[араб. (ад-дуруз), (ад-дурузийа), ед. ч. (ад-дурзи); самоназвания: (аль-муваххидун) - исповедующие единобожие; (ахль ат-таухид) - люди единобожия], замкнутая этноконфессиональная общность, сформировавшаяся в нач. XI в. в среде егип. шиитов-исмаилитов.
Учение Д. возникло в Каире в последние годы правления 6-го халифа из династии Фатимидов аль-Хакима (996-1021), отличавшегося жестоким и эксцентричным характером. Ок. 1009 г. его поступки стали объяснять тем, что он является земным воплощением Аллаха; в 1017 г. (начало календаря Д.) с проповедью о божественности аль-Хакима публично выступили неск. выходцев из Ирана: Мухаммад ад-Дарази, к-рого не приняли в Египте и к-рый вскоре перенес проповедь в Сирию и Ливан, Хамза ибн Али, везир аль-Хакима, и Хасан аль-Ахрам. Сведения об отношении халифа к проповеди крайне противоречивы: нек-рые источники утверждают, что он ее инициировал или по крайней мере поддерживал проповедников, другие - что он преследовал их как вероотступников. В 1018 г., через 8 дней после начала проповеди, был убит Хасан аль-Ахрам, в 1019 г.- Мухаммад ад-Дарази, эпоним Д., хотя они считают связь с его именем неприемлемой, а его самого - отступником, исказившим первоначальный смысл учения аль-Хакима. Фактическим организатором и главой общины стал Хамза ибн Али. В февр. 1021 г. аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах (по-видимому, был убит по указанию сестры, считавшей его неуравновешенность угрозой дальнейшему правлению династии), и среди Д. утвердилась вера в его грядущее пришествие. Д. подверглись гонениям и были вынуждены скрываться; вскоре большинство Д. оказались в горных районах Сирии и Ливана, где проповедовал и был убит ад-Дарази.
В средние века и Новое время друзская феодальная знать контролировала большую часть Горного Ливана, а при наиболее сильном друзском эмире Фахр ад-Дине II Маане (1590-1633) - и некоторые прилегающие районы Сирии. В нач. XVIII в. в результате кровавой междоусобицы часть друзских феодалов вместе с зависимыми крестьянами переселилась из Ливана в горы к югу от Дамаска, к-рые стали называться Джебель-Друз (горы Д.; в 1921 эта территория получила от Лиги Наций статус автономии). В XIX-XX вв. Д. неоднократно выступали против османских властей, имели крупные вооруженные столкновения с ливан. маронитами (см. в ст. Друзско-маронитский конфликт), участвовали в борьбе против франц. мандата над Сирией и Ливаном (1920-1943). После обретения Ливаном независимости Д. стали костяком созданной в 1949 г. Прогрессивно-социалистической партии. Во время гражданской войны между мусульманами и христианами в Ливане (1975-1990) эта партия возглавила т. н. Национально-освободительные силы, целью к-рых было полное или частичное уничтожение христ. населения страны.
. Священными текстами Д. являются «Послания мудрости» (Расаиль аль-хикма). Более 100 экз. этих рукописных трактатов хранится в С.-Петербургском филиале Ин-та востоковедения РАН. Первые 14 из них, связываемые преданием с именами Хамзы и аль-Хакима и составляющие ядро учения Д., опубликованы (Раса 'ил ал-хикма I-XIV («Послания мудрости» I-XIV): Из друзских рукописей СПбФ ИВ РАН (А 173) / Предисл., избр. пер., глоссарий: М. А. Родионов; исслед.: В. В. Полосин, М. А. Родионов. СПб., 1995. (Памятники культуры Востока: С.-Петербургская научная серия; 1)). Существует т. н. Друзский катехизис ( ).
