Александру [греч. Κωνσταντίνος ᾿Αλεξάνδρου Ψάχος] (18.05.1866, с. Мега-Ревма (ныне Арнавуткёй в черте Стамбула) - 9.07.1949, Афины), греч. музыковед, композитор, педагог, исследователь и исполнитель греч. церковной, народной и азиатской музыки. Научные интересы П. распространялись также на такие дисциплины, как богословие, филология, фольклористика, этномузыкология, история и др.
Род. в семье кондитера Александра Георгиу и его жены Эрифили Димитриу (фамилия Псахос редко использовалась в документах); у П. был старший брат Георгий. В метрике местной греч. общины и османской администрации он был зарегистрирован как Константинос Александру, однако в школьные годы встречается написание «Константинос А. Псахидис», после окончания учебы - «Константинос А. Псахос». В 1905 г. П. женился на Еванфии Американу, в 1922 г. она умерла. Во второй раз он вступил в брак с Амалией Армао в 1934 г., с ней он прожил до конца жизни. Племянница Амалии Елени Дуроянни-Далла, крестница и наследница П., приложила много усилий для сохранения и распространения его трудов, финансируя посвященные ему конференции и издания.
Годы, к-рые П. прожил в К-поле, были решающими для его становления и жизненного пути. По завершении начального образования в школе общины Мега-Ревмы благодаря помощи патриарха Иоакима III он поступил в Патриаршую центральную духовную школу. С раннего возраста П. проявлял склонность к музыке, этот интерес поддерживал его дядя Д. Пападопулос, имевший широкие муз. познания. Однако первое серьезное знакомство П. с визант. музыкой состоялось в период его обучения в духовной школе под рук. Ф. Мандзураниса. По тому, насколько значительными были работы П., написанные сразу по прибытии в Афины, можно заключить, что к этому времени он уже достаточно глубоко изучил как греческую церковную, так и европейскую и азиатскую музыку. По окончании духовной школы он начал работать в качестве иеропсалта (певца) в храмах К-поля, Смирны и Кавалы и преподавателя музыки, а также греч. языка и религиозных дисциплин в различных школах К-поля.
2 сент. 1904 г. П. уехал в Афины и организовал при Афинской консерватории отд-ние (σχολή) византийской и церковной музыки (открылось 22 сент. 1904) - первое в Греции учебное заведение такого рода. Патриарх Иоаким III назначил его руководителем этого отделения после согласования этого вопроса с ректором консерватории Г. Назосом и митр. Афинским Феоклитом (Минопулосом). Учебный муз. материал, составленный и распределенный П. на 5 лет, включал все классические песнопения, исполняемые в церкви, и был дополнен такими дисциплинами, как общая история музыки и история церковной музыки, богослужебный устав, гимнология, эортология, литургика, транскрипция из визант. нотации в западноевропейскую и др., а также занятиями европ. музыкой из программы консерватории, такими, как элементарная теория музыки, гармония, сольфеджио и др. Во время обучения практиковалось исполнение греч. народных песен и произведений из репертуара азиатской музыки. Учащиеся отд-ния должны были участвовать в богослужении, концертах и др. общественных мероприятиях, а также в ежегодных открытых экзаменах. В 1919 г. П. был вынужден оставить должность руководителя отд-ния из-за разногласий с руководством консерватории.
В том же году П. основал Консерваторию национальной музыки (открылась 20 окт. 1919), включавшую отд-ния византийской, народной и азиатской музыки; помимо П. в ней преподавали и др. выдающиеся педагоги. В этот же период он приступил к работе над изобретением нового муз. инструмента - панармониона. В 1921 г. вместе с Э. Пезопулосом П. начал издавать ж. «Новая лира» (Νέα φόρμιγξ). В 1922 г. из-за несчастного случая на неск. месяцев оказался прикован к постели, в это же время умерла его жена; в силу этих обстоятельств П. на непродолжительное время был вынужден прервать свою деятельность, в т. ч. издание журнала (последний выпуск вышел в янв.- февр. 1923).
В течение мн. лет П. был увлечен идеей создания муз. инструмента, к-рый смог бы воспроизводить микроинтервалы греч. музыки (византийской и народной) и помочь бороться с неточным исполнением мелодий певцами, поскольку оно приводило к изменениям в певч. традиции. П. сконструировал этот инструмент при содействии профессора физики С. Врахамиса и благодаря финансовой помощи своей ученицы Е. Палмер-Сикелиану, оплатившей значительную часть стоимости производства (остальную сумму удалось собрать с помощью пожертвований). П. первоначально назвал инструмент в ее честь «Евин панармонион», но впосл. он стал широко известен как просто панармонион. Производство этого инструмента началось в органной фирме «Г. Ф. Штайнмайер и Ко» (Эттиген-ин-Байерн, Германия) в 1922 г. и было закончено в 1924 г. В этом клавишном инструменте октава разделена на 42 неравные части, так что целый тон делился на более чем 2 интервала в соответствии с теорией греч. музыки. Однако инструмент не приобрел той популярности, на к-рую рассчитывали П. и его сторонники. Всего было изготовлено 3 панармониона: 2 малых находятся в Греции (в клубе «Эстии» в р-не Афин Неа-Смирни и в Центре исследований греч. фольклора Афинской академии; оба - дар Дуроянни-Далла), большой - в Германии.
