Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛАУЗУЛА
35, С. 338-340 опубликовано: 12 марта 2019г.


КЛАУЗУЛА

[лат. clausula, букв.- окончание, завершение], многозначный муз. термин, применяемый преимущественно по отношению к многоголосной западноевроп. музыке ср. веков и эпохи Возрождения. Выделяются 2 основных значения термина: вид композиции на cantus firmus (категория формы) и заключительный мелодический оборот (категория гармонии).

Пример 1. Клаузула «[Vir]go» (фрагмент; по ркп. Laurent. Plut. 29.1. Fol. 11, XIII в.)
Пример 1. Клаузула «[Vir]go» (фрагмент; по ркп. Laurent. Plut. 29.1. Fol. 11, XIII в.)

Пример 1. Клаузула «[Vir]go» (фрагмент; по ркп. Laurent. Plut. 29.1. Fol. 11, XIII в.)

Как категория формы К.- специфическая форма многоголосной музыки школы Нотр-Дам (60-е гг. XII - нач. XIII в.; совр. исследователи включают ее в понятие «Ars antiqua»; см. также в ст. Франция, разд. «Церковная музыка»); с т. зр. техники композиции - фрагмент традиц. мелодии (cantus firmus) григорианского пения (иногда на один слог текста, напр.: [Vir]go), к-рый гармонизован 1, 2 или (редко) 3 «органальными» (см. в ст. Органум) голосами. В типичном случае К. писали на слово «Domino» в «Benedicamus Domino - Deo gratias» (формульном стихе (versiculum), заключавшем все службы католич. оффиция), а также на мелизматические разделы песнопений мессы (как правило, ее проприя, напр., градуалов «Haec dies» и «Viderunt omnes»). Все голоса К. (в отличие от мелизматического органума и копулы, где ритм либо нотирован частично, либо не выписан вовсе) зафиксированы на письме графемами в системе модальной нотации и организованы по законам ритмических модусов; по этой причине о К. говорят как о разновидности «метризованного органума».

Ритмическое оформление многих К. напоминает более ранние дисканты: главный голос (cantus firmus) изложен относительно мелкими длительностями, а органальный голос сочинен в технике «нота-против-ноты» (punctum contra punctum, отсюда позднейший термин «контрапункт») или 2-3 ноты против одной (см. пример 1).

Пример 2. «Обмен голосов» в клаузуле «Benedicamus Domino» (Благословим Господа) (фрагмент; по ркп. Laurent. Plut. 29.1. Fol. 40v)
Пример 2. «Обмен голосов» в клаузуле «Benedicamus Domino» (Благословим Господа) (фрагмент; по ркп. Laurent. Plut. 29.1. Fol. 40v)

Пример 2. «Обмен голосов» в клаузуле «Benedicamus Domino» (Благословим Господа) (фрагмент; по ркп. Laurent. Plut. 29.1. Fol. 40v)

При этом из оригинальной монодии композитор нередко вычленял отдельные мелодические фразы или наиболее выразительные ходы и повторял такие фразы по своему вкусу. В 3- и 4-голосных К. характерно использование т. н. обмена голосов (нем. Stimmtausch). Технически это означает 2-голосный контрапункт, в к-ром одну и ту же небольшую мелодическую фразу исполняют по очереди 2 разных голоса соседней тесситуры, напр. кантус и дуплум (см. пример 2).

В нек-рых К. cantus firmus выдержан в (иногда очень) крупных длительностях, над ним «сооружаются» органальные голоса, образующие протяженные мелодические фразы. Этот стиль в совр. музыковедческой лит-ре получил нем. название Halteton (выдержанный звук).

В средневек. рукописях К., записанные в виде «законченных» пьес, исчисляются сотнями. В ходе богослужения такие К. можно было произвольно подставлять «по тексту» на соответствующие места, украшая (и удлиняя) службу. Невиданную прежде роскошь муз. оформления службы в соборе Нотр-Дам-де-Пари в XIII в. обеспечивало чередование монодических песнопений (cantus plani) и разного вида многоголосных вставок (составная композиция сюитного типа), из к-рых «кульминационной» (технически наиболее сложной), несомненно, была К.

Появлением К. отмечено возрастание роли собственно муз. компонента в западноевроп. богослужении, значительное расширение спектра муз. выразительности используемых в нем песнопений (напр., с помощью техники Halteton, где один слог текста растягивался на десятки «тактов», или путем расчленения оригинальной мелодии и повтора в теноре К. ее сегментов). Из подтекстовки верхних голосов в К. возник новый изысканный жанр профессиональной музыки Ars antiqua - (политекстовый) мотет.

Пример 3. Клаузула Франческо Ландини (XIV в.)
Пример 3. Клаузула Франческо Ландини (XIV в.)

