[греч. δικήριον - двухсвечник], светильник, состоящий из ручного подсвечника особой формы и 2 свечей, употребляемый за архиерейским богослужением вместе с трикирием.
По мнению А. Жакоба (Jacob A. Le chandelier a trios branches de l'évêque Pantoléon: A propos de l'inscription de Georges de Gallipoli // Bolletino della badia greca di Grottaferrata. 1999. Vol. 53. P. 187-199), употребление Д. и трикирия было введено в практику визант. архиерейского богослужения ок. XII в. Впервые Д. упоминается в «Ответах» знаменитого визант. канониста патриарха Феодора IV Вальсамона (1189-1195), к-рый, указывая на достоинство учительства в Церкви, к-рым обладают цари и патриархи, упоминает, что только они имеют право осенять народ с помощью Д. (PG. 138. Col. 1017).
Первоначально подсвечник с 2 свечами вместо одной, вероятно, использовался просто как более яркий; со временем Д. получил и символическое толкование. Так, блж. Симеон Солунский трактует его как указание на две природы Христа (PG. 155. Col. 293, 349, 721) и упоминает момент использования Д. в литургийном чине - архиерей осеняет им Евангелие перед началом пения Трисвятого (PG. 155. Col. 293, 721). В поздневизант. диатаксисах архиерейской литургии подробно описано использование Д. в этот момент службы: согласно диатаксису Димитрия Гемиста (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 305-306), совершив малый вход, патриарх или епископ кадит алтарь во время пения тропарей, а затем, взяв Д., творит им крест над Евангелием со словами из Пс 79. 15b - 16a (при начале пения Трисвятого эти же слова повторяются уже с осенением трикирием); согласно диатаксису XV в. из б-ки афонского Андреевского скита (Там же. Т. 1. С. 169), по окончании малого входа и пения тропаря архиерей трижды осеняет Д. св. престол.
В последующей традиции Д. одновременно с трикирием подается архиерею для большинства совершаемых им со свечами осенений народа и сослужащих (трикирий держится в правой руке, Д.- в левой). Как самостоятельный литургический предмет Д. используется сразу после малого входа. В совр. рус. практике на малом входе в алтарь епископ принимает кадило и Д. и в сопровождении диакона с трикирием совершает каждение алтаря и иконостаса. Перед началом пения Трисвятого диакон поставляет на напрестольное Евангелие Д.; при пении Трисвятого во 2-й раз архиерей осеняет Д. Евангелие, а после пения Трисвятого в 3-й раз он, держа в левой руке напрестольный крест, а в правой - Д., благословляет ими народ со словами из Пс 79. 15b - 16a. В совр. греч. практике архиерейское каждение после малого входа совершается епископом с посохом, а не Д., тогда как Д. и трикирий держат диаконы (в совр. рус. практике такой порядок соблюдается при патриаршей службе); вслед за осенением Евангелия Д. в начале Трисвятого архиерей осеняет Евангелие трикирием, а затем народ - Д. и трикирием.
Концы свечей у Д. в старину обычно соединялись вместе - так, чтобы образовывалось единое яркое пламя (впрочем, известно немало изображений Д. XVII-XIX вв. со стоящими прямо и не соединенными вместе свечами); позднейшая практика предпочитает перекрещенные свечи с направленными в разные стороны концами; в совр. греч. традиции принято также украшать Д. и трикирий лентами с монограммой Альфа и Омега.