[Пресный хлеб; евр. ; греч. ἄζυμα], в ВЗ название хлеба, изготавливаемого без использования закваски, составная часть ветхозаветных жертвоприношений (Исх 29. 1-2; Суд 6. 19-21; Лев 2; 6. 2, 26; Числ 6. 15-17). Как название отдельного ветхозаветного праздника (см. в ст. Ветхозаветное богослужение) приводится в Лев 23. 5-6. Авторы Левит книги связывают праздник О. (первоначально отдельный) с праздником ветхозаветной Пасхи и событием исхода при Моисее. Во Второзаконии Пасха и праздник О. отождествляются (Втор 16. 1-6, ср. ст. 16; ср. также: Числ 9. 2-14; 28. 16-27; 2 Пар 8. 13; 30. 13, 21; 35. 17; 1 Ездр 6. 22; нарушение предписания наказывается смертью - Исх 12. 15, 19). В Лев 23 праздник О. описывается следующим образом. Он совершается на 2-й день Пасхи и продолжается до 7 дней, когда евреи совершают в храме жертвоприношения и воздерживаются от употребления квасного хлеба. В целом ряде мест ВЗ приводится призыв соблюдать предписание об О. (в пасхальный праздник - Исх 12. 7; 13. 3; 23. 15; 34. 18). В новозаветное время эти предписания понимались как символические указания на «чистоту» народа, на то, что в нем нет «закваски» (ср.: 1 Кор 5. 8). О проблеме употребления О. на Трапезе Господней (ср.: Мк 14. 1; Мф 26. 17; Лк 22. 1, 7) и в различных христ. литургических традициях см. в ст. Евхаристия.