Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАТИМА
44, С. 318-320 опубликовано: 4 мая 2021г.


МАТИМА

Матиматарий письма Космы Македонца. 1670 г. (Iver. 991. Fol. 1)
Матиматарий письма Космы Македонца. 1670 г. (Iver. 991. Fol. 1)

Матиматарий письма Космы Македонца. 1670 г. (Iver. 991. Fol. 1)

[Греч. μάθημα], в греч. церковной музыке пространное искусное муз. произведение на текст псалмового стиха, стихиры-самогласна, икосов Акафиста, подобна, кондака, отпустительного тропаря и др. Этот термин употребляется уже в трактате Мануила Хрисафа «О теории искусства пения» (сер. XV в.; см.: Conomos D., ed. The Treatise of Manuel Chrysaphes, the Lampadarios: On the Theory of the Art of Chanting and on Certain Erroneous Views That Some Hold About It. W., 1985. (MMB. CSRM; 2)), а также в трактате иером. Гавриила из монастыря Ксанфопулов (того же периода см.: Hannick C., Wolfram G., ed. Gabriel Hieromonachos: Abhandlung über den Kirchengesang. W., 1985. (MMB. CSRM; 1)).

Название этого жанра, вероятно, связано с его сложностью: изучение и последующее исполнение М. требовало определенной подготовки (μάθημα, букв.- «урок», «занятие»). Это подтверждает изучение певч. рукописей, в которых М. регулярно предшествуют указания: «внемли» (πρόσχες), «фторальное и сложное» (φθορικόν καὶ δύσκολον), «очень сложное» (πανὺ δύσκολον).

Эти произведения, принадлежащие к пападическому мелодическому стилю (весьма искусному, мелизматическому и высокохудожественному), складывались в певч. практике с кон. XIII в. Для жанра М. характерно использование большого количества особо выразительных технических приемов, обогащающих восприятие смысла текстов и способствующих достижению совершенства в искусстве создания мелоса. Для этой цели авторы М. использовали следующие способы. Прежде всего, в М. содержатся пространные мелодические формулы (тесисы), к-рые включают продолжительную последовательность простых ритмических долей, что позволяет использовать различные певческие приемы для выражения содержания текста. К этим приемам относится, во-первых, включение восходящих или нисходящих мелодических фраз (περιοχές) - в зависимости от того, какие слова необходимо выделить (напр., восходящие - на словах «небо», «гора», «взываю», нисходящие - на словах «земля», «преисподняя» (καταχθόνια), «поклонение»). Во-вторых - использование различных интервальных родов для cоздания особого эмоционального состояния (ἤθος, ψυχικὴ κατάσταση), также в зависимости от смысла текста. Напр., такие слова и фразы, как «рай», «спасение», «избавление», «радость ангелов» и др., распеты в основном в диатоническом роде, к-рый содержит интервалы, выражающие радостное настроение, в то время как на словах «ад», «смерть», «грех», «горе» и им подобных используются преимущественно интервалы хроматических звукорядов. Кроме того, слова «молю», «спаси», «очисти» распеваются с соответствующими модуляциями (μεταβολές), чтобы придать им бóльшую «жизненность».

Среди др. способов мелодического развития, к-рые использовали и древние, и более поздние мелурги,- повторение (ἐπανάληψη) мелодических фраз с каденциями в различных частях произведения или пропевание 2, 3 или 4 раза одного и того же муз. мотива, но с разными ударениями (палиллогия) - острым или тупым (σὲ μία πορεία ἐπὶ τὸ ὀξὺ ἤ ἐπὶ τὸ βαρὺ). Использование подобных мелодических формул в каденциях строк является распространенным приемом, который называется «аподосис».

Перечисленные основные приемы композиции относятся преимущественно к медленному стилю мелоса и часто используются во всех видах греч. церковного пения, в т. ч. в жанре М. К элементам, встречающимся почти исключительно в жанре М. и являющимся ее основной составляющей, относятся: особые начальные тесисы (не используются в др. стилях, напр. в ирмологическом); повторение слов и фраз с целью подчеркнуть их значение; перестановка мелодических формул целых фраз (анаграмматизм и анаподизм); введение одной или более кратим (особо искусных и проcтранных мелодий, которые распеваются на слоги «τεριρεμ», «τορορο», «ανενανε» и т. п.).

Др. характерными приемами в композиции М. являются: эпифонима - повторение фразы 3 и 4 раза, вероятно певцом, обладающим хорошим голосом, в качестве особого выразительного средства; анафонима - вставка, исполняемая др. певчим или хором, к-рые поют конец песнопения или кратиму; аллагма - изменение распева (напр., «наложение» др. гласа); эпиволи (наложение), когда мелург включает в более раннее сочинение собственный дополнительный раздел или украшенную версию раннего произведения; парекволи - способ преобразования, к-рый почти совпадает с эпиволи; пролог - начальная вводная мелодия; катавасия или омония (ὁμόνοια) - добавление кратимы к уже имеющейся кратиме.

