Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВОСТОЧНЫ
9, С. 484 опубликовано: 27 июля 2010г.


ВОСТОЧНЫ

[греч. ἀνατολικά; слав.  ], наименование нек-рых стихир из воскресных последований Октоиха (в каждом гласе 4 стихиры на «Господи, воззвах» на великой вечерне и 4 стихиры на хвалитех на утрене, в обоих случаях это 2-е группы стихир). В. предваряются группами т. н. воскресных стихир (см. ст. Воскресен); и те и другие посвящены Воскресению Иисуса Христа. Наименование «В.» объясняется, по всей видимости, их сиро-палестинским происхождением (Сирия и Палестина входили в состав рим. провинции Восток); высказывались также предположения о связи этого наименования с одним из имен Христа - Восток (Hannick. P. 44). Хотя в гимнографических рукописях В. встречаются с кон. IX в. (Ibid. P. 45), в древнейших редакциях Студийского устава В. не указываются. В пользу понимания термина «В.» как указания на палестинское происхождение стихир говорит то обстоятельство, что они появляются в рукописях, отражающих не чистую к-польскую, а т. н. периферийную практику, где к к-польской основе прибавлены элементы палестинского или егип. происхождения. В таких рукописях (синайских, южноиталийских, древнейших слав.) В. образуют цикл, называемый иногда (напр., в ркп. Sin. Gr. 795, XIII в.) циклом «иных восьмидесяти стихир» (в совр. книгах количество В. равняется 64 - по 8 в воскресном последовании каждого гласа, но в древних рукописях свои В. имеются еще и на вечернях в недели вечером) (Ibid. P. 46-47). Окончательно пение В. на воскресном всенощном бдении утвердилось с переходом на Иерусалимский устав, однако и по этому уставу при совпадении памятей почитаемых святых с воскресным днем В. могут частично или полностью опускаться.

В церковнослав. богослужебных книгах при переводе греч. термина ἀνατολικόν вместо слова   нередко использовалось слово  , что привело к путанице, т. к. словами  ,   обозначаются не только В., но и песнопения, написанные гимнографами с именем Анатолий (греч. ᾿Ανατολίου (Анатолия); это имя носили следующие песнописцы: патриарх К-польский (458 г.), студийский гимнограф (2-я пол. VIII в.), архиеп. Фессалоникийский (кон. IX в.)).

Лит.: Hannick C. Le texte de l'Oktoechos // Dimanche: Office selon les huit tons. Chevetogne, 1968. P. 37-60. (La prière des Églises de rite byzantin; 3); Szövérffy. Hymnography. P. 106, 233, 275-278, 308.
Ключевые слова:
Октоих, литургическая книга православной Церкви, содержащая песнопения седмичного богослужебного круга. Основным принципом организации сборника является систематизация гимнографии по 8 гласовым группам, чем и обусловлено название сборника Литургика. Основные понятия Гимнографические жанры Восточны, наименование некоторых стихир из воскресных последований Октоиха
См.также:
ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха
«ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов
ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии
ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме
ДОГМАТИК один из видов богородичнов Октоиха
ОКТОИХ литургическая книга православной Церкви, содержащая песнопения седмичного богослужебного круга
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода