[санскр. - взгляд, видение, т. зр., доктрина и др.], одно из важнейших понятий в религии и философии Индии. Слово «Д.» происходит от санскр. глагольного корня , имеющего широкий спектр значений: «видеть», «являть», «познавать», «изучать» и др. В религиозно-философском контексте оно чаще всего употребляется в 2 смыслах. В первом значении Д. как манифестация сакрального в индуизме (особенно в движениях бхакти) и др. религиях является основной целью в повседневной религ. практике адепта. Д. здесь - это лицезрение адептом образа того или иного божества, святого или гуру в храме, во время медитации или паломничества к святым местам. Д. понимается как мистический акт милости и благодати со стороны божества, вознаграждающего адепта за его преданность и усердие. Во втором значении это слово связано с возникновением и оформлением в Индии систематизированного философского знания. Термином «Д.» определяются различные религиозно-философские системы, зарождавшиеся в Индии начиная с сер. I тыс. до Р. Х. В этот период «брожения умов» в оппозиции к консервативному догматическому брахманизму выступили новые «еретические» учения, такие как буддизм, джайнизм, адживика, локаята и др., их приверженцы использовали логику и рационалистический метод для отстаивания своих взглядов в диспутах. В рамках традиц. религии образовались свои философские школы, применявшие критический анализ для обоснования веры. Все религиозно-философские школы классифицируются по формальному принципу различного отношения к основным постулатам брахманизма и к Ведам: те, что признают их авторитет и опираются на них в своих теоретических построениях, считаются в индуизме ортодоксальными и называются астика; школы, не признающие сакральный статус Вед, именуются «настика» (букв.- нигилист), неортодоксальными.
Существует 6 ортодоксальных Д., к-рые традиционно подразделяются на пары. Школа ньяя занимается формальной логикой и семантикой, тесно связана с вайшешикой, рассматривающей вопросы натурфилософии. Санкхья, система онтологического дуализма, составляет теоретический базис для йоги - практического осуществления интеграции материи и духа. Миманса и веданта - школы, занимающиеся ведической экзегезой, вопросами ритуала, метафизикой. Большинство Д. имеет классические базовые тексты - сутры или карики - сборники кратких изречений, закладывающие основу для развития данной школы и комментирующие их трактаты - шастры. Наиболее значительной в истории инд. религиозно-философской мысли и развивающейся до сих пор является Д. веданта, подразделившаяся на множество подшкол, зачастую ожесточенно споривших друг с другом. Все ортодоксальные Д. воспринимаются в индуизме не столько как противоборствующие направления, сколько как взаимодополняющие части единого целостного индуистского мировоззрения.