На основании этих характерных черт можно говорить о сложении жанра М. уже в нач. XIV в., что следует, напр., из содержания певч. рукописи 1336 г. Athen. Bibl. Nat. 2458, в к-рой отразился процесс эволюции от простых сочинений к особо искусным, новаторским. Это как произведения на тексты псалмов - аниксандарии, «Блажен муж», прокимны (дохи), полиелеи, непорочны, др. псалмовые стихи, напр. «Всякое дыхание» перед чтением Евангелия на утрене, так и сочинения на гимнографические тексты, из к-рых весьма характерный случай - 15-сложники разнообразного содержания (богородичны, покаянны (κατανυκτικά), заупокойные песнопения, троичны и др.), а также множество самогласнов на Господские и Богородичные праздники и дни памяти святых.

Первыми авторами М. считаются Фока Филадельфийский, мон. Герман, Николай Авасиот, Николай Кловас, Михаил Падзадос, Николай Кабанис, Симеон Псиридзис, Никифор Ифик и др., время деятельности к-рых приходится на кон. XIII - нач. XIV в. После них и прп. Иоанна Кукузеля, неоднократно украшавшего их сочинения (в его творчестве есть и собственные произведения), авторами М. были такие известные мелурги, как Иоанн Глика, Ксен Коронис, Мануил Хрисаф, а в поствизант. период - протопсалт Великой ц. Панайотис Хрисаф Новый († 1685), Герман, митр. Нов. Патр, свящ. и номофилакс Баласис (оба - 2-я пол. XVII в.), протопсалт Великой ц. Иоанн Трапезундский († 1770), лампадарий Петр Пелопоннесский († 1778), протопсалт Великой ц. Даниил († 1789). Нек-рые из вышеперечисленных мелургов известны как авторы не только мелодий, но и поэтических текстов М.

Первоначально М. записывали в Пападики, впосл. сформировались особые певческие книги, содержащие М.,- Калофонические Стихирари, или Матиматарии (один из самых ранних - кодекс Ath. Iver. 1006, написанный в 1431 Давидом Редестским). Псалмовые стихи в XVIII - нач. XIX в. продолжали помещать преимущественно в Пападики (Анфологии Пападики), а калофонические стихиры - в Матиматарии. Икосы Акафиста в стиле М. были собраны в др. типе рукописи - Икиматарии, или Акафисте (Οἰκηματάριον, ᾿Ακάθιστος ῞Υμνος).

Бóльшая часть М. переведена из древней симиографии в нотацию Нового метода хартофилаксом Великой ц. Хурмузием (в Афинской национальной б-ке сохранилось ок. 10 его рукописей, не опубл.), тем не менее в XIX в. были и мелурги, продолжавшие сочинять произведения в старой традиции. «Экзегезисы» («истолкования») многих М. были сделаны и другим учителем Нового метода - протопсалтом Григорием (Ɨ 1821), а позднее святогорскими мелургами иеромонахами Матфеем Ватопедским, Николаем Дохиаритом и Иоасафом Дионисиатом. Согласно новейшим исследованиям, Хурмузий был знаком с «экзегезисами» Григория (к-рые были сделаны несколько ранее) и следовал им, «истолковывая» М., записанные более ранней нотацией.

Лишь небольшая часть (ок. 50) этих произведений была издана в 1851 г. в К-поле в 3-м томе «Пандектов» (Πανδέκτη τῆς ἱερᾶς ἐκκλησιαστικῆς ὑμνωδίας τοῦ ὅλου ἐνιαυτοῦ), поскольку в этом не было литургической необходимости. Однако М. имеют не только богослужебное употребление (по причине их большой продолжительности часто они не могут петься во время службы), но представляют собой наиболее искусные произведения греч. певческого искусства.

Примечательно, что нек-рые из М., исполняемые в особых случаях, напр. наиболее пространно распетое песнопение Иоанна Кукузеля «Свыше пророцы» (поется во время облачения архиерея на солее в конце утрени), были сокращены позднейшими музыкантами для исполнения в более краткий промежуток времени.

В наст. время готовится издание аудиозаписи всех М. 3-го тома «Музыкальных пандектов» 1851 г. в исполнении лучших псалтов и хоров, по 2 версии для каждого произведения, с приложением эссе о них с целью научного освоения этого певч. материала, являющегося одним из высших достижений греч. муз. искусства за последние 7-8 столетий.

Лит.: Στάθης. ᾿Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. 1979, 19984.
Э. Яннопулос
Ключевые слова:
Церковная музыка Матима, в греческом церковной музыке пространное искусное музыкальное произведение на текст псалмового стиха, стихиры-самогласна, икосов Акафиста, подобна, кондака, отпустительного тропаря и др.
См.также:
АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог
АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - см. Нотация, Пометы, Сольмизация
АЛЬБАНОВ Александр Иванович († 1896?) , автор церковных песнопений, регент архиерейского хора
АНАСТАСИМАТАРИЙ вид греч. певч. книги