П. оставил обширное муз. наследие. Это преимущественно церковные песнопения, опубликованные в певч. книгах (сборниках), а также в отдельных музыкальных изданиях. П. изобрел двойную сопровождающую строку (διπλή συνηχιτική γραμμή; более развитое подобие исократимы) - систему нотации для визант. музыки, состоящую из 2 гармонических строк, которая, по его утверждению, обеспечивает чистое звучание греч. гармонического сопровождения. Кроме того, по инициативе Палмер-Сикелиану, к-рая вместе со своим мужем А. Сикелианосом возродила Дельфийские игры, П. сочинил музыку к трагедиям Эсхила «Прометей прикованный» (поставлена на I Дельфийском фестивале, 1927) и «Просительница» (на II Дельфийском фестивале, 1930). Участие П. в этих празднествах, несмотря на положительные отзывы за границей, в самой Греции было воспринято негативно, вероятно, по причине зависти.
Одной из важнейших идей П. было сохранение муз. первоисточников. Поэтому особое значение для него имели записи греч. народной музыки. П. утверждал, что изучение народной муз. традиции необходимо, поскольку оно отражает все характерные черты нации. П. был принят в Греческое фольклорное об-во в год его основания (1909). Новаторство П. заключалось во всестороннем исследовании народной музыки, соединяющем в себе запись, прикладные полевые исследования и одновременное использование европейской и византийской нотаций. Его труды по этой теме имеются в различных публикациях, напр. в церковно-музыкальной газ. «Лира» (Θόρμιγξ; изд. И. Ф. Цоклиса, 1901-1911) или в работах о народных песнях Скироса и Гортинии, написанных по результатам экспедиций.
В 1910 и 1911 гг. он участвовал в 2 экспедициях Афинской консерватории, соответственно на Пелопоннес и Крит, с целью записи греческих народных песен. В консерватории была создана специальная комиссия для этих поездок, в состав к-рой вошли Назос, П. и профессор композиции А. Марсик, был приобретен фонограф для записи песен. В экспедициях П. использовал этнографические методы, которыми до наст. времени руководствуются фольклористы и этномузыковеды: он записывал песни на месте в 2 системах нотации, затем сам исполнял их по своим записям, чтобы присутствовавшие носители традиции могли подтвердить верность их воспроизведения. Марсик впосл. гармонизовал эти мелодии. После того как П. ушел из консерватории, началась тяжба о праве на интеллектуальную собственность на записи с Пелопоннеса и Крита, на к-рую претендовал П. В результате их публикация была осуществлена в 1930 г.
В корреспонденции, личных записях из б-ки и архива П., а также в его публикациях сохранились свидетельства о его общении с выдающимися научными и духовными деятелями того времени, такими (помимо уже упомянутых), как его друг Д. Перистерис, Нектарий Эгинский, митр. Пентапольский (впосл. канонизирован), Мельпо и Октав Мерлье (первая была ученицей П.), М. Гедеон, С. Бо-Бови, Г. Пахтикос, Ф. Кондоглу, К. Паламас и др.
В 1911 г. патриарх Иоаким III удостоил П. звания Первого учителя музыки и клирика Патриаршего двора Великой церкви Христовой, а в 1912 г. Иерусалимский патриарх Дамиан I наградил его золотым крестом и титулом хранителя и рыцаря Гроба Господня. В 1932 г. П. был назначен «куратором музыки в храмах Элладской Православной Церкви», в рамках этой работы он писал отчеты, к-рые затем публиковал в прессе.
П. оставил выдающиеся муз. издания, к-рые дополняются статьями на разнообразные темы. Он также прочитал большое число лекций. На протяжении всей своей жизни, начиная со студенческих лет, он собирал рукописи и книги по визант. музыке (теоретические, музыкальные и др.). Все эти материалы являются достаточно редкими - не переиздававшиеся печатные издания и книги, составленные целиком вручную. Муз. б-ка П. была приобретена в 1991 г. Отд-нием муз. исследований Афинского национального ун-та им. И. Каподистрии и в наст. время хранится в качестве отдельного фонда в б-ке ун-та. Личный архив П. (гл. обр. корреспонденция, документы о его деятельности, черновики опубликованных и неопубликованных работ) находится в его бывш. доме в р-не Неа-Смирни.