[Лат. monstrantia, от monstrare - показывать], в католич. богослужении литургический сосуд, дароносица, приспособленная для перенесения во время процессий освященной гостии и выставления ее в храме или капелле для адорации. М. также называется ostensorium, custodia или tabernaculum. В ранних источниках встречаются такие описательные названия М., как vasculum de cristallo, crystallus Corporis Christi, pyxis cristallina, сiborium de cristallo, подчеркивающие прозрачность сосуда и возможность увидеть хранящуюся в нем гостию.
Появление М. в обиходе напрямую связано с распространением Тела и Крови Христовой праздника и новым евхаристическим благочестием. Это торжество, призванное утвердить догматическое учение о транссубстанциации, было впервые установлено в Льеже в 1246 г. под влиянием визионерки Юлианы Корнийонской из ордена премонстрантов (из-за сложной религиозно-политической ситуации она была вынуждена перейти в цистерцианский монастырь, а затем к бегинкам). Для всей католич. Церкви праздник был установлен папой Урбаном IV в 1264 г. (булла «Transiturus de hoc mundo»), но из-за скоропостижной смерти понтифика бо́льшая часть копий буллы не была разослана. Праздник приживался медленно, пока булла не была включена папой Климентом V в новое собрание декреталий («Liber Septimus Decretalium», или «Constitutiones Clementinae»), к-рое в 1317 г. было опубликовано папой Иоанном XXII. Первая задокументированная процессия со Св. Дарами на праздник Тела и Крови Христовой прошла в Кёльне в 1277 г. Однако гостия переносилась еще в закрытой пиксиде.
Самая ранняя М. (датируется 1286) происходит из цистерцианского аббатства Херкенроде (изготовлена для этого аббатства в Париже). Возможно, она предназначалась для демонстрации евхаристического чуда, а не для обычной гостии (или имела двойное назначение). Она выполнена в форме готической капеллы на подставке, наверху к-рой располагается Распятие с предстоящими Девой Марией и Иоанном Богословом.
Поскольку основные элементы праздника Тела и Крови Христовой (процессия, выставление Даров на алтаре, благословение ими народа) были заимствованы из обрядов, связанных с почитанием реликвий и мощей святых, то первые М. создавались по образцу реликвариев. Чаще всего встречаются простые или многогранные стеклянные колбы на подставке, увенчанные короной или крестом. Колба может располагаться вертикально или горизонтально (в этом случае часто фланкируется фигурами-держателями). Появился также особый держатель для гостии в форме опрокинутого полумесяца (лунула или люнет). Одни М. имеют форму евхаристической чаши, другие выполнены в виде готического храма или капеллы. Часто М. монтировались в распятия или статуи Христа и Девы Марии. С эпохи барокко широкое распространение получает М. в форме увенчанного крестом солнца с расходящимися лучами, в центре которого расположено небольшое прозрачное окошко для гостии. Для М. характерны образы Гроба Господня, Иерусалима, агнца, пеликана, Древа Иессеева и др. Нек-рые М. имеют гигантские размеры и могут перемещаться во время процессий только на специальных повозках (напр., серебряная М. в Толедском соборе, инкрустированная драгоценными камнями, которая была изготовлена в 1517-1524 по поручению кард. Ф. Хименеса де Сиснероса).