Пример 3. Клаузула Франческо Ландини (XIV в.)

Как категория гармонии термин «clausula» (иногда clausura) характеризует заключительный мелодический (как правило, формульный) оборот (каденцию) в старинной многоголосной музыке. В трактатах средневековья, Возрождения и барокко (вплоть до 30-х гг. XVIII в.), где многоголосие рассматривалось как сложение мелодически равнозначных голосов, К. описывали как совокупность мелодических оборотов в разных голосах (т. н. голосовые К., или каденции); отсюда оригинальные термины «клаузула дисканта», «теноровая клаузула», «басовая клаузула» (clausula discanti, tenoris, bassi) и т. п. Поскольку голоса полифонического целого по определению функционально взаимозаменяемы, они могли выполнять несвойственные им формульные ходы; отсюда родились неологизмы, напр., «дискантирующая» (cantizans), «альтирующая» (altizans), «тенорирующая» (tenorizans) К. баса. К. систематизировали также и по др. критериям, напр., по степени их значимости для избранного лада. Так, в нем. теории кон. XVI - 1-й пол. XVII в. К. на 1-й ступени лада называлась «первичной» (primaria, т. е. самая весомая и значимая), на 5-й - «вторичной» (secundaria, т. е. второстепенная), на 3-й - «третичной» (tertiaria, наименее значимая для данного лада).

Термины «клаузула» и «каденция» нередко употребляются - как в старинных источниках (с кон. XV в.), так и в совр. научных исследованиях - синонимически. Этос К. (как и этос каденции) издавна описывался как спад (сонантного) напряжения, завершающийся разрядкой. Согласно «Определителю музыки» (ок. 1474) Иоанна Тинкториса, «клаузула - это небольшой раздел в каком-либо голосе (многоголосной) композиции, завершение которого являет полный покой и попадает на (начало) перфекции» (упрощенно - на сильную долю такта; см. изд.: Tinctoris J. Terminorum musicae diffinitorium. Treviso, 1495. Kassel, 1983r. S. 13; в трактовке Р. Л. Поспеловой «перфекция» здесь - совершенный консонанс квинтоктавы (соединение октавы, квинты и кварты) в положении ультимы (последнего созвучия) каденции). При этом термин «каденция» может употребляться вместо термина «клаузула» почти всегда, независимо от музыкального склада и фактуры. Напр., выражение «каденция Ландини» (типичная формула, которая встречалась еще до Франческо Ландини (Ландино; XIV в.), в т. ч. в церковной музыке; см. пример 3), характерность к-рой сообщает ход на терцию вниз от финалиса (здесь - d), а затем возвращение к нему скачком, допустимо вместо «клаузула Ландини», но не наоборот, поскольку во мн. случаях «каденция» подразумевает только гомофонно-гармонический склад (как напр., в словосочетаниях «автентическая каденция», «плагальная каденция»), по отношению к к-рому термин К. не применяется.

Изредка (у Цистерцианского анонима III (сер. XII в.; см. также ст. Анонимы), Жака Льежского (1-я треть XIV в.), Гильермо Деспуига (кон. XV в.) - см.: Lexicon musicum Latinum. Fasz. 5. Sp. 518-519) К. назывался также заключительный оборот в музыке монодического склада (напр., в григорианском хорале).

Др. значения термина: диапазон (или регистр) звукоряда и мелодический («горизонтальный») интервал, изредка встречающиеся в трактатах и записях музыки ср. веков и эпохи Возрождения, в наст. время не используются.

Лит.: Schmalzriedt S. Clausula // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie / Hrsg. v. H. H. Eggebrecht. Wiesbaden; Stuttg., 1974. Bd. 1. S. 1-6; Евдокимова Ю. К. Многоголосие cредневековья, X-XIV вв. // История полифонии. М., 1983. Вып. 1. С. 63-66, 304-310; Clausula // Lexicon musicum Latinum Medii Aevi / Hrsg. v. M. Bernhard. Münch., 2001. Fasz. 5. Sp. 517-519; Поспелова Р. Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса / МГК. М., 2009. С. 592, 613.
С. Н. Лебедев
Ключевые слова:
Музыка Западноевропейская Клаузула, многозначный муз. термин, применяемый преимущественно по отношению к многоголосной западноевроп. музыке ср. веков и эпохи Возрождения
См.также:
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА направление в западноевроп. музыке
КАНТАТА в западноевроп. музыке с XVII в. жанровое обозначение, относящееся к многочастным вокально-инструментальным сочинениям разного типа
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ период культурного подъема в Зап. Европе в кон. VIII - кон. IX в.
НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА [франко-фламандская школа], направление в зап. церковной музыке; ряд поколений композиторов, работавших во 2-й трети XV - кон. XVI в.