[греч. εἱρμός], краткое песнопение, поэтический и мелодический образец для тропарей гимнографического канона. Тропари канона совпадают с И. по числу слогов, делению на певч. строки и ударениям (такие же принципы соблюдаются при создании стихир и др. песнопений на подобен). И. предваряет каждую песнь канона и исполняется во мн. случаях как 1-й тропарь канона. По содержанию И. более тесно связан с текстом соответствующей библейской песни, чем тропари канона. Т. о., И. является связующим звеном между библейской песнью и тропарями канона, чем обычно объясняют значение этого термина, происходящего от греч. εἴρω - соединять, нанизывать.
И. присутствуют в началах канонов древнего иерусалимского Тропология VII-VIII вв., сохранившегося в груз. переводах (см. ст. Иадгари). В этом же сборнике встречаются каноны и без И.: до IX-X вв. мн. каноны не использовали И., к нек-рым из них И. были составлены позднее, напр. к Великому канону прп. Андрея Критского. Тропологий новой редакции IX-X вв. включает целый раздел, содержащий И.- Ирмологий. В Ирмологий нового Тропология помимо И. также вошли «ирмосы стихир» (т. е. образцы для пения циклов стихир-подобнов) и богородичны канонов при И. (употребление общих богородичнов для разных последований в целом характерно для правосл. богослужебной традиции, но в более поздних визант. богослужебных книгах такое употребление богородичнов в канонах не акцентируется). Т. о., в Ирмологии нового Тропология собраны образцы песнопений разных жанров.
В к-польской богослужебной традиции IX-X вв., в рамках к-рой начал формироваться полный корпус визант. богослужебных книг (Минея, Октоих, Триоди), написание значительного числа канонов закрепило за И. роль универсального образца для тропарей канона. И. или указание на И. стало обязательной принадлежностью канона в богослужебных книгах Студийского и Иерусалимского уставов. Пение И. хотя бы одного из канонов стало обязательной частью утрени и некоторых других служб. Исполнение после песни канона И. последнего из певшихся канонов или же И. канона ближайшего вел. праздника получило название катавасии.
Для канонов, первоначальные И. которых не соответствуют настрою и содержанию богослужебной памяти, были созданы дублирующие циклы И. (напр., дополнительные И. для канона Крестопоклонной недели Великого поста, составленного по образцу пасхальных И.).
В рукописной традиции, ориентированной на требования Студийского и Иерусалимского уставов, И. также называются 1-е тропари на блаженнах (в Октоихе, а также в праздничных богослужебных последованиях), что соответствует их универсальному употреблению в разных циклах соответствующих гласов.
Особенности истории формирования канона привели к возникновению неск. типов И., различающихся по содержанию: 1) И., составленные на основе одной из библейских песней или являющиеся выдержками из ее текста; 2) И., посвященные тому или иному празднику и не содержащие аллюзий на текст библейских песней. И. этого типа обычно начинают песни канонов великих праздников и являются по сути первыми тропарями соответствующих песней канона; 3) И. смешанного типа, содержащие праздничный и библейский элементы. И. с праздничным (и отчасти со смешанным) содержанием зачастую имеют раннее происхождение, будучи составленными вместе с соответствующими праздничными канонами. На это указывает то, что первые буквы этих И. часто входят в акростих канона.