Главным положением своей религии Д., как и мусульмане, считают таухид (единобожие). Первопричиной мироздания является бог (Единый), к-рый не может иметь никаких определений. Во всей полноте бог воплощен в аль-Хакиме, но 5 его отдельных проявлений, в к-рые верят исмаилиты, в разные эпохи (эры) воплощались в разных людях. Эти 5 т. н. космических принципов соотносятся с 5 цветами, из к-рых состоит 5-конечная звезда - символ Д., и их флаг: зеленый цвет указывает на мировой разум (аль-акль), красный - на мировую душу (ан-нафс), желтый - на слово (аль-калима), синий - на предшествующее или причину, волеизъявление (ас-сабик), белый - на последующее или реализацию, следствие (ат-тали). Согласно друзской теории предопределенных исторических циклов, иудаизм, христианство и ислам не являются ложными религиями, но имеют смысл лишь как подготовительные этапы для постижения таухида. Так, в «эру Исы [мусульм. Иисуса.- Авт.]» 5 принципов воплотились соответственно во Христе и 4 евангелистах. Однако наиболее совершенные воплощения принципов произошли в «новую эру» (эру аль-Хакима) в лице 5 сменявших друг друга религ. лидеров Д. Первым из них (воплощением разума) является Хамза, сформулировавший 7 столпов друзской веры (морально-этические нормы): правдивость, взаимопомощь, отвержение др. религий, «уклонение от злых», признание воплощения бога в аль-Хакиме, приятие всех действий бога (аль-Хакима), полное повиновение богу. Воплощением 5-го принципа Д. считают Баха ад-Дина аль-Муктану, известного своими писаниями, в частности 2 письмами к визант. императорам Константину VIII (1025-1028) и Михаилу IV (1034-1041), где он пытается доказать, что почитаемый ими Христос вновь явился в лице Хамзы. Д. ожидают 2-го пришествия аль-Хакима, которое, по их мнению, ознаменует торжество таухида и переход власти над миром к их общине. Принципиальным положением является вера в переселение душ. Д. не принимают традиц. исламскую трактовку воздаяния вечным райским блаженством или адскими муками, которые понимают как достижение или недостижение совершенства, заключающегося в прекращении реинкарнаций и соединении с божеством.
Поскольку Д. считают, что количество душ постоянно, а души умерших Д. вселяются только в тела рождающихся единоверцев, община закрыта для приема новых членов. За рядом исключений, этот запрет соблюдается с 1043 г., когда «закрылись врата проповеди», до наст. времени. Для социальной организации Д. характерно унаследованное от исмаилизма разделение на посвященных (уккаль, т. е. вразумленных) и непосвященных (джуххаль, т. е. неведающих), причем посвящаться могут лица обоего пола. Высшее духовное руководство Д. осуществляют т. н. совершенные (аджавид) во главе с учителем мудрости (шейх аль-акль). Догматическая лит-ра и уединенные культовые сооружения (хальва) доступны лишь посвященным, а основная масса Д. знакомится с нравственными основами веры и допускается лишь в специальные места собрания (маджлис); от иноверцев же друзское учение должно скрываться тщательнее, чем «след муравья, ступающего темной ночью по куску черного мрамора». Собрания Д. проходят по четвергам после захода солнца (поскольку проповедь друзского учения началась при заходе солнца в четверг 30 мая 1017). Основные праздники (общие с мусульманами): ид аль-адха (праздник жертвоприношения, см. ст. Курбан-байрам) и ашура (траур по шиитскому имаму аль-Хусайну). В отличие от мусульман у Д. отсутствуют пищевые ограничения и обрезание, запрещена полигамия, признается полное равноправие женщин с мужчинами. На протяжении всей истории Д., следуя принципу такийи (сокрытие веры в неблагоприятных обстоятельствах), часто выдавали себя за правоверных мусульман или христиан, иногда добровольно крестились. Д. всегда были земледельцами; ремеслом и торговлей до нач. ХХ в. они почти не занимались.
В наст. время свыше 400 тыс. Д. проживает в Сирии (Дамаск и обл. Хауран, Джебель-Друз (Эд-Дуруз)), ок. 300 тыс.- в Ливане (районы Шуф, Метн, Алей и др.), ок. 85 тыс.- в Израиле (В. и Зап. Галилея, район горы Кармель), ок. 15 тыс.- в Иордании (Амман, Эз-Зарка). Имеются большие друзские эмигрантские общины (всего свыше 80 тыс.), преимущественно в Сев. и Юж. Америке, Европе (прежде всего во Франции), Австралии и Зап. Африке. Периодические издания: (Druze bulletin, c 1958), Our Heritage (с 1980), Journal of Druze Studies (с 2000).