[санскр. - последователи Дхармагупты, или защищающие дхарму], ответвление буддийской школы махишасаки, одной из 3 основных школьных ветвей традиц. буддизма (наряду со стхавиравадой и махасангхикой). Раскол произошел в кон. III в. до Р. Х. и восходил, по мнению нек-рых исследователей, к конфликту в жизни общины. Вопреки основной группе махишасаков, считавшей, что Будда принадлежит к монашеской общине (сангха) и, следов., дары общине приносят дарителю религ. заслугу (пунья), раскольники настаивали на том, что Будда «трансцендентен» общине, а потому заслугу дарителю дает только дар Будде, тогда как дар общине для дальнейшего духовного роста жертвователя бесполезен. Основателем новой школы стал мон. Дхармагупта. Он и его ученики провозгласили высшим авторитетом одного из ближайших учеников Будды - Маудгальяяну (Моггаллану). Родиной Д. считают сев.-зап. Индию. Расцвет школы приходился на кушанский период инд. истории, т. е. на I-III вв. по Р. Х., ее мон-ри возводились тогда не только на северо-западе и в Афганистане, но и в Центр. Азии.
Д. принадлежал канон текстов, включавший Виная-питаку, Дхарма-питаку (тематически соответствовала Сутта-питаке Палийского канона тхеравадинов - наиболее известна, в частности, Диргха-агама, соответствовавшая Дигха-никае), а также Дхарани-питаку (Корзина магических формул), Бодхисаттва-питаку и Шарипутра-абхидхарма-питаку, к-рую можно рассматривать в качестве и систематического трактата, и учебного пособия.
Пункты расхождения Д. с др. участниками раннебуддийского философского клуба и ее конкретные доктрины восстанавливаются по сарвастивадинской «Махавибхаше» (I-II вв.). Так, с саутрантиками-дарштантиками приверженцы Д. солидаризировались, считая «сверхсилы» (бала) отдельным дхармическим началом, вопреки стхавиравадинам и сарвастивадинам, негативно относившимся, в оккамовском духе, к «умножению сущностей без необходимости». последователи Д. были в согласии с махасангхиками и стхавиравадинами, отвергая допускаемое сарвастивадинами, ватсипутриями и последователями нек-рых др. школ «промежуточное состояние» (антарабхава) в перевоплощении (между смертью существа А и рождением существа В), с махасангхиками совпадали в допущении субтильной материи (авиджняптирупа) наряду с основными группами скандх. Д. предлагала считать, что рождение, пребывание и умирание дхарм являются обусловленными (самскрита), в то время как сама преходящесть всего сущего может быть только безусловной (Махавибхаша I 6. 1).
В одном важном пункте Д. была едина с махишасакой, полагая, что даже скромные «сверхспособности» (абхиджня), напр. телепатические, недоступны небуддистам, в противовес более «экуменическим» школам - сарвастиваде и ватсипутрии,- допускавшим отдельные оккультные достижения и за пределами буддизма.